2014 1/2

Оригинальный тип оружия турецких янычар собрания Бахчисарайского заповедника

Коллекция восточного холодного оружия Бахчисарайского историко-культурного заповедника была сформирована в течение 20-70-х гг. XX столетия из разных источников. В 1919-1925 гг. в качестве даров и приобретений из частных коллекций М. М. Дремджи, Б. Бакшишева, Я. А. Данилова, Б. Д. Лаврова в фонды заповедника  поступило 18 единиц восточного холодного оружия1. В 1925 г. собрание оружия было пополнено (8 ед.) из Центрального музея Тавриды2. Самым значительным явилось поступление оружия из Артиллерийского исторического музея Ленинграда в 1950 г.3 и из Эрмитажа в 1957 г.4 Единичные поступления осуществлялись из Алупкинского и Восточного крымских музеев, из Коккозского дворца Юсупова. В 1968 г. из Одесского историко-краеведческого музея было передано на постоянное хранение Бахчисарайскому заповеднику шесть единиц оружия5. В последние годы коллекция восточного холодного оружия пополнялась экспонатами из Крымской таможни. Сегодня собрание восточного холодного оружия Бахчисарайского заповедника насчитывает 53 единицы. Предметы этого собрания датируются XVI-XIX в. и включают турецкие, иранские, крымские и среднеазиатские образцы.
Существуют разные классификации холодного оружия6, но традиционно его делят на три основные группы: клинковое, древковое, ударное. Клинковое оружие делится на длинноклинковое (мечи, сабли, палаши, шпаги) и короткоклинковое (ножи, кинжалы, стилеты)7. Оружие с длинным клинком предназначено для нанесения рубящего или колющего удара8. Длинноклинковым оружием принято называть оружие, состоящее из эфеса и клинка длиной более 50 см9.


В данной статье речь будет идти о ятаганах собрания Бахчисарайского заповедника — оригинальном типе восточного холодного оружия, у которого своеобразны и клинок, и рукоять. Мы рассмотрим небольшую по количеству (7 ед.), но интересную по составу коллекцию ятаганов, которая представляет интерес и как образцы вооружения, и как произведения турецких мастеров-оружейников XVIII в.
Ятаган — холодное длинноклинковое рубяще-колющее оружие с лезвием на вогнутой стороне клинка. Известен с XVI в., в основном как оружие турецких янычар10. Исследователи широкое распространение ятаганов в Турции относят ко второй половине XVIII-XIX вв. и связывают с бунтами янычар, с запрещением носить в мирное время сабли и ружья11. Предположительно ятаган мог быть не запрещенным личным оружием. В пользу этого предположения говорит тот факт, что в надписях почти всегда указано имя владельца. Значит оружие изготавливалось на заказ. Происхождение ятагана не выяснено. Кроме Турции, он применялся в армиях стран Ближнего Востока, Балканского полуострова, Южного Закавказья и Крымского ханства.
Оригинальность ятаганов заключается в двояковыгнутом клинке: изгиб идет от рукояти вверх, затем — вниз. Режущей частью является внутренняя вогнутая часть клинка, а не наружная выгнутая. Эфес ятагана без гарды, рукоять из кости, рога или металла, с расширением («ушами») для упора кисти руки. Часто рукояти делали из слоновой или моржовой кости. Так как моржовая кость меньше трескается, ее употребляли чаще. Оригинальность формы рукояти в виде «ушей» связывают с формой берцовой кости крупного животного. Возможно это могло иметь какое-либо символическое значение12. Ятаганы хранились в ножнах и носились за поясом, как кинжалы. Клинок входит в ножны вместе с частью рукояти. Ножны ятаганов деревянные, оклеены кожей или облицованы металлом. Длина клинков рассматриваемой коллекции от 52 до 78 см, ширина от 3 до 5 см.

Форму клинка ятагана нельзя назвать уникальной, поскольку вогнутый клинок, заостренный на вогнутой стороне, имели греко-македонский меч — тесак махайра, испанский меч в форме косы — фальката и др. Небольшой вес оружия (около 800 г.) и достаточно длинный клинок позволяют наносить удары сериями. При рубящем ударе форма рукояти («уши») не дает оружию вырваться из руки. Атакующие действия ятаганом выполняли острием и вогнутым лезвием. Особенности клинка позволяли наносить одновременно две раны во время рубяще-режущего удара. Защитные действия осуществляли и лезвием, и не заостренной выпуклой стороной. При отбивании удара вогнутым лезвием обеспечивалось более надежное удержание клинка противника, но утрачивалась возможность наносить молниеносные удары. Таким образом, ятаган имел как достоинства, так и недостатки.
Ятаганы собрания Бахчисарайского заповедника произведены в Турции и датируются XVIII в. На некоторых клинках выбито клеймо листовидной или круглой формы, внутри имеется имя мастера.
Из всех видов восточного оружия ятаганы имеют наибольшее количество надписей и дат. Надписи и орнамент выполнялись на клинках в одной технике. Располагались надписи обычно вдоль клинка или в картушах.
Клинки ятаганов имеют разнообразные украшения и надписи, выполненные резьбой, гравировкой, золотой и серебряной насечкой. На ятаганах часто встречаются надписи на арабском языке, содержащие цитаты из Корана. Они разнообразны по содержанию, но надпись, связанная с легендой о «семи спящих отроках эфесских», была наиболее распространенной. На клинках писали имена семи юношей, которые спрятались с собакой в пещере от преследований за веру и заснули на 300 лет. В Коране эта легенда описана в 18-й суре «Пещера» без указания имен юношей. Имена юношей приобрели магическую функцию и пользовались популярностью в мусульманских странах, а именем собаки Китмир запечатывали послания для сохранности. Каллиграфия с именами юношей на оружии играла роль защитного амулета. Ятаганы заповедника в отношении этой легенды не являются исключением.

Ятаган № 27 и ножны.

Ятаган № 28.

Надпись на арабском языке на ятагане № 28.

У ятагана № 27 клинок стальной длиной 54 см шириной 3,1 см, слегка изогнут, с острым концом. На левой стороне клинка под обухом узкий дол, который сделан для уменьшения веса ятагана. Вдоль дола надпись на арабском языке, которая сделана в строчку и начинается словами: «работал Мустафа» и заканчивается медальоном, образованным арабской буквой «б» слова «сахиб» (хозяин), в которую вписано имя владельца: «Хасан»*. Продолжением надписи являются имена «семи спящих отроков эфесских»: Емлиха, Мислина, Мекселине, Мернуша, Дебренуша, Сазенуша, Кефештетаюша и собаки Китмир. На правой стороне клинка — растительный орнамент, выполненный серебряной насечкой.
 
На пяте клинка ятагана № 27, как у большинства ятаганов, имеется позолоченная серебряная фигурная накладка, украшенная чеканным растительным орнаментом. Рукоять выполнена из белой кости в форме традиционных «ушей», между которыми имеется оклад. Это серебряная пластина, украшенная золотой насечкой и тремя квадратными розетками. В коллекции заповедника это единственный ятаган, имеющий ножны. Они деревянные, покрыты пластинами из позолоченного серебра, украшены чеканным растительным и чешуйчатым (у острия) орнаментом. Устье ножен отделано серебряным поясом, на котором чернью выполнены листья и цветы.
Ятаган № 28 имеет стальной клинок длиной 74 см и шириной 5 см, слегка изогнут. Вдоль обуха с обеих сторон узкий дол. На левой стороне клинка в прямоугольном картуше надпись на арабском языке в две строки. В верхней строке: «О, Мухаммед, граница заступничества — твоя община». В нижней строке: «хозяин Мустафа». Вторая половина надписи нижней строки стерта. Торцовые части картуша украшены растительным орнаментом, выполненным серебряной насечкой, как и надпись. Это образец тонко исполненного орнамента и надписи. О качестве выполненной работы свидетельствует замечательная сохранность украшения клинка. На правой стороне клинка серебряной насечкой выполнен двойной круг, разделенный линиями на восемь частей, внутри каждой изображены двойные лепестки. Такие розетки широко использовались для украшения ятаганов этого типа13. Накладка на клинке и оклад рукояти украшены медной позолоченной пластиной, чеканенной розетками и точками, подражающими зерни. Это единственный ятаган коллекции заповедника с рукоятью из черного рога.
 

Ятаган № 29.

Клеймо и надпись на ятагане № 29.

Самый длинный ятаган собрания заповедника № 29 (длина клинка 78 см) имеет слегка изогнутый широкий (5 см) стальной клинок с заточенным концом. Под обухом с обеих сторон имеется два узких дола, в середине клинка проходит широкий дол для облегчения веса клинка. На правой стороне клинка у устья серебряной насечкой изображена восьмиконечная звезда — символ вечности, защиты от темных сил, которая играет роль оберега. Звезда совмещена с символом Солнца. Вдоль обуха клинок украшает растительный орнамент, выполненный в этой же технике. На левой стороне клинка у устья в картуше, выполненном серебряной насечкой, — клеймо каплевидной формы, выбитое чеканом, с именем мастера: «работал Абдо». Вдоль обуха в этой же технике сделана надпись арабской вязью. В начале надпись стерта и не читается. Затем следует имя владельца: «Али» и строка: «Нет героя, кроме Али, нет меча, кроме Зульфакара». Это одна из характерных надписей на клинках ятаганов14. Продолжают надпись имена четырех из «семи спящих отроков эфесских» и собаки. В конце надписи дата: «1186 год» хиджры (1772-1773). Медная накладка на клинке позолочена и украшена чеканным орнаментом ромбами, шариками и коралловой вставкой. Рукоять сделана из белой кости с расходящимися овальными «ушами». Медная накладка между «ушами» позолочена и украшена круглыми розетками, чередующимися коралловыми вставками овальной формы.
Самый короткий ятаган коллекции заповедника (№ 42) имеет длину стального клинка 52 см, ширину 3 см, слегка изогнут, с немного отогнутым вверх концом. Клинок украшен надписью и орнаментом, выполненными гравировкой серебром. Слева на клинке изображен картуш, в котором находится надпись арабской вязью и клеймо. Вокруг картуша выгравирован растительный орнамент. В надписи из «семи спящих отроков эфесских» упоминаются имена Емлиха, Мекселине, Мислина. В конце буквы стерты и не читаются. Завершает надпись выбитое клеймо, содержащее имя мастера: «Али». Справа на клинке имеется растительный орнамент, в круге — шестиконечная звезда. По утверждению исследоватея Ю. А. Миллера, этот рисунок характерен для Эрзерума и Трапезунда и присутствует на малоазиатских ружьях XVI-XVIII вв.15 На пяте клинка, с обеих сторон, от серебряных накладок сохранился лишь фестончатый край, по которому можно судить об их форме и размере. Рукоять ятагана сделана из кости с головкой в виде небольших «ушей». Геометрический рисунок на рукояти выполнен инкрустацией.
Ятаган № 47 собрания заповедника имеет стальной клинок с острым концом длиной 72 см и шириной 3 см. Слева под обухом в середине клинка выбито клеймо с именем мастера: «Хасан». Справа в середине клинка небрежно выгравированы буквы греческого алфавита. Возможно, это инициалы имени владельца, сделанные им самим. Массивная серебряная накладка с фестончатым краем на пяте украшена чеканным растительным орнаментом, дополненным гравировкой. Рукоять из кости небольшая с мало отстающими «ушами». Украшена инкрустированными медными розетками с нефритовыми звездочками.
 
В коллекции заповедника есть ятаган (№ 38), на клинке которого отсутствуют какие-либо украшения, надписи, клейма. У него стальной клинок с острым концом и широкой пятой длиной 68 см и шириной 5 см. На пяте клинка вместо традиционной накладки расположена неширокая медная полоса, украшенная гравированным растительным орнаментом. Это трехлепестковые стилизованные цветы на вьющихся стеблях по заштрихованному полосами фону. Рукоять сделана из белой кости с небольшими закругленными «ушами». Оклад рукояти медный, украшен орнаментом, полностью идентичным по технике исполнения и рисунку украшению накладки клинка. Одинаковый геометрический орнамент украшает устье и головку оклада рукояти.
Ятаган № 32 собрания заповедника имеет стальной слегка изогнутый клинок с острым концом длиной 76 см и шириной 3,5 см. Вдоль обуха с обеих сторон — узкий дол. На левой стороне клинка в картуше надпись арабской вязью: «хозяин Али». На правой стороне клинка у устья на заштрихованном фоне — восьмиконечная звезда, как и на ятагане № 29. И надпись и узор сделаны в одной технике — инкрустация серебром. Такая инкрустация хорошо сохраняется, что находит подтверждение в данном случае. На пяте клинка имеется медная позолоченная накладка с гнездом для камня, украшенная чеканным геометрическим орнаментом в виде кружочков и овалов. Рукоять ятагана сделана из белой кости с расширяющимися закругленными «ушами». Оклад рукояти сделан из медной позолоченной пластины, украшенной чеканным геометрическим орнаментом с розетками.
 
Ятаганы делят на несколько групп по территориальному происхождению. Клинок в этой классификации играет основную роль. По классификации Ю. А. Миллера, которую приводит в своем фундаментальном исследовании Э. Г. Аствацатурян, ятаганы можно разделить на следующие территориальные типы: 1) восточноанатолийский тип; производился в близких к Кавказу областях Восточной Анатолии, 2) малоазиатский тип, производился в центральных областях Малой Азии; 3) стамбулийский тип, производился в Стамбуле и ближайших к нему областях; 4) с гравированными надписями; 5) с выбитыми клеймами, место изготовления этих ятаганов неизвестно; 6) поздние по времени, исполненные по установленному образцу; 7) не относящиеся ни к одному из перечисленных типов16.
 
Следуя этой классификации и исходя из изложенного описания клинков, коллекцию ятаганов заповедника составляют: три ятагана (№ 27, 29, 32) малоазиатского типа, которые производились в районах Западной и Центральной Анатолии; ятаган (№ 28) стамбулийского типа столичного производства или стран Балканского полуострова; ятаган (№ 42) восточноанатолийского типа, произведенный в районах Восточной Анатолии, расположенных близко к Кавказу; два ятагана (№ 38, 47) не относящиеся ни к одному типу.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Архив Крымского республиканского учреждения Бахчисарайский историко-культурный заповедник. Инвентарная книга № 11347. – Ч. 1.
2. Там же, книга поступлений № 1.
3. Там же, приемо-сдаточная ведомость № 21 от 21 апреля 1950 г.
4. Там же, книга поступлений № 1. Папка № 1. – С. 35.
5. Там же, акт № 70 на выдачу музейных ценностей от 8 октября 1968 г.
6. Попенко В. Н. Холодное оружие Востока и Запада. – М., 1992. – С. 45; Асмолов К. В. История холодного оружия. – М., 1993. – Ч. 1. – С. 7.
7. Югринов П. Малая энциклопедия холодного оружия. – М., 2010. – С. 192.
8. Федоров В. Г. Холодное оружие. – М., 2010. – С. 23.
9. Югринов П. Указ. соч. – С. 124.
10. Аствацатурян Э. Г. Турецкое оружие. – СПб., 2002. – С. 134; Миллер Ю. А. Искусство Турции. – М.-Л., 1965. – С. 51.
11. Аствацатурян Э. Г. Указ. соч.; Кулланда М. В. Османский ятаган // Восточная коллекция. – 2003. – № 4. – С. 111.
12. Аствацатурян Э. Г. Указ. соч. – С. 135.
13. Там же. – С. 160.
14. Там же. – С. 137.
15. Там же. – С. 146.
16. Там же. – С. 142.
 
Фото предоставлены автором статьи.
 
Галина Остапенко
 

* Перевод арабских надписей сделан Э. Н. Аметовым.