2016 1/2

Гастроли театральных деятелей Российской империи XIX — начала XX в. в Южном Крыму

Привлекательность Ялты как курорта и туристической местности создала городу репутацию Российской Ривьеры. Во второй половине XIX в. сюда приезжали как представители аристократических кругов, так и состоятельная буржуазия. Ялту также посещали выдающиеся театральные деятели: режиссеры, драматурги, актеры с частными и творческими визитами.

В свое время здесь побывал и великий русский артист XIX в., основоположник реалистического театра в России Михаил Щепкин. Он прибыл в Ялту из Керчи 21 июля 1863 г.1 Одной из главных причин приезда актера на южный берег Крыма «была надежда на обещанную ему графом А. Толстым аудиенцию с императрицей, жившей тогда в Ливадии. Щепкин хотел поведать ей о трудностях московской театральной школы, о злоупотреблениях дирекции и тяжелой судьбе молодых артистов»2. «Разумеется, все осталось в мечтах, — писала ученица М. Щепкина А. Шуберт, — до Ливадии его не допустили, так ему, голубчику, не удалась его благородная миссия»3. 11 августа 1863 г. городской врач С. Руданский констатировал смерть актера4. Прощание с покойным состоялось 13 августа в соборе Иоанна Златоуста на Поликуровском кладбище в Ялте. Газета «Раннее утро» писала: «Были придворные певчие и музыка, и церемония была весьма приличная. Здесь же был военный генерал — губернатор Таврической губернии Г. Жуковский, исправники и прочие чины как гражданские, так и военные этого города»5.

Выдающаяся актриса второй половины XIX — начала XX в., ученица М. Щепкина и последовательница его театральной школы сценического реализма, а впоследствии — народная артистка России Гликерия Федотова также не раз бывала на Южном берегу Крыма. Так, с 7 по 12 июля 1894 г. она участвовала в четырех спектаклях («Цепи», «Преступница», «Вторая молодость», «Василиса Мелентьева»), ставившихся на ялтинской сцене. Завершила свои крымские гастроли Г. Федотова в августе 1894 г. Ялтинцам были представлены шесть спектаклей: «Преступница» (10 августа), «Без вины виноватые» (11 августа), «Цепи» (12 августа), «Вторая молодость» (15 августа), «Василиса Мелентьева» (16 августа), «Гроза» (18 августа). Журнал «Артист» за 1894 г. в «Провинциальной хронике» опубликовал сообщение, в котором освещалось пребывание актрисы в Ялте6.

Великий артист русской оперы конца ХIX — первой половины ХХ столетия Фёдор Шаляпин прибыл в Ялту в сентябре 1898 г. в составе частной оперы (Т. Любатович, В. Антонова, А. Секар-Рожанский, М. Малинин)7. 16 сентября 1898 г. он участвовал в концерте ялтинского городского театра. Во время этой гастрольной поездки молодой певец познакомился с А. Чеховым. Это была его давняя мечта, осуществлению которой помог И. Бунин, давний друг Ф. Шаляпина и А. Чехова8. 18 сентября 1898 г. Ф. Шаляпин выступил на концерте в Гурзуфе, а 21 сентября он вновь продемонстрировал свое пение ялтинцам: «Публика устроила шумную овацию господину Шаляпину, причем ему был поднесен лавровый венок»9. На этом концерте побывал и А. Чехов. Драматург сидел в директорской ложе, а по завершению выступления поздравил артистов за кулисами10. К. Староскольцев в одной из статей, посвященной первым гастролям Ф. Шаляпина в Крыму, привел слова С. Рахманинова: «С большим успехом прошли концерты в Крыму. В Ялте, после того, как отгремели последние аплодисменты, толпа поклонников окружила в артистической Шаляпина, уже ставшего знаменитостью. А последнее выступление было в Алупке, прямо на террасе Воронцовского дворца, при свете луны»11.

Ялта. Конец XIX — начало XX в. Фото электронного ресурса, режим доступа: http://russiakrasava.ru/wp-content/uploads/2015/10/yalta_v_nachale_20_veka._vid_s_yugo-zapadnoy_storony.jpg.

 

Крымовед Б. Клещенко в одной из работ, посвященных пребыванию А. Чехова в Ялте, приводит строки из письма врача Средина к драматургу по поводу предстоящих гастролей МХТа: «Разорились на ваш театр, набрали билетов рублей на 30. Только бы здоровье не подкузьмило»12. К. Станиславский, вспоминая первый гастрольный тур своего театра, сделал подробное описание этой поездки. О помещении, в котором должны были выступать московские гастролеры, он писал: «Летний театр, в котором мы должны были играть, стоял мрачно на берегу моря (в Ялте. — С. Ш.) с заколоченными дверями. Их всю зиму не открывали, а когда на наших глазах распахнули и мы вошли внутрь театра, нам показалось, что мы очутились на северном полюсе: так там было холодно и сыро»13.

Во время этих гастролей московская актриса О. Книппер остановилась на даче А. Чехова в Ялте, приняв личное приглашение драматурга. Ольга Леонардовна вспоминала теплый прием со стороны крымчан14.

Одна из известных представительниц русской вокальной школы, выдающаяся актриса оперы Е. Мравина тоже в свое время бывала в Ялте. Стоит заметить, что этот город привлекал ее не только мягким климатом. Еще с детства она была покорена его красотой. Кроме того, это был культурный центр, где проживало много интересных людей, выдающихся представителей литературы и искусства, среди которых певица приобрела много друзей. В начале ХХ в. центром музыкальной и театральной жизни приморского города был дом известного композитора А. А. Спендиарова. С его женой Варварой Леонидовной, Е. Мравину связывала давняя дружба в Санкт-Петербурге. Сам Александр Афанасьевич в 1906 г. посвятил любимой актрисе один из лучших своих лирических романсов «К луне»15.

Частым и желанным гостем Е. Мравина была и в доме врача И. Альтшуллера, специалиста по лечению туберкулеза, одного из основателей Международной лиги борьбы с туберкулезом. В свое время у него лечились А. Чехов, Л. Толстой, М. Горький. Актриса тоже была его пациенткой16. Здоровье Е. Мравиной, которое ухудшалось, ограничивало ее в действиях, она едва передвигалась. Но несмотря на слабое здоровье, Е. Мравина нечасто, но все же участвовала в театральных постановках. Это подтверждает сообщение в одной из крымских газет за 1904 г.: «Из Ялты пишут, что в воскресенье, 17 октября, в зале мужской гимназии состоится концерт Е. Мравиной, сбор с которого полностью поступает в фонд комитета по оказанию помощи на Южном берегу Крыма пострадавшим на Дальнем Востоке»17. Сам концерт, который проходил в зале Александринской мужской гимназии, стал первым крупным шагом актрисы на пути благотворительности. Уже через месяц она снова выступала в Ялте: «21 ноября (1904 г. — С. Ш.) в зале мужской гимназии состоится концерт Е. Мравиной. Весь сбор поступит в кассу оказания помощи приезжих, нуждающихся больных и на постройку “Яузлара” (дешевого пансиона для больных). I отделение — концертное, II отделение — сцена из 2-го действия оперы “Травиата” Верди»18.

Этот концерт привлек большое внимание ялтинцев. В зале присутствовало немало почтенных лиц19. Умерла актриса 10 октября 1914 г. Отпевали ее в Александро-Невском соборе Ялты. Проститься с примой российской оперы пришло много горожан, поклонников ее таланта, друзей, знакомых и родственников20. Похоронили Е. Мравину 18 октября 1914 г. на старом Иоанно-Златоустовском (ныне Массандровско-Поликуровском. — С. Ш.) кладбище рядом с могилами композитора В. С. Калинникова и украинского поэта С. В. Руданского21.

Одним из величайших актеров конца XIX — начала ХХ в., получивших мировое признание, был П. Н. Орленев. Его деятельность имела большое просветительское и благотворительное значение для провинциальной публики Крыма. 2 сентября 1901 г. в зале ялтинского общественного собрания состоялся спектакль Санкт-Петербургского литературно-артистического общества с участием П. Орленева и известной актрисы А. Назимовой22. А 6 сентября П. Орленев, А. Назимова и другие столичные актеры в том же зале провели литературно-музыкальный вечер «в пользу попечительства о нуждающихся приезжих больных»23.

27 сентября П. Орленев участвовал в благотворительном литературно-музыкальном вечере «в пользу нуждающихся приезжих больных». Кроме этого, вместе со своей труппой он побывал с несколькими спектаклями в Евпатории, а 28 сентября знаменитый гастролер выступал на симферопольской сцене в образе Арнольда Крамера24.

П. Н. Орленев любил бывать в Ялте. Возможно, потому что это был родной город его любимой женщины А. Назимовой, а еще здесь он виделся и общался с А. Чеховым. В своих мемуарах актер вспоминал, что однажды драматург предложил написать для него пьесу. Этот разговор, по словам театроведа Л. Касьяненко, происходил во время Страстной недели 1904 г. А в июле Антона Павловича не стало25.

Гурзуф. Конец XIX — начало XX в. Из личного архива Р. Хайрутдинова.

 

Мириам Аделаида Яковлевна Левентон (сценический псевдоним — Алла Александровна Назимова) родилась 21 мая (2 июня) 1879 г. в Ялте. В свой родной город как актриса А. Назимова впервые приехала в 1901 г. в составе труппы П. Орленева26. Они остановились в доме ее родителей на Набережной улице. В это время на Белой даче жил А. Чехов. В один из вечеров драматург побывал в гостях у актеров. Об этом свидетельствует его письмо жене О. Книппер-Чеховой27. Кроме совместных выступлений на ялтинской театральной сцене творческий дуэт П. Орленева и А. Назимовой принял участие в концерте, денежные сборы с которого пошли в пользу ялтинского благотворительного общества. Подробности сообщала местная газета: «В зале "Ялтинского общественного собрания" 6 сентября состоялся благотворительный литературно-музыкальный вечер с участием артистов П. Орленева, А. Назимовой, В. Голубининой, В. Петровой, А. Любского, С. Магина и Я. Пригожева»28. Следующий гастрольный тур А. Назимовой и П. Орленева в Крым состоялся в 1904 г. Газета «Крымский курьер» сообщала, что 16 марта 1904 г. в зале Общественного собрания г. Ялты состоится только один спектакль с участием П. Орленева. Ялтинцы, которые пришли в тот вечер на спектакль, увидели знаменитое произведение Г. Ибсена «Приведение»; в списке заявленных актеров значилась и А. Назимова29. Судя по рецензиям местных критиков, можно сделать вывод, что постановка не принесла ожидаемых результатов30. На спектакле присутствовал и сам А. Чехов. Свое мнение по поводу пьесы он выразил в письме к жене: «И пьеса дрянная, и игра неважная, вроде как бы жульническая»31.

После неудачного премьерного показа пьесы Г. Ибсена П. Орленев и А. Назимова отправились с гастролями по России. Летом 1904 г. они снова вернулись в Ялту32. Местные газеты анонсировали представление знаменитых актеров «Привидение», в котором роль Освальда исполнил П. Орленев, а роль Регины Энгстранд — А. Назимова33. В отличие от весеннего показа, спектакль, который ялтинцы смогли посмотреть 11 июля 1904 г., был представлен другим актерским составом. Но местные театралы вновь были недовольны постановкой34. А. Назимова, несмотря на неудачи, которые постигли труппу, оставалась и продолжала играть на сцене ялтинского театра. Так, 21 июля 1904 г. она исполнила ведущую роль в пьесе Г. Бара «Звезда». Местная газета по этому поводу писала: «Удачно играла Лону Ладинзер г[оспо]жа Назимова… сценически была очень эффектна и изящна»35.

6 августа 1904 г. в зале Ялтинской мужской гимназии был организован благотворительный вечер в пользу нуждающихся приезжих больных Ялтинского благотворительного общества, которым в свое время руководил А. Чехов. Вечер был посвящен его памяти, и, как писала местная пресса, это мероприятие стало одним из самых интересных за весь летний сезон. А. Назимова приняла в нем участие и прочла рассказ А. Чехова «с грацией, не лишенной доли кокетства»36. На этом благотворительная деятельность А. Назимовой не закончилась. 30 августа того же года в санатории «Суук-Су» в пользу таврического лазарета было организовано массовое гуляние, во время которого состоялся концерт с участием А. Назимовой37.

19 сентября 1904 г. П. Орленев и А. Назимова приняли участие в литературно-музыкальном вечере, который проходил в зале казино при санатории «Суук-Су». Артистами были представлены комедия «Красный цветок» и водевиль «Невпопад»38. 22 сентября 1904 г. в зале ялтинского общественного собрания П. Орленев и А. Назимова играли в спектакле «Братья Карамазовы»39. Гастроли артистов продолжились в Симферополе и Евпатории, а уже 28 сентября 1904 г. они снова играли в Ялте40. Гастрольный тур ярко отражался на страницах местной прессы41. Российский киновед В. Вульф на «Чеховских чтениях», которые традиционно проходят в Ялте, как-то сказал, что «в Америке есть люди, которые мечтают приехать в Ялту только для того, чтобы встать на колени перед домом Антона Чехова и домом, где жила Алла Назимова»42.

Анализируя историю театральной жизни Ялты конца ХIХ — начала ХХ столетия, следует сказать, что она неразрывно связана с именем А. Чехова, благодаря которому повседневность города приобрела особые черты. Посредством постоянных гастролей на юге полуострова знаменитых артистов, благотворительность, в которой они принимали активное участие, помогала решать важнейшие социальные вопросы того времени, что не могло не отразиться на общем уровне Южного берега Крыма.

ПРИМЕЧАНИЯ:

    1. Синюков М. Последние дни (новое о великом актере М. С. Щепкине) // Крымская правда. – 1963. – № 229. – 20 ноября.
    2. Шендрикова С. П. Крымские гастроли в жизни и творчестве Михаила Семеновича Щепкина // Лiтература та культура Полiсся: зб. наук. праць. Серіi «Лiтературознавство та iсторiя». – Нiжин, 2012. – Вип. 70. – С. 175.
    3. Касьяненко Л. Храм Мельпомены. – Симферополь, 2007. – С. 9.
    4. Синюков М. Указ. соч.
    5. Театр // Раннее утро. – 1913. – № 185. – 16 августа.
    6. Провинция. Летние турнэ // Артист. – 1894. – № 41. – Сентябрь. – С. 256.
    7. Шаляпин Ф. И. Страницы из моей жизни. – М., 1990. – С. 302.
    8. Летопись жизни и творчества Ф. И. Шаляпина: в 2 кн. / Сост. Ю. Котляров, В. Гармаш. – М., 1984. – Кн. 1. – С. 121.
    9. Долгополова Ю. Г. Театральная Ялта // Крымские пенаты. – 1998. – № 5. – С. 127.
    10. Староскольцев К. Гениальный сын земли русской (к 110-летию со дня рождения Ф. И. Шаляпина) // Крымская правда. – 1983. – № 37. – 13 февраля. – С. 88.
    11. Клещенко Б. Л. «Письмо же ваше сохраню…» // Чеховские чтения в Ялте. – М., 1983. – С. 62.
    12. Станиславский К. С. Полное собрание сочинений: в 8 т. – М., 1954. – Т. 4. – С. 62.
    13. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова: в 2 ч. Ч. 1. Воспоминания и статьи. Переписка с А. П. Чеховым (1902-1904) / Сост., ред., авт. вступ. ст. В. Я. Виленкин. – М., 1972. – С. 231-234.
    14. Там же. – С. 55.
    15. Григорьева А. П. Е. К. Мравина: материалы к биографии. – М., 1977. – С. 123.
    16. Там же. – С. 124.
    17. Театральная заметка // Крым. – 1904. – № 217. – 20 октября.
    18. Анонс // Крымский курьер. – 1904. – № 260. – 14 ноября.
    19. Там же. – № 267. – 23 ноября.
    20. Шаляпин Ф. И. Страницы из моей… – С. 132.
    21. Сошин Г. Г. Они жили в Ялте: справочник о деятелях культуры дореволюционного периода. – Ялта, 1967. – С. 11.
    22. Анонс // Крымский курьер. – 1901. – № 195. – 31 августа.
    23. Там же. – № 201. – 6 сентября.
    24. Там же.
    25. Касьяненко Л. Указ. соч. – С. 25.
    26. Левицкая З. Алла Назимова — звезда Голливуда в Ялте // Брега Тавриды. – 2010. – № 5. – С. 160.
    27. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / Редколл.: Н. Ф. Бельчиков и др. – М., 1974. – Т. 13. – С. 67.
    28. Театр и музыка // Крымский курьер. – 1901. – № 201. – 6 сентября.
    29. Анонс // Крымский курьер. – 1904. – № 61. – 14 марта.
    30. Театр и музыка // Крымский курьер. – 1904. – № 64. – 18 марта.
    31. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / Редколл.: Н. Ф. Бельчиков и др. – М., 1974. – Т. 13. – С. 65.
    32. Шендрикова С. П. Крымские гастрольные туры Павла Орленева (по материалам библиотеки «Таврика») // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. – 2011. – Т. 24 (63). – № 2. – С. 143.
    33. Анонс // Крымский курьер. – 1904. – № 153. – 8 июля.
    34. Театр и музыка // Крымский курьер. – 1904. – № 157. – 13 июля.
    35. Там же. – № 166. – 23 июля.
    36. Там же. – № 178. – 8 августа.
    37. Анонс // Крымский курьер. – 1904. – № 196. – 28 августа.
    38. Там же. – № 213. – 19 сентября.
    39. Зал Ялтинского общественного собрания // Крымский курьер. – 1904. – № 215. – 22 сентября.
    40. Театральная заметка // Крым. – 1904. – № 218. – 28 сентября.
    41. Нашим городским архитектором // Крым. – 1904. – № 39. – 19 февраля; Театральная заметка // Крым. – 1904. – № 216. – 1 октября.
    42. Левицкая З. Алла Назимова — звезда Голливуда в Ялте // Берега Тавриды. – 2010. – № 5. – С. 170.


Снежана Шендрикова
доктор исторических наук