2012 3/4

«Казань никогда не была бедна людьми инициативы, готовыми служить ближнему…» (Призрение детей-инвалидов в Казани XIX — начала ХХ вв.)

          «Постановкой дела благотворения Казань опередила многие губернские города, чему содействовало, конечно, прежнее цветущее экономическое состояние города, а также и то, что Казань никогда не была бедна людьми инициативы, готовыми служить ближнему», — читаем в сборнике «Приволжские города и селения в Казанской губернии»1. Это не просто лестная, но точная характеристика положения дел в области призрения нуждающихся на казанской земле.
          Главную роль в деле организации призрения детей-инвалидов играло Ведомство учреждений императрицы Марии, которое берет начало с основания первых воспитательных домов в Санкт-Петербурге (1763) и Москве (1770). Рескриптом Павла I в 1797 г. эти воспитательные учреждения были отданы в ведение императрицы Марии Федоровны2. 26 октября 1828 г. после кончины последней последовал указ об установлении порядка управления заведениями, состоявшими под покровительством покойной императрицы3 (всего к тому времени их было 39). В этом указе впервые всем заведениям присваивалось общее название «Учреждения императрицы Марии», которое в том же году вошло во вновь образованное новое IV отделение собственной Его императорского величества канцелярии4. В 1845 г. был учрежден главный совет, возникший в виде временного учреждения для управления учреждениями императрицы Марии. В 1854 г. происходит окончательное оформление заведений ведомства учреждений императрицы Марии, когда находившиеся ранее под покровительством императора и императрицы заведения объединяются под одним общим названием «Ведомство учреждений императрицы Марии, состоящее под непосредственным их императорских Величеств покровительством».
К началу ХХ в. в ведении Ведомства учреждений императрицы Марии находилось около 400 благотворительных организаций. В Казанской губернии и ее столице среди прочих выделялось Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых. Попечительство возникло в 1881 г. и находилось в ведомстве Министерства внутренних дел, имея первоначальное название «Мариинского». Через два года оно перешло в Ведомство учреждений императрицы Марии. В 1888 г. произошла смена названия на Попечительство Марии Александровны о слепых в память о покойной императрице5.
Круг деятельности попечительства был весьма обширный. Он вбирал в себя способы помощи слепым: призрение, обучение ремеслам, трудоустройство, предупреждение слепоты. Управление попечительством возглавлял Совет (14 членов), избираемый общим собранием. Далее следовали местные комитеты, существовавшие практически во всех губерниях. Средства попечительства складывались из членских взносов, кружечного сбора по церквам и частных пожертвований6.
Попечительство императрицы Марии Федоровны о слепых открыло свою деятельность в Казани и Казанской губернии в 1881 г. Первоначально оно занималось сбором добровольных пожертвований в пользу слепых, производимых ежегодно в городских, сельских и монастырских церквях в течение «Недели о слепом»7.
В апреле 1885 г. был образован Казанский временный комитет под председательством казанского губернатора Н. Е. Андреевского cцелью всестороннего обсуждения вопросов о способе и порядке дальнейшего развития дела призрения слепых в губернии. Деятельность комитета привела к образованию 6 декабря 1892 г. Казанского отделения Попечительства императрицы Марии Федоровны о слепых8.
Основной целью отделения стала организация в Казани «учебного заведения для слепцов, дабы они могли впоследствии существовать без посторонней помощи и работать, по возможности, самостоятельно»9. Было решено организовать приют для взрослых на 20 человек, но позже комитет изменил свое решение, и 3 ноября 1885 г. было открыто Казанское училище слепых детей на 20 человек (10 мальчиков и 10 девочек)I. Училище разместилось на втором этаже здания городской богадельни на Покровской улице10. В 1893 г. здание было расширено, и училище заняло два этажа.
Первоначально в 1885 г. было принято пять мальчиков и пять девочек постоянного пребывания и двое приходящих за плату. Постепенно количество призреваемых увеличивалось, составив, например, в 1887 г. — девять мальчиков и девять девочек, в 1898 г. — 10 мальчиков и 12 девочек. По социальному происхождению большинство учеников были из крестьян Казанской и некоторых других близлежащих губерний. Все исключительно православного вероисповедания.

Прошение Казанскому городскому голове купца И. Я. Павловского об открытии училища для глухонемых. Июнь 1881 г. НА РТ, ф. 98, оп. 2, д. 230, л. 1-2.

Первоначально учащиеся делились на два класса: приготовительный, куда приходили вновь поступившие или неуспевающие, и второй, «образовавшийся из детей, показавших хорошие успехи в обучении грамоте и различным ручным работам»11. Затем к ним добавился ремесленный12. Преподавание осуществлялось по общепринятой в училищах слепых детей программе13. В число предметов входили Закон Божий, русский язык, арифметика, естественная история, история, география, лепка, рисование, пение, музыка и гимнастика. Из ремесленных занятий дети изучали щеточное и корзинное ремесло, плетение половиков, вязание сетей, чулок, вышивание. В каникулы учеников отправляли преимущественно к родителям. При училище имелся врач.
В 1895 г. в Русской Швейцарии городским общественным управлением училищу был выделен участок земли для постройки собственного здания. Средства собрало Казанское отделение Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых, остальное выделил Санкт-Петербургский совет14. В 1899 г. строительство было окончено, и училище получило комплекс жилых, производственных и бытовых помещений. С этого времени в училище могли проживать и учиться одновременно до 60 человек.
В 1898 г. было учреждено Попечительство государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых, которое сосредоточило все подобные специализированные заведения империи. В Казани тоже существовало Общество призрения и образования глухонемых детей. Однако открыто оно было намного раньше, а именно в 1887 г.
Первоначальная история этой благотворительной организации тесно связана с именем казанского купца И. Я. Павловского, организовавшего в 1881 г. сбор пожертвований на открытие специализированного заведения15. Имея среди своих детей глухонемых сына и дочь, он как никто другой знал проблему изнутри. Движимый чувством сострадания не только к собственным чадам, но и к другим таким же детям, И. Я. Павловский более пяти лет добивался открытия училища, пожертвовав первоначально тысячу рублей единовременно и дополнительно по 300 рублей ежегодно16.
И. Я. Павловский в 1881 г. вносит на обсуждение Казанской городской думы и Казанского губернского земства предложение открыть на свои средства училище глухонемых и о материальной поддержке начинания17. Городская дума выделила училищу бесплатно небольшой дом на Грузинской улице18. Осенью 1885 г. были начаты учебные занятия с глухонемыми детьми, а 7 января следующего года состоялось официальное открытие Казанского училища глухонемых19.
В 1887 г. был утвержден разработанный Павловским в 1884 г. устав Казанского общества призрения и образования глухонемых детей20. А 17 октября 1887 г. состоялось первое собрание общества21. До перехода училища в ведение общества И. Я. Павловский содержал его на свой счет с небольшой посторонней помощью, а после перехода не переставал поддерживать материально22. Его же усилиями была приглашена первая преподавательница из Санкт-Петербургского училища глухонемых М. А. Беллер.
Большинство справочных изданий начала ХХ в. («Справочные книжки», «Адрес-календари», «Путеводители»)23 включали Казанское общество призрения и образования глухонемых детей в число организаций, подведомственных Попечительству государыни императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Но это не соответствует действительности. После образования в 1898 г. попечительства казанское общество призрения и образования глухонемых детей, принимая во внимание, что его деятельность совпадает с задачами новооткрытого попечительства, выразило желание перейти в его ведение. По этому вопросу велась очень длительная переписка, в результате которой казанскому обществу в силу неизвестных причин было отказано, и оно осталось в ведении Министерства внутренних дел24.
В 1905 г. попечители Казанского общества призрения и образования глухонемых детей построили новое трехэтажное здание на ул. Большой Лядской, в котором разместились пять классов училища, две мастерские, столовая, спальни воспитанников25. Через семь лет училище имело, помимо дома с мастерскими, капитал около 24 тысяч рублей и являлось одним из наиболее обеспеченных в России. К 1 января 1913 г. в нем обучалось 83 воспитанника. Для иногородних было открыто общежитие в снятом особняке Синеокова.

Училище слепых. Казань,
1890-е гг.

Внутреннюю организацию училища определяли правила, утвержденные попечителем Казанского учебного округа 30 июня 1889 г. В нем было два класса с трех- и двухгодичными курсами26. Программа обучения соответствовала курсу народных начальных училищ27.
В 1910 г. были составлены новые правила училища. Курс обучения увеличился с пяти до шести лет, плюс два года на обучение ремеслам. Был понижен предельный возраст поступления в училище с 12 до 10 лет, открыт дополнительный класс для детей старше 10 лет, а «равно и для тех, кто по неспособности не мог успешно освоить нормальный курс»28.
Несколько позже возникла идея создания самостоятельного общества и специализированного заведения для призрения слабоумных детей. «Существующие в Казани общества намечают свои цели, стремятся к выполнению своих задач, а для детей наиболее несчастных эти общества по своим уставам ничего не предпринимают. Да и по самому своему состоянию слабоумные дети не могут помещаться вместе со здоровыми»29, — так представляли организаторы общества положение в Казани. В 1910 г. одна из учредительниц будущего общества обратилась с просьбой о помощи к Санкт-Петербургскому Братству во имя Царицы НебеснойII об открытии отделения в Казани, но получила отказ. Тогда и было задумано основать свое общество для призрения слабоумных и детей-калек в Казани.
Начальник университетской типографии, председатель Казанского общества трезвости А. Т. Соловьев написал проект устава будущего общества применительно к нормальным уставам благотворительных обществ, который был утвержден 14 февраля 1912 г.30 Целью общества было определено «призрение детей, лишенных разума, и детей, лишенных способности работать»31, средством достижения — открытие приютов, лечебниц и издание книг религиозно-нравственного содержания. Территория охвата — Казань и, по возможности, Казанская губерния32.
Приют планировали открыть 1 мая, но осуществить задуманное удалось лишь к 22 июля. Первоначально заведение разместилось в здании на Госпитальной улице, в котором ранее помещался приют Общества неизлечимо больных женщин, затем в доме Евсеева в Кошачьем переулке. В январе 1914 г. было приобретено собственное помещение — дом Третьякова на улице Муратовской, и затем соседнее здание — дом Емельянова33.
Для организации приюта были собраны скромные средства: взносы членов правления, пожертвования частных лиц и сборы с благотворительного концерта в зале Купеческого собрания. В дальнейшем средства приюта формировались из членских взносов, пожертвований, благотворительных мероприятий, изданий книг и журналов34. Пожертвования поступали деньгами, вещами, продуктами. Не без гордости уже в первый год существования приюта попечители сообщали, что «благодаря такому вниманию добрых людей правление имело возможность одеть призреваемых в теплую одежду, не истратив ничего из средств общества и кормить детей при пособии добрых людей»35.
На 1 января 1913 г. в приюте находилось восемь детей (девочек и мальчиков поровну)36 от 5 до 16 лет. К 1915 г. — 16 воспитанников (6 мальчиков и 10 девочек)37. Досуг детей заполняли развивающие занятия, также их обучали начальной грамоте и счету. С переходом приюта в собственное помещение дети стали заниматься в саду.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Приволжские города и селения в Казанской губернии. С картою р. Волги и рисунками. – Казань, 1892. – С. 153.
2. Полное собрание законов Российской империи. – СПб., 1830. – Собрание 1-ое. – Т. 24. – Ст. 17952.
3. Там же. – Собрание 2-ое. – Т. 3. – Ст. 2379.
4. Там же. – Ст. 2381; Благотворительные учреждения России. – СПб., б. г. – С. 3.
5. Краткий очерк десятилетней деятельности попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. 1881-1891 гг. – СПб., б. г. – 35 с.
6. Сборник сведений по общественной благотворительности. – СПб., 1886. – Т. 7. – С. 82.
7. Историческая записка о деятельности Попечительства по призрению слепых в Казанской губернии и об открытии в Казани училища слепых детей. – Казань, 1898. – С. 1.
8. Там же. – С. 2.
9. Там же. – С. 3.
10. Краткий очерк десятилетней деятельности Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых. 1881-1891 гг. – СПб., б. г. – С. 23; Историческая записка о деятельности… – С. 6.
11. Отчет о деятельности временного комитета Мариинского попечительства, состоящего под августейшим покровительством Ея императорского величества государыни императрицы, для призрения слепых Казанской губернии за 1886 год. – Казань, 1887. – С. 11.
12. Историческая записка о деятельности… – С. 9.
13. Магсумов Т. А. Казанское училище слепых детей в конце XIX — начале ХХ в. (историческая зарисовка на фоне эпохи) // Специальное образование. – 2010. – № 4. – С. 53.
14. Историческая записка о деятельности… – С. 10.
15. НА РТ, ф. 98, оп. 2, д. 230, л. 1-2.
16. Благотворительные учреждения России. – СПб., б. г. – С. 80; НА РТ, ф. 98, оп. 2, д. 230, л. 1-2.
17. Казанское общество призрения и образования глухонемых детей и содержимое им Казанское училище глухонемых. Очерк их развития за 25 лет (1887-1912) существования. – Казань, 1912. – С. 4.
18. Там же. – С. 6.
19. Там же. – С. 5-6.
20. Устав Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. –Казань, 1887. – 13 с.; Десятилетие (1887-1897) Казанского общества призрения и образования глухонемых детей. – Казань, 1897. – С. 7-8.
21. Казанское общество призрения… – С. 6.
22. Там же. – С. 7.
23. Вся Казань. Адресная и справочная книга / Под ред. Н. Г. Шебуева. – Казань, 1899. – 600 с.; Вся Казань. Справочная книга на 1910 год. – Казань, 1910. – 56+79+15+62+48+88 с.; Казанский календарь и справочная книга на 1873 г. / Сост. И. Редников. – Казань, 1872. – 112 с. и др.
24. Казанское общество призрения… – С. 21.
25. Там же. – С. 25.
26. Десятилетие (1887-1897) Казанского общества… – С. 9.
27. Казанское общество призрения… – С. 36.
28. Там же. – С. 30.
29. Отчет Казанского общества во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек. 1912 год. – Казань, 1913. – С. 3.
30. Устав Казанского общества, во имя Всемилостивого Спаса, призрения малолетних слабоумных и калек. – Казань, 1912. – 8 с. (НА РТ, ф. 411, оп. 1, д. 51, л. 22-25 об.). Машинописный экземпляр, представленный Казанскому губернатору с печатями, подписями учредителей и гербовыми марками см.: НА РТ, ф. 411, оп. 1, д. 51, л. 10-13 об.
31. Там же. – С. 1.
32. Там же. – С. 1-2.
33. Отчет Казанского общества во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек. 1912 год. – Казань, 1913. – С. 8; Отчет Казанского общества во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек за 1913 год. – Казань, 1914. – С. 5, 13; Отчет Казанского общества во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек за 1914 год. – Казань, 1915. – С. 1-2, 7.
34. Устав Казанского общества, во имя… – С. 3.
35. Отчет Казанского общества во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек. 1912 год. – Казань, 1913. – С. 11.
36. Там же. – С. 23-24.
37. Отчет Казанского общества во имя Всемилостивого Спаса призрения малолетних слабоумных и калек за 1915 год. – Казань, 1916. – С. 3.
 
Гульнара Рафикова


I. В первые годы становления училища в виде исключения в его стены принимались взрослые призреваемые, позже от этой практики отошли (см.: Отчет о деятельности временного комитета Мариинского попечительства, состоящего под августейшим покровительством Ея императорского величества государыни императрицы, для призрения слепых Казанской губернии за 1886 год. – Казань, 1887. – С. 5).
II.  В 1894 г. в Санкт-Петербурге был учрежден церковный приют для детей-идиотов и эпилептиков (открылся официально 4 декабря 1894 г.). В приюте были собраны больные дети, которых пытались хоть как-то научить жить в обществе. В 1898 г. при приюте возникла первая в России трехклассная начальная школа для умственно отсталых детей, тогда же приют стал называться «Приютом Братства во имя Царицы Небесной». В 1907 г. открылись отделения в Москве и Курске.