2013 1/2

«Казанские храмы Ярославских чудотворцев и святителя Варсонофия»

Так назвал очередные выпуски серии «Казань православная: Подвижники Духа» казанский краевед А. М. Елдашев, которую он издает с 2010 г.
Читателям Анатолий Михайлович известен как автор свыше 150 публикаций, в том числе 25 книг и брошюр, исследующих духовную жизнь Казанского края в XVI— начале XX вв. Автор продолжает традиции, заложенные епископом Никанором и протоиереем Е. Маловым, историками П. В. Знаменским и И. М. Покровским, краеведами Н. Я. Агафоновым и П. М. Дульским.
Еще издали, проезжая по центральной части Казани, путешествующий замечает за густыми кронами деревьев золотые купола церкви и колокольни. Это храм во имя святых благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, ярославских чудотворцев, находящийся на территории Арского некрополя. И стоит он уже без малого 220 лет.
Храму святителя Варсонофия в этом отношении не повезло. Он был построен на средства казанского купца 1-й гильдии, мануфактур-советника, общественного деятеля И. И. Алафузова и был освящен в 1901 г. Простояв всего 17 лет, осенью 1918 г. был закрыт. Правда, его минула печальная участь многих городских храмов, когда в годы советской власти в Казани было разрушено свыше 110 соборов, церквей и часовен. Храм сохранился и простоял все богоборческие годы практически без изменений.

 Елдашев А. М. Храм святителя Варсонофия, Казанского чудотворца. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 24 с.

 Елдашев А. М. Казанский храм Ярославских чудотворцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 32 с.

Церковь Ярославских чудотворцев, как пишет автор, со дня своего основания (1796) никогда не закрывалась, даже в самое безбожное время. Ввиду закрытия и разрушения монастырей и городских храмов в ней хранились чудотворные иконы Божией Матери: Казанская, Грузинская, Смоленско-Седмиозерная, Тихвинская, великомученицы Варвары, Спаса Нерукотворного, преподобного Сергия Радонежского, рака с мощами свт. Гурия, рака с мощами преподобного старца Гавриила Седмиозерного. В ней служили архиепископ Сергий Пражский (Королёв) (1950-1952), епископ Иустин (Мальцев) (1949-1950). В 1920-е гг. здесь служил известный в городе протоиерей Андрей Яблоков.
Читателю, думается, небезынтересно будет узнать, почему кладбищенский храм был освящен в честь именно этих православных святых, живших в местах, достаточно отдаленных от Казани. Св. князь Феодор был сыном смоленского князя Ростислава и правнуком Мономаха. С молодых лет он отличался благочестием: не вступал в распри, занимался чтением священных книг, соблюдал строгую нравственность и отличался смирением.
Во время его правления Ярославское княжество благоденствовало. На его территории не велись феодальные войны, сюда не заходили ордынские рати. В Древней Руси главнейшими добродетелями князя считали правосудие, благотворительность, строительство храмов. Эти качества князя Феодора и прославляет житие его.
Многие горожане до сих пор считают, что церковь свт. Варсонофия была построена И. И. Алафузовым. Но, как справедливо отмечает автор, она была сооружена женой Ивана Ивановича — Лидией Андреевной Кауль — спустя десять лет после его смерти. Тем самым автор подводит читателя к малоизученной теме женской благотворительности.
Выпуски прекрасно иллюстрированы, в них много как дореволюционных фотографий, так и современных, в том числе сделанных автором в разные годы.
Издания адресованы историкам, культурологам, краеведам и всем интересующимся историей православной культуры и историческим прошлым Казанского края.
Шамиль Шарафутдинов