2014 3/4

«За отчетный период приходилось не только удалять отдельные фразы,.. но и снимать целые произведения» (К 70-летию августовского (1944 г.) постановлен

Прошло 70 лет со дня принятия широко известного в кругах татарской общественности постановления ЦК ВКП(б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» от 9 августа 1944 г. Освещению роли этого основополагающего для культурной жизни Татарской АССР в последующие 50 лет документа в исторической литературе уделено достаточно большое внимание1. В основном оно было направлено на анализ деятельности Татарского обкома ВКП(б), который как отмечалось, «передоверил идеологическую работу в области истории Татарскому институту языка, литературы и истории, неудовлетворительно руководил работой писателей и деятелей искусств, недостаточно контролировал репертуар учреждений искусства, не организовал работы по идейно-политическому воспитанию интеллигенции, в результате чего в республике имели место серьезные ошибки идеологического характера в освещении истории татарского народа, а также в татарской литературе и искусстве»2.
Задача исправления идеологической линии возлагалась прежде всего на Татарский обком ВКП(б).
Не последнюю роль призван был сыграть Главлит. О деятельности этого государственного органа, осуществлявшего цензуру всех печатных произведений и средств массовой информации в республике в 1950-1960-е гг., т. е. в период «оттепели» и ее свертывания, мы уже писали3.
В данной публикации вниманию читателей предложены отчетные материалы и письменные уведомления работников Главлита Татарской АССР послевоенного периода. Они явно свидетельствуют об ужесточении контроля над деятельностью творческой интеллигенции и средств массовой информации. Идеологические «поблажки», допускавшиеся в силу чрезвычайных обстоятельств военного времени, отменялись. В новых условиях меняла свою тональность официальная пропаганда. Со всей очевидностью замечания цензоров показывают, как скурпулезно они выискивали и пресекали малейшие намеки, подвергавшие сомнению репутацию коммунистической партии, проводившуюся в республике национальную и социальную политику. Изъятия цензоров абсолютно точно указывают на установление в стране очередного этапа репрессивной политики по отношению к культуре. К сожалению, не всегда в представленных материалах указаны конкретные причины запретов. Но совершенно ясно, что в пережившей войну стране не говорили о грусти, печали, скорби, реальных жизненных проблемах общества и жертвах режима*.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Галлямова А. Г.История Татарстана: модернизация по-советски (вторая половина 1940-х — первая половина 1980-х гг.). – Казань, 2010. – 223 с.; Измайлов И. «Не дано марксистской оценки Золотой Орде» // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 1996. – № 3/4. – С. 96-100; Измайлов И. Л. Оценка булгарского периода в татарской истории: научные концепции и общественное сознание // Национальная история татар: теоретико-методологическое введение. – Казань, 2009. – С. 57-75; Исхаков Д. М. Начальный этап национального возрождения татар во второй половине 1980-х гг.: факторы становления // Проблемы социального развития в условиях формирования рыночных отношений: Материалы республиканской социологической научно-практической конференции. – Казань, 1993. – С. 110-112; Исхаков Д. М. Роль интеллигенции в формировании и современном функционировании национального самосознания татар // Современные национальные процессы в Республике Татарстан. – Казань, 1994. – Вып. 2. – С. 5-26; Исхаков Д. М.Современный национализм татар // Татарская нация: прошлое, настоящее, будущее. – Казань, 1997. – С. 31-58; Тагиров И. Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (ХХ век). – Казань, 1999. – 468 с.
2. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9-е, доп. и испр. – М., 1986. – Т. 7. – С. 515.
3. Галлямова А. «Карикатура… с немарксистских позиций толковала сущность ревизионизма» (Отчеты Главлита ТАССР периода «оттепели») // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2010. – № 3/4. – С. 149-152; Галлямова А. Главлит на страже коммунистических ценностей (вторая половина 1960-х гг.) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2012. – № 1/2. – С. 98-101.
 
№ 1. Из сообщения начальника Главлита ТАССР А. Большакова
Январь 1946 г.
[…] В газете «По сталинскому пути» (Столбищенский р[айо]н) упоминается о наличии воинской части в районе, что запрещено.
В этой же газете не проставлен тираж, что является нарушением инструкции. […]
Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. 9425, оп. 1, д. 440, л. 1.
 
№ 2. Из докладной заместителя начальника Главлита ТАССР Фахрутдинова
Январь 1946 г.
[…] Обнаружено, что в газетах «По ленинскому пути» (Первомайский район), «Колхоз» (Бавлинский район), «Знамя коммунизма» (Челнинский район), «Голос стахановца» (Билярский район), «По ленинскому пути» (Мортовский район) и др[угих] статья «Нерушимый блок коммунистов и беспартийных» совершенно неправильно, искаженно освещает роль Коммунистической партии, порядок выдвижения кандидатов в депутаты Верховного Совета СССР и другие вопросы.
Эта статья была передана для районных газет по радио из Москвы, т. е. от ТАСС. Она была составлена по передовой статье «Правды» («Могучий блок коммунистов и беспартийных»). Но во многих местах в совершенно искаженном виде. Например, в «Правде» пишется «Коммунисты выдвигают кандидатов в депутаты с беспартийными», а в райгазетах «Коммунисты выдвигают своих депутатов, посоветовавшись предварительно с беспартийными. Действовать вместе с большевистской партией, советоваться стало традицией советских людей». Получается, что партия — не руководитель, а советник. […]
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 440, л. 2.
 
№ 3. Из информационного письма № 3 (10) начальника Главлита ТАССР Абдрахманова «Не ослаблять работу по изъятию политически вредной литературы»
15 ноября 1946 г.
[…] Наши цензоры провели большую работу по проверке и очистке библиотек и книготорговой сети от политически вредной литературы. К передовым относятся Альметьевский (Зайнутдинова), Кукморский (Сагидуллина), Бондюжский (Валеева), Бугульминский (Венков), Ворошиловский (Валиди), Бавлинский (Рахимов), Кайбицкий (Анкин), Чистопольский (Исмагилова) [районы].
Проверены 126 библиотек и книготорговых организаций. Всего проверено только по городам 408 647 книг. Изъято 3 819 книг. Очень мало поступило актов на изъятие политически вредной литературы от Новошешминского, Чурилинского, Красноборского, Новописьмянского, Аксубаевского и др[угих] районов.
Работа должна быть закончена 15 декабря 1946 г.
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 440, л. 31.
 
№ 4. Из отчета о работе Главлита ТАССР за 1946 г.
[…] За отчетный период приходилось не только удалять отдельные фразы и предложения в произведениях печати, но и снимать целые произведения. За этот период органами Главлита были внесены исправления в 250 случаях. В 7 случаях материалы не вышли совсем.
В 1946 г. по линии предварительной цензуры не допущен к печати в свет материал Республиканского лекционного бюро «Гигиена советской молодежи» (автор доцент М. Эмдин) по следующим соображениям: вступление к лекции политически не выдержанно, рисует положение в мрачных красках. Например, он пишет: «Резко упала рождаемость, и колоссально выросла смертность» (имеется в виду за годы войны).
[…] Снят редакционный материал радиовещания «Всемерно укреплять и умножать общественное богатство колхозов». Материал был подписан редактором сектора и глав[ным] редактором. […] Искажена действительность колхозной жизни путем обобщения единичных отрицательных случаев. Не допущен к печати сборник одноактных пьес «Наша эстрада» (издательство «Татгосиздат», редактор Г. Разин, составитель А. Камал). Задержание было одобрено Татарским обкомом ВКП(б). Сборник страдает многочисленными недостатками. В пьесе писателя М. Амира «Мактанчык» положительные типы изображаются в карикатурной форме, малокультурными, тогда как отрицательный тип Зулейха выделяется более ярким характером. Нет серьезно продуманной системы, подчиненной идейно-воспитательным задачам. Недостает у автора умения раскрыть процессы, происходящие в жизни колхоза. Также слабо, поверхностно написана тем же автором «Матур кыз», пьеса-комедия «Кура җиләге» писателя Хан Замиля.
Предварительным контролем обнаружены недостатки в детском рассказе «Ялгыз йортта» (автор Г. Губай, редактор Г. Разин). В этом рассказе автор протаскивает отсталые мысли устами мальчика Тази, популяризирует отсталые взгляды по отношению к женщине. В рассказе есть места, где мальчик Тази допускает воровство в саду, отнятие денег обманным путем, пригон в стадо чужих коз. Автор оправдывает мальчика неграмотностью и отсталостью.
В рассказе белогвардеец полковник Корбин вопреки желанию автора вышел гуманным человеком, автор популяризирует его гуманность. Далее в действии партизанского отряда имеется ряд моментов, противоречащих принципу партизанского движения. Автору было предложено внести ряд изменений и добавлений, что и было сделано.
В 1946 г. Татгосиздатом выпущен рассказ А. Айдара «Рассказ солдата», в котором он очень отрицательно отзывается о своем герое, называет его теленком. Далее этот герой, приходя к отцу и матери своей любимой девушки заявляет, что вы должны, дескать, без всякого отдать вашу дочь замуж за меня, так как между нами все было. Такие похабные выражения в художественной литературе, в особенности в разговорах о советской молодежи, ниже всякой критики. Поэтому эти отрывки не допущены к печати.
[…] Вскрытие постановлением ЦК ВКП(б) крупнейших недостатков в работе редакций журналов «Звезда» и «Ленинград» и решением Татобкома ВКП(б) в работе редакции журнала «Совет әдәбияты» в полной мере относятся и к работникам цензуры.
[…] Печатавшиеся в журнале [«Совет әдәбияты»] стихи, рассказы являются проповедью пессимизма, упадничества, безыдейности, направленной во вред делу воспитания советской молодежи.
В 1946 г. в журнале «Совет әдәбияты» были напечатаны стихи поэта Ш. Маннура под заглавием «Ышану» («Надежда»), «Девушка из Казани». Поэт не освобожден от пессимизма и в произведении «Думы», в нем он неуверенно говорит о будущем, допускает мысли о том, что, возможно, больше не вернется, а погибнет там.
В № 3 за 1946 г. в «Совет әдәбияты» был помещен рассказ «Мендәр» («Подушка») Г. Кашшафа, который искажает советскую действительность. Рассказ «Источник жизни» (№ 8) Г. Закирова — политически вредный, малохудожественный. Басня поэта А. Исхака «Дыра и прореха» призывает: «Не критикуй других, смотри сначала на себя». Или возьмем безыдейные произведения Ф. Хусни «Перстень», рассказ «Недогоревшее сердце». К числу аполитичных журналов можно отнести некоторые стихи А. Ерикеева: «Солдат», «Красивые слова».
В период выборов в Верховный Совет СССР был издан сборник пьес «Без сайлыбыз» («Мы выбираем»). Сборник прошел по всем инстанциям, утвержден Главреперткомом, комитетом по делам искусств. Проглядел цензор Гайфуллин.
Впоследствии сборник был изъят. Корнем зла его является политически вредный скетч «Встретились» Э. Камала. Автор в лице старика дискредитировал депутата Верховного Совета. Гаян — колхозник, трижды женатый, при том он умственно не совсем нормальный человек, лежит все время на печке и ничего не делает.
[…] По сигналу последующего контроля предотвращен от печати и задержан сборник одноактных пьес «Наша эстрада». Серьезные исправления внесены в книги «Ялгыз йортта», «Краткая биография Сталина».
Проверка библиотек.
За 1946 г. проверено 453 библиотек и книжных магазинов. Всего проверено 854 312 книг. Изъято 8 316 книг.
Выявлено, что в Набережных Челнах за исключением методического кабинета в 1946 г. не проверялась ни одна библиотека и изба-читальня. А в Высокогорском районе Скворцов библиотеки не проверял, хотя у него в наличии имеется точный список книг. В Бондюжском районе обнаружена политически вредная книга.
Репертуарный вопрос.
В Чистополе не разрешен концерт артистов из Куйбышевской области, в Альметьевском — 2 раза — концерт Общества слепых, в Апастовском — из Ульяновской области, в Бугульме — артистов Башкирской филармонии. Все они не имели разрешения от Главреперткома.
Также в Альметьевском районе не была разрешена к исполнению песня «Бәхетле ата», как недоброкачественная. А в Бугульме сняты с репертуара пьесы «Чрезвычайный закон», «Самолет опаздывает на сутки», «Горькая судьбина». […]
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 440, л. 43-47.
 
№ 5. Из сводки текстовых вычерков предварительной цензуры Главлита ТАССР с 1 по 31 января 1947 г.
[…] Из книги «Татария в новой пятилетке», Таткнигоиздат, 1947 г., в параграфах 215, 217 вычеркнуто: «И дала сверх плана вооружений и боеприпасов свыше, чем на 0,5 млрд руб.» В этой же книге из статьи Шарафиева «колхозы республики дали 3 900 боевых коней, более 5 тыс. автомашин» […] вычеркнуто.
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 440, л. 52-54.
 
№ 6. Из отчета Главлита ТАССР за 1947 г.
[…] Просмотрена выставка художников-фронтовиков, организованная в Центральном краеведческом музее ТАССР, где проверено 90 зарисовок в красках, 150 карандашных рисунков. Сняты 2 зарисовки «Берлин» (художник Кравченко) и «Рукопашный бой» (художник Старостина).
Эти зарисовки не характерны для нашей армии: знамя фашистского захватчика было изображено более устойчиво, чем знамя наших бойцов.
Снята из Ученых записок Казанского государственного ветеринарного института им. Баумана статья И. М. Сабинкина «Неиспользованные резервы в животноводческих совхозах ТАССР», содержащая данные о необеспеченности совхозов Татарии кормами, недокорме и большом отходе животных и нерентабельности совхозов.
Было внесено серьезное исправление и изменение в стихотворение Ш. Мудариса «Көрәшләрдә канга чумган ел».
Татгосиздат выпустил книгу Ахмета Ерикеева. Однако в сборник вошли стихи, на которых лежит печать уныния, стихи, уводящие читателя в мир больных переживаний. Чувством обреченности пронизано стихотворение «Перед грозой»: Разбиты судьбы хрупкие (?) людей… Не соберешь, не склеишь черепки.
Выходит, что впереди никакого просвета. Здесь допущена явная фальшь в изображении чувств и души советского человека, который и в самые трудные дни твердо верил в победу.
В стихотворении «Нива» поэт ошеломляет читателя такими строками:
И черные солнца / Татарские солнца (?) / горели в глазах. […]
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 545, л. 171, 175, 178, 180.
 
№ 7. Из отчета Главлита ТАССР за 1948 г.
[…] Главлитом снята статья из трудов Казанского медицинского института профессора И. П. Васильева «Причины смерти бойцов, умерших в эвакогоспитале г. Казани за время войны». В ней сделан научный анализ за время войны по полугодиям. Здесь были приведены ранения: сколько находилось в госпитале, сколько жили после лечения, случаи клинических ошибок. Она отражала уровень современной медицинской помощи бойцам.
[…] Нами снята [в 1948 г.] из избранных произведений А. Файзи поэма «Флейталар», которая не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Из 13 стихотворений в 8 описаны подробности разложения и пьянства. Причины перехода мелкобуржуазного интеллигента, который описан в поэме, не реальны. Герой поэмы идейно перерождается и становится советским интеллигентом, награжденным орденами. Не понятно, что его брат пошел в Красную Армию и погиб. Непонятно, почему он, выйдя из семьи рабочего, не стал, как его брат, добровольцем-красноармейцем, а стал буржуазным интеллигентом, и ему понадобился долгий мучительный путь.
[…] Главлитом ТАССР снята с публикации статья ассистента А. Н. Ошарева «25 лет борьбы с венерическими заболеваниями в ТАССР (1920-1945 гг.).
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 653, л. 76-77, 96-97.
 
№ 8. Из сводки текстовых вычерков Уполномоченного Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати за 1948 г.
При осуществлении предварительного контроля над сборником статей «Габдулла Тукай» (ответственный редактор Гайнуллин) нами сделаны следующие вычерки.
На стр. 161 снят один куплет из стихов «Сыздыр әйдә»: «Если мы вместе пойдем, / То наше светлое счастье найдем. / Мы вместе с тобой пройдем / Тяжелой жизни реку».
В какую эпоху они живут? Разве наша жизнь тяжелая. […]
ГА РФ, ф. 9425, оп. 1, д. 653, л. 176.
 
Публикацию подготовила
Альфия Галлямова,
доктор исторических наук
 

* Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 14-11-16016.