2015 1/2

Легендарный «Волгарь»

Паром «Волгарь». Середина 1920-х гг. Из личного архива А. Дубина.

Паром «Волгарь» — легендарное судно, которое долгие годы курсировало между Казанью и правым берегом Волги. Он был построен в Швеции в 1895 г. по заказу казанского купца Савелия Ковалева1, являвшегося совладельцем пароходного общества «Самолет». К тому времени было трудно переправляться на другой берег реки на примитивных лодках-дощанках. И дело не только в том, что многие казанцы имели за Волгой сады и поместья, увеличивался поток транзитных людей, следовавших из центральной части на восток, на Урал, в Сибирь и обратно. Однако прямого судоходного сообщения не было. Не было еще и железнодорожного моста через Волгу
*. По меркам того времени это было чудо техники. Металлический корпус, четыре винта, скорость около 15 километров в час, грузоподъемность 75 тонн. Работал паром на мазуте, мощность достигала 180 лошадиных сил. Большой была и вместимость — до 300 человек и 30 подвод одновременно2.
Основным маршрутом парома был: Казань — остров «Маркиз» — Верхний Услон — Печищи. В пути он находился примерно 30 минут в один конец. Рейсы совершались каждые два часа. Стоимость билета с человека составляла от 10 до 50 копеек, с головы скота — 10 копеек. Все цены были доступными для человека среднего класса. Весной и осенью первые рейсы отменялись3.
В Казани паром приставал у дальних («Балкадинских») пристаней, у водозабора. Затем был остров «Маркиз» («Остров маркиза Паулуччи», или остров «Услонский»). «Маркиз» являлся излюбленным местом отдыха казанцев. Он был покрыт густой растительностью. Для отдыхающих играли музыканты, кругом были навесы от солнца, продавали квас и воду. Во время заполнения Куйбышевского водохранилища, когда большая вода достигла нескольких километров, «Маркиз» исчез.
По воспоминаниям современников, «“Волгарь” — замечательное, превосходно спроектированное судно. Небольшое по размеру, оно имело просторную, прочную открытую деревянную палубу для провоза автомашин, гужевого транспорта и скота… Формы носа и кормы у “Волгаря” практически одинаковые. На носу и на корме полуутопленные в палубу закрытые пассажирские салоны с окошками. На крышах этих надстроек были маленькие открытые пассажирские палубы с сетчатыми перилами. На них вдоль ограждения и посередине стояли решетчатые скамьи со спинками. С основной палубы шли по два трапа — вниз в салон и наверх — на пассажирскую палубу. Посередине основной, грузовой палубы стояла небольшая надстройка со штурвальной рубкой, мостиком и трубой на крыше. Система гребных винтов была выполнена так, что паром мог разворачиваться вокруг своей оси почти на месте. Хотя был и руль поворота, как у всех пароходов.
На “Волгаре” был образцовый порядок: все блистало чистотой, механизмы работали безотказно. График движения был настолько точен, что по причальному свистку “Волгаря” люди проверяли часы. Это была заслуга бессменной команды из опытных, добросовестных речников. Они и внешне так выглядели: опрятны, подтянуты. Особенно колоритным был капитан, пожилой, солидный, с большими слегка прокуренными усами. С такой командой плавание казалось безопасным и достойным красоты корабля»4.
После революции пароходное сообщение между Казанью, Верхним Услоном, Печищами и другими правобережными населенными пунктами на некоторое время прервалось. Паром участвовал в Гражданской войне, его активно использовала Красная Армия. Он ходил агитпоходами по Волге и Каме.
«Волгарь» прослужил более полувека (до 1956 г.) до заполнения Куйбышевского водохранилища, когда плавание по «рукотворному морю» на пароме стало небезопасным. Да и сам «Волгарь» устарел физически и морально.
На Волге было два одинаковых парома. Второй под названием «Окарь» трудился в водах у стен Сталинграда. Там на Волге в годы Великой Отечественной войны он и погиб.
 
     

 Устье р. Казанки. Начало ХХ в. Из личного архива Р. Хайрутдинова.

 Пристани на р. Волге. Казань, начало ХХ в. Из личного архива Р. Хайрутдинова.

 Паром «Волгарь». Середина 1920-х гг. Из личного архива А. Дубина.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Милицын Б. Р. Найди, где твои корни. – Казань, 2008. – С. 66.
2. Меннибаев С. М. История района в фотографиях. Пароход «Волгарь» // Волжская новь. – 1912. – 4 декабря. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://vuslon.ru/ru/istoriya-rodnogo-kraya/item/936-istoriya-rayona-v-fotografiyah-chast-7-parohod-volgar.html.
3. Лебедев А. А. «И на суше, и на реке» (Дорогие сердцу уголки) // Республика Татарстан. – 2003. – 5 сентября.
4. Урахчинский Н. Былая Волга // Казань. – 2012. – № 5. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://kazan-journal.ru/pages/item/352-byilaya-volga.
 

Борис Милицын



* Железнодорожный Романовский мост у станции Свияжск через Волгу был открыт в 1913 г.