2009 1

Фотографическое искусство в Самаре в дореволюционный период.

Создать представление об облике города несколько веков назад, его жителях, укладе жизни позволяют гравюры, рисунки известных и неизвестных художников. Но воочию все это увидеть становится возможным только благодаря фотографии.
Датой рождения фотографии принято считать 7 января 1839 г., когда французский физик Д. Ф. Араго сообщил Парижской академии наук об изобретении художником и изобретателем Л. Ж. М. Дагером первого практически приемлемого способа фотографии, названного изобретателем «дагеротипией». Термин «фотография» был предложен английским астрономом Д. Гершелем 14 марта 1839 г., но, несмотря на повсеместное его употребление, он был узаконен лишь в 1878 г.

Проследить историю возникновения и развития фотографического дела в Самаре возможно по архивным документам. В 1851 г. в г. Самаре была открыта первая фотография, принадлежавшая шведскому подданному Оскару Якобсону1. Располагалась она на Алексеевской площади (ныне площадь Революции), в доме Головачева, в номерах Гордея Ушакова2.

В «Самарских губернских ведомостях» фотограф разместил рекламное объявление следующего содержания: «Якобсон, из Швеции, оптик и фотограф, сим честь имеет отрекомендовать себя, что он делает нижеследующие фотографические портреты: на бумаге, стекле и на клеенке. По новейше изобретенному способу, задачей которого есть в нескольких секундах, посредством химии и оптики, воспроизвесть всякого рода видимые предметы, и в особенности портреты (за сходство которых он ручается)»3. Публике предлагались портреты одиночные и групповые, гладкие и цветные, но самое главное — «не подвергающиеся влиянию погоды». Также всем желающим мастер готов был оказать услуги по обучению фотографическому искусству. В те времена фотографии были по карману далеко не всем, в некоторых семьях поход в фотосалон приравнивался к празднику.

Следующее упоминание об открытии фотографических заведений относится уже к 1866 г. Разрешения самарского губернатора и свидетельства на производство фотографических работ получили коллежский секретарь П. М. Панафидин и прусский подданный А. Бах. С этого времени ежегодно стали открываться новые фотозаведения: в 1867 г. — жены отставного штабс-капитана Е. Я. Гутовской, в 1868 г. — коллежского асессора Третьякова, дочери титулярного советника А. А. Златомрежевой, римского гражданина А. Ф. Александровского, в 1869 г. — свободного художника П. Зимулина4.

В июле 1880 г. свою фотомастерскую в Самаре открыл харьковский мещанин А. П. Васильев5. Он был профессиональным фотографом, участвовал во многих выставках. В 1889 г. был награжден золотой медалью за работы, представленные на Всероссийской выставке в Москве. В 1894 г. он открыл еще одну фотографию, так называемую «дешевую», для «простого люда».

Некоторыми самарскими фотосалонами владели женщины, в большинстве случаев унаследовав это достаточно доходное дело от мужей или братьев. Но одна из них, М. Аннаева, дочь известного самарского купца, сама неплохо освоила ремесло фотографа. Она открыла собственную фотографию и весьма успешно конкурировала со многими коллегами-мужчинами.

Быстро растущий интерес к данному виду деятельности сформировал определенное отношение к нему властей. Открытие, закрытие фотосалонов, их продажа, покупка и прочая деятельность, связанная с содержанием заведения, регламентировалась и подчинялась строгим правилам, тем же, что и деятельность типографий и литографий6.

Все фотопавильоны, устраиваемые как в собственных домах, так и в арендуемых, находились под надзором городского полицейского управления. Их работа могла быть прекращена, а в некоторых случаях изначально не дозволена, если полицмейстер обнаруживал противозаконное намерение. Так, витебскому мещанину Х. Я. Шевелеву в открытии в г. Самаре фотографического заведения было отказано. В своем рапорте самарскому губернатору полицмейстер объяснял это тем, что «еврей Шевелев по ремеслу скорняк, и в открытии помянутого заведения я предполагаю аферу, ибо он, Шевель, по получении разрешения, как имеющий уже занятие, может сдать вновь открытое заведение под своей фирмой другому лицу, поэтому я полагал бы открытие означенного заведения ему не дозволять»7.

Фотография достаточно быстро стала доходным ремеслом, что привело к ужесточению полицейского надзора за работой фотоателье. В соответствии с циркулярным предложением Министра внутренних дел Российской империи губернаторам надлежало предоставлять ежегодные отчеты о наличии фотографий на подведомственных им территориях. Во многом благодаря данным отчетам мы располагаем сведениями о фотографиях той поры8.

Каждый фотограф стремился превратить простой снимок в истинное произведение искусства. Снимок наклеивался на паспартуI, сзади на паспарту наклеивался «бланк» — лист, изготовленный типографским способом, в размер паспарту, с нанесенной на него обязательной информацией и всевозможными дополнительными изображениями. Кроме фамилии владельца, а также адреса ателье, на бланке непременно указывались награды самого фотографа; на многих из них значилось, что при желании клиента портрет может быть выполнен в натуральную величину. Для самого снимка был предназначен «фартук» — тонкий лист папиросной бумаги, приклеенный к верхней части бланка и закрывающий сам фотоснимок. Негативы хранились десять лет, так что повторный отпечаток мог быть сделан в любой момент.

Что касается размеров снимка, то портрет в натуральную величину не был пределом. Например, в 1886 г. Городская дума заказала фотографу А. П. Васильеву видовую фотографию Самары размером 3х4 метра. Ею был украшен летний зал Струковского сада, где проходил обед в честь 300-летия Самары. Цейсовская оптика, великолепное немецкое фотооборудование позволяли делать такие снимки очень качественными.

3 сентября 1899 г. был утвержден устав Самарского фотографического общества. Инициатором создания организации был потомственный почетный гражданин купец II-й гильдии П. Н. Арефьев. Самарское фотографическое общество было учреждено с целью «содействовать успехам фотографии, разработке и распространению художественных, научных и технических познаний, относящихся до фотографии и отраслей ее, оказывать поддержку и содействие развитию путешествий фотографов с научной и художественной целью»9.

8 октября 1899 г. было избрано правление общества, в состав которого вошли: председатель — П. Н. Арефьев, товарищ председателя — В. К. Плотников, члены правления — Н. И. Цвиленев, Д. Ю. Мориц, Г. М. Лойко, секретарь — В. В. Тейс, казначей — К. П. Головкин. Членами общества могли быть все, интересующиеся фотографией и уплачивающие взнос в размере 2 рублей единовременно и 5 рублей ежегодно.
В 1900 г. фотографическим обществом была устроена первая выставка произведений его членов10. На ней были представлены работы 60 авторов11. Обществом также были организованы курсы для начинающих фотографов12.

В начале XX в. количество самарских фотографов увеличилось, что, естественно, сказалось на качестве фотографий. Труд фотографа считался легким и прибыльным.

Первая Мировая война завершила «золотой век» самарской фотографии. Собственной фотохимической промышленности в России не существовало; оборудование, оптику, бумагу, химикаты ввозили из-за границы, преимущественно из Германии. Паспарту из бристольского картона заменила подложка из полукартона, вместо бланков появились надписи, сделанные способом выдавливания, и чернильные штампы. С 1915 г. фотография представляла собой обычный лист фотобумаги.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Центральный государственный архив Самарской области (ЦГА СО), ф. 352, оп. 3, д. 4, л. 53.
2. Самарские губернские ведомости. – 1858. – 5 июля.
3. Там же.
4. ЦГА СО, ф. 3, оп. 14, д. 75, л. 25 об.
5. Там же, оп. 115, д. 20, л. 19.
6. Там же, оп. 152, д. 2, л. 3 об.-4 об.
7. Там же, оп. 93, д. 14, л. 14.
8. Там же, оп. 14, д. 75, л. 22-22 об.
9. Там же, оп. 115, д. 3, л. 12.
10. Самарская газета. – 1900. – 9 апреля.
11 Там же. – 2 апреля.
12. Там же. – 16 октября.

I   Паспарту — подложка из высококачественного бристольского картона, с тиснением на лицевой стороне и золотым обрезом по краям.

Виктория Шестерикова,
начальник отдела использования архивных документов
ГУ СО «Центральный государственный архив Самарской области»