2014 1/2

Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX в.

Монография Л. Р. Габдрафиковой «Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века» посвящена актуальной и фактически не изученной в татарстанской историографии теме. В последние годы вышло много значительных трудов, раскрывающих основные особенности исторического развития татарского народа в пореформенный период, феномен джадидизма, предпринимательской активности национальной буржуазии. Однако до сих пор не было комплексной работы, затрагивающей аспекты повседневности мусульманского городского общества того времени, не изучена среда, в которой осуществлялись определяющие социокультурные преобразования. Более того, мы все еще не имеем новых оценок не только татарского буржуазного социума, но и российской буржуазной действительности. В этом смысле книга Л. Р. Габдрафиковой является своевременным и необходимым исследованием. Очень важно, что автор описывает жизнь человека в условиях кардинального переустройства всей системы общественных отношений, происходившего под непосредственным воздействием развивающегося капитализма. То есть речь идет о «переходном обществе», отражавшем коренной поворот в истории татарского народа Нового времени.

Габдрафикова Л. Р. Повседневная жизнь городских татар в условиях буржуазных преобразований второй половины XIX — начала XX века. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. – 384 с.



В исследовании поставлен ряд важнейших проблем. Они касаются влияния капитализма на традиционное мусульманское общество, характера и динамики процессов европеизации, сохранения баланса между новациями и традиционными ценностями, изменения ментальности человека, формирования современных социальных структур.
В первой главе монографии дается характеристика основных центров татарской городской культуры, исследуется процесс размывания границ между городом и деревней, исчезновения сословных рамок и ограничений, характеризовавший формирование буржуазного общества у татар. Автор стремится определить понятие татарского буржуазного общества. Учитывая, что данный вопрос все еще является дискуссионным, имеющим различные трактовки в российской и зарубежной литературе, можно приветствовать попытку Л. Р. Габдрафиковой дать собственную оценку субъектам, процессам и основным институтам новой общественной реальности капиталистической эпохи. Ее уникальный характер во многом был обусловлен противоречивой, сложной, но в тоже время энергичной европеизацией, имевшей в своей основе поступательное воздействие русской, османской и европейской культур. Автору, безусловно, удалось на ярких примерах показать изменение социальной ситуации в среде городских татар под влиянием масштабных джадидских реформ, светской культуры.

Вторая глава исследования показывает, как масштабная общественная трансформация отражалась на быстром изменении материальной составляющей образа жизни, и как происходило обратное влияние этого процесса на менталитет татарского горожанина. Последовательно рассмотрены разные аспекты модернизации жилого пространства, изменения во внешнем облике индивидуума, его одежде. Очевидным маркером новой исторической эпохи стали изменения в культуре питания.
В третьей главе Л. Р. Габдрафикова обращается к повседневной жизни городского мусульманина, уже попавшего под сильнейшее влияние капиталистических новаций. Это находило свое отражение в свободном времяпрепровождении человека, культуре досуга. В работе показана эволюция традиционных предпочтений в сфере духовного познания. Так, исконная книжность татарского народа, основанная прежде на глубоком почитании религиозной литературы, привела к началу ХХ в. к фактическому «культу» молодой национальной поэзии, драматургии и беллетристики. Широкое распространение в домах преуспевающих городских татар стала получать прежде «крамольная» музыкальная культура, выражавшаяся в салонных прослушиваниях и импровизированных литературно-музыкальных вечерах. Как справедливо отмечает Л. Р. Габдрафикова, все это способствовало быстрой легализации музыки и театра в рамках различных культурно-просветительских организаций. Отличительным моментом буржуазной повседневности татарского горожанина стали такие формы проведения досуга, как азартные и спортивные игры, хобби, коллекционирование, увлечение фотографией. В них находили свое отражение новые ценности буржуазного общества — конкуренция, индивидуальные стремления, преодоление религиозных ограничений.
Четвертая глава монографии как раз и посвящена метаморфозам ценностей. Их проявлениями стали рациональное отношение к религии, настойчивое, порой даже искусственное, культивирование феминизма и в тоже время формирование семьи на условиях взаимности, продуманный и целенаправленный подход к воспитанию детей.
Таким образом, исследование Л. Р. Габдрафиковой, выполненное на высоком научном уровне, привлекающее внимание безусловной новизной своего содержания, открывает новое научное направление, связанное с изучением повседневности татарского городского общества в период буржуазных преобразований.
Айдар Калимуллин,
доктор исторических наук