2013 1/2

Совершенствование системы повышения квалификации педагогических кадров ТАССР во второй половине 1980-х гг.

Развитие системы повышения квалификации педагогов республики в течение нескольких десятилетий ХХ в. проходило в русле общероссийских тенденций, но с учетом своих региональных особенностей.
Со второй половины 1970-х гг. Татарский институт усовершенствования учителей (ТИУУ) совместно с Казанским и Елабужским педагогическими институтами, педагогическими училищами ежегодно принимали до 7-8 тысяч слушателей. Многочисленность слушателей объяснялась увеличением методологических разработок по проблемам теоретической и прикладной педагогики, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин.
В этот же период обострилась необходимость повышения квалификации учителей по вопросам дифференциации и индивидуализации обучения, осуществления профориентационной работы, трудового воспитания учащихся. Продолжалось проведение межобластных курсов для учителей татарского языка и литературы, учителей начальных классов татарских школ, расположенных за пределами республики.
В соответствии с типовыми учебно-тематическими планами на курсах использовались различные формы обучения: лекции, практикумы, семинары. Так, семинары и практикумы на курсах для педагогов-организаторов внеклассной и внешкольной работы занимали 34 % от общего количества часов, на курсах военруков — 32 %, математики и физики — 30 %, учителей русского языка и литературы — 25 %.
В 1984 г. Верховный Совет СССР принял постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Реформа предусматривала повышение качества образования и воспитания, обеспечение более высокого уровня преподавания предметов, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, укрепление материально-технической базы учебных заведений.
Устанавливалась следующая структура общего среднего образования: начальная школа (I-IV классы); неполная средняя школа (V-IX классы); средняя общеобразовательная и профессиональная школа (Х-ХI классы); средние профессионально-технические училища; средние специальные учебные заведения. Таким образом, средняя общеобразовательная школа становилась 11-летней. С 1986 г. обучение предполагалось начинать с шести лет1.
Анализ учебно-тематических планов курсов, проводившихся в 1970-е гг., показывал, что вопросы трудового обучения и воспитания, профориентации, профессиональной подготовки учащихся старших классов, усиления политехнической направленности образования часто оставались в тени. Некоторые исследователи предлагали учесть опыт ознакомления учителей с основами современного производства, накопленный во второй половине 1950 — начале 1960-х гг.2
Деятельность ТИУУ во второй половине 1980-х гг. была направлена на дальнейшее укрепление научной и материальной базы, оснащение современной техникой. В 1986 г. была осуществлена массовая подготовка учителей к преподаванию предметов по новым программам. Так, например, для подготовки учителей к преподаванию предмета «Основы информатики и вычислительной техники», который был введен в учебное расписание средних школ с 1985/1986 учебного года, были привлечены преподаватели Казанского государственного университета, Казанского авиастроительного и педагогического институтов и др.3
Они прошли подготовку по программе 10 класса, учителя вечерних школ — по программе 9 класса.
В период проведения школьной реформы 1984 г. в ТАССР повышением квалификации было охвачено: в 1985 г. — 8 260 учителей (по плану 6 670)4, в 1986 г. — 8 433 (по плану 7 000)5. В 1987 г. на курсах обучались 5 857 (по плану 7 000)6.
24-25 апреля 1987 г. в Казани состоялась научно-практическая конференция «Повышение эффективности урока как основной формы организации учебно-воспитательного процесса». Она была организована Министерством просвещения ТАССР, Татарским институтом усовершенствования учителей, отделением Педагогического общества РСФСР. В ней приняли участие 600 человек. Делегаты посетили 62 открытых урока в школах г. Казани, приняли участие в работе предметных комиссий, обменялись опытом. На конференции впервые работала секция учителей информатики и вычислительной техники, в работе которой приняли участие 35 человек7.
В этот период в республике все большее число школ переходило на углубленное изучение различных предметов, и учителя осваивали новые программы, учебные пособия, а также более эффективные методы преподавания. С этой целью в начале 1988/1989 учебного года ТИУУ на базе кафедры неорганической химии КХТИ провел курсы по углубленной программе, разработанной под руководством профессора Н. С. Ахметова8. Такие же курсы были проведены по математике и физике.
В 1988 г. впервые были организованы курсы для учителей, приступивших к преподаванию нового предмета «Мировая художественная культура» (103 человека). На курсах использовались активные формы работы на уроках: деловые игры, дискуссии, лекции-диалоги, встречи «за круглым столом», учебные экскурсии, моделирование уроков и внеклассных мероприятий, практикумы, которые по своему содержанию основывались на типичных для учебно-воспитательного процесса ситуациях. Интересной формой, например, стал диспут на курсах классных руководителей на тему «Современный классный руководитель. Каков он?» Цель диспута — анализ классным руководителем своей работы и самооценка9.
В 1987/1988 учебном году на заседании методического совета ТИУУ было принято решение о необходимости поэтапного изучения и обобщения передового опыта: школа — районный методический кабинет (РМК) — учебно-методические кабинеты ТИУУ. В помощь методистам и руководителям школ были разработаны рекомендации по методике выявления, изучения, обобщения и использования передового опыта. На базе Ленинского районного методического кабинета г. Казани был проведен семинар для заведующих районных и методических кабинетов и методистов ТИУУ по теме «Роль РМК в изучении, формировании и обобщении передового опыта»10.
В целях дальнейшего совершенствования системы повышения квалификации Татарский институт усовершенствования учителей изучал запросы и потребности учителей, состояние преподавания. Методисты стремились уйти от инспекторских функций, которые преобладали ранее в работе по изучению состояния учебно-воспитательного процесса, больше оказывали методическую помощь непосредственно на местах, шире использовали научные методы анализа состояния обучения и воспитания, а также специальные программы.
В 1980-е гг. районные и городские методические кабинеты и отдельные школы часто обращались к сотрудникам ТИУУ с просьбой провести проблемные семинары, оказать практическую помощь в подготовке и проведении районных и городских конференций, педагогических чтений, открытых уроков, заседаний методических объединений, педагогических советов и т. д. Так, в 1988 г. в районах и городах республики сотрудниками кафедры русского языка и литературы было проведено 18 семинаров, кабинетом воспитательной работы — 13.
Для организации работы в межкурсовой период была организована деятельность научно-исследовательских лабораторий (на базе опорных школ). Например, кабинетом географии ТИУУ совместно со старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии ТИУУ, кандидатом педагогических наук А. А. Поповой на базе школ № 10 и № 20 г. Набережные Челны был проведен семинар для творчески работающих учителей географии. Он был посвящен проблеме творческого использования методических приемов учителей-новаторов и мастеров педагогического труда11.
В журналах «Совет мђктђбе» (Советская школа), «Народное образование», «Русский язык в национальной школе», «Профессионально-техническое образование», «Физкультура в школе», «Школа и производство» сотрудниками института были опубликованы материалы, освещающие лучший опыт учителей республики. Систематически передовой опыт учителей республики  представлялся на союзном уровне. Так, в 1987 г. на ВДНХ СССР в павильоне «Народное образование» был представлен опыт воспитателя детского сада «Солнышко» Балтасинского района ТАССР Р. К. Газизовой «Использование игровых приемов на занятиях по русскому языку в национальном детском саду». Учителя республики выступали также с докладами на Всесоюзных педагогических чтениях, многие из них были отмечены дипломами12.
Важным шагом на пути превращения ТИУУ из учебно-методического в научно-методический центр стал переход на кафедральную систему. Институт усовершенствования учителей, как центр методической работы, был ориентирован на работу с учителями-предметниками, в то время как жизнь требовала решения социально-педагогических, культурологических, правовых, экономических, общепедагогических и управленческих проблем школы. Создание кафедральной системы научно-методической работы способствовало приближению института к этим проблемам. Закладывалась основа для дальнейшего развития института. В числе первых были созданы кафедра методики преподавания русского языка и литературы в национальной школе и кафедра педагогики.
Таким образом, во второй половине 1980-х гг. была сформирована новая система повышения квалификации учителей, характеризующаяся целостностью, системностью, появлением новых компонентов, которые впоследствии заложили основу для формирования новых направлений в развитии института.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы: Сб. док. и материалов. – М., 1984. – С. 41.
2. Худоминский П. В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917-1981 гг.) – М., 1986. – С. 157.
3. Исламшин Р. А. Непрерывное образование в условиях Татарстана // Мирас. – 2000. – № 9. – С. 148.
4. НА РТ, ф. Р-1334, оп. 2, д. 1042, л. 1.
5. Там же, д. 1064, л. 1.
6. Там же, д. 1074, л. 1.
7. Там же, д. 1063, л. 5-6.
8. Там же, д. 1099, л. 3.
9. Там же, л. 4.
10. Исламшин Р. А. Указ. соч.
11. НА РТ, ф. Р-1334, оп. 2, д. 1099, л. 4.
12. Исламшин Р. А. Указ. соч. – С. 149.
 
Ольга Евграфова,
кандидат педагогических наук