2012 3/4

«Да здравствует Новый Советский год»(Политизация новогодней ёлки в Советской России)

Дети на празднике новогодней елки. 1930-1940 гг. Альбом «Детский сад № 1» из фондов Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Воспитанники детского сада на прогулке. 1930-1940 гг. Альбом «Детский сад № 1» из фондов Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

 
Для формирования нового советского человека власти использовали все доступные средства, в том числе праздники новогодней елки. Эти праздники не сразу обрели политический контекст. Поначалу рождественские елки устраивались для посещавших детские сады и школы детей. Их организовывали отделы народного просвещения. Они приобретали елочные украшения и игрушки, угощения для детей (сладости, пирожки). Перед елкой дети разыгрывали пьесы, пели песни, декламировали стихи1.
Предпринимались попытки организации елок для «неорганизованных» и беспризорных детей. Но нередко они терпели неудачу из-за бюрократических проволочек, ограниченности продовольственных ресурсов2.
Детским домам и школам из-за отсутствия средств приходилось прибегать к сбору денег, установлению обязательного взноса с каждого ребенка и пожертвованиям. На собранные деньги покупали угощения для детей: конфеты, пряники, хлеб, колбасу и т. п.3 Но нередко устройство елки или литературного новогоднего вечера отменялось из-за недостатка топлива4.
В конце 1920-х гг. традиция проведения массовых детских елок была прервана. Восстановлена она была лишь после публикации 28 декабря 1935 г. в газете «Правда» статьи П. П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»I. Красочный и обещающий подарки праздник был возвращен детям, став символом радости, веселия и изобилия.
 Проведение новогоднего утренника, а главное — подготовка к нему четко регламентировались инструкциями органов власти, о чем свидетельствуют материалы областного дошкольного методического кабинета Народного комиссариата просвещения ТАССР, сохранившиеся в фондах Национального архива РТ. В конце 1930-х гг. публиковались также многочисленные брошюры, подробно описывавшие организацию новогодней елки: «Праздник должен пройти непринужденно и вместе с тем организованно. Это зависит от наличия четкого плана праздника и строгого распределения обязанностей между воспитателями. Родители — желанные гости на празднике»5.
Еще одной характерной чертой праздничных мероприятий того времени была явная политизация новогоднего сценария. «Веселые, жизнерадостные дети пели, танцевали, декламировали стихи, прославляя в песнях и в стихах любимого Сталина, подарившего им радостную счастливую жизнь»6.
Немалое значение придавалось и елочной игрушкеII, которая «призвана была в материализованной и внешне очень привлекательной форме воплощать, фиксировать и пропагандировать достижения советской власти и преимущества социалистического строя»7.
И после праздника елка продолжала привлекать внимание ребят. Оставленная, по возможности, украшенной на участке детского сада, она становилась центром зимних игр детей во время прогулок.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Елки для детей // Известия (Всетатарского ЦИКа). – 1921. – № 6 (307). – 11 января.
2. НА РТ, ф. Р-2029, оп. 1, д. 164, л. 4.
3. Там же, ф. Р-3682, оп. 1, д. 21, л. 2.
4. Там же, д. 17, л. 51-51 об.
5. Елка. Художественный материал для детей дошкольного возраста / Сост. М. Буш. – М., 1940. – С. 4.
6. Новогодние елки // Сталинский путь. – 1938. – 6 января.
7. Сальникова А. А. Блестящий воспитатель // Вокруг света. – 2010. – № 12. – С. 250.
 
№ 1. Из методических указаний заведующей дошкольным кабинетом Народного комиссариата просвещения ТАССР Гусевой по проведению праздника елки в дошкольных учреждениях
 
Празднование елки в день Нового года в дошк[ольных] учреждениях [Советского] Союза знаменует начало большого поворотного момента к более яркому, радостному содержанию жизни детей в дошкольных учреждениях. […]
Подготовка к проведению праздника елкиIII.
Подготовка к празднику елки коллектива дет[ского] сада, воспитателей и общественности, связанной с дет[ским] садом, должна начаться задолго до праздника, примерно с 10-20 декабря [19]36 г. Заведующая дет[ским] садом ставит вопрос о проведении праздника елки на заседании Совета сада, здесь намечаются практические мероприятия:
1. По изысканию средств на покупку игрушек, елочных украшений, угощения детей и т[ому] п[одобное].
2. По поделке игрушек, костюмов для детей с привлечением родителей, пионеров, школьников.
3. По оформлению помещения, устройству неожиданных призов для детей и т[ому] п[одобное].
4. По угощению детей и раздача гостинцев.
5. Мероприятия по устройству елок в семьях детей. […]
Украшение елки.
Для праздника надо выбрать пушистое раскидистое дерево елки или пихты […] под елочкой расставить любимые детьми игрушки в новом необычном оформлении, напр[имер], куклы в новых костюмах (зимней одежде) на санях, запряженных в большую лошадь в красивой упряжке, мишки с флажками в руках, с красивым бантом на шее […]. На верху елки должна быть большая, красивая звезда, елка должна быть опутана блестящими гирляндами, если нет возможности купить эти гирлянды, их можно сделать самим, напр[имер], шишки ели или сосны окрасить в разные цвета […] укрепить их красиво на шелковых лентах на расстоянии 10-12 см и такими гирляндами оцепить елку кругами или сверху вниз, такие же цепи-гирлянды можно сделать из окрашенных желудей, ракушек, из деревянных шаров, нанизанных на ленты, гирлянды можно сделать и из флажков и звезд из окрашенной бумаги. […] Ни в коем случае нельзя украшать елку игрушками религиозного значения, например, ангелочками.
Украшение помещения в праздник елки.
Много радости дает детям участие на елке костюмированных взрослых, напр[имер], приход на елку медведя с поводырем, мишка покажет детям ряд смешных движений — как ребята пляшут, как они физкультурой занимаются, катаются на санях, лыжах и т[ому] п[одобное]. Приход взрослых, одетых летчиком или парашютистом, колхозником или колхозницей, физкультурниками, с лыжами, одетых клоуном — петрушкой, Дедом морозом. Все эти ряженые шутят, смеются с детьми, танцуют с ними, поют песни, играют. Надо сделать так, чтобы взрослые были незнакомы детям — это даст большой интерес.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2159, л. 24-26.
 
№ 2. Описание праздника елки в Васильевском образцовом детском саду при лесоповальном заводе
Не ранее 31 декабря 1936 г.IV
Праздник новогодней елки в дет[ском] саду проходил 31 декабря [19]36 г.
[…] 15 декабря было проведено совещание сов[етского] сада, совместно с представителями дирекции, парткома и завкома лесо[повального] завода. Заведующая дет[ским] садом информировала о проведении праздника елки в дет[ском] саду, сделала сообщение о том, сколько в среднем будет стоить праздник елки в дет[ском] саду, включая оформление помещения, поделку костюмов, украшение елки и угощения детям. Решили провести елку 31 декабря накануне Нового года. Дирекция и завком горячо откликнулись и выделили на проведение елки 800 руб[лей]. В комиссию по проведению елки были вовлечены родители, члены сов[етского] сада. 16 числа комиссия собралась, обсудила хозяйственные вопросы и началась горячая работа по закупке украшений на елку, гостинцев и подарков для детей, составлению праздничного меню и т[ому] п[одобное].

Воспитанники детского сада № 63 на новогодней елке. Казань, 1938 г. ЦГА ИПД РТ, коллекция фотодокументов, инв. № 916.

25 декабря провели второе педагогическое совещание после консультации в метод[ическом] кабинете. План праздника был уточнен и в некоторых местах исправлен. Обсуждалась памятка для родителей по проведению елки в семьях. Заготовили образцы костюмов для показа родителям. Вечером в этот день было проведено многолюдное общее родительское собрание; на повестке [дня] был поставлен вопрос «о значении елки». Материал был взят из статьи т[оварища] Постышева. Затем познакомили родителей с планом проведения елки в дет[ском] саду. Были выделены родители в помощь педагогам по поделке игрушек на елку и по пошивке костюмов. […]
28 декабря этот субботник был проведен. В нем участвовало 25 чел[овек] родителей. На всех детей были приготовлены костюмы. […]
Помимо денежной помощи, дирекция завода относилась тепло и участливо ко всей [остальной]V подготовке: выполняла те или иные поручения дет[ского] сада, давала лошадь для неоднократных поездок в город в связи с подготовкой, прислала электромонтера для проводки электрич[еского] освещения на елку и т[ому] п[одобное]. Весь персонал дет[ского] сада, как говорят, «с ног сбились», чтобы провести праздник на «отлично» и доставить детям больше радости. Украшали елку педагоги и родители, а детям до начала праздника елку не показывали. Начало праздника было намечено на 4 часа. К этому времени подготовка была закончена полностью. Групповые комнаты и зал красиво оформлены.
Старшая группа была так оформлена: на потолке от центра к углам были протянуты красивые гирлянды из зелени, украшенные разноцветными флажками и красными звездами. На белые тюлевые занавески со снежинками были брошены зеленые ветки, запушенные снегом. Портреты вождей также украшены зелеными ветками с ватой вместо снега. На столе — макет из жизни севера: 2 чума, запушенные снегом, северные олени, собаки, запряженные в сани, на каких ездят эскимосы. На санях сидит эскимос. Другой охотник — эскимос стоит с ружьем и собаками. Вдали видны белые медведи. (Макет сделан из картона и соответствующим образом раскрашен и оформлен ватой).
В средней группе — такие же занавески с зелеными ветками. Портреты вождей также украшены пихтой. На столе — макет уголка леса: сосны, занесенные снегом. В лесу охотник с ружьем и собакой. На деревьях сидят две белки. Под деревьями на снегу — три зайчика. За ни[ми] прячутся лисички. Из-за куста выглядывает волк. […]
В младшей группе — такие же занавески с зеленью. От центра потолка во все углы звездой расходятся гирлянды из зелени и разноцветных еловых шишек. Портреты т[оварища] Ленина и т[оварища] Сталина во весь рост красиво украшены зеленью, красными флажками и красной лентой с большим бантом. […]
Еще более красиво и нарядно выглядел зал. На стене из красной ленты была выложена большая красная звезда, в центре ее — портрет т[оварища] Сталина, а над ним световой лозунг: «Спасибо т[оварищу] Сталину за радостную жизнь». По обе стороны висят портреты т[оварища] Ленина и т[оварища] Ворошилова, украшенные зеленью. На другой стороне — портрет т[оварища] Сталина с девочкой на руках и световой лозунг: «С Новым годом!»
На третьей стене сталинский лозунг: «Вырастим новое поколение рабочих, здоровых и жизнерадостных, способных поднять могущество Советской страны на должную высоту».
В центре зала до самого потолка поднимается красивая, пушистая елка, нарядно украшенная разноцветными электрическими лампочками, блестящими шарами, гирляндами из флажков и шишек, большими хлопушками, фигурками зверей, маленькими куклами и игрушками.
Вверху большая красная звезда, пониже — Дед мороз, куколки-снегурочки, бонбоньерки и т[ому] п[одобное]. Блестящих шаров и электрических лампочек на елке было много, и вся она сияла разноцветными огнями.
[…] Каждому ребенку онVI дает мешочек, в котором положены мандарин, яблоко, 2 пряника, 4 конфетки, несколько штук печенья и пирожное. Кроме этого, снегурочка доставала из-под елки красивые бонбоньерки с конфетами драже и давала каждому ребенку по коробочке и по маленькой игрушке. Когда все малыши получили подарки, они под музыку обошли вокруг елки и пошли одеваться домой.
Точно так же раздали подарки и другим группам. После получения подарков счастливые, довольные дети по группам уходили с родителями домой. Родителям и всем присутствующим гостям праздник елки очень понравился. Они благодарили заведующую, руководительниц и треугольник своего заводаVII, который полностью присутствовал на елке, за доставленную их детям радость и говорили, что только Советская власть, наша партия и сам т[оварищ] Сталин, лучший друг детей, могли создать для детей такое счастливое и радостное детство.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2159, л. 128-132, 138.
 
№ 3. Памятка для родителей «Проведение праздника елки» в Васильевском образцовом детском саду при лесоповальном заводе
Товарищи родители. Приближается Новый год — не забудьте устроить своим детям веселый, радостный праздник елки.
Получите консультацию у педагога дет[ского] сада по устройству елки.
Возьмите из дет[ского] сада образцы игрушек для украшения елки.
Организуйте старших детей-школьников к поделке игрушек на елку.
Сделайте сюрпризом интересные подарки для детей.
Заготовьте необычное угощение для детей на праздник, напр[имер], оберните яблоки мягкой белой бумагой или ватой, как снежные комочки, сделайте печенье в виде фигур зверей, птиц, сделайте пирожки необычной формы — звездочками, треугольниками и т[ому] п[одобное].
Пригласите педагога дет[ского] сада принять участие в вашем домашнем празднике елки.
Пригласите товарищей Вашего ребенка к себе на праздник елки.
Учтите радость Вашего ребенка от пережитого праздника, его разговоры, рисунки, игры; поделитесь этими впечатлениями ребенка с его педагогом в дет[ском] саду.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2159, л. 110.
 
№ 4. Из аннотации к материалу по проведению праздника елки в Васильевском образцовом детском саду при лесоповальном заводе
В основном праздник елки прошел хорошо, весело, живо, доставил детям огромную радость. Была серьезная подготовка. Вовлечены родители, общественные организации, производство.
Как недочеты, нужно отметить недостаточную подготовку с родителями, выступающими на детском празднике: утомившее детей долго[е] рассказывание сказок, неправильный ответ колхозницы на вопрос ребенка: «А у вас в колхозе была елка ?». […]
Отмечается перегруженность программы праздника. У детей мало было времени на свободные проявления и рассматривание елки. Не нужно было вводить в программу праздника инсценировку, перегружать и без того большую программу.
Теснота помещения тоже является отрицательным моментом в проведении праздника. Нужно было этот праздник провести в 2 дня отдельно для младшей и старш[ей] групп.
Малышей связывали костюмы, можно было им не давать [их]VIII.
Методист областного дошкольного методического кабинета Т[атарского] н[ародного] к[омиссариата] п[росвещения] Рудольская (подпись).
Материал проверен: зав[едующая] дошкольным отделением Т[атарского] н[ародного] к[омиссариата] п[росвещения] Ливанова.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2159, л. 138-139.
 
№ 5. Из отчета методиста областного дошкольного методического кабинета Татарского народного комиссариата просвещения Рудольской о проведении праздника елки в детских садах ТАССР
[…] Многие глубинные районы и колхозы в прошлом году не смогли совсем провести елки для своих детей. Опыт прошлого года очень трудно было обобщить и подытожить. Нынешний год является вторым годом проведения елок.
Из опыта прошлого года педагоги поняли, что елка является чистейшим образцом сезонного праздника, зимнего, новогоднего, праздником красоты и радости для детей всех возрастов. Елка запоминается на всю жизнь. Сказочная, необычайная, она глубоко волнует ребенка, дает богатый материал для работы воображения, для полета фантазии, для развития художественного вкуса. Разве этого недостаточно.
Кто чувствует елку, тому не нужно объяснять значение этого праздника. Что педагоги и все трудящиеся Советской страны вполне осознали значение праздника елки, говорят следующие цифры: если в прошлом году мы получили в метод[ический] кабинет только 2-3 материала по проведению елки, и то исключительно из дет[ских] садов города — в нынешнем году мы получили только из различных районов Татарии, не считая города Казани, 28 материалов и отчетов о проведении елок в дет[ских] садах, как районных, так и колхозных. Если в прошлом году елки на дому, в семьях были редкостью, то нынче это обычное явление. Один Буинский районный дет[ский] сад так сумел подготовить и спропагандировать своих родителей, что в 27 семьях были устроены елки. […]
Наши районные и колхозные дет[ские] сады прислали массу письменных отзывов родителей о просмотренных ими елках в дет[ских] садах. Отзывы серьезные, в которых дается критическая оценка празднику, делаются указания, предложения. Все это говорит за то, что наши районы, наши колхозы в культурном отношении значительно выросли и вполне осознали воспитательное значение елки. […]
Но были и недоработки в этом вопросе. Так, например, в Васильевском дет[ском] саду недостаточно была проведена подготовительная работа с родителями, выступающими на празднике елки: например, одна родительница на празднике в течение 15 минут рассказывала детям сказку. Такое долгое рассказывание утомило детей и не произвело на них должного впечатления. […]
В том же Алексеевс[ком] р[айо]не в дет[ском] саду при заводе «Сухое молоко» был выявлен и отмечен родителями безобразный факт несвоевременной, запоздавшей подготовки работников дет[ского] сада к празднику елки. Было намечено провести праздник 31 декабря в 4 часа.
Дети собрались к назначенному времени, а работники дет[ского] сада только в 5 часов закончили украшение елки. Затем заведующая ушла домой ужинать и переодеваться. Проходила она больше часа, а дети сидели в одной тесной комнате. От долгого ожидания они переутомились и даже некоторые заснули. Начали елку в 7 часов вечера. Получилась елка не для детей, а для взрослых, т[ак] к[ак] дети не могли уже почувствовать всей прелести елки вследствие сильного переутомления.
Еще один факт плохой подготовки в этом же дет[ском] саду — это отсутствие музыки на празднике. Из всех присланных материалов это единственный, где на детском празднике отсутствовала музыка. Даже в самых дальних, глубинных колхозах на елках была музыка: гармошка или гитара с балалайкой, или даже струнный оркестр, а при таком большом производстве, как завод «Сухое молоко», детская елка проходила без всякой музыки. […]
В некоторых дет[ских] садах елки превращались в маскарад, все дети были одеты в различные костюмы. Из одного материала по елке […] чувствуется, что это явилось для малышей слишком большой перегрузкой. Например, в Васильев[ском] дет[ском] с[аду]IX малыши были одеты в костюмы снежинок. Они, видимо, были поражены красотой своих костюмов и стояли неподвижно, молча посматривая друг на друга. В течение всего дальнейшего праздника были недостаточно веселы. […] Ряженые взрослые были почти на всех елках. Дед мороз, снежинки, клоуны, колхозники, зайчики. Дети их встречали весело, радостно. Дед мороз везде производил прямо фурор, дети от него были в восторге. Персонажи все были выбраны удачно, за исключением боярского костюма, который был детям непонятен. (Васильевский дет[cкий] сад). Они спрашивали педагога: «Кто это к нам пришел на елку?» […]
В Мамадышском районном дет[ском] саду не чувствуется непосредственной детской радости. Это объясняется тем, что на детей неприятно действовали постоянные одергивания со стороны педагогов и старая сухая мораль со стороны Деда мороза, который предлагает ребятам хорошо вести себя, быть вежливыми и культурными детьми.
В этом же Мамадышском дет[ском] саду был сделан упор при проведении праздника елки на Новый год. И зав[едующая] садом, и Дед мороз поздравляли детей с Новым годом, и сами дети кричат хором лозунг: «Да здравствует Новый, Советский год», а елка отходит на второй план. Детей перегрузили лозунгами о Новом годе. […]
Подарки детям давались везде, они состояли или в раздаче пакетиков с гостинцами или дополнительно к гостинцам давалась каждому ребенку игрушка, смотря по возможности того или иного дет[ского] сада.
Раздача подарков проводилась не везде одинаково. В некоторых дет[ских] садах педагоги просто раздали всем детям подарки. Но в большинстве случаев раздача была организована по-новому. Ряжены — Дед мороз, колхозница, клоун, снегурочка или зайчик раздавали подарки детям, привозили их в разукрашенных санках или в красивой корзине. […]
Общие итоги по проведению елки:
Несмотря на то, что заранее, через метод[ический] кабинет были разосланы указания по проведению праздника елки прислать итоги проведения елок, материалов с мест поступило мало, особенно из татарских районных дет[ских] садов поступило всего 5 материалов, а из колхозных татарских дет[ских] садов не поступило ни одного материала. Все татарские материалы и некоторые русские не дают исчерпывающего описания содержания праздника, и потому трудно дать оценку проведению елки как опыта в работе дет[ских] садов.
Недочеты проведения праздника следующие:
1. По материалам чувствуется недостаточное привлечение общественности в некоторых дет[ских] садах к подготовке и участию на празднике.
2. По материалам невозможно судить об оформлении помещения и самой елки, не везде говорится о костюмах детей, о содержании программы праздника.
3. Плохо то, что некоторые дет[ские] сады проводили праздник утром, а не вечером. Не получилось такого эффекта, как вечером часа в 4-5.
4. Кое-где детям приходилось долго ждать начала праздника.
5. Не везде дети были костюмированы, в татарских садах совсем нет момента костюмирования детей, необычайные костюмы создают более радостное, эмоциональное настроение у детей. […]
6. Не везде были приняты противопожарные мероприятия и хотя несчастных случаев при проведении елки у нас не зарегистрировано, но они могли быть вследствие недостаточной подготовки.
7. По некоторым дет[ским] садам наблюдается большая перегруженность программы праздника. Больше должно быть детской самодеятельности.
8. В большинстве дет[ских] садов не чувствуется на празднике ведущей роли педагога. Пусть дети веселятся, играют во что они хотят, пусть детская самодеятельность бьет ключом, пусть искрится детский смех и радость, но невидимо направляющая детское веселье опытная рука педагога должна чувствоваться во всем.
9. Теснота и неприспособленность помещений дет[ских] садов для проведения данного мероприятия и неуменье педагогов выйти из этого положения путем проведения праздника елки в два приема, тоже является большим минусом опыта нынешнего года.
10. Не нужно было перед началом елки, как это было в некоторых дет[ских] садах, заведующей говорить детям о значении елки. Это для детей скучно и непонятно. Это нужно было перенести на родительское собрание или беседу с родителями. […]
Наряду с недочетами в проведении елок были и положительные моменты.
1. Как большой положительный момент, нужно отметить широкий охват елками татарских и русских массовых дет[ских] садов, как районных, так и колхозных.
2. Горячий отклик и помощь со стороны советских и партийных организаций к данному мероприятию, особенно там, где работниками дет[ского] сада была проведена соответствующая работа (Казанский р[айо]н, Муслюмовский, Балтасинский, Набе[режночел]нинский, Бондюжский и др.)
3. Нужно отметить хорошую агитацию дет[ских] садов за проведение елок в семьях детей (Буинский, Чистопольский, Кзыл-юльский р[айо]н и др.). Матери осознали большое воспитательное значение елки и не только провели у себя елку, но пожелали поделиться своим опытом с другими. Одна мать, жена служащего […] казанского дет[ского] сада № 42, прислала письмо в дошкольный мет[одический] кабинет, озаглавив его: «Вот как прошла елка у моих детей», где она в простых словах рассказывает, как весело прошла елка в ее семье.
На елке было 13 чел[овек] детей, педагог из дет[ского] сада, где учатся ее дети и несколько человек взрослых. Вместе с педагогом и взрослыми дети весело играли, пели, танцевали. Все получили в подарок по игрушке и по пакетику с гостинцами.
Дети были в костюмах, некоторые наряжены клоунами, зайчиками, снежинками, а др[угие] в своих обычных костюмах. Всех детей угостили чаем, сластями. В конце письма мать благодарит педагога и говорит, что так весело прошла елка потому, что рук[оводительни]ца оживила ее своим присутствием и активным участием. (Рук[оводительни]ца Иванова).
В районной газете «Бондюжский рабочий» помещена статейка о том, как хорошо прошла елка в Бондюжском дет[ском] саду.
4. О том, что елки завоевали права гражданства, что они не обезличены для всей советской общественности, свидетельствуют многочисленные отзывы о елках. Много хороших и в то же время критических отзывов о проведении елок в колхозных и районных дет[ских] садах получено от секретарей райкомов, ВЛКСМ, от председателей сельсоветов, колхозов, от родителей, которые говорят, что никогда их дети не получали столько радости и удовольствия, как на нынешней елке. Что родители выражают глубокую благодарность Советскому правительству, нашей Партии и вождю всех народов, дорогому и любимому воспитателю нашего молодого поколения, т[оварищу] Сталину за их большую заботу о детях, за то, что сделали жизнь детей радостной и счастливой.
Методист областного дошкольного методического кабинета Т[атарского] н[ародного] к[омиссариата] п[росвещения] Рудольская (подпись).
Материал проверен: зав[едующая] дошкольным отделением Т[атарского] н[ародного] к[омиссариата] п[росвещения] Ливанова.
НА РТ, ф. Р-3682, оп. 1, д. 2159, л. 112-115.
Публикацию подготовила
Ильнара Ханипова,
кандидат исторических наук


I. Подробнее об этом см.: Душечкина Е. В. Русская елка: История, мифология, литература. – СПб., 2002. – С. 266-296.
II. О роли елочной игрушки в воспитании детей см.: Сальникова А. А. История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку. – М., 2011.
III. Здесь и далее выделение чертой соответствуют выделению в документе (подстрочные примечания автора вступительной статьи).
IV. Дата установлена по содержанию документа.
V. Дописано поверх текста.
VI. Имеется в виду Дед мороз.
VII. Имеются в виду представители администрации (дирекции) завода, партийного комитета и заводского комитета.
VIII. Дописано от руки.
IX. Дописано от руки.