2016 1/2

Женское профессиональное образование в Казани в конце XIX — начале ХХ в. (На примере частной женской гимназии Л. П. Шумковой)


За период своего 47-летнего (1871-1918) существования школа Л. П. Шумковой из маленького начального учебного заведения г. Казани выросла в известную в России частную женскую гимназию с профессиональным отделением. Все это стало возможным благодаря благотворительной деятельности потомственного почетного гражданина, купца и промышленника Петра Ивановича Александрова.

Школа берет начало с инициативы супругов Шумковых Ивана Михайловича и Лидии Петровны, которые в 1871 г. выкупили частную начальную школу П. Е. Рогожкина и, вдохновленные идеями педагога К. Д. Ушинского, занялись педагогической деятельностью.

По воспоминаниям бывшего ученика школы П. А. Дубровина*, ученики, которые достались Шумковым вместе с начальной школой, были великовозрастными (14-15 лет), но уже в сентябре хозяева приняли маленьких и сделали школу смешанной. Кроме обучения грамоте и счету, детям старались прививать полезные навыки в ремесле, девочкам преподавали некоторые виды рукоделия, что было новинкой для начальных школ Казани1.

Число учеников менялось с годами: в 1871 г. — 17, 1873 г. — 30, следующие годы — больше 20, 1879 г. — 40, 1882 г. — 16, 1883 г. — всего 11. Уменьшение количества учащихся в 1882-1883 гг. было связано с преждевременной смертью Ивана Михайловича. Теперь заведование школой полностью перешло к Лидии Петровне, которой приходилось очень тяжело: из-за материальных проблем школа приходила в упадок. Но с осени 1885 г. ситуация изменилась. Л. П. Шумковой начал оказывать материальную и моральную поддержку старший сын богатого вятского купца Ивана Васильевича Александрова — Пётр Иванович Александров (1862 — после 1918).

С Казанью купеческую династию Александровых связывали деловые интересы. В 1892 г. Иван Васильевич купил здесь у О. Петцольда пивоваренный завод, который после соответствующей перестройки стал одним из крупнейших в России (в советские времена назывался «Красный Восток»).


* П. А. Дубровин являлся впоследствии председателем правления Казанского вспомогательного общества приказчиков.

Пётр Иванович получил домашнее образование и сдал в гимназии экзамен на звание домашнего учителя. В 1884-1890 гг. он был вольнослушателем естественного отделения физико-математического факультета Казанского императорского университета2. Когда в 1885 г. П. И. Александров взял на себя заботу о школе Л. П. Шумковой, ему было 23 года. Причиной подобного поступка, столь нехарактерного для молодого обеспеченного человека, было, скорее всего, то, что помимо выдающихся предпринимательских и организаторских талантов, он обладал и способностями педагогическими. Всю жизнь Пётр Иванович проявлял интерес к учительству и народному образованию. И это был не праздный интерес, а деятельный. Дело народного просвещения было настоятельной потребностью души, и он отдавал ему все свободное время, силы и деньги. Судя по всему, он был знаком с И. М. Шумковым и, несомненно, желание помочь было вызвано уважением, которое он питал к личности покойного. В то же время в Лидии Петровне он видел искреннюю преданность делу, ценил ее ум и энергию. И, наконец, Александрова заинтересовали попытки совмещения общего и специального образования, зачатки которого он нашел в школе. Он предложил развить это новое направление, открыв в феврале 1885 г. при школе рукодельный класс для шитья дамских и детских нарядов. В 1886 г. попечитель Казанского учебного округа утвердил проект, подготовленный Л. П. Шумковой о реформировании школы в рукодельно-ремесленное училище. Профессиональное женское образование только еще зарождалось в Казани, и школа сделала первый шаг в этом направлении.

В 1886 г. постановлением Казанского губернского училищного совета П. И. Александров был утвержден попечителем школы и оставался им до 1918 г.

Частная женская гимназия Л. П. Шумковой. Казань, начало XX в. Из личного архива А. Дубина.

 

В 1891 г. Пётр Иванович обратился к городскому голове С. В. Дьяченко с ходатайством о намерении открыть при школе за свой счет воскресные женские ремесленные классы. Он просил Казанскую городскую думу присвоить им название городских воскресных классов профессионального женского труда и предложил направить десять учениц, окончивших курс городских школ, в школу Шумковой для продолжения общего и профессионального образования. Дума выразила ему благодарность, а вопрос постановила рассмотреть особо, «по составлении инструкции и правил о наблюдении за классами»3. Судя по всему, воскресная школа была открыта. Упоминание о ней сохранилось в «Памятной книжке Казанской губернии» за 1891-1892 гг., где сказано, что ее посещало 45 учениц4.

Прошел всего год после открытия рукодельного класса в училище Л. П. Шумковой, когда ученицы представили свои работы на казанской ремесленной и сельскохозяйственной выставке 1886 г. И хотя ассортимент изделий был невелик: чехол для тюфяка, пеленки, фланелевый бинт, подстилка, бумазейная кофточка, тюфячок из бумажной чесучи, чепчик и шапочка, училище получило похвальный лист «За инициативу ко введению профессионального школьного обучения»5.

В 1889 г. учебное заведение было преобразовано в 2-классное училище с профессиональным отделением. Продолжительность курса обучения увеличилась до семи лет. Первый и второй классы по-прежнему состояли из трех отделений по три года. На шестом году обучения происходила специализация по ремеслам. Для желающих усовершенствоваться в работе был добавлен практический седьмой год. В профессиональном отделении обучение составляло полтора года. Первый выпуск учениц этого отделения состоялся в начале 1890 г.

Частная женская гимназия Л. П. Шумковой. Казань, угол улиц Большая Красная и Жуковского. Начало XX в. Из фондов Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского КФУ.

 

В 1890 г. школа приняла участие в работе Казанской научно-промышленной выставки. Каталог выставки перечисляет изделия учебного заведения, среди которых чулки, вязаные башмачки, платьица, воротнички, полотенца, малороссийские костюмы, приданое для новорожденного, платья для взрослых и детей, детское пальто и шубка, покрывало, вышитое гладью, детская сумочка, вышитая шелком, обувь для детей и взрослых6. Л. П. Шумкова была удостоена на выставке почетного отзыва «За выработку типа образцовой профессиональной школы и бескорыстное, энергичное и плодотворное служение ее интересам образования вообще».

В 1896 г. попечительский совет допустил учениц, имеющих образовательный ценз не менее курса двухклассного училища, к занятиям в школе в качестве практиканток, для получения звания учительниц рукоделия. Успешно сдавшие экзамен получали свидетельства по пройденному курсу и методике преподавания рукоделий. Окончившие общеобразовательное отделение могли сдать экзамен в испытательной комиссии на звание городской и сельской учительницы. Также они могли перейти для усовершенствования в мастерстве в профессиональное отделение и по окончании курса сдать экзамен: несовершеннолетние на звание подмастериц, совершеннолетние на звание мастериц.

В 1898 г. для учениц профессионального отделения был открыт бесплатный повторительный класс в объеме курса двухклассных училищ, так как разновозрастные ученицы этого отделения (от 15 до 40 лет) имели разный уровень образования: встречались малограмотные и совсем неграмотные. Недостаток общеобразовательной подготовки сказывался на качестве занятий по рукоделию, поэтому все пожелавшие учиться были разделены на две группы: малограмотные и грамотные.

В 1899 г. произошло новое преобразование училища: из двухклассного в шестиклассное. Первый класс (три года обучения) остался без изменения. Три года второго класса выделены во второй, третий и четвертый классы. Добавленный седьмой год обучения составил пятый класс, что дало возможность усилить преподавание общеобразовательных предметов и ввести преподавание французского и немецкого языков. Шестой класс был профессиональным.

Летом 1901 г. П. И. Александров отдал училищу в бесплатное и бессрочное пользование просторное двухэтажное здание на углу ул. Большой Красной и Жуковского (ранее оно размещалось в арендованных квартирах). Стало больше места для классов и мастерских. Появилась возможность открыть при училище начальную смешанную школу, чтобы кандидатки на звание учительниц имели педагогическую практику.

В 1905 г. Министерство народного просвещения поддержало проект Л. П. Шумковой о преобразовании училища в восьмиклассное учебное заведение 1-го разряда с курсом семи классов женских гимназий и с восьмым специальным классом.

14 января 1906 г. Высочайшим указом было разрешено присваивать учащимся частных женских учебных заведений те права, какими пользовались ученицы женских гимназий, что побудило Л. П. Шумкову обратиться с ходатайством о присвоении учебному заведению статуса гимназии. В 1907 г. такое разрешение было дано и учебное заведение стало именоваться частной женской гимназией.

В 1909 г. ввиду того, что в Казанской губернии не было учебных заведений, готовивших учительниц рукоделия, министерство поддержало прошение Л. П. Шумковой об учреждении специальных двухгодичных курсов по их подготовке. Окончившие эти курсы и успешно сдавшие экзамены в комиссии с представителем от учебного округа получали звание учительниц рукоделия в женских гимназиях и прогимназиях.

В 1910 г. с разрешения попечителя учебного округа при гимназии открылись вечерние общеобразовательные курсы для взрослых в объеме гимназической программы. Они предназначались для женщин, которые по тем или иным причинам не получили общего образования7.

С течением времени в профессиональном отделении открылись новые специальности: к обучению шитью дамских и детских костюмов в 1887 г. добавилось ковровое мастерство, в 1888 г. — башмачное (в 1891 г. заменено шляпным), в 1893 г. — финляндское тканье и огородничество, в 1894 г. —белошвейное мастерство и пчеловодство, в 1898 г. — различные вышивания, в 1904 г. — цветоделие. Поскольку школа была частной, введение новых специальностей во многом зависело от благотворительной помощи П. И. Александрова.

В 1893 г. братья Пётр и Иван Александровы унаследовали после смерти отца семейное дело. Они решили не делить наследство, объявив о создании торгового дома «Наследники коммерции советника И. В. Александрова». Со временем им удалось значительно приумножить капитал и основать настоящую торговую империю Александровых.

В 1896 г. торговый дом Александровых принял участие в работе XVI Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде. Здесь были представлены и изделия учениц училища Л. П. Шумковой. Учебное заведение было удостоено диплома второй степени «За хорошую работу учениц ремесленных классов и за 25-летнюю полезную деятельность по профессиональному образованию».

Через четыре года торговый дом Александровых представлял продукцию фирмы на Парижской всемирной выставке. Накануне в типографии Казанского университета была отпечатана брошюра-билингва на русском и французском языках «Объяснительная записка экспонатов на всемирной парижской выставке 1900 года»8. Наряду с экспонатами своего торгового дома Александровы привезли в Париж рукодельную продукцию опекаемой школы9. За представленные изделия школа получила серебряную медаль, что свидетельствовало о значительном профессиональном росте учениц. По следам французского триумфа была выпущена брошюра «Шестиклассное женское профессиональное училище, содержимое Л. П. Шумковой в Казани» с цветными картограммами, очерком об училище на русском и французском языках10.

В 1909 г. училище, уже преобразованное в гимназию, принимало участие в работе Казанской международной выставки. В альбоме, посвященном выставке, представленные гимназией изделия характеризуются так: «Из экспонатов женских гимназий экспонаты гимназии Шумковой, первой насадительницы женского профессионального образования в Казани, поражали тщательностью и изяществом отделки. Из работ особенно останавливали внимание: карта Казанской губернии, на которой изображены племена ее населяющие, их быт и костюмы, затем ковры с изображением оленей, ширмы и картины “морское дно” и масса других вещей»11.

С 1885 г. в связи с открытием рукодельного класса стало быстро увеличиваться количество учениц. Если в 1884 г. в школе училось всего 16 человек, то в 1885 г. уже 49, в 1890 г. — 104, в 1895 г. — 205, в 1900 г. — 325, в 1905 г. — 387, в 1908 г. — 390. В основном это были дети представителей городских сословий (мещан, ремесленников, купечества) и крестьян.

В 1907 г. с целью материальной поддержки нуждающихся учениц в учебном заведении было учреждено благотворительное общество12. Председателем правления был избран П. И. Александров, товарищем председателя — Л. П. Шумкова. Спустя три года общее собрание избрало Л. П. Шумкову и П. И. Александрова почетными членами общества, особо отметив, что «первые почетные члены его — не люди сановные, избранные за свое высокое положение, а крупные общественные деятели, служащие много лет делу народного образования»13.

Средства школы складывались из платы за обучение, пожертвований П. И. Александрова и дохода по профессиональному отделению, получаемого за выполненные заказы. Однако доход от рукоделия был небольшим, поскольку гимназия делала упор на образовательный процесс и не могла набирать много заказов. Плата за обучение была очень скромной, были и те, кто учился бесплатно. «Казанский биржевой листок» в 1891 г. писал: «Расходы по содержанию школы далеко превышают доходы от нее. Убыточность содержания школы объясняется тем, что большинство обучающихся в ней — дети недостаточных лиц»14. В связи с этим средства П. И. Александрова долгое время являлись единственным источником существования училища. К примеру, в 1894 г. было израсходовано 5 222 руб. 97 коп., из которых 2 846 руб. 67 коп. составили средства П. И. Александрова, 2 347 руб. — плата за обучение и 29 руб. 30 коп. — средства от продажи ученических изделий15. Лишь с 1905 г. школа начала получать субсидию от Казанского земства в размере 500, а затем 1 000 руб. Ситуация изменилась только к 1908 г., когда доход от продажи рукоделий составил треть дохода от платы за обучение.

Начавшаяся в 1914 г. война привела к тому, что торговый дом Александровых не мог уже помогать гимназии в прежнем объеме. В 1915 г. министр народного просвещения граф П. Н. Игнатьев, известный своими либеральными взглядами, удовлетворил прошение Л. П. Шумковой о пособии и разрешил выдавать школе ежегодно по пять тысяч рублей16.

Но совместные творческие планы Л. П. Шумковой и П. И. Александрова на этом не оборвались. Доказательством тому служит письмо Петра Ивановича Лидии Петровне от 23 января 1916 г.17 По сути, это подробная программа будущего развития школы, проект преобразования профессионального отделения гимназии и курсов учительниц рукоделия в Высшую женскую практическую школу. Подчеркивая, что экономическое возрождение России невозможно без преодоления зависимости от иностранной промышленности и специалистов, автор письма предлагает ряд конкретных мер, направленных на достижение цели реформы школы: подготовка профессиональных преподавательниц для тех отраслей народного хозяйства, где женский труд наиболее применим; введение дополнительных специальностей (кулинарии, садоводства, молочного хозяйства); расширение практических занятий на курсах и т. п.

Письмо П. И. Александрова Л. П. Шумковой. 23 января 1916 г. НА РТ, ф. 313, оп. 1, д. 10, л. 13-14 об.

 

Будучи человеком дела, П. И. Александров предпринял некоторые шаги, направленные на реализацию проекта. В конце января 1916 г. Министерство народного просвещения удовлетворило прошение Л. П. Шумковой об открытии при гимназии специального класса для подготовки учениц к сдаче экзаменов за курс мужской гимназии. Полученный аттестат давал право поступления в высшие учебные заведения18. 26 февраля 1916 г. П. И. Александров лично обратился к министру народного просвещения графу П. Н. Игнатьеву с докладной запиской о выделении пособия гимназии на постановку новых направлений специализации, обратив внимание министра на то, что курсы учительниц рукоделия готовят преподавательниц для всего Поволжья и востока России. Он писал: «Наше искреннее желание поднять производительные силы нашей дорогой Родины, переживающей великие исторические события и твердо надеющейся, при соединенных усилиях правительства и общественных сил выйти на широкий путь прогресса обновления России. Ближайшее будущее наших профессиональных классов, при благосклонном содействии Министерства народного просвещения даст нам возможность нормального развития и выльется в окончательную форму в Высшую женскую практическую школу»19.

Благодаря подвижническому труду учредительницы школы Лидии Петровны Шумковой и всего педагогического коллектива, а также благотворительной помощи Петра Ивановича Александрова частная гимназия приобрела известность как центр женского научно-профессионального образования юго-востока России. Она обладала сложной структурной организацией, так как состояла из нескольких самостоятельных подразделений: гимназии, курсов для подготовки учительниц рукоделия, вечерних общеобразовательных курсов, профессионального отделения, начальной школы, реализовывавших общую образовательную программу.

К сожалению, проекту Высшей женской практической школы не суждено было воплотиться в жизнь. Последующие события в России: Февральская и Октябрьская революции 1917 г. положили конец многим надеждам и чаяниям на мирное преобразование страны. В 1918 г. П. И. Александров эмигрировал из России. В августе 1918 г. здание гимназии Л. П. Шумковой было национализировано, уникальная частная школа закрыта.

ПРИМЕЧАНИЯ:<h/2>

  1. Казанская частная женская гимназия с профессиональным отделением Л. П. Шумковой. С 1871 по 1910 год. – Казань, 1910. – С. 8-17.
  2. НА РТ, ф. 977, оп. Л/д, д. 43333.
  3. Систематический сборник постановлений Казанской городской думы за 22 года (с 1871 по 1892 включительно) / Сост. Н. Н. Постников. – Казань, 1898. – С. 289.
  4. Памятная книжка Казанской губернии за 1891-1892 год. – Казань, 1892. – С. 54, 68.
  5. Казанская ремесленная и сельскохозяйственная выставка 1886 года. – Казань, 1886. – С. 30.
  6. Профессиональное училище Л. П. Шумковой в Казани // Каталог Казанской научно-промышленной выставки 1890 г., состоящей под покровительством его императорского высочества государя наследника цесаревича. Учебный отдел. Председатель отдела, проф. Н. А. Осокин. 2-е изд., с табл. в тексте и в приложении. – Казань, 1890. – С. 208-211.
  7. Вечерние общеобразовательные курсы при Казанской частной женской гимназии Л. П. Шумковой. – Казань, 1913. – 10 с.
  8. Объяснительная записка экспонатов на всемирной парижской выставке 1900 года. Торговый дом «Наследники коммерции советника И. В. Александрова». Россия. Казань. Владельцы П. и И. Александровы. – Казань, 1900. – 16 с.
  9. Там же. – С. 10.
  10. Шестиклассное женское профессиональное училище, содержимое Л. П. Шумковой в Казани. Правила для поступления в него и программы преподавания. – Казань, 1901. – 31 с.
  11. Альбом международной выставки мелкой промышленности, профессионального образования, сельского хозяйства с отделами крупной промышленности и противопожарного дела в Казани, 1909. – Казань, 1909. – С. 37.
  12. Устав общества вспомоществования нуждающимся ученицам Казанской частной женской гимназии Л. П. Шумковой. – Казань, 1908. – 16 с.
  13. Отчет Правления Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Казанской частной женской гимназии Л. П. Шумковой. – Казань, 1909. – С. 17.
  14. Профессиональное женское училище г-жи Шумковой // Казанский биржевой листок. – 1891. – 27 августа.
  15. Частное женское 2-х классное училище с профессиональным отделением // Второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в России. – М., 1897. – С. 199.
  16. НА РТ, ф. 313, оп. 1, д. 6, л. 6а.
  17. Там же, д. 7, л. 11-12 об.
  18. Там же, л. 17.
  19. Там же, л. 20.

№ 1. Письмо П. И. Александрова Л. П. Шумковой

23 января 1916 г.

г. Москва

Дорогая Лидия Петровна.

В связи с ходом событий в России и, в частности, с жизнью нашей школы нам нужно прочно поставить профессиональное образование. Для этого, как мне кажется, необходимо нашу школу реорганизовать в Высшую женскую практическую школу и при ней Вечерние общеобразовательные курсы и мастерские с магазином. Теперешние наши курсы учительниц рукоделия входят как бы в Высшую женскую школу.

Цель этой школы — подготовить руководительниц-инструкторш, преподавательниц-профессионалок и дать желающим специальное образование по всем отраслям женского труда, где этот труд имеет наибольшее приложение, как то: в швейном, рукодельном, модном, коврово-ткацком, кулинарном (домоводство) и т. п. ремеслах, а затем (в будущем) и в таких специальностях, как огородничество, пчеловодство, садоводство и молочное хозяйство. Для этих последних специальностей необходимо иметь ферму около города или воспользоваться фермой при Казанском земледельческом училище на известных условиях. Кроме преподавания теории и практики ремесел в программу школы необходимо включить, смотря по роду изучаемой специальности, еще известные научные дисциплины (техническая и агрономическая химия, гигиена, юридические, экономические и др., а также специальное рисование, товароведение, бухгалтерия и др.). Продолжительность курса от двух до трех лет. Удлинять не хотелось бы, считаясь с жизнью, да и разбрасываться в преподавании множества предметов вообще не желательно. Нужно выпускать из учебного заведения слушательниц, готовых к практической деятельности, а не только теоретиков, которым еще необходима практическая подготовка прежде, чем они могли бы взяться за ведение дела. Специальные высшие школы за границей действительно выпускают готовых практически инженеров, инструкторов, которых практика не страшит.

Экономическое возрождение России требует постановки самого широкого специального образования, без которого наша промышленность будет страдать от рутины и зависеть от иностранной промышленности. Местные самоуправления крайне нуждаются в руководителях-инструкторах для лучшей постановки кустарной промышленности. Все это заставляет думать, что наше начинание получит живой отклик и помощь от правительства, местных самоуправлений, торговых организаций и кооперативов.

Вечерние общеобразовательные курсы дадут возможность пополнить свое образование всем тем, кому судьба отказала сделать это нормальным порядком, а для нас, кроме того, эти курсы необходимы для тех лиц, которые не получили среднего или соответствующего этому образования, но желают поступить в Высшую женскую практическую школу. Мне кажется, что эти вечерние общеобразовательные курсы со временем расширятся и превратятся в Народный университет. И это весьма возможно будет в Казани, где нет недостатка в лицах с высшим образованием (профессора университета, академии и преподаватели других учебных заведений), и вопрос будет только за приисканием средств. На днях открылся же Народный университет в Нижнем-Новгороде! Роль мастерских и магазина (в будущем музей с выставкой) при школе ясна и необходима для практической работы слушательниц и может им дать заработок.

Если Вы, дорогая Лидия Петровна, разделяете мое предложение, нужно Вам обсудить его более детально, а затем нам сообща начинать хлопотать о Высшей женской практической школе перед министерствами и самоуправлениями.

Настоящий момент жизни нашей Родины есть подготовление к будущему, которое начнется сейчас же после окончания войны. Поэтому мы должны теперь же подготовляться к нему.

Постановкой профессионального образования занято сейчас Министерство народного просвещения, местные самоуправления и промышленные классы, как это видно из прилагаемой брошюры «Доклад комиссии по выяснению мер борьбы с германским и австро-венгерским влиянием в области торговли и промышленности». Положить начало нашему ходатайству перед Министерством народного просвещения мне хотелось бы поскорее, в первых числах февраля, когда мне придется быть в Петрограде. Поэтому попрошу Вас, если это возможно, составить докладную записку с известной мотивировкой министру народного просвещения о реорганизации гимназии с профессиональным при ней отделением и курсами учительниц рукоделия в Высшую женскую практическую школу. В докладной записке, хотя бы приблизительно, придется выяснить цель этой школы, объем предполагаемых специальностей, продолжительность курса, программу занятий, число преподавателей, их ценз, плату за учение, вообще бюджет школы и понять, на каких условиях желает министерство взять школу под свое покровительство. Если ходатайство будет принято, то я с моей стороны вырешу условия продажи здания для будущей школы. Жизнь идет своим чередом, дорогая Лидия Петровна, и нам нужно поскорее вырешить то дело, которое мы начали с Вами уже 31 год тому назад.

НА РТ, ф. 313, оп. 1, д. 10, л. 13-14 об. Рукопись.

№ 2. Докладная записка председателя попечительского совета частной женской гимназии Л. П. Шумковой П. И. Александрова министру народного просвещения графу П. Н. Игнатьеву

Подано лично гр. Игнатьеву 26 февраля 1916 г. Петроград.

Прошло более тридцати лет с того времени, как Лидия Петровна Шумкова и я открыли в г. Казани при школе учредительницы рукодельный класс. От этого момента постепенно школа начала расти и в настоящее время преобразована в восьмиклассную гимназию с девятым классом для подготовки желающих получить аттестат зрелости. Со стороны профессионального образования школа превратилась в двухгодичные курсы учительниц рукоделия — столь необходимых руководительниц в средней женской школе. Можно сказать, что эти курсы дают преподавательниц для всего Поволжья и востока России. Профессиональная сторона обучения различным ремеслам постепенно расширяется (рукоделие, шитье белья, модное мастерство и т. д.), но еще не достигла своего нормального конечного развития за неимением средств.

Чувствуется острая необходимость в открытии курса домоводства, в котором кулинария играет большую роль. Женский труд в этой области народного хозяйства должен занять главное место, и женщина должна обладать, как практическими знаниями, так и научными, чтобы сознательно относиться к своей работе и двигать вперед эту отрасль хозяйства.

Дальнейшее развитие профессионального образования в нашей школе приведет, как мне кажется, к необходимости учредить курсы некоторых отраслей сельского хозяйства: огородничества, садоводства, молочного дела и др[угих], в которых женский труд будет играть большое значение. Для постановки практических занятий необходимо иметь возможность получить доступ или в частное хозяйство, или на фермы правительственных и общественных учреждений, которые имеются около г. Казани.

Для постановки курсов домоводства, по нашему предварительному вычислению, потребуется одновременно две тысячи рублей, столько же ежегодно. Мы обращаемся к Вам, Ваше Сиятельство, с покорнейшей просьбой не оставить нашего ходатайства без удовлетворения. Наше искреннее желание поднять производительные силы нашей дорогой Родины, переживающей великие исторические события и твердо надеющейся при соединенных усилиях правительства и общественных сил выйти на широкий путь прогресса обновления России.

Ближайшее будущее наших профессиональных классов при благосклонном содействии Министерства народного просвещения даст нам возможность нормального развития и выльется в окончательную форму в Высшую женскую практическую школу.

Подписал П. Александров.

НА РТ, ф. 313, оп. 1, д. 7, л. 20-20 об. Машинопись.

№ 3. Письмо П. И. Александрова Л. П. Шумковой

15 июня 1916 г.

г. Казань

Глубокоуважаемая Лидия Петровна.

Более сорока лет тому назад, открыв маленькую школу, Вы начали дело, которое благодаря Вашим неусыпным трудам, Вашей любви, энергии и заботам необычайно развилось, превзойдя все наши чаяния, все наши расчеты. Из училища с составом в несколько десятков учащихся, почти без преподавателей Ваша идея воплотилась в большую гимназию с широкой программой, прекрасной постановкой общеобразовательных и профессиональных отделений.

Далекая от прозы жизни, ее мелочей и условностей, Вы, истинная вдохновительница всего дела, неустанно следили не только за внешним выполнением учебных программ, но и старались согреть души учащихся, внося в учебное дело атмосферу тепла, доверия, ласки; Вы приковывали к себе детские сердца и сохраняли их навсегда; чуждая сухого формализма, Вы создавали из гимназической обстановки простую семейную среду, где каждому в одинаковой степени, как учащему, так и учащемуся, было легко, светло и бодро; поборница высоких идеалов, оставшихся нам в наследие от великой эпохи шестидесятых годов, Вы неизменно стремились проводить и в преподавательском деле общечеловеческие идеалы: свободы, равенства и развития личности.

Мне как ближайшему Вашему сотруднику в деле организации и постановки школы почти за весь период ее существования навсегда останется памятно то безграничное доверие, которое Вы проявляли к окружающим, то неуклонное стремление вперед, которое является лучшим залогом всякого дела, та трогательная преданность ему, доходящая до полного забвения своих личных нужд и интересов.

Позвольте же мне в память нашего долголетнего сотрудничества и ничем не омрачавшихся добрых отношений просить Вас принять от меня на память школьную обстановку и учебные пособия, приобретаемые мной для Вашей школы в течение длинного ряда лет.

[Преданный Вам П. Александров]*.


* Дописано чернилами от руки.

НА РТ, ф. 313, оп. 1, д. 7, л. 22. Машинописная копия.

 

Публикацию подготовила
Светлана Ежова,
кандидат исторических наук