2012 1/2

Мусульманские учебные заведения Глазовского уезда Вятской губернии (вторая половина XIX — начало XX вв.)

Согласно архивным данным,в Глазовском уезде Вятской губернии до 1917 г. действовало13 мечетей и 12 мектебов. До 1850 г. в этом регионе был открыт один мектеб, с 1850 по 1900 г. — четыре, с 1901 по 1905 г. — один, с 1906 по 1916 г. по одному. О времени открытия четырех мектебов сведений не сохранилось. Четыре здания мектебов были частные и восемь — общественные. Девять мектебов были старометодные и три — новометодные1.
В ведомости об учебных заведениях Вятской губернии, не подведомственных Министерству народного просвещения за 1854 г., в Глазовском уезде указаны три учебных заведения: в Качуковской волости — Починошная, существующая с 1827 г., и Палагинская, существующая с 1817 г.; Петуховской волости — Кестымская, существующая с 1765 г. Эти мектебы подчинялись Министерству государственных имуществ и содержались за счет родителей шакирдов. Все обучающиеся принадлежали крестьянскому сословию. Учителей было четыре. В мектебах обучали чтению и письму на татарском языке 182 ученика. Учениц в этих учебных заведениях не было2.
В архивном фонде инспектора народных училищ Глазовского уезда имеется характеристика Палагинского мектеба на 1911 г. Согласно ей, обучение здесь было начато более 200 лет тому назад, то есть со времен постройки мечети. Мектеб был открыт без разрешения, и русский язык в нем не преподавался. Вероучителем состоял указной мулла Л. Г. Абашев, получивший образование в д. Казыли Казанской губернииI. Экзамен на указного муллу держал в г. Уфе в Оренбургском магометанском духовном собрании, а по русскому языку — в Глазовском городском училище. Но учительствовал без всякого на то разрешения. Здание учебного заведения принадлежало учителю Л. Абашеву. В нем обучались только мальчики (56 человек), а девочки (85 человек) — у жены муллы Л. Абашева3. Как указывается в документе, она не имела свидетельства учительницы и русским языком не владела.
К периоду первой российской революции в ведении Глазовской инспекции училищ находилось семь мусульманских учебных заведений. Из них три помещались в специально построенных зданиях, три располагались в отдельных половинах домов духовных лиц этих селений. Кестымская женская находилась в специально нанятой благотворителем неприспособленной для учебного процесса темной и весьма ветхой избе4. В 1906-1907 учебном году в них обучались 250 юношей и 115 девочек5.
Но существовавшие учебные заведения не могли в достаточной степени удовлетворить потребности в образовании мусульманского населения Глазовского уезда. Так, крестьянское население с. Мало-Жувамское 20 ноября 1906 г. постановило просить Глазовскую земскую управу ходатайствовать перед уездным земским собранием об открытии в этом селении медресе. Глазовское уездное земское собрание рассмотрело этот вопрос6. Сведений о том, как он был решен, нами не обнаружено.
Государственного финансирования мектебов не существовало, их содержание было возложено на приход. Но не все приходы могли позволить содержать духовное лицо и учителя. Указной мулла Мало-Венежской соборной мечети М. А. Таипов 31 августа 1907 г. подал прошение в Глазовскую уездную земскую управу. В нем он писал: «Так как обучать детей мне приходится на свой счет, пособие же я ниоткуда не получаю, то покорнейше прошу уездную управу исходатайствовать пред уездным собранием выдачу мне пособия для покрытия расходов на покупку учебных принадлежностей и на отопление, и освещение квартиры. Имея в виду то обстоятельство, что я уже занимался с ребятами 4 года, то прошу назначить мне пособие в увеличенном размере против пособий, которые выдаются управою муллам других приходов, получающих их с прошлого года. Кроме пособия прошу назначить мне отдельное ежемесячное жалование»6.
Укрепление материальной базы учреждений национального образования продолжало оставаться предметом заботы местных властей в последующие годы. Глазовская уездная земская управа 24 октября 1917 г. поручила указному мулле Кестымской соборной мечети Шаих Ахмед Шаих Бабаевичу Ахмерову (так в документе. — Р. Г.) объехать все татарские школы «мектебы» и удовлетворить их неотложные нужды: произвести ремонт, снабдить учебниками, классной мебелью и заготовить достаточное количество дров. Для этих целей было решено выдать Ахмерову авансом две тысячи пятьсот рублей и билет на взимание с земских станций одной лошади7.
С установлением Советской власти состояние мусульманских учебных заведений сильно не изменилось. Инструктор мусульманских школ в докладной записке в Совет народного хозяйства Глазовского уезда писал: «Имея в виду крайне слабое функционирование мусульманских школ от материального недостатка и отсутствием опытных учителей в 1917-1918 учебном году необходимо для улучшения функции их в будущем принимать следующие меры: 1). Принимать лучших учителей посредством объявления об открытии учительских должностей в Глазовском уезде в педагогическом журнале “Укытучы”II... 2). Так как предполагаемые открыть в Глазове учительские курсы очень краткосрочны и нет подготовительности к осуществлению их, командировать 10 учителей мусульман на курсы, открываемые более продолжительным сроком... За одного человека на такие курсы потребуется не менее 309 рублей. Курсы, куда следует командировать, и лица, командируемые, будут указаны мусульманским шуро. 3). Выписать учебники по представленнному списку мною заведующему книжным складом. 4). Снимать квартиры для мусульманских школ и ремонтировать их. 5). Приобрести школьную мебель и другие школьные принадлежности. Самые важные требуемые: парт двухместных — 650. Столов учительских — 27. Стульев — 54. Классных досок — 25. Умывальников с ведрами — 18. Шкафов — 17. Классных ламп — 18»8.
Другие документы по Глазовскому уезду фиксируют примерно такую же картину, их пронизывает мысль о необходимости создания кадра педагогически и политически подготовленных учащих. Так, Пермский окружной комиссариат по делам мусульман предлагал открыть в Перми летние двухмесячные педагогические и агитационные курсы для учителей башкиро-татарских школ, предусмотрев выплату командировочных расходов9. Командируемые на курсы должны были удовлетворять следующим требованиям: а) иметь за спиной «общеобразовательные школы не ниже двухклассных» и б) быть согласными «дать обязательство в том, что они, по окончании курсов и по выдержании экзамена на звание учителя начального училища, обязуются служить в Глазовском уезде»10.
Остро встал вопрос об учебно-методической базе национального образования. Нужна была прежде всего развитая сеть библиотек или изб-читален. Между тем не все мусульманские учебные заведения имели средства на их содержание. В образовательном процессе использовались книги из личных библиотек мударрисов или мугаллимов.
Исполнительный комитет Глазовского уездного национального мусульманского шуро от 3 декабря 1917 г. просил Глазовскую уездную земскую управу решить вопрос об открытии библиотек-читален11.
Это могло бы способствовать распространению начального образования среди всего мусульманского населения Глазовского уезда Вятской губернии.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Центральный государственный архив Удмуртской Республики (ЦГА УР), ф. 5, оп. 1, д. 1459, л. 1-2.
2. НА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 6889, л. 5 об.-6.
3. ЦГА УР, ф. 122, оп. 1, д. 33, л. 20-21.
4. Там же, д. 22, л. 15.
5. Там же, д. 24, л. 2.
6. Там же, ф. 5, оп. 1, д. 15, л. 893.
7. Там же, д. 1459, л. 32-32 об.
8. Там же, д. 1461, л. 23-23 об.
9. Там же, д. 1459, л. 44-44 об.
10. Там же, л. 36-37.
11. Там же, д. 1461, л. 22.
 
№ 1. Ведомость о магометанских мектебах и медресе в Глазовском уезде Вятской губернии за 1906-1907 учебный год
Местонахождение мектебе и медресе
Число школ
Помещения школ
Звание, имя, отчество и фамилия преподавателя
Число уча­щихся
м
д
1
д. Подеринская Кестымской вол[ости]
1
особый деревянный дом
мулла Подеринского соборной мечети Мухаметгариф Нурмухаметов
35
25
2
д. Кестымская Балезинской вол[ости] (муж.)
1
тоже
мулла Кестымской соборной мечети ШихАхмет Ших Баба оглы
80
-
3
Кестымская (жен.)
1
тоже
жены муллы: 1) Биби Зайнап Мухаметтагирова 2) Дыржамиля Ахмат Вахитова-Чачакова
90
4
Починошная Ежевской вол[ости]
1
при доме муллы и азанчея
крестьянин Хатым Кашафов Бекмансуров
45
-
5
д. Палагайская Ежевской вол[ости]
1
особый деревянный дом
указной мулла Лытфула Абдулгалимов Абашев
35
-
6
д. В[ерхнее] Дососская Ежевской вол[ости]
1
при доме муллы
указной мулла Заугитдин Абашев
25
-
7
д. Шафеевская
1
при доме муллы
местный мулла Бекмансуров
30
-
 
 
 
 
Итого
250
115
 
ЦГА УР, ф. 122, оп. 1, д. 24, л. 2
 
№ 2. Сведения о численности мектебов, учителей, уровне их образования и времени инспекторских проверок по Глазовскому уезду за 1910-1911 гг.
Наименование медресе и мектебе
Когда они открыты
С чьего разрешения
Преподается ли в них русский язык
Кто состоит вероучителем и учителем в мектебе и медресе
Образовательный ценз учителей
Кем он допущен
Кем и когда осмотрены мектебе и медресе в течение 1910-
1911 гг.
Медресе нет
 
 
 
 
 
 
 
Мектебе
1) Верхнее Дососское (Мурсалимское)
1 октября 1907 г.
30/15III
без разрешения
нет
указной мулла Загритдин Земалютдинов Абашев
обучался в медресе в д. Верхняя Курса Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.
2) Дососское (Засевское)
10 ноября 1907 г.
30/20
без разрешения
нет
указной мулла Абдулхак Идрисов Амирев
обучался в медресе в Казыли Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.
3) Кельявырское (Ахмадеевское)
В 1908 г.
31/48
без разрешения
нет
Пятивременной мечети мулла Хазиахмет Шамсутдинов Бикбов
обучался в медресе в Казыли Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 29 ноября 1911 г.
4) Кестымс-кое
В 1895 г.
170/140
без разрешения
нет
Имамы соборной мечети Мухаметтаиф Фагрутдинов Чачаков и Шейхтахмет Шейхтбаба Ахметов
обучался в медресе
без разрешения
инспектором народных училищ
5) Кечмурское
В 1909 г.
25/25
без разрешения
нет
Указной мулла Яхъя Шагийморданов
д. Казыль Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.
6) Ключевское
В 1908 г.
41/36
 
нет
Указной мулла Мухамет Сабирзян Ахметкаримов
обучался в медресе
без разрешения
инспектором народных училищ 1 декабря 1911 г.
7) Максютское (Венижское)
В 1907 г.
30/20
без разрешения
нет
Указной мулла Мухаметхарас Ахматвалиев Таипов
д. Казыль Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.
8) Падеринское
1 апреля 1896 г.
45/40
без разрешения
нет
Указной мулла Мухаметгариф Нурмухамедов
обучался в медресе
без разрешения
инспектором народных училищ 3 декабря 1911 г.
9) Парзинская
1 сентября 1904 г.
20/15
без разрешения
нет
Указной мулла Гариф Рахимов
Медресе д. Тюнтерь Малмыжского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 28 ноября 1911 г.
10) Палагайская
1 октября 1902 г.
56/75
без разрешения
нет
Указной мулла Датфулла Галимов Абашев
д. Казыль
без разрешения
инспектором народных училищ 28 ноября 1911 г.
11) Починош-ная
1 октября 1902 г.
35/20
без разрешения
нет
Указной мулла Идрис Юртаев Бекмансуров
д. Курсы Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ
1 декабря 1911 г.
12) Шафеевское (Ютрашурское)
15 октября 1909 г.
30/30
без разрешения
нет
Указной мулла Хатым Юртаев Бекмансуров
д. Курсы Казанского уезда
без разрешения
инспектором народных училищ 2 декабря 1911 г.
 
ЦГА УР, ф. 122, оп. 1, д. 33, л. 4 об.-7.
 
№ 3. Список командированных на педагогические курсы
1918 года июня 28/15 дня мы, ниже подписавшиеся, учителя-мусульмане Глазовского уезда, предназначенные к командировке в г. Пермь на двухмесячные педагогические мусульманские курсы, даем настоящую подписку коллегии Глазовского уездного Советского народного образования в том, что:
1) По прослушании означенных курсов обязуемся сдать экзамен на звание учителя начального училища и; 2) по окончании курсов и по выдержании экзамена на звание учителя начального училища обязуемся служить в должности учителей в Глазовском уезде.
1. Сабирзян Ахметкаримов.
2. Габдулхак М. Юкин.
3. Султангарей Бекмансуров.
4. Фатых Бекмансуров.
5. Самигулла Касимов.
6. Шайхулислам Бикбов.
7. Садрутдин Нурмухамедов.
8. Хади Чачаков.
9. Фатхулла Касимов.
10. Гаптурахаман Гузяеров.
11. Фазулзян Таипов.
12. Фатима Касимова.
13. Таип Абашев.
14. Абдрахман Амиров.
15. Заки Абашев.
ЦГА УР, ф. 5, оп. 1, д. 1459, л. 37.
 
Публикацию подготовила
Рафиля Гимазова,
кандидат исторических наук


I. Ныне Пестречинский район Республики Татарстан.
II. «Укытучы» — общественно-педагогический, литературный журнал, печатный орган Центрального бюро Всероссийского союза мусульманских учителей.
III. Цифры указывают на количество учеников: мальчиков и девочек (прим. автора вступительной статьи).