2012 3/4

Сочинение Зайнуллы Расулева «Ученые Троицка и новый метод»

         Выдающийся мусульманский богослов и просветитель Зайнулла Расулев относится к тем знаковым личностям, авторитет и влияние которых оказали в свое время решающее значение на облик российского мусульманского сообщества. Он родился 20 марта 1833 г. в с. Шарипово Троицкого уезда Оренбургской губерни. Получив образование в родной деревне, Зайнулла продолжил обучение в сельских медресе деревень Малый Муйнак, Ахун, впоследствии в медресе второго прихода Троицка.
Известный мусульманский ученый, богослов Мурад Рамзи в своем историческом сочинении «Талфик аль-ахбар» пишет: «В период своего проживания в Троицке молодой Зейнулла в составе каравана отправился в путешествие в Бухару, которое длилось целый год. Он был вынужден вернуться назад из-за отсутствия возможности достичь своей цели, продолжить учебу в Бухаре, по причине сильного противодействия царского правительства контактам российских мусульман с Бухарой и наличия царских агентов, расставленных на всех дорогах и переправах»1.
После завершения учебы З. Расулев десять лет был имамом и мударисом в с. Хакхузя Верхнеуральского уезда Оренбургской губерни (ныне с. Акхузя Учалинского района Республики Башкортостан). В 1869 г. он отправился в хадж, во время путешествия посетил крупные центры мусульманского мира — Стамбул, Мекку, Медину, где встречался с ведущими учеными, знакомился с научной религиозной литературой. Именно во время этого путешествия он стал мюридом накшбандийского шейха Ахмада Кумушханави, бокового ответвления этого суфийского братства — халидийа.
Это было не первое его знакомство с суфизмом. Еще в молодости он вступил в братство Накшбандийа-Муджаджидийа под руководством Габдулхакима Чардаклы.
После возвращения на родину З. Расулев продолжил исполнять обязанности имама и мудариса в том же медресе с. Хакхузя. Но служить ему пришлось недолго. По доносу консервативно настроенных мулл он был арестован и в 1872 г. заключен в тюрьму (г. Златоуст), затем сослан в г. Никольск Вологодской губернии, где он пробыл пять лет.
Авторитет ученого и имама к тому времени значительно вырос, и, видя все неудобства его положения на чужбине в иноконфессиональной среде, последователи с помощью влиятельных мусульман Троицка добиваются возвращения З. Расулева домой. Ему было предложено возглавить приход, вновь отстроенной на средства казахского бая Алтынсарина, Пятой соборной мечети Троицка. Здесь он до конца своих дней служил имам-хатыбом и мударисом в созданном и расширенном им медресе, известном под именем «Расулийа».
Медресе было открыто в 1884 г. и с 1893 г. стало считаться джадидским учебным заведением. В начале ХХ в. медресе «Расулийа» представляло собой широко признанный образовательный центр, куда съезжались на учебу мусульмане из окрестностей Оренбурга, Урала, Тургая и других мест. В 1913 г. в немчислилось 13 преподавателей и более 250 шакирдов, среди которых можно назвать таких известных личностей, как М. Акмулла, Г. Исхаки, М. Гафури, З. Шарки, А. Галимов, Г. Баттал.
Что касается духовной практики, то З. Расулев и его последователи «ставили своей задачей не просто индивидуальное спасение человеческой свободы через обращение к традиционным рецептам суфизма, но и поиск облика современного мусульманина, нестандартных форм перевода индивидуального опыта на общезначимый язык социальных действий, щадящих чувство религиозного правоверия и в то же время адекватных новой реальности»2.
В начале ХХ в. с ужесточением идеологической борьбы между приверженцами старой и новой методик преподавания сторонники кадимизма предпринимали попытки апеллировать к авторитету выдающегося шейха. На страницах мусульманской печати появлялись сообщения о том, что, якобы, сам З. Расулев является противником нового метода.
Публичным опровержением этих вымыслов стала небольшая брошюра «Троицкий голямасы вђ ысулы ќђдид» (Ученые Троицка и новый метод), вышедшая в 1909 г. Текст был составлен ведущими учеными-имамами Троицка, выразившими свое отношение к новометодному образованию. Авторами данной работы наряду с З. Расулевым были основатель первого учебного заведения в г. Троицке, имам-хатиб мечети первого прихода, ахун А. Рахманкулов и имам мечети 2-го прихода Троицка М. Бикматов.
Предлагаем вниманию читателя текст этого сочинения с переводом на русский язык.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Мурад Рамзи. Талфик аль-ахбар. – Оренбург, 1908. – Т. 2. – С. 491-495. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dumrb.ru/?part_id=389, 398, 422.
2. Насыров И. Р. Предисловие к книге «Шейх Зейнулла Расули (Расулев) ан-Накшбанди». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dumrb.ru/?part_id=389, 398, 422.
 
«Ученые Троицка и новый метод»
История является свидетелем исчезновения многих народов, которые в свое время достигали славы, могущества и совершенства. Если попытаться выявить причины и философию этого, то становится очевидным, что это не что иное, как распространившиеся в их среде разногласия и конфликты. Бессмысленные разногласия, возникающие между единокровными народами с единой религией и языком, точно чахотка у человека, вредны и губительны.
Источник разногласий, возникающих между единым народом и племенем, всегда будет чем-то частичным, и всегда разногласия, возникая среди невежественных и безнравственных людей постепенно увеличиваются и оказывают влияние как на простой народ, так и на выдающихся личностей. Это нам знакомо по опыту. Если бы в случае возникновения такой ситуации, ученые, составляющие основу нации, препятствовали бы разногласиям, проблема завершалась бы на начальной стадии и не приводила бы к вредным последствиям.
Несколько лет назад вышло новое положение о военных. Были объявлены довольно строгие законы касательно исламских мектебов и медресе. Бескрайние, раскинувшиеся как «море» башкирские степи заполнили латыши и другие народности, все подорожало, жизнь усложнилась, и стало очевидно, что, как результат, мусульмане вступили в борьбу и конкуренцию с другими племенами за жизненное пространство. Мусульмане поняли, что вместо медресе, где они могли находиться до тридцати лет, проживая по четыре-пять человек в одном помещении, теперь придется служить в армии и заботиться о семье.
Понимая, что если во времена сытной жизни в деревнях было сложно найти более трех-четырех грамотных и знающих религию, то теперь, с учетом нынешних реалий, не удастся найти даже одного подобного им на десять деревень, сторонники безопасности стали предпринимать меры.
Звуковой метод, получивший известность как новый метод, является одним из этих мер. И сегодня наблюдается попытка очернить этот новый метод, который был распространен с добрыми намерениями донести предписания ислама во все концы мусульманского сообщества, вплоть до землянок. Кому же хотят нанести вред этим и на что покушаются? Аллах знает. Не ведают, что творят, а если бы разумели, то если не в тот же день, то хотя бы на следующий, искренне раскаялись бы в этом.
В одно время по причине того, что звуковой метод был очень легким для детей, его испортили. Эта простота соответствует предписанию нашего Господина пророков «не усложняйте и не отвращайте», приведенного несколько раз в сборнике хадисов Бухари.
В соответствии с доводом «добавились в тамбур и другие блага» в последнее время получили распространение слухи о том, что улемы Троицка осудили звуковой метод и признали его не соответствующим шариату, и в частности даже написали в газетах, что уважаемый шейх Зайнулл ан-Накышбанди, да приветствует его Аллах, не признает новый метод. В связи с этим хазрат и его последователи — все уважаемые ученые Троицка, посчитав недопустимым навязывание им подобных вещей, составили письмо и с помощью газеты «Вакыт» обратились в наше правление для доведения их мнения до читателей.
Люди, распространяющие раскол и страх среди народа, и пользующиеся его невежеством, всегда находят оправдания. До них слова не доходят, поэтому подобные этому письма могут принести достаточную пользу только искренним исследователям и людям, относящимся к этим уважаемым устазам. На этом месте прилагаем полные тексты писем.
Обращение
Увидев в 237 номере газеты «Баянельхак» и в 4 номере журнала «Дин ва магыйшат» статьи, посвященные вопросам преподавания в мектебах и медресе, где имеет место клевета на нас, мы посчитали необходимым донести своим братьям по вере истинное положение вещей. После приема экзаменов у шакирдов по звуковому методу (понимаемому народом как «новый метод»), на своем опыте убедившись в его полезности, признали и приняли целесообразным обучать шакирдов по звуковому методу, начиная с 1893 года по сегодняшний день продолжаем обучать шакирдов по звуковому методу. Не найдя звуковой метод противоречащим шариату, и в дальнейшем будем продолжать обучать шакирдов по звуковому методу.
Мы в своих медресе начали преподавать, поддерживая реформы всем сердцем. И в дальнейшем мы намерены заниматься реформированием по мере сил. И впредь призываем всех не придавать значения клевете, и статьям в газетах и журналах, касающихся вопросов преподавания в мектебах и медресе, и обратить внимание на это обращение.
Общее наставление
В общем, в связи с тем, что среди народа ходит много разговоров по поводу правильности преподавания или необходимости отказа от преподавания звуковым методом (получившим известность как «новый метод»), и нам со всех концов приходит много писем с вопросами об этом, мы решили посредством этой статьи высказать правду об этом. Предметы, преподаваемые в школах посредством звукового метода, букварь, Коран с таджвидом, суннитское вероучение (акида), тюркское чтение, письмо, фикх, история религии, счет, география и другие, являются предметами, преподавать которые в соответствии с шариатом необходимо и считается правильным.
Хотя и способ обучения грамоте не подкреплен каким-либо определенным хадисом нашего пророка (да благословит его Аллах и приветствует), нам известно, как следует читать буквы, расположенные в начале сур Корана. Также в книгах ученых прошлого подробно излагается способ обучения грамоте, соответствующий звуковому методу. В связи с этим мы доводим до сведения, что звуковой метод обучения грамоте полностью соответствуем способу саляфов*.
Так как предметы, преподаваемые в школах со звуковым методом обучения, способствуют изучению шариата, формированию доброго нрава и правильной жизни. Действия некоторых людей в отношении звукового метода направлены против шариата и являются ошибкой и мерзостью. При условии соответствия преподаваемых в медресе предметов Книге Аллаха и Сунне нашего пророка, методы их преподавания тоже правильны. Не обязательно преподаваемые в медресе предметы должны вестись только лишь по книгам прежних ученых. Книга Аллаха и Сунна нашего пророка неизменны, а методы преподавания могут меняться. В религиозных медресе необходимо преподавать такие высокие науки, как геометрия, физика, философия, география, логика. В связи с этим призываем Вас обратиться к сочинениям мусульманского философа имама Абу Хамида ал-Газали.
Имам Троицка Зайнулла бин Хабибулла ан-Накышбанди, ахун мулла Ахмадхаджи бин Абдулзахир Рахманкули, имам 2-й мечети дамелла Мухаммадзариф сын муллы Мухаммад Бикматов.
 
Троицки голямасы вђ ысулы ќђдид / Автордашлар: Рахманкулов Ђ. Г., Бикмђтов М. М., Мљхђммђдќан Г. – Оренбург, 1909. – 11 б.
 
 
Публикацию подготовили
Резеда Сафиуллина-Аль Анси,
кандидат филологических наук,
Рафиля Гимазова,
кандидат исторических наук


* Саляфы —сподвижники и праведные имамы из первых трех поколений, о которых посланник (мир ему и благословение Аллаха) засвидетельствовал благом: «Лучшие люди в моей общине — это мое поколение, а затем следующие за ним, и затем следующие за ним».