2009 1

Благотворительная деятельность Уфимского мусульманского дамского общества.

Реформа мусульманских учебных заведений конца XIX — начала ХХ в. внесла большие изменения в женское образование, которое приобрело светский характер. Многие представители национальной буржуазии на свои средства открывали школы для девочек, организовывали кружки, литературные вечера, экскурсии и другие благотворительные акции, стремясь пробудить интерес к овладению знаниями.

Получение и распространение знаний считалось одной из важных добродетелей мусульманина, и потому многие состоятельные люди передавали значительные средства на развитие образования. Женское образование не было исключением. Например, купец села Тастуба Златоустовского уезда Уфимской губернии Г. Хабибуллин, не имевший собственных детей, завещал свой дом на нужды школы для девочек1. Благотворитель г. Баку З. Тагиев для строительства в родной деревне школы для девочек пожертвовал 500 рублей2.

С. Джантурина. Сююмбике. – 1916. – № 24. – С. 396.

Немало усилий для развития образования прикладывали и сами женщины. Наибольшую известность получила благотворительная деятельность Суфии Джантуриной. В родной деревне Килем Уфимской губернии она на свои средства устроила школы для мальчиков и девочек, а также ткацкую мастерскую для девочек3. Вместе с уфимским купцом С. Назыровым они построили в г. Уфе трехэтажное здание для медресе «Галия», затратив на это 40 тысяч рублей4. Кроме того, С. Джантурина на нужды медресе завещала 15 тысяч рублей.
К началу ХХ в. с ростом числа благотворительных обществ и союзов по всей России менялось и облегчалось законодательное регулирование организации деятельности благотворительных организаций.

Основным законодательным актом были «Временные правила об обществах и союзах», принятые 4 марта 1906 г. Обществу предоставлялось право приобретать и отчуждать недвижимое имущество, образовывать капиталы, заключать договоры (в соответствии с целями общества), открывать учреждения и предприятия, устраивать различные мероприятия и проводить сбор пожертвований5.

Судя по сохранившимся документам, первое женское благотворительное общество было создано в Уфе и внесено в реестр обществ и союзов Уфимской губернии 12 декабря 1907 г. под названием «Уфимское мусульманское дамское общество»6.
Идея создания общества зародилась весной 1907 г.7 во время выпускных экзаменов в одной из школ для девочек г. Уфы. На экзамен по традиции собирались женщины и мужчины, поддерживающие морально и материально образованную молодежь. Они и решили придать благотворительной деятельности организованный характер.

Наиболее активно продвижением идеи создания дамского общества занимались представительницы дворянских семей, ставшие впоследствии его учредителями: С. Султанова, Ф. Басимова, М. Султанова, М.-П. Султанова, Г. Камалетдинова, С. Джантурина и З. Султанова8. Женщин поддерживали их мужья и представители духовенства. С помощью С. Джантурина, И. Султанова и Сабир хазрата Хусниева был составлен проект устава9.

В уставе значилось, что «Общество преследует цели культурно-просветительные, нравственно-воспитательные и трудовспомогательные. Для этого Общество открывает женские школы разных типов, заботится об улучшении постановки учебного и воспитательного дела, оказывает материальную поддержку учащим и учащимся, принимает меры к доставлению взрослым мусульманкам возможности получать внешкольное образование, как научное, так и профессиональное, открывает библиотеки и читальни, организует с надлежащего разрешения публичные лекции, обучение ремеслам и занятиям, устраивает мастерские, как показательные, так и промышленные, открывает дома трудолюбия, принимает на себя посредничество между предложением женского труда и спросом на него, борется с растлением нравов всеми легальными мерами, открывает лечебницы, амбулатории, приюты для девочек и т. п.»10.

Члены Общества разделялись на почетных, действительных, соревнователей и сотрудников. Почетными членами считались лица, сделавшие значительные, не менее 300 руб., пожертвования в пользу Общества или оказавшие ему не менее существенные услуги. Действительным членам полагалось ежегодно уплачивать не менее трех рублей или единовременно вносить не менее 100 руб. в фонд Общества. Соревнователи ежегодно вносили не менее одного рубля. Сотрудниками признавались лица, помогающие действительным членам и Обществу своей деятельностью11.

Всеми текущими делами Общества занималось правление, в которое входили почетные и действительные члены. Оно рассматривало прошения, принимало решения о назначении пособий, вело приходо-расходные книги и составляло годовые отчеты. Правление избиралось на общем собрании членов Общества.

На первом заседании Общества в начале января 1908 г.12 председателем была избрана Марьям Тимербулатовна Султанова, которая оставалась в этой должности вплоть до 1914 г.13 Секретарем была назначена Х. Давлеткильдеева.

На 1911 г. на попечении Уфимского дамского общества состояло шесть начальных женских медресе, где обучались 542 девочки, из которых 150 были сиротами14; на 1912 г. — пять начальных медресе с 430 учащимися15; а к 1914 г. — семь медресе с 517 ученицами16. Во всех учебных заведениях кроме общеобразовательных предметов преподавалось рукоделие, причем неимущим ученицам выдавались и необходимые для этого материалы. Эти девочки также обеспечивались одеждой и обувью. Всем ученицам школ, находившимся на попечении Общества, выдавались книги и прочие учебные принадлежности. Всего в 1911 г. было выдано 330 книг, кроме того, были обеспечены учебниками и тетрадями ученицы русско-башкирского двухклассного женского училища17.

При Обществе был открыт и приют для девочек-сирот. Согласно отчету в 1911 г. в приюте жили и обучались 1518; в 1912 г. — 1619 и в 1914 г. — 14 девочек20 от 7 до 15 лет. В отличие от обычных учениц, девочки из приюта обучались не только шитью одежды, но и изготовлению обуви из материи и кожи. За 1911 г. на содержание приюта по расходной книге Общества ушло 323 руб. 36 коп.21, за 1912 г. — 400 руб. 44 коп.22 и за 1914 г. — 527 руб. 92 коп.23

Развитие просвещения среди мусульманского населения и увеличение количества периодических изданий на родном языке вызвали необходимость открытия библиотек и читальных залов.

Первые попытки открыть библиотеку-читальню в Уфе были предприняты членами Уфимского мусульманского благотворительного общества, но отсутствие в его уставе соответствующей статьи препятствовало осуществлению данной идеи24.

Обязательство учредить библиотеку-читальню было внесено в Устав Уфимского мусульманского дамского общества. 3 марта 1910 г.25 «во флигеле дома муфти-хазрата» по Воскресенской улице Общество открыло библиотеку-читальню, но в связи с финансовыми проблемами библиотека поначалу не принимала посетителей. Официальное открытие первой мусульманской библиотеки-читальни г. Уфы состоялось 23 февраля 1914 г. в доме, находившемся в собственности Общества26.

Библиотека работала без выходных. Женщины могли посещать ее ежедневно с 14.00 до 16.00, кроме воскресенья; мужчины — с 19.00 до 22.00 и в воскресенье — целый день27.
К моменту открытия в библиотеке насчитывалось около 50028 книг. Во время церемонии открытия было собрано пожертвований в размере 43 руб.I, которые также были потрачены на приобретение книг, газет и журналов29.

Денежные средства, поступавшие в Общество, состояли из членских взносов; доходов от капиталов и имуществ Общества; пожертвований (членов общества, посторонних лиц и различных учреждений) как деньгами, так и движимым и недвижимым имуществомII; сбора по подписным листам и книжкам; публичного сбора и «сбора в кружки»; пособий от правительства и различных общественных учреждений; платы за слушание лекций, за учение и т. п.30 Были также пожертвования в виде продуктов питания, одежды и прочих необходимых вещей.

Пожертвования в пользу Общества поступали не только от лиц мусульманского вероисповедания, но и от русских купцов, даже от представителей других регионов.
К числу постоянных благотворителей Общества можно отнести троицкого купца М. Г. Яушева, который ежегодно выделял в пользу Общества определенное количество головных платков и разной материи.
Купцы и государственные деятели, прибывавшие в Уфу с различными делами, нередко оставляли Обществу свои пожертвования. Очевидно, сказывались обширные торговые связи уфимских купцов, под покровительством которых Общество находилось.
Все поступившие в Общество суммы разделялись на неприкосновенный, специальный, запасной и расходный капиталы. Неприкосновенный капитал формировался за счет поступлений, «сделанных при условии их неприкосновенности». Эти средства организация накапливала для получения прибыли, которую она впоследствии расходовала на реализацию уставных целей. Капитал, который образовывался из пожертвований с точно определенным назначением, носил название специального (в его составе был неприкосновенный капитал). Запасной капитал слагался из сумм, отчисленных по усмотрению общего собрания. Расходный капитал состоял из поступлений, не подлежащих перечислению в специальный и запасной капиталы31.

Таблица № 1

Поступления денежных средств Общества за отчетные 1911, 1912, 1914 гг.
1911 г. 1912 г. 1914 г.

 

 

1911 г.

1912 г.

1914 г.

1.

Остаток с текущего года

3317,66 руб.

39,7 %

1777,33 руб.

26,5 %

1080,92 руб.

16,5 %

2.

Запасной капитал процентными билетами

1000 руб.

11,9 %

1000 руб.

15 %

3.

Членские взносы

595 руб.

7,1 %

312 руб.

4,6 %

270 руб.

4 %

4.

Пособие от Уфимской городской управы

1400 руб.

16,7 %

1400 руб.

20,8 %

1000 руб.

15,1 %

5.

Пособие губернской земской управы

120 руб.

1,4 %

60 руб.

0,9 %

740 руб.

11,2 %

6.

Пособие Уфимского купеческого общества

50 руб.

0,6 %

50 руб.

0,8 %

7.

Пособие от Уфимского попечительства о бедных мусульманах

200 руб.

2,3 %

8.

От Мензелинского земства

75 руб.

1,1 %

9.

Проценты от капитала

108,54 руб.

1,2 %

52,12 руб.

0,8 %

10.

Проценты от Сибирского торгового банка

11,84 руб.

0,2 %

11.

Сборы по квитанционной книжке

28,3 руб.

0,3 %

289 руб.

4,3 %

12.

За правоучение в медресе

613,70 руб.

7,3 %

543,61 руб.

8,2 %

805,74 руб.

12,2 %

13.

Квартирный доход от квартир Общества

119 руб.

1,4 %

411,6 руб.

6,1 %

20 руб.

0,4 %

14.

Пожертвования от различных лиц

289,38 руб.

3,4 %

163,53 руб.

2,4 %

623,7 руб.

9,5 %

15.

Культурно-просветительские сеансы

187,99 руб.

2,2 %

571,51 руб.

8,5 %

1068,19 руб.

16,2 %

16.

Кружечный сбор

48,39 руб.

0,5 %

75,2 руб.

1,1 %

89,67 руб.

1,3 %

17.

От Лотореи-Аллегри

814,9 руб.

12,3 %

18.

Плата за содержание в пансионе девочек за 3 месяца

272 руб.

3,3%

 

Итого:

8349,96 руб.

6705,9 руб.

6599,96 руб.


Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1911 год. – Уфа, 1912. – 10 с.; Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1912 год. – Уфа, 1913. – 15 с.; Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1914 г. – Уфа, 1916. – 11 с.

Анализ таблицы показывает, что не вполне обосновано мнение, согласно которому государство никоим образом не помогало развитию мусульманского просвещения. Отчеты Общества свидетельствуют о значительных средствах, поступавших на его счет от Уфимской городской управы, которые использовались и на развитие женского образования.
В 1914 г. из семи школ для девочек, открытых Обществом, три школы находились в зданиях, являвшихся собственностью Общества. Четвертое здание школы достраивалось. Шесть школ находились на полном обеспечении Общества32, как и библиотека-читальня.
Женские благотворительные общества подобного типа в дальнейшем были учреждены и в других городах — Оренбурге, Баку, Санкт-Петербурге, Москве, Астрахани и т. д. Они сыграли большую роль в распространении просвещения среди женщин-татарок.
Ниже мы представляем прошение о пожертвовании средств на достройку женского медресе в г. Уфе, которое хранится в восточном секторе отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. Оно написано на бланке Уфимского дамского общества. Очевидно, это был черновой вариант, поскольку карандашом внесено множество исправлений и корректировок.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Ђл-ислах. – 1908. – № 22. – Б. 14.
2. Шунда ук.
3. Биктимирова Т. А. Ступени образования до Сорбонны. – Казань, 2003. – С. 20.
4. Суфия бикђ џђм анасы // Сљембикђ. – 1916. – № 23. – Б. 379.
5. Абросимова Е. А. История законодательного регулирования создания и деятельности российских благотворительных организаций // Правоведение. – 1992. – № 6. – С. 93.
6 Устав Уфимского мусульманского дамского общества. – Уфа, 1913. – 37 с.
7. Дђхили хђбђрлђр // Ђл-ислах. – 1908. – № 15. – Б. 8.
8. Устав Уфимского мусульманского... – С. 36.
9. Дђхили хђбђрлђр // Ђл-ислах. – 1908. – № 15. – Б. 8.
10. Устав Уфимского мусульманского... – С. 4.
11. Там же. – С. 8.
12. Дђхили хђбђрлђр // Ђл-ислах. – 1908. – № 19. – Б. 11.
13. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1914 г. – Уфа, 1916. – С. 3.
14. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1911 год. – Уфа, 1912. – С. 3.
15. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1912 год. – Уфа, 1913. – С. 4.
16. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1914 г. – Уфа, 1916. – С. 4.
17. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1911 год. – Уфа, 1912. – С. 3.
18. Там же.
19. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1912 год. – Уфа, 1913. – С. 11.
20. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1914 г. – Уфа, 1916. – С. 4.
21 Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1911 год. – Уфа, 1912. – С. 5.
22. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1912 год. – Уфа, 1913. – С. 11.
23. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1914 г. – Уфа, 1916. – С. 9.
24. Гомдђ. Уфада кыйрађтханђ // Тормыш. – 1914. – 26 февраль.
25. Уфа хђбђрлђре // Тормыш. – 1914. – 2 февраль.
26. Гомдђ. Књрс. хез.
27. Уфа хђбђрлђре // Тормыш. – 1914. – 2 февраль.
28. Шунда ук.
29. Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1914 г. – Уфа, 1916. – С. 7.
30. Устав Уфимского мусульманского... – С. 12.
31. Абросимова Е. А. Указ. соч. – С. 91.
32. Гомдђ. Књрс. хез.


Уфа шәһәрендәге кызлар мәдрәсәсен төзеп бетерү өчен ярдәм сорап язылган үтенечIII
1912 елIV.

Рамазан хаҗи илә Хәсән хаҗи Халитов галиҗәнабләренәV.
Милләтемезнең яртысы кыз вә хатынлардыр. Халкымызның дөньяда рәхәт торуы өчен ирләргә ни кадәр гыйлем вә мәгърифәт кирәк булса, кызларга да шул кадәр, бәлки артыграк, гыйлем вә мәгърифәтле булу лязимдер. Чөнки, бөтен милләтемезнең барлык балаларын тәрбия кылып үстерүчеләр шулардыр. Яхшы аналар гына яхшы балалар җитештерә алалар. Бу бер хакыйкатьтер. Моны берәү дә инкяр итә алмас. Хәлбуки һәр җирдә ирләргә дикъкать иткән кадәр кызларны тәрбиягә моңа кадәр дикъкать итмәделәр. Ирләргә махсус биек-биек мәктәп-мәдрәсәләр мәйданга чыкдыкы хәлдә кыз балаларга махсус бер мәдрәсә-мәктәп тә күп урында биная ителмидер.

Шуңа күрә дә, безләр Уфадагы ханымнар җәмгыяте иң әүвәл бу хәлгә төшенеп, Уфадагы кыз балаларны укытуга, тәрбия итүгә бар химаятебезне сарыф кылдык. Моңа кадәр кечкенә мәктәпләрдә вә кечек кенә фатирларда иптидаи вә рөшди сыйныфларда гүзәл мөнтазамVI программ илә алты-җиде йөз кыз балалар тәрбия күрәләр. Бу кадәр балаларның укулары, әлбәттә, файдалы вә әсәрле улдыкы күренеп торадыр. Җәмгыять бу кадәр яхшы эшне күрү илә чын ихлас вә чын иҗтиһадVII берлән Уфага гүзәл бер таш кызлар мәдрәсәсе бинәя итергә карар кылды. 1911 нче сәнәдә булачак мәдрәсәгә фундамент салып, ярты елдан бинәя иттерелмеш иде, ләкин фәкыйрьлек вә акча юклык сәбәпле бу хәер эш моңа кадәр тәмам булмый торадыр. Җәнабләреңезнең мондай изге эшләргә йөз-меңләп иганә кылдыкыңызы ишеттереп фәүкыльгадәVIII шатлана идек.

Шуңа күрә дә бу хосуста, әлбәттә, мәхрүм итмәссез, безем бу кадәр изге бер эшемезне тәмам иттереп бирергә иганә итерсез дия камил хөсне занIX илән бөтен Уфа ханымнары бай вә фәкыйрь кыз шәкертләре исеменнән үтенәмез. Бу урынга иганә иттереңез. Сезне милләт кыямәткә кадәр онытмаячак, әҗере мәңге үзеңезә барып торачакдыр. Мәдрәсәне тәмам итүгә 15 мең рублә кадәр кирәк буладыр. Мөмкин булмас микән, шуның өчен берсен булса да җибәрергә? ПарәңезнеX юлыккач теләсәгез газет вә матбугат аркылы, теләсәгез хосусый хат берлә тәшәккерXI итәр идек.

КДУ Н. И. Лобачевский исемендәге фәнни китапханәсенең Кулъязмалар һәм сирәк китаплар бүлеге, 1635-Т сакл. бер.

I В газете «Тормыш», очевидно, ошибочно указана сумма пожертвований, собранных во время церемонии открытия библиотеки-читальни, в размере 46 рублей (см.: Гомдә. Уфада кыйраәтханә // Тормыш. – 1914. – 26 февраль).
II 16 февраля 1911 г. дворянка М. Т. Султанова пожертвовала Обществу дом на Спасской улице г. Уфы и подарила одну швейную ножную машину (см.: Отчет Уфимского мусульманского дамского общества за 1911 год. – Уфа, 1912. – С. 10).
III Басмага тәкъдим ителгән үтенечнең кем кулыннан язылганы билгеле түгел. Фикер бирелеше һәм текстның эчтәлеге буенча әлеге хатны татар һәм рус телләрен яхшы белгән, димәк, тиешле белеме булган хатын-кыз язган дип әйтеп була. Билгеле булганча, татар дворяннары үз балаларын күбесенчә рус гимназияләрендә укытырга тырышканнар. Уфа мөселман ханымнар җәмгыятенең рәисәсе дворянка булганын һәм мондый эш белән күбрәк рәисләр шөгыльләнгәнен исәпкә алсак, әлеге үтенеч М. Т. Солтанова тарафыннан язылган дигән нәтиҗә ясап була (биредә һәм алга таба кереш мәкалә авторының аңлатмалары).
IV Документның язылу елы эчтәлегенә нигезләнеп билгеләнде.
V Карандаш белән язылган.
VI Мөнтазам — тәртипкә салынган.
VII Иҗтиһад — тырышлык.
VIII Фәүкылгадә — гадәттән тыш.
IX Хөсне зан — яхшы уйда булу.
X Парә — өлеш.
XI Тәшәккер — яхшылыкка каршы рәхмәт белдерү.


Публикацию подготовила
Алсу Зиннатуллина,
аспирантка Института истории им. Ш. Марджани АН РТ