2013 3/4

«Свобода любит красоту, а красота — свободу» (К 110-летию со дня рождения певицы А. Измайловой)

 

А. С. Измайлова. ЦГА ИПД РТ, ф. 8337, оп. 1, д. 20, л. 5.

В далеком 1928 г. в Казани состоялась встреча татарских поэтов и писателей с Максимом Горьким, где выступила Асия Измайлова. Красота голоса и глубина исполнения молодой певицы так взволновали писателя, что на ее «Альбоме народных песен» он написал: «Свобода любит красоту, а красота — свободу».

Откуда же взялся этот талант, и какие дороги привели ее на большую сцену? Как в дальнейшем сложилась судьба татарской певицы? Комплекс документов, поступивших на хранение в Центральный государственный архив историко-политической документации РТ, позволяет нам представить жизненный и творческий путь этой удивительной женщины.

Асия Сафиулловна Измайлова родилась 15 августа 1903 г. в г. Симбирске (ныне Ульяновск) в семье рабочего-машиниста. Училась в Симбирской татарской школе, однако в 14 лет нужда заставила прервать учебу и пойти работать на суконную фабрику Бахтеевых под Симбирском. Октябрьская революция открыла перед девушкой новые горизонты. В 1918 г. Асия поступила на педагогические курсы губернского отдела народного образования, окончив которые, работала учителем татарских школ I и II ступени, инструктором женотдела губкома РКП(б) и учителем трудовых школ г. Симбирска.

В годы Гражданской войны начался и творческий путь артистки. Она выступала перед отрядами красноармейцев, которые отправлялись на Восточный фронт. Генерал-лейтенант Я. Д. Чанышев, который был тогда командиром отряда, писал: «Мы слушали в исполнении Асии Измайловой татарские народные и революционные песни. Своим звучным голосом, словами и агитационными песнями Асия призывала и вдохновляла нас на смертный бой с врагами молодого Советского государства» 1.

Много лет спустя Асия Сафиулловна вспоминала, что в их семье очень любили петь. Однако до революции разрешалось исполнение только религиозных мотивов и текстов: «Конечно, если бы
 

 Свидетельство А. С. Измайловой об окончании Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории. 22 декабря 1938 г. ЦГА ИПД РТ, ф. 8337, оп. 1, д. 4, л. 1-2.

не Октябрьская революция, я никогда бы не стала певицей, народной артисткой… До революции я не могла петь. Однажды мне сделали грубое замечание за то, что я тихо напевала, стоя за станком. Однако в нашей семье очень любили песню. И пели, закрыв ставнями окна… Большая часть песен всегда носила грустный, тоскливый характер, ведь и содержание их было невеселым» 2.

Когда окончилась Гражданская война Измайлова стала инструктором женотдела Симбирского губкома РКП(б) и губернского отдела народного образования. Вела большую пропагандистскую работу, участвовала в спектаклях и концертах, сбор от которых шел в помощь голодающим в Поволжье. В 1922 г. она вступила в ряды ВЛКСМ, и ее как активного комсомольского работника направили в Москву на педагогические курсы Наркомпроса РСФСР, а затем — в Коммунистический университет трудящихся Востока, где она обучалась с 1922 по 1924 г. Уже тогда педагогическая работа Измайловой сочеталась с ее активной творческой деятельностью. По заданиям татаро-башкирской секции при ЦК РКП(б) Асия занималась ликвидацией неграмотности среди рабочих-татар, участвовала в постановке спектаклей, проводила агитационно-пропагандистскую работу на фабриках и заводах Подмосковья. В 1922 г. она принимала участие в создании Московского центрального рабочего татарского театра. Была командирована Наркомпросом РСФСР на Донбасс для художественного обслуживания шахтеров. В 1920-е гг. также работала артисткой-певицей в Узбекской ССР, выезжала с концертами на Турксиб. На заре советского радиовещания участвовала в первых передачах радиостанций имени Коминтерна, ВЦСПС, А. С. Попова, где ей посчастливилось выступать с такими корифеями русского вокального искусства, как А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, Н. А. Обухова, А. Л. Доливо, О. В. Ковалева, Е. К. Катульская и другими выдающимися артистами3.

Встреча с великой русской певицей А. В. Неждановой окончательно определила ее судьбу. По совету Антонины Васильевны девушка стала учиться на музыкальных курсах, а позже — в татарской оперной студии при Московской государственной консерватории4.

В августе 1928 г. состоялась встреча с М. Горьким, а в октябре нарком просвещения А. В. Луначарский, ссылаясь на мнение известного физика А. Ф. Иоффе, рекомендовал направить певицу в Москву для прослушивания и использования в области радиовещания и «в области этнографических концертов, которые мы предпринимали в самом широком масштабе» 5. Памятным стал для певицы и 1930 г. Она вступила в ряды Коммунистической партии, а на Первой Всесоюзной олимпиаде театров и искусств народов СССР была удостоена грамоты «за отражение новой советской тематики в исполнении народных песен» 6.

В 1930-1934 гг. Асия Измайлова работала в Советской филармонии и Гособъединении музыки, эстрады и цирков (ГОМЭЦ) солисткой и помощником директора. В это же время Татарский драматический рабочий театр в Москве заключил с певицей договор, по которому она обязалась «выступать по требованию администрации театра во всех музыкальных постановках и концертах театра в качестве музыкальной героини, в главных ролях» 7. Договор предусматривал участие Измайловой в таких постановках театра, как «Галиябану», «Казан сөлгесе» (Казанское полотенце), «Зәнгәр шәл» (Голубая шаль) и в концертах.

В 1934 г. она поступила в Татарскую оперную студию при Московской государственной консерватории, которую окончила в 1938 г. с отличием. За время обучения Асия Измайлова подготовила партии в таких операх, как «Качкын» Н. Жиганова, «Фауст» Ш. Гуно, «Мать» В. Желобинского, «Свадьба Фигаро» В. Моцарта. Солистка Татарского театра оперы и балета А. Галимова отмечала, что «годы работы в Татарской оперной студии при Московской консерватории (1934-1938) прошли для артистки очень плодотворно. Здесь она занималась в классах профессоров В. Ф. Туровской и С. И. Друзякиной, здесь окрепла ее дружба с татарскими композиторами и литераторами, среди которых был выдающийся поэт Муса Джалиль, в те годы заведывавший литературной частью студии… Знаменательно, что первое издание своего либретто оперы «Златоволосая» Муса Джалиль преподнес замечательной певице с надписью, которая в русском переводе звучит так: «Любимая певица, ярчайшая звезда в созвездии наших татарских талантов, Асия-ханум, с глубоким уважением и в знак дружбы дарю Вам либретто. 15.06.41 г. Муса Джалиль» 8.

Асия Измайлова вошла в число ведущих солисток первого Татарского оперного театра. Он открылся в 1939 г. в Казани оперой Н. Жиганова «Беглец» на либретто Ахмеда Файзи. Труппа театра в основном была сформирована из выпускников оперной студии при Московской консерватории. Участники первого спектакля были удостоены высоких наград, а Асие Измайловой присуждено звание народной артистки ТАССР.

Почетные грамоты А. С. Измайловой. ЦГА ИПД РТ, ф. 8337, оп. 1, д. 5, л. 1, 5-6, 8-9, 10-11, 16-17.

В годы Великой Отечественной войны Асия Измайлова являлась руководителем концертной бригады, с которой выступала в частях Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Указом Президиума Верховного Совета Татарской АССР от 5 августа 1942 г. она была награждена Почетной грамотой «за образцовую работу по культурному обслуживанию частей РККА и госпиталей г. Казани» 9. В 1943 г. Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР и Центральный комитет профсоюза работников искусств СССР, отмечая «отличную работу по культурно-шефскому обслуживанию частей Красной Армии, Военно-Морского Флота и Войск НКВД в период Великой Отечественной войны», наградили Измайлову А. С. «Почетной грамотой» 10. В послевоенные годы Асия Сафиулловна также неоднократно награждалась «Почетными грамотами» Президиума Верховного Совета Татарской АССР и Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского «за плодотворную работу по подготовке молодых кадров театрального искусства для Татарской республики» 11, была отмечена грамотами и благодарностями партийных и профсоюзных организаций.

С 1944 по 1951 г. А. С. Измайлова возглавляла Татарскую оперную студию при Московской консерватории и татарскую театральную — при Государственном институте театрального искусства им. А. В. Луначарского. Выпускники этих студий стали ведущими артистами театров и деятелями культуры не только Казани, но и Москвы, Уфы, Киева, Днепропетровска, Фрунзе, Горького, Минска, Ташкента и других городов. Многим из них были присвоены звания народных и заслуженных артистов РСФСР и автономных республик.

В 1948 г. Измайлова поступила в Московскую ордена Ленина государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, которую окончила в 1953 г. экстерном по специальности «сольное пение» 12.

Педагогическая деятельность А. С. Измайловой тесно сочеталась с общественной и научной работой: она являлась членом общества «Знание», членом группы народного контроля, в течение ряда лет работала над научным исследованием, посвященным пению на татарском языке. Заслуги педагога и певицы были отмечены высокими правительственными наградами: медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «За трудовую доблесть», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» 13.

В 1963 г. широко отмечалось 60-летие со дня рождения Асии Измайловой и 45-летие ее творческой и общественно-партийной деятельности. На имя певицы поступило большое количество поздравительных адресов. В них прозвучало много теплых слов в адрес талантливой певицы и замечательного педагога. Высоко оценили заслуги Асии Сафиулловны Министерство культуры Татарской АССР, коллектив Татарского государственного театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, Татарское отделение Всероссийского театрального общества, Казанский филиал Института языка, литературы и истории Академии наук СССР, Союз писателей ТАССР, композиторы Татарии, вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Поздравления от имени старых большевиков — участников Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн подписали генерал-лейтенант Я. Д. Чанышев, генерал-майор М. А. Абсалямов, А. К. Маликов, А. Ф. Ерикеев, Нур Сайфи и др. Свои поздравления и наилучшие пожелания прислали певице заслуженный артист Татарии Айрат Арсланов и писатель Мустай Карим. Известный татарский композитор Сара Садыкова писала: «Всем сердцем поздравляю дорогую, незабвенную, милую подругу по искусству с шестидесятилетием, отдавшую жизнь, молодость служению светлому искусству, народу, партии. Желаю бодрости, молодости для продолжения благополучного труда в искусстве. Всегда твоя Сара Садыкова» 14.

Несмотря на солидный возраст, Асия Сафиулловна еще долгие годы продолжала работать в Московской консерватории. И хотя на ее долю выпало немало тягот и невзгод, она до последних дней сохранила интерес к жизни, любовь к своей профессии, отдавая ей всю себя. Всего несколько месяцев не дожила Асия Измайлова до своего 90-летия. Память о ней и ее творчестве, мы надеемся, еще надолго сохранится у ее многочисленных учеников и поклонников ее таланта.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. ЦГА ИПД РТ, ф. 8337, оп. 1, д. 38, л. 1.
2. Там же, д. 37, л. 18 об.
3. Там же, д. 38, л. 1.
4. Там же, д. 37, л. 22.
5. Там же, д. 17, л. 1.
6. Там же, д. 28, л. 37.
7. Там же, д. 18, л. 1.
8. Там же, д. 38, л. 2.
9. Там же, д. 5, л. 1.
10. Там же, л. 2.
11. Там же, л. 6.
12. Там же, д. 6, л. 1.
13. Там же, д. 2, л. 8 об.
14. Там же, д. 9, л. 1-4.

                  Римма Садыкова,
кандидат исторических наук