2010 3/4

«Желая открыть торговлю книгами» (Документы о Каюме Насыри в фондах НА РТ)

 Письмо К. Насыри Н. Ильминскому о сложностях издания произведений. 1859 г. НА РТ, ф. 968, оп. 1, д. 3, л. 78.

 
В этом году исполнилось 185 лет со дня рождения известного татарского просветителя, ученого-энциклопедиста Каюма Насыри. При написании своих работ он использовал достижения науки как европейской, так и восточной, при этом его труды по языкознанию, словари и литературные произведения были оригинальными. Эти книги, а также календари, которые он издавал с 1871 по 1897 г., пользовались огромной популярностью и имели большое значение для татарской интеллигенции, сыграли свою роль в развитии гуманитарных наук. Только при его жизни было издано почти сто его книг, отмечал известный исследователь татарской книги А. Каримуллин1. Исследователь жизни и деятельности К. Насыри М. Гайнуллин составил библиографический указатель трудов Каюма Насыри, вышедших отдельными изданиями на татарском языке, который состоит из 40 наименований и включает работы по языкознанию, литературе, арифметике, геометрии, истории, географии, этике, по обучению русскому языку, ювелирному и слесарному делам2.
НА РТ бережно хранит документы, связанные с К. Насыри. В личном фонде Каюма Насыри (ф. 970) отложились его рукописи и печатные труды на татарском, арабском и турецком языках. Кроме этого, документы о нем имеются в фондах Канцелярии казанского губернатора, Казанской губернской казенной палаты, Казанского губернского правления, Казанской духовной семинарии, Казанской духовной академии, в личном фонде Н. И. Ильминского. По архивным источникам можно проследить многие моменты жизни талантливого и разносторонне развитого человека.
Каюм Насыри родился в крестьянской семье в д. Малые Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии в 1825 г. В фонде Казанской губернской казенной палаты имеется список членов его семьи по переписям (ревизским сказкам) за 1834 и 1850-е гг.3 Его родители, будучи людьми образованными, дали детям хорошее образование. Каюм Насыри окончил начальную школу в Ширданах в мектебе своего отца, далее учился в Казани в медресе «Касимия». Об уровне образования, которое он мог

 Прошение К. Насыри казанскому губернатору об открытии книжной торговли. 1889 г. НА РТ, ф. 1, оп. 3, д. 7895, л. 1.

получить в медресе в то время, можно судить по документам НА РТ. Так, в ведомости о мусульманских школах г. Казани, неподведомственных Министерству народного просвещения за 1854 г. имеется список предметов, которые изучали в медресе: «чтение и письмо на арабском, персидском, турецком и бухарских языках; изъяснение некоторых частей Алкорана и первые правила арифметики на татарском языке»4.Знание восточных языков открывало возможности для знакомства с наукой и культурой стран Ближнего Востока.
Годы обучения не прошли даром. В 1855 г. Каюм Насыри получил предложение занять должность преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище. В архивном фонде Казанской духовной семинарии имеется представление ректора Казанского духовного уездного училища в правление Казанской духовной семинарии об определении в училище преподавателем татарского языка Каюма Насырова от 1 марта 1855 г.5 В фонде Казанской духовной академии имеется отношение правления Казанской духовной семинарии в правление Казанской духовной академии об открытии трех классов для практических занятий в татарском языке и назначении на должность учителя татарского языка Каюма Насырова от 29 сентября 1855 г.6
Каюм Насыри как преподаватель татарского языка значится в именных списках служащих в Казанской духовной семинарии за 1856, 1858 и 1863 гг., а также в ведомостях о преподавании местных языков в Казанской духовной семинарии и Казанском духовном училище за 1856/1857, 1862/1863 гг.7
В журналах заседаний правления Казанской духовной семинарии за 1858 и 1870 гг. имеются сведения о выдаче жалования преподавателям семинарии, в том числе учителю татарского языка Каюму Насырову в размере 8 рублей 33 копеек8. В ведомости о преподавании местных языков в Казанской духовной семинарии за 1857-1858 гг. обозначено, что тат

Приговор (решение) Мало-Ширданского сельского общества от 20 июля 1901 г. НА РТ, ф. 2, оп. 2, д. 6490, л. 2.

арский и арабский языки преподавали ординарный профессор Г. Саблуков и татарин Абдулкаюм Насыров»9. В этом же документе имеются сведения о методике практических занятий К. Насыри в Казанском духовном училище: «Практические упражнения были: а) Устные […], преподаваемы были слова и выражения татарского разговорного языка, были рассказываемы повести. При передаче их объяснялись грамматические правила о составе выражений и предложений. б) Письменные, состоящие в переводах с татарского языка на русский»10.
 Кроме преподавательской деятельности, К. Насыри занимался составлением словарей и грамматики татарского языка. В личном фонде Н. Ильминского имеется письмо К. Насыри о сложностях издания своих произведений и составленный им словарь11.
В 1871-1876 гг. К. Насыри работал в открытой им русско-татарской школе. В его личном фонде сохранилась «Опись училищных вещей, учебных пособий»12.
Каюм Насыри успел проявить себя в разных сферах деятельности. Не лишен он был и способности к предпринимательству. Так, в 1889 г. Каюм Насыри направил прошение казанскому губернатору с просьбой разрешить открытие книжной торговли. «Желая открыть торговлю книгами, дозволенными цензурой, на русском, татарском, арабском и персидском языках и рукописями во 2-й части Казани, на Сенной площади, имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство сделать распоряжение о выдаче мне на этот предмет надлежащего свидетельства»13.
Он был глубоко верующим человеком. Об этом можно судить по рапорту Свияжского уездного исправника Казанской губернии казанскому губернатору: «Бывший преподаватель татарского языка при Казанской духовной семинарии, крестьянин Ширданской волости деревни Малых Ширдан Абдулкаюм Абдулнасыров более тридцати лет проживает в Казани, в деревню же Верхние Ширданы приезжал только гостить к брату — местному мулле, с которым постоянно ходил в мечеть»14. Об этом же говорит его желание построить мечеть на собственные средства. В фонде Казанского губернского правления в деле «По ходатайству крестьян д. Малых Ширдан Свияжского уезда о разрешении постройки второй соборной мечети» имеется приговор (решение) Мало-Ширданского сельского общества от 20 июля 1901 г., в котором сказано, что на сход явился односельчанин Габдул-Каюм Насыров и выразил желание построить новую соборную мечеть на свои собственные средства15. Однако увидеть эту мечеть ему было не суждено.
Каюм Насыри умер 21 августа 1902 г. Об этом имеется запись в метрической книге Сеннобазарной мечети Старо-Татарской слободы г. Казани за 1902 г.16



ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Каримуллин А. Г. Издательская деятельность Каюма Насыри и проект газеты «Тан йолдызы» // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри: Сб. ст. – Казань, 1976. – С. 175.
2. Библиографический указатель // Каюм Насыри. 1825-1945. (Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения). – Казань, 1948. – С. 129-131.
3. НА РТ, ф. 3, оп. 2, д. 519, л. 538 об.-539; д. 221, л. 525 об.-527.
4. Там же, ф. 92, оп. 1, д. 6889, л. 12; цитата по книге: Медресе г. Казани. XIX — начало XX веков. – Казань, 2007. – С. 19.
5. НА РТ, ф. 116, оп. 1, д. 322, л. 1.
6. Там же, ф. 10, оп. 1, д. 4102, л. 1-2 об.
7. Там же, ф. 116, оп. 1, д. 322, л. 7 об.; ф. 10, оп. 1, д. 4372, л. 26 об.; ф. 10, оп. 1, д. 5772, л. 35 об.; ф. 10, оп. 1, д. 4275, л. 28 об.-30, д. 5763, л. 29, 30 об., 31.
8. Там же, ф. 116, оп. 1, д. 1666, л. 76 об.; д. 379, л. 25 об., 39 об., 82 об., 102 об., 128 об., 147.
9. Там же, ф. 10, оп. 1, д. 4361, л. 24 об.-25.
10. Там же, л. 26 об.-28.
11. Там же, ф. 968, оп. 1, д. 3, л. 78, 78 об.
12. Там же, ф. 970, оп. 1, д. 10, л. 1-1 об.
13. Там же, ф. 1, оп. 3, д. 7895, л. 1.
14. Там же, л. 5-5 об.
15. Там же, ф. 2, оп. 2, д. 6490, л. 2-2 об.
16. Там же, ф. 204, оп. 180, д. 13, л. 60 об.
Ляля Хасаншина,
главный специалист НА РТ