2009 2

Поэт, издатель и золотопромышленник Закир Рамиев (К 150-летию со дня рождения)

 

  З. М. Рамиев. Г. Орск, 1877 г.
Будущий золотопромышленник, издатель и поэт Мухамметзакир (Закир) Мухаммедсадыкович Рамиев родился 23 ноября 1859 г. в с. Зирган Стерлитамакского уезда Оренбургской губернии в семье преуспевающего купца. Через три года семья переехала в с. Юлук Орского уезда той же губернии. В 1869 г. Мухаммедсадык Рамиев купил небольшой золотой прииск в 80 километрах севернее Юлука. Впоследствии он стал одним из самых успешных золотодобытчиков на юго-восточном Урале. К концу жизни имел около 20 шахт и приисков.
После завершения учебы в медресе г. Орска Закир Рамиев более года пробыл в Турции, посещал занятия в университете, общался с поэтами и писателями. Там он перевел несколько рассказов с турецкого и пробовал сочинять стихи. Позднее один из переведенных им рассказов был напечатан в журнале «Шура»1.
Первое стихотворение З. Рамиева «Калђмгђ хитаб» (Обращение к перу), напечатанное под псевдонимом Дэрдеменд, относится к 1906 г. Оно было опубликовано в газете «Казан мљхбире» (Казанский вестник). Последующие сочинения поэта печатались на страницах газеты «Вакыт» (Время) и журнала «Шура» (Совет). В 1910 г. на татарском языке вышла небольшая книжка Дэрдеменда для детей «Балалар љчен вак хикђялђр» (Небольшие рассказы для детей)2. Являясь крупным книжным издателем и обладателем хорошо оснащенной типографии, Дэрдеменд своих книг больше не издавал.

От многих поэтов-современников Дэрдеменд отличался высоким уровнем философско-образного мышления и утонченностью. Его произведениям свойственны образность, изящество слога, меткость сравнений. Благодаря изяществу мысли, Дэрдеменд достигает глубины обобщения даже в стихах, состоящих из нескольких строчек. Классический тому пример — этапное стихотворение «Кораб» (Корабль), состоящее из 12 строк. Г. Ибрагимов в 1913 г. в объемном очерке-исследовании «Татар шагыйрьләре» (Татарские поэты) писал: «Дэрдменд появился в мире татарской литературы на удивительном “Корабле”. [...] Вокруг сразу заговорили: “Вот на литературном небе [...] взошла новая звезда”. Потому что действительно все почувствовали новый дух — особую литературную культурность, мастерское владение пером, изящный стиль, афористичность. [...] Возьмем, к примеру, его стихи “Кораб”, “Без” (Мы), “Өметләр” (Надежды), “Бүзләрем мана алмадым” (Не сумел я окропить савана), “Бәллү” (Колыбельная). [...] Например, “Колыбельная”, вобравшая в себя все эти совершенства, занимает первое место в нашей печати красотой стиля и удивительной гармонией»3
З. М. Рамиев. Начало ХХ в.


Из-под пера поэта выходили исключительно классические произведения. Но их было немного. Стихи он писал только в редкие минуты душевного покоя. Первый более или менее полный сборник произведений поэта «Дәрдмәнд әсәрләре» (Произведения Дэрдеменда) был издан в Казани в 1929 г. Однако широкая общественность в то время не обратила должного внимания на выход книги «одного из буржуев из татар»4. Второй сборник «Сайланма әсәрләр» (Избранные произведения) вышел в свет уже в период хрущевской «оттепели» в 1959 г. и имел положительный резонанс. В том же году отмечался 100-летний юбилей поэта.

В 1970 г. усилиями двух известных поэтов С. Хакима и Р. Хариса была издана часть стихотворений Дэрдеменда на русском языке «Стихи». А через десять лет вышел третий сборник стихов «Исђ ќиллђр» (Веют ветры). В 2000 г. Р. Харис выпустил сборник избранных стихов поэта на татарском и русском языках «Агарган кыл — Поседевшая струна». Стихотворения Дэрдеменда также включены во все антологии татарской поэзии, изданные в Татарстане, и в том № 38 (102) «Библиотека всемирной литературы», изданный в Москве в 1977 г.

Как успешные золотодобытчики, открывшие немало новых месторождений, братья Рамиевы принимали участие во многих промышленных проектах России, бывали за рубежом на различных выставках, в деловых поездках. Закир Рамиев активно участвовал в общественной жизни Оренбурга и обширной губернии. Несколько раз избирался в Городскую думу, был членом губернского бюро кадетской партии. В 1906 г. он избирался депутатом в I Государственную думу от Оренбургской губернии, состоял в мусульманской фракции. С конца XIX в. братья Рамиевы активно участвовали в создании национальных школ на местах, обеспечении их хорошими учителями. В поселках и селах большинства приисков их жены организовывали школы, кружки рукоделия для девочек. В большинстве сел создавались библиотеки.

Жена З. М. Рамиева Махубджамал Рамиева. Оренбург, 1905 г.
Закир Рамиев входил в состав бюро Оренбургского мусульманского благотворительного общества «Жђмгыяте хђйрия», с 1912 г. возглавлял Общество помощи нуждающимся учителям и шакирдам губернии. Дочь поэта Зайнап Рамиева-Валиева в 1910-е гг. входила в руководство Оренбургского мусульманского женского общества5. Братья Рамиевы часто оказывали единовременную денежную помощь крупным медресе, были членами попечительского совета медресе «Хусаиния».

Рамиевы были активными участниками национального движения в России. Выступали за равноправие татар, башкир и других народов с титульным населением страны. Принимали участие в создании партии «Иттифак аль-муслимин» (Союз мусульман). З. Рамиев участвовал в работе второго подготовительного закрытого съезда в Санкт-Петербурге в январе 1906 г. После февральских событий 1917 г. он участвовал во Втором Всероссийском съезде мусульман, где был избран членом Назарята (министерства) финансов будущего временного национального правительства.

Мечтой братьев было издание газеты на родном языке. Г. Ибрагимов в 1922 г. писал: «Рашид кадий (Ибрагимов), Хади Максуди, золотодобытчики Рамиевы [...] лелеяли идею создать одну газету под каким-нибудь названием. Но самодержавие не давало на это разрешения»6.

В начале февраля 1906 г. Рамиевы получили разрешение на издание газеты «Вакыт» (Время). Закир Рамиев был издателем, на пост редактора был определен писатель Ф. Карими. Солидарность и творческая дружба между Каримовыми и Рамиевыми зародилась намного раньше. В 1899 г., когда Шакир Рамиев намеревался совершить путешествие по странам Европы, ему в качестве спутника-переводчика предложили Фатиха Карими. А когда ахун Бугульминского уезда Г. Каримов, отец писателя, решил взяться за печатание книг, обосновавшись в Оренбурге, именно братья Рамиевы и купец из Оренбурга Г. Хусаинов протянули ему руку помощи при покупке дома и типографии.

Первый номер газеты вышел 21 февраля 1906 г. Вскоре она превратилась в самую читаемую, авторитетную в татарском обществе газету. «“Вакыт” — национально-либеральная газета. Выпускается в Оренбурге. Была закрыта в 1918 г., после выхода 2 309 номеров. Осторожна в политических проблемах, в вопросах религии и нации указывала направление национальной периодике, следовавшей за ней. Уделяла много внимания проблемам образования, языка и литературы, культуры, приветствовала распространение музыкального искусства, последовательно защищала обучение в государственных школах»7.

В декабре 1907 г. Рамиевы получили разрешение и на издание журнала «Шура» (Совет). Первый номер увидел свет 10 января 1908 г. Выходил он два раза в месяц. Редактором был Риза Фахретдин. По оценке исследователя И. Рамиева, это был «самый видный среди татарских журналов»8.
В редакциях газеты и журнала работали известные журналисты и писатели той эпохи: Б. Шараф, Г. Баттал, Ш. Камал, Д. Валиди, К. Бакир и др.
Закир Рамиев особенное внимание обращал на хорошее жизнеобеспечение работников редакции и поэтому платил им большое для той поры жалованье. Например, редактор газеты «Вакыт» Ф. Карими и редактор журнала «Шура» Р. Фахретдин получали ежемесячно по 130 рублей.
  Ш. М. Рамиев. Оренбург, начало XX в.


Начав издание газеты «Вакыт», Рамиевы сразу же приобрели в Оренбурге рядом с усадьбой Шакира большой дом для работников редакции. В одной из его секций в разные годы жили семьи сотрудников редакции. В остальной же части дома многочисленная семья редактора журнала «Шура» Р. Фахретдина. Рядом с усадьбой Закира Рамиева было куплено здание и переоборудовано под типографию. С 1 января 1909 г. «Вакыт» и «Шура» уже печатались там, что заметно улучшило полиграфическое качество изданий.
С печатью «Типография «Вакыт» начинали издаваться литературные, общественно-культурные, исторические книги и учебники. До конца января 1918 г. она принадлежала Рамиевым и выпустила более 150 книг.

Часть изданной в те годы в Оренбурге русской и казахской периодики тоже печаталась в «Типографии «Вакыт». Газета «Казах», имевшая большой авторитет среди казахов и внесшая значительный вклад в развитие самосознания своего народа, а также восемь книг на казахском языке — плод работы типографии Рамиевых. Там же печатались еще несколько татарских периодических изданий, в том числе и журнал «Карчыга» (Ястреб).

Тридцать пять книг Р. Фахретдина воспитательного, религиозного и исторического содержания увидели свет в этой типографии. Все дореволюционные произведения Ш. Камала публиковались сначала на страницах «Шура» и «Вакыт», потом были изданы отдельной книгой. Кроме одной, самой первой, изданной в типографии газеты «Нур» в 1909 г. Большинство рассказов Г. Ибрагимова тоже появлялись сначала на страницах этих издании. В типографии «Вакыт» печатались и некоторые произведения Ф. Карими, имевшего собственную типографию. Например, объемная книга «Истанбул мђктњплђре» (Письма из Стамбула), изданная в 1913 г. В типографии «Вакыт» также были изданы переводные произведения языковеда Н. И. Ашмарина, известного писателя Турции А. Мидхата, английского писателя К. Дойля, книги классиков русской литературы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Андреева и др.

З. М. Рамиев (крайний справа) с семьей. Г. Льеж, 1914 г.
Содержа свою собственную типографию, братья не стремились к материальной выгоде, а ставили целью служение своему народу. Типография продолжала свою работу и после установления советской власти в Оренбурге. В феврале 1918 г. Закир Рамиев вынужден был лично передать типографию в руки новой власти. Старшего брата к этому времени уже не было в живых. Мухаммедшакир Рамиев тяжело заболел и умер в марте 1912 г.

Закир Рамиев вскоре уехал с женой в Орск, поближе к своим приискам, которые тоже были вскоре национализированы. В январе 1919 г. он участвовал в конференции по улучшению татарской письменности, проводившейся в Казани. Это был его последний приезд в Казань.

Закир Рамиев умер 9 октября 1921 г. в г. Орске от тифа, похоронен на кладбище казачьего села Ильяс в трех километрах от города, где обычно хоронили известных людей. Это село осталось сейчас в центре новой части города Орска. А на месте кладбища в 1941 г. был построен оборонный завод.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Дђрдмђнд ђсђрлђре. – Казан, 1929. – Б. 7.
2. Дђрдемђнд. Сайланма ђсђрлђр. – Казан, 1959. – Б. 10.
3. Ибраџимов Г. Ђсђрлђр. – Казан, 1978. – 5 т. – Б. 97.
4. Там же.
5. Татарский энциклопедический словарь. – Казань, 1999. – С. 420.
6. Ибраџимов Г. Ђсђрлђр. – Казан, 1984. – 7 т. – Б. 268.
7. Рђми И., Даутов Р. Ђдђби сњзлек. – Казан, 2001. – Б. 61.
8. Там же.

Фото из личного архива автора.

Лирон Хамидуллин