2012 1/2

Какое наследие хранит Чатыртау?

Гора Чатыртау. 2011 г. Фото из личного архива автора.

Сейчас, в условиях возврата к историческим корням, которые были забыты целыми поколениями под напором идеологических запретов, стало возможным не только изучение святынь народов, но и использование результатов работы для возрождения, обогащения духовности в обществе.
Как в России в целом, так и в Татарстане новое наполнение обретает понятие «культурное наследие». Это — память о жизни народов в прошлом, источник современного культурного процесса. Производное от понятия «память» — памятник. Но не все объекты могут быть причислены к памятникам.
В Азнакаевском районе Республики Татарстан есть замечательный памятник природы — Чатыртау (Шатер-гора), с 1999 г. он стал государственным природным заказником комплексного значения. Это одна из самых высоких точек Татарстана. Ее высота — 321,7 м над уровнем моря. Здесь открывается панорама около 20 населенных пунктов. Пятьдесят степных растений территории заказника занесены в Красные книги РТ и РФ.
Гора Чатыртау примечательна богатейшей в республике колонией сурков-байбаков. В 1995 г. эти животные были занесены в Красную книгу РТ, но благодаря десятилетнему запрету на охоту, зверек восстановил свою численность, что и дало основание вывести его из списка редких и исчезающих животных.
Заказник имеет природоохранное, научно-познавательное и эстетическое значение. Образован он с целью сохранения естественных и искусственных экосистем Бугульминско-Белебеевской возвышенности, биологического разнообразия редких объектов растительного и животного мира, обитающих и произрастающих на его территории.
Чатыртау, как главная достопримечательность Азнакаевского района, всегда приковывала к себе внимание. Кто-то находил здесь творческое вдохновение, кто-то восхищался величием района, а кто-то просто отдыхал душой, получая заряд положительной энергии. И это не случайно. Здесь витает дух наших предков.
Население региона с ХIV в. было далеко не однородным. Как подчеркивают ученые Д. Г. Мухаметшин и Ф. С. Хакимзянов, «оно было не только булгарским, но и частью многоплеменного кипчакского мира, который кочевал по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Степной Зай, Сюнь, Мензеля»1. Земли района — часть Кипчакской степи, которую знали и как Половецкую. Этнокультурное формирование приуральских татар икского бассейна, то есть коренных жителей района, с ХIV в. шло на основе родоплеменных общин Ногайской Орды. Это государство было основано при распаде Золотой Орды полководцем Ногаем мурзой.
На азнакаевской земле с ХIV столетия шел процесс формирования татарского языка на основе общетюркского языка кипчакского наречия. Поэтому и сегодня жители района говорят на татарском языке, очень близком к современному литературному.
Как свидетельствуют археологические памятники Чатыртау, примыкающие к горе территории человек начал осваивать много веков тому назад. Уразаевско-Азнакаевская стоянка и Уразаевско-Азнакаевский курган, выявленные во время полевых исследований раннебулгарской экспедицией во главе с Е. П. Казаковым в 1986 г., говорят о следах пребывания древних людей2. Стоянка расположена на левом берегу р. Стярле в полутора километрах к востоку от с. Уразаево там, где сейчас разбит совхозный яблоневый сад. Найденные здесь предметы относятся к бронзовой эпохе и срубной культуре. Но раскопки здесь не проводились. Памятники Чатыртау ждут археологов и охранных мероприятий.
Вплоть до ХVII в. территория района была пристанищем ногаев. Это научно обоснованный факт, установленный доктором филологических наук М. И. Ахметзяновым на основе изучения эпиграфических памятников и родословных, сохранившихся в Азнакаевском районе. Происхождение надгробий, опираясь на тексты шеджере, он связывает с переселившимися сюда из Крыма кочевыми татарскими племенами. Это подтверждается и достопримечательностью края — горой Чатыртау (а в Крыму это название звучит как Чатырдаг).
На склонах горы были пещеры. Но на данный момент вход в главную почти засыпан. Академик Петербургской академии наук П. Паллас, побывавший в наших краях 250 лет тому назад, писал: «В этой стороне по левую сторону дороги и от упомянутой деревни прямо на восток видна высокая слоистая гора, которая к нарочито высокому Шатырь Тау, возвышаясь, подымается, на полдень идущими долинами разделяется. Как мне сказано было, что на оной горе находится медный рудник. Несмотря на сильную наступающую грозу, туда я поехал»3.
По словам П. Палласа, медный рудник находился в двух верстах в сторону от дороги. Он принадлежал иштиряковскому медному заводу купца Мясникова. Рудник начали осваивать в 1761 г. Естествоиспытатель нашел здесь две старые штольни, отчасти уже обвалившиеся. А в 1772 г. на север от старой штольни начали обрабатывать новые штольни.
В народе бытует поверье, что в районе горы останавливались войска Е. Пугачева. В 1960-1970-х гг. азнакаевцы называли ее Пугачевкой. Но, как известно, Е. Пугачев прошел по Мензелинской дороге. И в наших краях его не было.
«Чатыр» — название, данное по внешнему виду, признакам рельефа. Действительно, гора напоминает шатер, но только усеченный в вершине. Учеными она называется еще и «Столовой». Возможно, ключ к раскрытию смысла географического названия лежит в нарицательном слове. Чатыртау — пример топонима, образованного словосложением слов татарского языка «чатыр» и «тау», что в переводе на русский язык и означает Шатер-гора. Второе слово крымского топонима «даг» с кипчакского наречия древнетюркского языка переводится как гора (и могила в то же время).
Некогда на вершине горы стояло деревянное куполообразное сооружение, служившее для народа молельней. Говорят, что у Чатыртау, как у каждой большой горы, есть свой дух — «тау иясе» (хозяин горы). Как гласит народная молва, если загадать на вершине горы Чатыртау одно заветное желание, то оно непременно сбудется.
По рассказам старожилов района, сохранившимся легендам известно, что на склоне Чатыртау, названном «Изгеләр тавы» (Гора святых) хоронили тех, кого сообщество признавало святыми. Каждый, кто участвовал в похоронной процессии, приносил с собой хотя бы по камушку.Камни оставляли на месте захоронения в надежде изгнать шайтана, очистить дух умершего, чтобы его душа быстрее достигла божественного лона. Груда камней среди степи служила святилищем.
Под «Изгеләр тавы» находился «Изге чишмә» (Святой источник). По поверьям, именно здесь совершались обряды омовения умерших, причисленных к сану святых. Люди приезжали сюда хотя бы раз в год для совершения омовений, которые считались целебными. В деревянный желоб кидали монетки в надежде приехать сюда еще не раз. Святой источник в настоящее время перекрыт, но место его еще не высохло.
Таким образом, мы можем рассматривать нашу достопримечательность и как природное, и как историко-культурное наследие края. Ведь недаром Конвенция ЮНЕСКО об охране культурного и природного наследия продекларировала взаимосвязь и единство природного и культурного наследия.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Мухаметшин Д. Г. Эпиграфические памятники города Булгара. – Казань, 1987. – С. 114.
2. Казаков Е. П. Археологические памятники Восточного Закамья. – Казань, 1989. – 100 с.
3. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. – СПб., 1788. – С. 68.
 
Гульсум Хисамиева,
кандидат культурологии