2015 1/2

История Казанского адмиралтейства (1718-1830 гг.)

Файзрахманов И. З. История Казанского адмиралтейства (1718-1830 гг.). – Казань, 2014. – 264 с.

История промышленного развития российских регионов неоднократно становилась предметом научных изысканий. Актуальность таких исследований в немалой степени обусловлена осознанием их роли в формировании экономического пространства страны, а также необходимостью осмысления закономерностей и специфики развития местной промышленности. В центре внимания историков находились вопросы, связанные с функционированием как отдельных отраслей промышленности, так и отдельных предприятий. Книга И. З. Файзрахманова как раз посвящена одному из известных казанских предприятий XVIII — первой трети XIX в. — Казанскому адмиралтейству.

Автор сделал попытку комплексно изложить историю Казанского адмиралтейства. Круг вопросов, затронутых в исследовании, связан, в первую очередь, с функционированием адмиралтейства как судостроительной мануфактуры. Прежде всего, в работе освещается петровский период судостроения в Казани. Представленные материалы (строительство десятков кораблей на местных верфях еще до учреждения в 1718 г. адмиралтейства, активизация судостроения во время подготовки к Персидскому походу 1722-1723 гг. и др.) свидетельствуют об интенсивном строительстве морских судов в Казани в период правления Петра I. Нельзя не согласиться с мыслью автора, что именно в Петровский период были заложены основы морского судостроения в Казани. Рассматривая дальнейшую судьбу адмиралтейства, И. З. Файзрахманов отмечает зависимость казанского судостроения от внешнеполитической активности России в каспийском регионе, что в конечном итоге определяло количество заказов для казанской верфи. Например, после смерти Петра I еще продолжалось интенсивное строительство судов. Однако уже в 1730-е гг. в связи с изменением внешнеполитической обстановки и возвращением каспийских областей Ирану потребность в казанских кораблях исчезла. Эта зависимость давала о себе знать и впоследствии.

В книге также уделяется внимание материально-технической базе адмиралтейства, организации работ по постройке судов, руководителям адмиралтейства и корабельным мастерам. Один из разделов посвящен мастеровым и работным людям адмиралтейства. В поле зрения автора попали, во-первых, социально-экономические и правовые аспекты их положения. Он рассматривает социальный, профессиональный, национальный, возрастной состав рабочих; такие характеристики их труда, как изменение заработной платы, продолжительность рабочего дня, применение женского и детского труда и др. В целом, по оценке И. З. Файзрахманова условия жизни и труда основной части мастеровых были тяжелыми и практически не отличались от условий жизни работников других казенных и частных предприятий (с. 60).

Важной частью инфраструктуры Казанского адмиралтейства была Адмиралтейская слобода (о ней рассказывается в отдельном параграфе). В книге подчеркивается ее своеобразие, которое определяли удаленность слободы от города и работа ее жителей на верфи. Специфика проявлялась и в определенной лояльности жителей слободы к власти — каких-либо крупных антиправительственных выступлений адмиралтейских мастеровых не наблюдалось. В ряду причин (к слову, не все из них выглядят достаточно убедительными), объясняющих подобную благонадежность, называется изначальное формирование у жителей слободы «идеологии приверженности государству» (с. 78). Здесь автор мог бы дать развернутую характеристику менталитета слободского населения, возможно, в сравнении с казанскими суконщиками, которые на протяжении XVIII — первой половины XIX в. протестовали против бесправного положения и ущемления профессиональных интересов (длительный рабочий день, низкая заработная плата, штрафные санкции и др.).

В реконструкцию истории Казанского адмиралтейства удачно вписываются сюжеты об адмиралтейской школе (1726-1798) и морском госпитале (1722-1831). Признавая за школой определенный вклад в развитие системы начального образования, И. З. Файзрахманов тем не менее отмечает и ее огрехи — низкий уровень подготовки учителей и низкую успеваемость учащихся (с. 99, 100).

Для воссоздания целостной картины прошлого Казанского адмиралтейства И. З. Файзрахманов в последнем разделе книги рассматривает организацию заготовок корабельного леса. Проанализировав имеющиеся источники и литературу, он сделал наблюдения о численности, расселении, социально-правовом положении и повинности лашманов. Выводы автора, например о снижении статуса служилых татар в связи с лашманской повинностью, о важной роли лашман в создании российского флота (с. 165), согласуются с мнениями и других исследователей*.
В содержание книги органично вписываются таблицы, которые дают возможность представить динамику расходов на строительство судов в Казанском и Астраханском адмиралтействах; этнический состав, возраст, семейное положение работников адмиралтейства и др. Отдельное достоинство книги — приложения (например многочисленный список мастеровых и служащих Казанского адмиралтейства на 1746 г.), основанные на документах Национального архива Республики Татарстан, Российского государственного архива военно-морского флота, Российского государственного архива древних актов и др.
В целом книга И. З. Файзрахманова вносит достойный вклад в развитие темы казанского судостроения в XVIII — первой трети XIX в. и будет интересна как специалистам в области изучения отечественной промышленности, так и местным краеведам.
Ильдар Валиуллин,
кандидат исторических наук


* См.: Ногманов А. И. Татары Среднего Поволжья и Приуралья в российском законодательстве второй половины XVI-XVIII вв. – Казань, 2002. – С. 162, 185.