2010 3/4

Из истории строительства железной дороги Свияжск — Ульяновск

С первых же дней войны Казанская и Горьковская магистрали оказались в числе важнейших дорог, соединяющих центральные дороги с Уралом и Сибирью. Казанская железная дорога, несмотря на все трудности военного времени в годы Великой Отечественной войны, продолжала свое планомерное развитие. Были проведены большие работы по усилению технической вооруженности дороги. На участке Юдино — Бирюли на протяжении 40 км была построена автоблокировка, на важнейших участках дороги сделан капитальный ремонт пути, построен ряд разъездов, на многих раздельных пунктах удлинен путь.

К началу 1943 г. был построен участок Свияжск — Сельдь протяженностью 201,4 км. Над техническим проектом железнодорожной линии Свияжск — Ульяновск работали заместитель начальника ГУЛЖДСI НКВД СССР и начальник Бампроекта инженер Ф. А. Гвоздевский, начальник Свияжской экспедиции, инженер Н. И. Маккавеев, главный инженер Свияжской экспедиции А. В. Федоров.

В технический проект входили следующие объекты: 1) основная линия Свияжск — Киндяковка протяженностью 201, 358 км; 2) ветвь пост Секерка — ст. Юрты 2,935 км; 3) ветвь от поста Свияга на восток 0,736 км.

Государственный комитет обороны постановлением от 15 февраля 1942 г. № 1286/сс поручил Народному комиссариату внутренних дел производство изысканий на составление проекта и строительство железной дороги линии Свияжск — Ульяновск. По приказу наркома Л. П. Берии от 22 февраля 1942 г. (№ 00373), распоряжением заместителя начальника ГУЛЖДС НКВД СССР и начальника Бампроекта тов. Ф. А. Гвоздевского была организована Свияжская экспедиция Бампроекта ГУЛЖДС НКВД, которой было поручено проектирование линии Свияжск — Ульяновск. Строительство новой железной дороги должно было вести Управление строительства Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР1.

Правительством страны ставилась задача открыть движение в декабре 1942 г. Это означало, что 201,4 км путей необходимо было построить за 10 месяцев.

Выполнение задания к установленному сроку было возможно только при одновременном производстве изыскательских, проектных и строительных работ, полной их согласованности и строгом соблюдении графика. В первой половине сентября 1942 г. все основные строительные работы по разработанным Свияжской экспедицией рабочим проектам были закончены, и по получении рельсов сквозное движение было открыто 27 сентября 1942 г.

В целях ускорения строительства применялась «Инструкция по проекти¬рованию и строительству железнодорожных линий и сооружений в условиях военного времени», утвержденная заместителем Наркома путей сообщения И. Д. Гоцеридзе 12 апреля 1942 г.

Район проектируемой железнодорожной линии в административном отношении входил в состав территорий ТАССР и Куйбышевской области. В район тяготения проектируемой железнодорожной линии входили: западные районы Татарской АССР, города Буинск, Тетюши и поселок городского типа Камское Устье, незначительная часть Чувашской АССР и северные районы Куйбышевской области2.

Впервые создаваемый в рассматриваемых регионах прямой меридиальный путь открывал возможность значительного сокращения пробега грузов, разгружал сильно загруженное Балашевское направление и линию Зеленый Дол — Канаш — Красный Узел — Рузаевка — Пенза. Железнодорожная линия Свияжск — Ульяновск связывала районы правой Волги, Татарской, Чувашской АССР и Куйбышевской области железнодорожной связью.

Район тяготения железнодорожной линии характеризовался как хлебопроизводящий с зерновым направлением. Его промышленность состояла главным образом из предприятий сельскохозяйственного назначения. В районе тяготения проектировщиками были зарегистрированы залежи полезных ископаемых, фосфоритов и др.

Дистанция строилась в кратчайшие строки. Согласно воспоминаниям современников, документам и историческим исследованиям, прокладка дороги Свияжск — Ульяновск осуществлялась мобилизованными немцами и местными колхозниками.

Расселяли колхозников, отбывающих трудовую повинность отдельно от мобилизованных немцев3. Подготовительная работа райвоенкоматов (оповещение, медицинское освидетельствование и зачисление в рабочие колонны) проводилась до 10 марта 1942 г. С 10 по 15 марта 1942 г. должно было пройти формирование рабочих отрядов и колонн, после чего они отправлялись к местам назначения. Уклонявшиеся от мобилизации подвергались аресту и заключению в исправительно-трудовые лагеря. Решение об освобождении от мобилизации специалистов принимали начальник местного управления НКВД совместно с военным комиссаром в индивидуальном порядке и только при крайней необходимости. Каждая республика, область или край, где проходила мобилизация, направляли в центральный аппарат НКВД списки освобожденных от мобилизации с указанием причин. В трудовую армию было мобилизовано около 40,9 тысяч немцев. Из Куйбышевской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Чкаловской и Ярославской областей, а также Марийской, Мордовской, Татарской, Удмуртской и Чувашской автономных республик мобилизованные немцы численностью 20 тысяч человек были направлены в специально созданный Волжский исправительно-трудовой лагерь (Волжлаг) НКВД, который осуществлял строительство железной дороги Свияжск — Ульяновск.

 

 Типы пассажирских зданий. Технический проект ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. – Буинск, 1942. – С. 92-93.


В июне 1942 г. постановлением ГКО была проведена дополнительная мобилизация в рабочую колонну Волжского лагеря НКВД. На строительство железной дороги Свияжск — Ульяновск было направлено еще 4 487 мобилизованных немцев4.

Перед всеми начальниками и секретарями парторганизаций стройотделений Волголага НКВД специальной директивой была поставлена задача сохранения рабочего фонда и его работоспособности5. Устанавливались три нерабочих дня для всех рабочих, единые нормы выработки, в дни отдыха запрещалось устраивать «субботники» и «воскресники». Нельзя было выводить людей на работы на открытом воздухе при температуре воздуха ниже 35 градусов, а при температуре 25 градусов, через каждый час работы предоставлять 10 минут для обогрева, соответственно уменьшив норму выработки. Горячую пищу в обязательном порядке во всех колоннах должны были подавать три раза в сутки.
 

 Зарисовка здания пассажирского вокзала станции Буа. Технический проект ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. – Буинск, 1942. – С. 92-93.

Для обеспечения эксплуатации железнодорожной линии строились вокзалы. Для разъездов первой очереди строились здания разъездов без коммерческих операций, для станций Кубня, Цильна и Сельдь — здания разъезда с коммерческими операциями с небольшим пассажирским залом. Для станции Буа, расположенной близ самого крупного населенного пункта по всей линии г. Буинска — пассажирский вокзал на 50 человек с буфетным киоском и комнатой для пассажиров с детьми общей площадью 63, 6 кв. м. Ввиде исключения, для здания станции Буа, было предусмотрено внешнее архитектурное оформление на основе национальных мотивов Татарской республики6.

Представляем подборку архивных документов, раскрывающих имена руководителей, рядовых участников строительства железнодорожной линии Свияжск — Ульяновск. Подробный анализ идентичных документов позволит историкам восстановить поименно многих участников специального строительства. Каждый участвовавший в строительстве специального и стратегически важного объекта — железной дороги Свияжск — Ульяновск достоин уважения. Это был массовый подвиг самоотверженности.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Технический проект ж. д. линии Свияжск — Ульяновск. – Буинск, 1942. – С. 2.
2. Там же. – С. 3.
3. ЦГА ИПД РТ, ф. 37, оп. 1, д. 2, л. 32.
4. Герман А. А., Курочкин А. Н. Немцы СССР в «Трудовой армии» (1941-1945). – М., 1998. – С. 60.
5. ЦГА ИПД РТ, ф. 37, оп. 1, д. 15, л. 7-8 об.
6. Технический проект ж. д. линии... – С. 92.

№ 1. Характеристика на трудмобилизованного колхозника Г. Ишмеева

1942 г.

Ишмеев Гильмуждин, 1884 года рождения, б[ес]п[артийный], из колхоза «Алга» Черемшанского С[ельского] совета Кайбицкого района, работает на 38 колонне 2-го отделения Волжлага с 23/III-42 г. и по настоящее время в качестве возчика, к работе относится очень хорошо, выполняет план земляных работ на 150-200 %, своим хорошим отношением к труду показывает пример другим колхозникам. Адм[инистративных] взысканий не имеет, среди колхозников пользуется авторитетом.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 21.

№ 2. Характеристика на трудмобилизованного инспектора к[ультурно]-в[оспитательной] ч[асти] Г. З. Хисматулина

1942 г.


Хисматулин Газис Зиннатуллович, 1904 года рождения, член ВКП (б) с 1929 г., по национальности татарин, образование высшее, уроженец Татарской АССР, Нурлатского района, д. Такаево. Работал во II отделении с мая месяца 1942 года в качестве инспектора к[ультурно]-в[оспитательной] ч[асти], с работой справлялся хорошо, мобилизовал колхозников на борьбу за выполнение плана.

Адм[инистративных] взысканий не имеет, дисциплинирован, политически хорошо грамотен, среди колхозников пользовался большим авторитетом. Колонна, где находился тов. Хисматулин Г. З., на «хорошо» выполняла работу по зам[ене] полотна.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 22.

№ 3. Характеристика на рабочего возчика колонны № 38 2-го отделения Волжлага трудмобилизованного Т. Хисамова

1942 г.

Хисамов Тухамежджан, 1881 года рождения, из колхоза «Ирек» Бакарчинского с[ельского] совета Кайбицкого района, работающий во 2 отделении с 19/III-1942 г. и по настоящее время землекопом. Адм[инистративных] взысканий не имеет, к своей работе относится добросовестно, план выполняет до 200 %. Cвоим хорошим отношением к труду показывает пример и другим колхозникам.
Тов. Хисамов Т. принимает активное участие в общественной жизни колхоза.
Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).
Председатель месткома Кильпе.
ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 23.

№ 4. Характеристика на нач[альни]ка 2-го отделения Волжлага НКВД Ф. Н. Задерякина
1942 г.
Задерякин Федор Николаевич, 1891 г. рождения, уроженец Сумской области, с. Увитовое, украинец, из кр[естья]н, служащий, образование низшее, работает на строительстве 2-го отделения с 1-го июля 1942 г. В лагерях работает с 1933 г. Выполняет обязанности начальника 43 колонны, в которой работу поставил на должную высоту. В течение двух месяцев работал зам[естителем] прораба земляных работ. Колонна выполнила план на 105 % и отсыпала 60 тыс. кубометров земли на 5 километрах в течение 2-х месяцев. Все земляные работы выполнены на «хорошо».
Тов. Задерякин адм[инистративным] взысканиям не подвергался, честный, аккуратный работник, работает, не считаясь со временем, заботлив и внимателен к рабочим. Пользуется авторитетом среди подчиненных. Принимает активное участие в общественной жизни колонны. Инициативен, принимает активное участие в соц[иалистическом] соревновании.
Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков (подпись).
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 24.

№ 5. Партийно-производственная характеристика на А. А. Барешкина

1942 г.

Барешкин Арсентий Алексеевич, 1915 года рождения, член ВЛКСМ с 1931 г., кандидат ВКП (б) с января 1942 г., уроженец Вяземского района Смоленской области, русский, по социальному положению — служащий, соц[иальное] происхождение из рабочих. В лагерях ГУЛЖДС работает с сентября 1942 г.

Во втором отделении работает с 7 мая 1942 г. и по настоящее время в качестве начальника колонны. За весь период в лагерях тов. Барешкин Арсентий Алексеевич показал себя в практической работе с положительной стороны, дисциплинированный, политически хорошо подготовленный и морально устойчивый.

Тов. Барешкин Арсентий Алексеевич систематически работает над собой в области политической подготовки, закончил изучение краткого курса истории ВКП (б) и перешел к изучению первоисточников марксизма-ленинизма.

Тов. Барешкин обладает хорошим качеством организаторской работы и его колонна, где он начальником, систематически перевыполняет план производственных работ, качество работы хорошее. За 4 месяца работы колонна тов[арища] Барешкина отсыпала земляного полотна на двух участках в количестве 5 километров, кроме того, колонна приняла полностью верхнее строение на 32 километра, разгрузила и отправила на объекты работы. Хорошо справилась колонна с баллассировкой пути, за короткий период забаллассировала 32 километра.

Тов. Барешкин Арсентий Алексеевич принимает активное участие в общественной жизни колонны и отделения. Администрация и партийная организация считает, что тов. Барешкин вполне подготовлен и справится с работой помощника начальника политотдела по комсомолу, на что и выдана данная характеристика.
Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Секретарь парторганизации 2-го отделения Волжлага НКВД Улесков.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 32.

№ 6. Характеристика на начальника группы и[скусственных] с[ооружений] с[троительного]о[тделения] В. И. Алимова


1942 г.

Алимов Василий Ильич, 1910 года рождения, член ВКП (б) с 1941 г., русский, образование высшее — окончил строительный мелиоративный институт.
Во 2-ом отделении Волжлага НКВД работает с 7/V-1942 г. В лагерях с 1937 года.

Тов. Алимов В. И. как руководитель гр[уппы] и[скусственных] с[ооружений] с[троительного] о[тделения] проявил себя исключительно с положительной стороны, имеет хорошие организаторские качества в работе, сумел за короткий период времени организовать одновременную работу по с[троительству] и[скусственных] с[ооружений] с[троительного] о[тделения] на ряде объектов строительства мостов и выполнил таковые в срок.

Тов. Алимов адм[инистративных] взысканий не имеет, дисциплинирован, политически хорошо грамотен, морально устойчив, активное участие принимает в общественной жизни отделения.
Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Секретарь парторганизации 2-го отделения Волжлага НКВД Улесков.


ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 1.

№ 7. Характеристика на начальника связи 2-го отделения Волжлага НКВД СССР А. Е. Миленького

1942 г.

Миленький Александр Ефремович, 1899 года рождения, б[ес]п[артийный], украинец, уроженец Винницкой области, местечко Шпиково, из кр[естья]н, служащий, образование низшее, на строительстве работает с 17-го мая 1942 г. В лагерях НКВД с 1930 г. Адм[инистративным] взысканиям не подвергался. Честный, добросовестный работник. Построил 35 км столбовой линии связи в минимально короткий срок с оценкой на «хорошо». Обеспечил в сжатый срок постройку поездной связи. Работает, не считаясь со временем, каждое задание выполняет аккуратно и добросовестно. Внимателен, пользуется авторитетом среди рабочих, инициативен. Принимает активное участие в общественной жизни части. Участвует в соц[иалистическом] соревновании.
Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков.
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 4.


№ 8. Характеристика на дорожного мастера 2-го отделения Волжлага НКВД СССР С. И. Бухмина

1942 г.

Бухмин Степан Ильич, 1883 года рождения, б[ес]п[артийный], уроженец Ивановской области, д. Ивановка, русский, из рабочих, образование низшее, адм[инистративным] взысканиям не подвергался.
Честный, аккуратный, добросовестный работник. С начала строительства работает десятником земработ, все работы сдавал только на «отлично». С окончанием укладки работает дор[ожным] мастером первого околотка. Весь околоток 10 километров пути тов. Бухмин привел в отличное состояние, по которому смогут проходить поезда без ограничения скорости, трудолюбивый, хорошо знает дело, обучает кадры по содержанию пути, пользуется авторитетом среди рабочих, принимает активное участие в общественной жизни отделения.

Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков.
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 5.

№ 9. Характеристика на начальника э[лектро]м[ехани]ч[еского] [отдела] 2-го отделения Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР А. А. Соколова

1942 г.

Соколов Александр Александрович, 1906 года рождения, б[ес]п[артийный], уроженец Саратовской области, с. Калуга, русский, из кр[есть]ян, служащий, образование высшее — инженер, механик. Окончил Волжский сельскохозяйственный институт. Адм[инистративным] взысканиям не подвергался, честный, добросовестный работник. Обеспечил хорошую и бесперебойную работу механизации в отделении, что обеспечило досрочную забивку свай на мостах, укладку бетона и бесперебойное освещение ночных работ в отделении. Дисциплинирован, пользуется авторитетом среди рабочих, принимает активное участие в общественной жизни отделения.

Начальник 2-го отделения Волжлага ГУЛЖДС НКВД СССР Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД СССР Улесков.
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 6.

№ 10. Список мобилизованных немцев, работающих в 2-м отделении Волжлага НКВД ГУЛЖДС СССР, представленных к Правительственной награде за хорошие производ[ственные] пок[азатели] на колонне

1942 г.

1. Шнор Яков Яковлевич, 1899 года рождения, б[ес]п[артийный], по национальности немец, образование низшее. Краткая характеристика: работает в 31 колонне с самого начала организации отд[еле]ния, систематически перевыполняет план выработки на 200-250 %. Дисциплинирован, в быту ведет себя хорошо.
2. Лупп Густав. Работает на 32 колонне, адм[инистративных] взысканий не имеет, норму выработки выполняет на 250 %. В быту ведет себя хорошо, пользуется авторитетом среди рабочих.
3. Гильдебрант Георгий Яковлевич, 1907 года рождения, б[ес]п[артийный], должность прораб, образование среднее. Работает прорабом колонны № 40/12, с работой справляется хорошо. Колонна занимает первое место в отд[еле]нии. Добросовестный, инициативный работник, принимает активное участие в жизни колонны.
4. Шмидт Яков Леонтьевич, с 1916 года рождения, б[ес]п[артийный], национальность — немец, образование низшее. Работает в 34 колонне, кузнец, норму выработки выполняет на 300 %, инициативный, добросовестный работник, дисциплинированный, пользуется авторитетом среди рабочих. Принимает активное участие в общественной жизни колонны.
5. Шнайдер Петр Петрович, 1905 года рождения, член ВКП (б) (№ 0342836II), должность бригадир, национальность — немец, образование низшее. Работает в 35 колонне в качестве бригадира, с самого начала существования кол[онны] систематически перевыполняет норму выработки.
Тов. Шнайдер является секретарем парторганизации. Является инициативным и активным работником колонны.
6. Нидергауз Лев Георгиевич, 1910 года рождения, б[ес]п[артийный], должность — бригадир, национальность — немец, образование высшее. Работает в 34 колонне. Норму выработки выполняет на 200 %. Дисциплинированный, адм[инистративных] взысканий не имеет.
7. Веппер Иван Иванович, 1912 года рождения, член ВЛКСМ, должность — бригадир, национальность — немец, образование низшее. Работает в колонне № 35 добросовестный, энергичный работник. Норму выработки выполняет на 250 %, инициативный, в быту ведет [себя] хорошо.
Начальник 2-го отделения Волжлага НКВД Савицкий.
Начальник работ Медведев.
Секретарь парторганизации Волжлага НКВД Улесков.
Председатель месткома Кильпе.

ЦГА ИПД РТ, ф. 3782, оп. 1, д. 10, л. 33-33 об.

Публикацию подготовили
Гульназ Латыпова,
соискатель Института истории им. Ш. Марджани АН РТ,
Ильгиз Нигматуллин,
краевед

___________________________________________________

I. Главное управление лагерей железнодорожного строительства.
II. Номер партийного билета.