2015 3/4

Социальная жизнь Крыма на страницах газеты «Терджиман»

10 апреля 1883 г. в Бахчисарае вышел в свет первый номер газеты «Терджиман» (Переводчик). Основатель газеты и редактор Исмаил Гаспринский обратился к читателям со словами: «Приступая к делу во имя Аллаха, беремся за перо, чтобы служить правде и просвещению». Значение первой крымско-татарской газеты невозможно переоценить: она стала своеобразной энциклопедией социокультурной жизни крымских татар конца XIX — начала XX в., издавалась на русском и крымско-татарском языках. Издатель и автор большинства статей, кроме вопросов общественно-политической и экономической жизни мусульман России, уделял значительное внимание вопросам сельского хозяйства, светской жизни, медицины, воспитания, благотворительности, развития науки. Особое внимание И. Гаспринский уделял различным аспектам жизни родного города: новости о Бахчисарае помещались на страницах практически каждого номера газеты. О ее несомненной популярности говорит тот факт, что из еженедельной она превратилась в ежедневную.

Вид г. Бахчисарай. Начало ХХ в.

Широкая тематика газеты привлекала людей различного социального статуса, что подтверждают отзывы читателей, присылавших в редакцию благодарственные письма и даже стихи в честь газеты. Наиболее интересные редактор помещал на страницах газеты.

В данном исследовании рассмотрим ряд статей, посвященных бытовой и культурной жизни, уровню научно-технического прогресса, сельскому хозяйству, досугу городских и сельских жителей. Изучая материалы, мы пришли к выводу, что И. Гаспринский не просто констатировал факты, а глубоко анализировал происходящее, деликатно отражал личное мнение, давал советы по решению тех или иных проблем. Особый интерес исследователей вызывают старые крымские топонимы и имена непосредственных участников событий, освещавшихся в газете.

На основании проведенной работы мы предлагаем следующую тематическую классификацию статей: сельское хозяйство; криминальная хроника и вопросы нравственности; практические советы и гигиена; научно-технический прогресс, товары и услуги; благоустройство и светская жизнь Бахчисарая.

Вопросы сельского хозяйства Крыма и занятости крымско-татарского населения особенно волновали издателя. В результате проводимой политики обезземеливания и последующих эмиграций экономике Крыма был нанесен большой урон. Российским правительством предпринимались попытки возрождения сельского хозяйства. Так, в 1883 г. свою деятельность в России начал Крестьянский поземельный банк1, имевший филиал и в Симферополе. Банк предоставлял процентные ссуды крестьянам для покупки или аренды земельных угодий, о чем неоднократно встречаем сведения на страницах газеты: «Общество татар одной из деревень Симферопольского уезда, покупая 776 десятин земли у адмирала Барановскаго, хлопочат о ссуде из банка. Отмечаем с удовольствием, что управление отделения с полной готовностью дает просителям все необходимые указания и разъяснения, чтобы они могли обходиться без всяких посредников и адвокатов, коих банк принимает далеко неохотно»2.

Редактора газеты тревожило низкое материальное положение крымских татар. В статьях он всячески старался возбудить интерес к внедрению прогрессивных форм ведения хозяйства. Неоднократно встречаются небольшие заметки о крымских татарах, которые, воспользовавшись услугами банка, арендовали земли в деревнях Айтуган Перекопского уезда, Мамак Симферопольского уезда3, Бозаджи-Кисек Зуйской волости, Бодрак Мангушской волости4 и т. д. Исмаил Гаспринский пишет: «Нельзя не радоваться, что среди татар распространяются сведения о Крестьянском поземельном банке… В Крыму немало безземельных татар, но слава Богу, немало и земель, кои могли бы послужить также для заселения их этими бедняками». Также автор обращает внимание на бесхозные и не приносящие дохода вакуфные земли, которыми могли бы воспользоваться беднейшие слои населения5. Одним из крупных землевладельцев конца XIX в. был крымский татарин Мустафа Мирза Ширинский, отдававший в аренду под табак земли в деревнях Мирза-Кой, Бурундук и Тана-кельди Феодосийского уезда6. Также встречается имя Сулеймана Мурзы Апричинского, который владел землями в д. Чавкачды Перекопского уезда. Он продавал сено, солому, принимал на выпас крупный и мелкий рогатый скот7.

Вопросами садоводства в Крыму занимался Симферопольский отдел Российского общества садоводства, основанный в 1883 г.8 Достижения крымских садоводов демонстрировались на сельскохозяйственных выставках Крыма9. Гаспринский с удовольствием отмечал конкурентоспособность крымского земледелия, призывал крымских татар приобретать посевной материал и поднимать благосостояние своих семей. Одной из развитых отраслей сельского хозяйства в Крыму в рассматриваемый период было табаководство. Самым качественным являлся южнобережный табак, который продавался дороже, чем байдарский, бахчисарайский, феодосийский и коккозский10. В феврале 1887 г. Министерством государственных имуществ было принято решение о развитии и поощрении табаководства в России, а для плантаторов предоставлялись ссуды и различная помощь11. Симферопольскому отделу общества садоводства было поручено провести в Крыму опыты по разведению американского и гаванского табака: раздать всем желающим бесплатно семена и позже собрать сведения об урожае. Также предлагалось получить семена особого ароматического табака сорта «дюбек»12.

Сборщицы табака. Крым, начало ХХ в.

Сушка табака. Крым, начало ХХ в.

В обширной статье «О хлопке» Исмаил Гаспринский призывает мусульманское население Крыма разводить хлопок, так как это считалось весьма доходным делом; дает ценные советы по выбору почв, а также подробно излагает технологию посадки и ухода за саженцами13.

Значительные доходы крымчанам приносили фруктовые сады и виноградники в долинах Качи, Альмы и Бельбека, урожай которых зачастую выкупался заблаговременно и оптом московскими купцами. Особенно пользовались спросом знаменитые крымские яблоки, которые с 1898 г. экспортировались даже в Гамбург14. В садах «Джеваир», «Малый Джеваир» и «Сарай-Бахча» (д. Актачи) крупного землевладельца Н. Ревелиоти помимо яблок выращивали крупный кизил15. Одной из статей дохода крымчан был сбор грецкого ореха16 и лесного фундука, который массово произрастал в районе Карасу базара. В урожайные годы собирали по 40-50 тысяч пудов17. Редактор помещал в газете советы, как ухаживать за садом, бороться с вредителями, прививать груши и яблони18.

Статьи, касающиеся вопросов воспитания, обычаев, законопослушания, мы отнесли к разделу «Криминальная хроника и вопросы нравственности». Особенно четко здесь прослеживается отношение И. Гаспринского к поднимаемой проблеме, предлагаются пути решения. Так, автора потрясла история о бахчисарайском нищем Ягъя Ахае, который умер от истощения. Редактор с возмущением обращается к сыну и брату умершего, которые проживали в д. Кикенеиз Ялтинского уезда, со словами: «Какой стыд! Какой грех! Господин сын, не был ли этот бедняк вашим отцом? Не обязаны ли вы ему чем-либо?»19

В фельетоне «Кое о чем» И. Гаспринский весьма загадочным тоном рассказывает о том, что спокойный и мирный Бахчисарай переполошила стамбульская кокетка, «правда, не первой молодости, но все-таки все пошло кувырком, кувырком»20.

Беспокойство вызывали случаи преступлений среди крымских татар. На страницах газеты Хатиб Аджи Абибулла сообщал о том, что на татарской свадьбе в д. Айвасиль ранили двух человек, а в д. Дерекой тоже на свадьбе выбросили двух людей с балкона21. Очень сильно взволновал жителей Бахчисарая случай самоубийства молодой караимки и исчезновение другой из почтенного семейства. Все караимское общество города принялось искать девушку, которая, по слухам, просто сбежала с любимым человеком. Редактор по этому поводу пишет: «Если это верно, то остается лишь сказать — о, молодость, молодость и пожелать счастливой жизни… Как бы то ни было, караимское общество сильно заинтриговано этим весьма редким между ними случаем». Вызывает интерес заметка о молодом татарине и караимке, которые полюбили друг друга и поженились. По словам редактора, это был первый случай женитьбы мусульманина на караимке22. Уже через год газета сообщала о пятом подобном браке23.

В январе 1887 г. бахчисарайское общество потряс случай: была обманута порядочная женщина, которую заманил муж соседки в свой дом. «Очень подло и весьма нахально», — пишет редактор24. Далее он помещает обстоятельную статью-разъяснение о наказании со стороны шариата за похищение девушек и замужних женщин25.

Вызывает интерес отношение И. Гаспринского к богатому крымскому татарину, который воспользовался влюбленностью бедной девушки, откупившись от нее богатым подарком и деньгами: «Все люди грешны: каждый может сделать ошибку, но необходимо осознать ее и искренне раскаяться, чтобы не повторить вновь»26.

В XIX в. среди молодых крымских татар стал популярен такой способ заработка, как сопровождение пожилых женщин-путешественниц по лесным и горным тропам. И. Гаспринский посвятил этому позорному явлению целую статью «Ялтинские альфонсы». Автор категорично осуждает подобное поведение: «Общество должно презирать и отвернуться от них. Берегитесь, господа, нечестного пути»27. Также редактор с укором пишет о распространении среди мусульман тяги к водке и картам, призывая родителей и общество бороться с этим пороком, содействовать открытию кофеен или чайных домов и запрещать открытие кабаков, где «вместо человеческой речи заговоришь по-скотски»28.

В раздел «Практические советы и гигиена» мы объединили заметки, касающиеся ведения домашнего хозяйства, методов гигиены и профилактики различных заболеваний, а также рекламу различных медицинских средств. Данная тематика была интересна широким слоям населения, привлекала читателей обоего пола и разного возраста. И. Гаспринский сообщал о распространении дифтерита и настойчиво рекомендовал местной врачебной управе ознакомить население с мерами предосторожности и лечения29. Читатели знакомились с последними достижениями медицины, современными способами лечения чесотки, коклюша, укусов змей30. Также здесь можно было узнать о первой медицинской помощи при ударе молнией31 и лечении бешенства чесноком32. В газете печатали эффективные рецепты авторитетных европейских врачей от простуды, ревматизма и лихорадки33, рекомендовали современные медицинские препараты34 и гигиенические средства35. В статье «Береженого Бог бережет» говорится о необходимости внимательного отношения к здоровью. Автор рекомендует тщательно соблюдать меры предосторожности, чистоту в доме и употреблять чистую воду36.

На страницах газеты помещались краткие заметки-советы: как очистить и покрасить шелковую ткань; как отбелить пожелтевшее белье; как определить воду в молоке; как истребить земляных червей и т. п.37

В раздел «Научно-технический прогресс, товары и услуги» мы отнесли рекламу и сообщения о технических новшествах. С большим энтузиазмом И. Гаспринский пишет о приобретении типографией новой скоропечатной машинки38; о развитии транспорта на примере паломничества в Мекку и Медину («50 лет назад крымские хаджи совершали свое путешествие в Мекку в полтора или два года, ныне они возвращаются в пять месяцев»39); о запуске в 1888 г. по Лозово-Севастопольской железной дороге курьерских поездов40. Также встречаем его рассуждения о необходимости экономического развития мусульман, поддержки ремесленного производства, устройстве сельскохозяйственных и ремесленных школ41.

Бахчисарайский кожевенный завод. Начало ХХ в.

У фонтана. Алупка, конец XIX в.

Реклама различных товаров позволяет составить целостную картину потребностей местного населения, а также выявить имена местных производителей и продавцов. Так, разнообразные косметические средства доктора Иванова в Бахчисарае можно было приобрести только в лавке крымского татарина Афуза на Соган Базаре42, муку различных сортов, отруби и лучший керосин — на складе К. А. Мустаки у Ашлыкъ-базара43.

В морских портах устраивали аукционы и продавали конфискованные таможней товары: турецкие фесы и плетеные кисти к ним, шелковые, шерстяные хлопковые ткани и платки, английскую листовую сталь, сухофрукты и многое другое44. Среди владельцев гостиничного и ресторанного бизнеса также встречаются крымско-татарские имена: держатель гостиницы «Ялта» в Симферополе Аджи Осман Аджиев, владелец кофейни в Севастополе Сулейман Эфенди45, хозяин мануфактурного магазина в Ялте Мустафа Аметов46.

Большое количество статей И. Гаспринский посвятил освещению различных сторон жизни Бахчисарая. Вопросам благоустройства города редактор уделял особое внимание. Он давал ценные советы по профилактике эпидемии холеры, очистке русла р. Чурук-Су, местных базаров и общественных туалетов, вывозу мусора, закупке дезинфекционных средств47. Нередко на страницах газеты поднимались вопросы деятельности Городской управы и полиции (ремонт дорог и тротуаров, строительство новых общественных зданий, благотворительная деятельность, благоустройство кладбищ)48. Особый интерес, на наш взгляд, вызывает большая статья «Губернская архивная комиссия» о сборе архивной комиссией предметов татарской старины. Редактор призывает каждого принять участие в формировании коллекции такими словами: «Всякий, сочувствующий целям этой комиссии, может принять участие в его трудах и лично. Дело архивной комиссии — дело общего интереса»49. В критической статье «Бахчисарай» речь идет о том, что Городская дума решила сократить расходы бюджета за счет сокращения единственной женщины-врача в городе. Редактор дает негативную оценку этому факту50. Уже в следующем году, благодаря деятельности городского головы Мустафы Мурзы Давидовича, в городе был открыт приемный покой с бесплатными лекарствами, что стало существенной помощью беднейшей части населения51. Ярким событием городской жизни в мае 1894 г. стало проведение цехового праздника решетников и кожевников, который по древнему обычаю проводится раз в 25 лет52. Также на страницах газеты встречаются заметки о проведении концертов, спектаклей городского театра и любительских постановок, что, по словам издателя, «свидетельствует о народившейся потребности татар в подобных развлечениях»53.

Южнобережные проводники. Начало ХХ в.

Первая мусульманская газета Российской империи играла важную роль в просвещении мусульман Крыма, была востребованной и необходимой для различных слоев населения. Включая в себя огромный пласт разнородной информации, газета «Терджиман» по сей день является уникальным источником для изучения жизни общества конца XIX — начала XX в.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Проскурякова Н. А. Крестьянский поземельный банк и столыпинская реформа (1906-1916 гг.) // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2007. – № 5. – С. 88-89.
  2. Объявления // Терджиман. – 1884. – № 24.
  3. О сельском хозяйстве // Терджиман. – 1884. – № 32.
  4. Местные известия // Терджиман. – 1884. – № 35.
  5. О крестьянском поземельном банке // Терджиман. – 1884. – № 40.
  6. Там же. – № 24.
  7. Объявление // Терджиман. – 1887. – № 27.
  8. Хрущов В. Е. О работе Симферопольского отдела Императорского российского общества садоводства // Русское садоводство. – 1900. – № 33; О сельском хозяйстве // Терджиман. – 1884. – № 2.
  9. Фрукты // Терджиман. – 1887. – № 19.
  10. Объявления // Терджиман. – 1884. – № 24; Местные известия // Терджиман. – 1884. – № 35; Табаководство // Терджиман. – 1888. – № 9.
  11. Табаководство // Терджиман. – 1887. – № 6.
  12. Табаководство // Терджиман. – 1888. – № 4.
  13. О хлопке // Терджиман. – 1889. – № 44.
  14. Фрукты // Терджиман. – 1884. – № 22; О сельском хозяйстве // Терджиман. – 1884. – № 32; Об урожае фруктов // Терджиман. – 1887. – № 17; Керимов И. А. «Живая» история Гаспринского. По материалам газеты «Терджиман» 1883-1914 гг. – Симферополь, 1999. – С. 84.
  15. Фрукты // Терджиман. – 1887. – № 19.
  16. Фрукты // Терджиман. – 1886. – № 43.
  17. О сельском хозяйстве // Терджиман. – 1884. – № 32.
  18. В Бахчисарае // Терджиман. – 1885. – № 1.
  19. Происшествие в Бахчисарае // Терджиман. – 1884. – № 2.
  20. Кое о чем // Терджиман. – 1884. – № 19.
  21. Хатиб Аджи Абибулла. Новости // Терджиман. – 1885. – № 2.
  22. Романтическая история // Терджиман. – 1887. – № 12.
  23. Там же. – 1888. – № 27.
  24. Правда ли? // Терджиман. – 1887. – № 1.
  25. О законах шариата // Терджиман. – 1887. – № 7.
  26. Бахчисарайская история // Терджиман. – 1887. – № 22.
  27. Ялтинские альфонсы // Терджиман. – 1887. – № 20.
  28. Керимов И. А. Указ. соч. – С. 68.
  29. Разные известия // Терджиман. – 1884. – № 2.
  30. Практические советы // Терджиман. – 1888. – № 38.
  31. Там же. – № 40.
  32. Разные новости // Терджиман. – 1888. – № 44.
  33. Смесь // Терджиман. – 1885. – № 1.
  34. Объявления // Терджиман. – 1885. – № 6.
  35. Объявления // Терджиман. – 1888. – № 15, 33; Практические советы // Терджиман. – 1888. – № 37, 38.
  36. Береженого Бог бережет // Терджиман. – 1886. – № 43.
  37. Окрашивание шелка // Терджиман. – 1884. – № 23.
  38. Об издании… // Терджиман. – 1884. – № 40.
  39. Разные новости // Терджиман. – 1884. – № 44.
  40. Разные новости // Терджиман. – 1888. – № 15.
  41. О необходимости развития ремесел // Терджиман. – 1888. – № 46; Разные вести // Терджиман. – 1889. – № 39; О ремесленной школе // Терджиман. – 1884. – № 23.
  42. Объявления // Терджиман. – 1885. – № 6.
  43. Там же. – № 1.
  44. Там же. – 1887. – № 25.
  45. Там же. – 1889. – № 4, 7.
  46. Там же. – 1888. – № 28.
  47. В Бахчисарае // Терджиман. – 1885. – № 9.
  48. Пожертвования // Терджиман. – 1885. – № 2, 16.
  49. Губернская архивная комиссия // Терджиман. – 1887. – № 20.
  50. Бахчисарай // Терджиман. – 1889. – № 7.
  51. Там же. – 1890. – № 4.
  52. Керимов И. А. Указ. соч. – С. 69-71.
  53. Там же. – С. 99.

Фото предоставлены автором статьи.

Сафие Абдураманова