2014 1/2

Становление геральдической политики в Республике Татарстан (2002-2006 гг.)

Первому Председателю Геральдического совета
при Президенте РТ Д. Р. Шарафутдинову
посвящается
 
Современный этап развития геральдики начался с образования нового российского государства. Первым шагом на этом пути стало восстановление спустя 75 лет Государственной геральдической службы, которая была образована 20 февраля 1992 г. (с 1999 г. — Геральдический совет при Президенте РФ).
Геральдическая сфера в Татарстане развивалась в общероссийских рамках. Построение местного самоуправления на муниципальных началах привело к широкому распространению символики (гербов и флагов) муниципальных образований (городов, районов, поселений и т. д.). Но, к сожалению, постсоветские 1990-е гг. не изменили ситуацию с «геральдическим наследием» советской эпохи*.
Ошибки и достижения первого постсоветского десятилетия в геральдической сфере показали насущную потребность в регулировании этой сферы деятельности в Татарстане. Стало очевидно, что геральдика, будучи в широком смысле наукой, изучающей гербы и историю символики, является и значимым воспитательным ресурсом общества. Все это предопределило создание Указом Президента РТ от 10 января 2002 г. № УП-21 Геральдического совета при Президенте РТ.
Основная цель создания совета — обеспечение в Республике Татарстан единой государственной политики в области геральдики, содействие геральдическому обеспечению работ по созданию и использованию официальных символов Республики Татарстан, государственных органов и органов местного самоуправления, ведомственных и иных наград и знаков отличия. Необходимость этой работы была обусловлена ситуацией, сложившейся в связи с муниципальной реформой. Согласно ст. 9 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования вправе устанавливать официальные символы, отражающие исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Закон установил требование государственной регистрации символов муниципальных образований. Оно необходимо и введено для того, чтобы исключить наличие полностью идентичных символов у разных муниципальных образований.
После образования республиканского совета была проведена значительная организационно-методическая работа. В течение 2002 г. был изучен, проанализирован и обобщен практический опыт Геральдического совета при Президенте РФ, геральдических комиссий ряда субъектов РФ. Тогда же были налажены практические и творческие связи с общественными геральдическими организациями страны, в том числе с Союзом геральдистов России, Русской геральдической комиссией, Всероссийским геральдическим обществом, ведущими учеными в этой области.
Важной составляющей деятельности Геральдического совета при Президенте РТ в начальный период стал анализ нормативно-правовых актов и методической литературы по вопросам государственного регулирования геральдической сферы в РФ. Это позволило активно развивать нормативно-правовую базу и в Республике Татарстан. Результатом этой работы стали разработка проектов и обсуждение ряда документов, среди которых «Концепция государственной политики Республики Татарстан в области геральдики», проект Закона Республики Татарстан «О территориальной символике Республики Татарстан», Положение о порядке выдачи Свидетельства о регистрации официального символа и отличительного знака Республики Татарстан, Положение о гербе административно-территориального (муниципального) образования Республики Татарстан, а также образец вопросника, пакет регистрационной документации и другие материалы, регламентирующие работу по созданию, регистрации и использованию официальных символов и отличительных знаков Республики Татарстан.
 
Особо следует подчеркнуть, что в основу концепции были заложены принципы, связанные с осознанием роли и места геральдики, как составной части историко-культурного наследия Республики Татарстан, необходимость создания целостной системы по государственному регулированию геральдической сферы.

В концепции подчеркнуты преемственность и единство государственной геральдической политики на федеральном, региональном и местном уровнях. Вместе с тем она указывает на необходимость учета исторических и национально-культурных традиций при учреждении и создании официальных символов и отличительных знаков в Республике Татарстан. В ней также рассмотрены цели и задачи государственной геральдической политики, приоритетные направления и основные механизмы ее эффективной реализации, поставлены конкретные задачи по осуществлению этой программы в Республике Татарстан.
 
Муниципальная реформа, многократно увеличившая количество муниципальных образований в Российской Федерации, предполагала резкое возрастание количества территориальных эмблем, создание которых на высоком профессиональном уровне представляло собой определенные трудности. Советский период плачевно сказался на развитии российской геральдики, когда были утрачены традиции герботворчества, и происходило тотальное игнорирование правил составления гербов. Поэтому главной задачей Геральдического совета при Президенте РФ по решению проблемы территориальной символики становится формирование единой концепции муниципальной символики России. Еще в 2002 г. советом был подготовлен и обсуждался проект федерального Закона «О территориальной символике в РФ».

На открытии совместной выставки Геральдического совета при Президенте РТ и Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ «Символы нашей истории». Слева направо: Д. Р. Шарафутдинов, Л. В. Горохова, Б. Ф. Султанбеков, Р. Р. Хайрутдинов. 2 июля 2002 г. Фото В. Башкирова.


Геральдический совет при Президенте РТ в тот период также предпринимал попытки принятия Закона РТ «О территориальной символике Республики Татарстан». В своих рекомендациях члены совета отмечали, что закон должен учитывать богатое историко-культурное наследие РТ и многовековые традиции государственности татарского народа, в связи с чем было необходимо избежать чрезмерной регламентации в процессе создания и регистрации геральдических символов в республике, расширить возможности герботворчества в Татарстане. Принятие закона позволило бы внести упорядоченность, строгость в практике разработки, составления и использования официальных территориальных символов.
 
Попытка создания документа, регламентирующего процесс разработки и применения муниципальных гербов, была предпринята Геральдическим советом при Президенте РФ в 2005 г. при создании проекта «Методических рекомендаций по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований». Именно этот документ лег в основу практической деятельности Геральдического совета при Президенте РТ.
 
Завершив в основном первый этап своей деятельности по созданию нормативной базы Геральдический совет при Президенте РТ в последующем приступил к практической реализации положений Указа Президента РТ по созданию, регистрации и учету официальных символов Республики Татарстан.
 
До образования геральдического совета лишь два района Татарстана — Зеленодольский и Бавлинский — имели официально утвержденные гербы (внесены в Государственный геральдический регистр РФ в 1998 и 2001 гг. соответственно). Первым же опытом в практической деятельности Геральдического совета при Президенте РТ стало геральдическое обеспечение работы по созданию и использованию официальных символов муниципального образования г. Казани.
 
Вопрос о геральдических символах г. Казани приобрел особую значимость в преддверии юбилея города — 1000-летия со дня его основания. Перед разработкой герба и флага г. Казани советом была проведена значительная работа в части подготовки, накопления и обработки большого объема информации. Специалистами разных направлений: историками, археологами, филологами, искусствоведами в архивах и музеях выявлены исторические документы, служащие обоснованием геральдических символов г. Казани. Были инициированы мероприятия по обсуждению вопросов символики г. Казани в Институте истории им. Ш. Марджани и ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Организовано рассмотрение и обсуждение материалов по геральдическим символам в аппарате администрации г. Казани, городских структурных подразделениях. Результатом этой работы стало утверждение герба и флага Казани решением Казанского Совета народных депутатов от 24 декабря 2004 г. и внесение символов в Государственный геральдический реестр Российской Федерации.

Вслед за Казанью в том же 2005 г. были утверждены герб и флаг Набережных Челнов. Фактически с этого времени началось массовое создание и утверждение муниципальной символики в Татарстане.
 
 
Первоочередной задачей стал сбор информации о состоянии дел в геральдической сфере в районах, проведение разъяснительной работы и методических инструктажей. Осуществлялись геральдические проверки органов власти и местного самоуправления Республики Татарстан, в том числе на первых выездах совета в Спасский, Елабужский, Высокогорский районы, а также на слушаньях представителей администраций районов и городов РТ на заседаниях Геральдического совета при Президенте РТ.

Для продолжения практической работы с районами советом была разработана форма проведения зональных совещаний. В ходе таких совещаний с привлечением членов Геральдического совета при Президенте РТ и Союза геральдистов России обсуждался процесс работы над официальной символикой районов и оказывалась необходимая научно-консультативная поддержка. Вследствие такой активной работы именно на 2006 г. пришелся основной массив разработанных и утвержденных символов.
 
В начальный период деятельность геральдического совета была сосредоточена на создании муниципальных символов. В этой связи, работа по учету официальных символов органов государственной власти, знаков отличия и различия, наград органов исполнительной власти Республики Татарстан не велась целенаправленно.
 
Несмотря на это совет постоянно давал консультации по обращениям различных ведомств и учреждений по вопросам создания их символики. В целях реализации постановления Кабинета Министров от 18 августа 2003 г. № 432 «О национальном народном празднике “Сабантуй” в регионах Российской Федерации» геральдическим советом в 2004 г. была утверждена символика праздника. Также на начальном этапе советом были рассмотрены эмблемы ряда учреждений и организаций. Среди них были, например, эмблемы Национального архива РТ и Национального музея РТ.
 
Одной из приоритетных задач также было изучение международного и федерального опыта в области геральдики, постановка геральдической политики в Татарстане на научную основу. К 2005 г. был накоплен значительный опыт геральдической работы в Республике Татарстан, что позволило популяризировать его на федеральном уровне. 27 января 2005 г. в Казани состоялась Всероссийская научно-практическая конференция-семинар «Формирование и реализация государственной политики РТ в геральдической сфере». В конференции приняли участие председатель Геральдического совета при Президенте РФ Г. Вилинбахов, члены Геральдического совета при Президенте РФ, представители геральдических комиссий Москвы, Московской области, Республики Марий Эл, администраций городов и районов Татарстана. Одним из важных итогов конференции стало решение обратиться с инициативой к органам власти республики о проведении в Татарстане в 2005 г. XIX Международного слета геральдистов. Слет проходил с 30 сентября по 2 октября 2005 г. и стал значительным событием в геральдической жизни России.
Одним из важных вкладов в популяризацию геральдики и деятельности совета стала постоянная рубрика «В Геральдическом совете при Президенте Республики Татарстан» в научно-документальном журнале «Гасырлар авазы – Эхо веков». С 2004 г. здесь публикуется информация о деятельности совета и различные научно-популярные материалы.
В рамках этой же работы по популяризации официальных символов еще в 2002 г. геральдический совет провел под своей эгидой три выставки, посвященные истории геральдики, официальных символов в Республике Татарстан.
 
Таким образом, в 2002-2006 гг. шло становление геральдической политики и деятельности Геральдического совета при Президенте РТ. В этот первый этап были заложены основы геральдического обеспечения работы по созданию и использованию официальных символов городов и районов республики.
 
Рамиль Хайрутдинов,
кандидат исторических наук,
Ильнур Миннуллин,
кандидат исторических наук
 

* Об общих вопросах истории геральдики в России и Татарстане см.: Геральдическое наследие Республики Татарстан. – М., 2012. – 328 с.