2013 1/2

Семейные и календарные обычаи и обряды татар

Шарафутдинов Д. Р., Садыкова Р. Б. Семейные и календарные обычаи и обряды татар. – Казань: Главное архивное управление при Кабинете Министров РТ, 2012. – 352, [32] с.: ил.

История татарского народа богата традициями, обычаями и обрядами. Она вызывала и вызывает большой интерес как у специалистов, так и у любителей истории нашего края. В условиях национально-культурного возрождения выход рецензируемого сборника представляется весьма актуальным.
Издание посвящено истории происхождения и развития основных семейных и календарных праздников татарского народа, которые стали образом его жизни, частью культурного наследия. В первой главе представлены семейные обычаи и обряды татарского и других тюркских народов, в том числе свадебные обряды, обряды по случаю рождения ребенка, похоронные обряды.
Авторы не ограничились описанием семейных обрядов лишь казанских татар, а сравнили их с опытом татар-мишар, крещеных татар, касимовских, пермских, сибирских, астраханских татар, а также обрядов тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана. При всем своеобразии ритуалов у каждого народа обнаруживается много общих черт, сохранение целого ряда элементов обрядов в современном обществе. Это еще раз подтверждает мысль о наших общих исторических корнях, которые настолько глубоко проникли в этнокультуру, что живы и по сей день.
Большая часть книги (вторая глава) посвящена календарным праздникам, связанным с временами года. Эти праздники — Джиен, Нардуган, Науруз, Сюнбель — не только имеют давние исторические корни, но продолжают жить и в наше время. Как справедливо отмечено авторами, календарные народные праздники пронизаны идеей продолжения жизни, призывом к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю и хорошему приплоду скота. Календарь, таким образом, является своеобразной памятью человека, хранителем основ его традиционной культуры.
Особое место уделено празднику Сабантуй, имеющему тысячелетнюю историю и богатые традиции. Глубокий анализ источников, проведенный авторами, привел их к выводу о доволжском общеболгарском происхождении Сабантуя. Эти источники показывают, что уже в средневековый период существовали письменные правила и методические пособия, регламентирующие традиционные игры. Многие майданные игры, как правило, общетюркского происхождения, имеют многовековую историю и богатые традиции, они сохранились в фольклоре, их названия зафиксированы в словарях. Зародившись в глубокой древности, Сабантуй созревал как плод духовного творчества татарского народа в XIX— начале XXIвв. Как и все национальные праздники, он постоянно изменялся, но, сохранив свою основу, и сегодня является одним из важнейших факторов духовного сплочения татарского народа. Сабантуй превратился в общенациональный праздник, получивший международное признание. География его проведения сегодня расширилась за счет татарских диаспор России, стран ближнего и дальнего зарубежья.
Живое и доходчивое изложение сочетается в книге с содержательностью и научной постановкой проблем. Издание украсили фотоматериалы о праздновании Сабантуя.
 
Резеда Гибадуллина,
кандидат исторических наук