2016 1/2

О славянах и буртасах на Средней Волге: реалии и заблуждения

В последнее время в историографии появились работы пересматривающие взгляд на этническую историю Среднего Поволжья. Проводится прямое отождествление сакалиба со славянами, а также утверждается безусловное славянство носителей именьковской культуры. В данном исследовании мы не намерены рассматривать случаи, когда этноним сакалиба действительно совпадает со славянскими племенами, поскольку это уже было сделано в работах А. Гаркави и Д. Мишина1. Наша задача — проанализировать проблемные пассажи в арабско-персидских источниках и историографию вопроса этнической принадлежности буртасов, а также показать сильные и слабые места гипотез.

Арабский историк Ал-Куфи при описании похода Марвана на хазар в 737 г. упоминал о реке саклабов и саклабах. Ибн Фадлан называл Алмуша б. Шилки правителем славян. Ал-Ахталь говорил о рыжем цвете волос саклабов. Йакут упоминал рыжих рабов. Ибн Хордадбех считал русов (скандинавы-викинги) одной из групп саклабов. Ал-Йакуби сообщал, что цанары в борьбе против арабов обращались за помощью к нескольким правителям: византийскому императору, хазарскому кагану и правителю сакалиба. Грузинские горцы наверняка должны были просить помощи у соседей — Черных Булгаров. В арабской географической традиции Волгу принято называть Нахр ас-Сакалиба, однако собственно славяне даже в Х в. владели только ее истоками, а торговлю по реке вели булгары и хазары. По коранической арабской традиции, пересказанной Ат-Табари, Саклаб, как и Тюрк, был потомком Яфета. Хазарский вельможа Хасдаю б. Шапруту говорил, что расположения предка Йосифа искали цари Ашкеназа, Кустантии и Саклабов. По арабо-персидской традиции Саклаб был двоюродным братом Тюрка. Историк-востоковед О. Прицак высказал интересную мысль: название реки идет от того, что по ней в страны ислама поставлялись светловолосые рабы-саклабы. В большинстве случаев этноним сакалиба совпадает с расселением славян, но в данных случаях есть факторы, не позволяющие напрямую отождествлять сакалиба со славянами. Сакалиба, граничившими с печенегами, по сведениям Тахира ал-Марвази и Гардизи, могли быть только подданные эмира волжских булгар, при этом необходимо отметить, что булгары были известны этим хронистам под своим собственным наименованием2.

Относительно этнической принадлежности именьковской культуры В. Напольских предлагает использовать термин балто-славяне и относит именьковцев к макробалтскому ареалу. В. Приходько считает, что данные языкознания позволяют отнести именьковцев к балтам. Вероятно, М. Жих ошибается, представляя сакалиба только славянами. Присутствие балтских топонимов в землях муромы делает вполне возможной балтскую идентификацию именьковцев. Однако это не исключает пребывания в регионе и волжских финнов. Этноним мурома мог быть балтизмом, обозначавшим поволжско-финское племя, так же как и иранизм мордва обозначал наименование нескольких волжско-финских народов. Кроме того, еще А. Новосельцев подверг сомнению отождевление сакалиба со славянами. А. З. Валиди-Тоган считал данное сравнение не вполне правомерным. Р. Фахрутдинов указывал, что финские народы также назывались арабами сакалиба. А. Ковалевский утверждал, что этноним сакалиба — это широкое понятие, охватывающее северные народы. А. Ахунов предполагает, что сакалиба Ибн Фадлана — это волжские булгары. В любом случае этноним сакалиба мог обозначать и волжских финнов, и балтов3.

Необходимо отметить, что информация о том, что сакалибы живут на Нахр ас-Сакалиба (Славянской реке) содержалась в хронике ал-Куфи при описании похода арабского полководца Мервана на хазар. В свое время это стало основанием для С. Кляшторного утверждать о присутствии славян на Средней Волге в Раннем Средневековье. Именьковцев со славянами отождествляли Г. Матвеева и П. Старостин. Позже эту гипотезу поддержал В. Седов. Но абсолютно безапелляционными были выводы М. Жиха и В. Овчинникова. Если их предшественники ориентировались на сведения археологических исследований и делали это очень осторожно, то эти современные русские ученые категорично заявляли о славянском присутствии в Среднем Поволжье до волжских булгар. Против такого прямого отождествления высказался ряд ученых. В. Напольских, ссылаясь на данные языковедения, указывал, что ранние славянизмы в языках пермских народов обусловливались соседством с славяно-балтами, которые принадлежали к макробалтскому ареалу. А. Халиков отмечал, что племена Среднего Поволжья, состоящие из сарматов и волжских финнов городецкой культуры, ощущали давление со стороны кочевников, и говорил о проникновении булгар в Среднее Поволжье. При более массовом переселении булгар именьковцы покинули Среднее Поволжье. А. Халиков, так же как и В. Генинг, высказывал гипотезу о восточном влиянии на сложение именьковской культуры. Позже он допускал предположение о балтской идентичности именьковцев. Отмечалось, что именьковцы контактировали с турбаслинскими, кушнаренково-араякуповскими и азелинскими племенами. В. Седов же считал именьковцев славянами и был критического мнения о балтских топонимах и гидронимах в районе распространения именьковской культуры. П. Старостин придерживался гипотезы о происхождении именьковцев от постзарубинецких племен, но отмечал, что она нуждается в обосновании. Со временем он пришел к мнению, что большинство исследователей считают именьковцев протославянами. Г. Матвеева говорила о происхождении именьковцев от населения зарубинецкой культуры и пшеворских племен. Также у именьковцев были контакты с ньяноборским населением. В. Седов считал именьковцев славянами и сближал их с населением волынцевской культуры. Ссылаясь на данные топоминики Среднего Поволжья, В. Приходько утверждал о балтской этнической принадлежности именьковцев. А. Смирнов был сторонником происхождения именьковцев от городецких древнемордовских племен. Н. Лифанов считал возможной идентификацию сакалиба со славянами, но локализировал их в районе Дона и Северского Донца. По его мнению, одна из этих рек и была Славянской рекой. При этом он отмечал, что арабы не доходили до именьковцев и что некоторые сведения ал-Куфи мифологические, то есть ближе к вымыслу. Необходимо отметить, что во время существования Хазарского каганата вятичи селились на Дону. Именьковцы же жили слишком далеко, чтобы о них узнал ал-Куфи. Кроме того, мы должны учитывать, что арабские географы не использовали лингвистических понятий Нового времени. У них не было специальной терминологии для обозначения балтов и волжских финнов. Необходимо отметить, что термином «сакалиба» назывались абсолютно разные народы. Гардизи, например, указывал на сакалиба среди кыргызов, Ибн Фадлан — среди булгар. При этом ал-Масуди считал турков (венгров), бурджан (дунайских булгар) и булгар (волжских булгар) племенами из числа сакалиба4.

Вопрос этнической принадлежности буртасов очень интересовал исследователей. Было высказано несколько гипотез. Многие востоковеды прошлого и современности высказались в пользу их волжско-финской принадлежности. П. Савельeв, Й. Маркварт, В. Бартольд, В. Минорский считали их частью мордвы. Персидский хронист Рашид ад-Дин упоминал буртасов рядом с мухшей (мокшанами) и арджанами (эрзянами). Археологические памятники буртасов находили на территории расселения мордвы. Однако они отличались от мордовских. В ряде исследований конца ХХ в. гипотеза их принадлежности была несколько подкорректирована, в частности в публикациях П. Голдэна и А. Новосельцева буртасы считались вымершим финским народом Поволжья. Среди ученых (И. Смирнов, С. Середонин, Ф. Чекалин, В. Вестберг, А. Халиков, М. Сафаргалиев, Ш. Бахтиев) былo также принято считать буртасов тюрками. Обосновано это было тем, что Тахир ал-Марвази и Гардизи включили буртасов в главу о тюрках, а также сведениями о том, что религия буртасов похожа на религию огузов. Теорию угорского происхождения буртасов поддерживали В. Васильев, П. Степанов, П. Черменский, О. Расторопов. Позднее появилась гипотеза об иранской идентичности буртасов. Эту теорию выдвинули О. Прицак, И. Добродомов и Г. Афанасьев, поддержали О. Бубенок, Т. Левицкий, В. Напольских, Р. Кузеев. Сам этноним буртасы переводился как водные (речные) асы (аланы). В археологическом отношении памятники буртасов относятся к салтовскому ареалу, впрочем, как и памятники булгар. Кроме того, заметен ряд осетино-мордовских параллелей в погребальной обрядности и костюме. Говорить об иранской этнической принадлежности буртасов позволяет наличие иранизмов в топонимии Среднего Поволжья и памятники лесостепного варианта салтовской культуры. Миграции печенегов, а затем и кыпчаков вынудили буртасов отступить из лесостепей в земли волжских булгар. С буртасами А. Алихова отождествляет переселение салтовцев, расколовших надвое массив мордовских племен. В более позднее время, а точнее в период существования Волжской Булгарии, буртасы ощутили влияние со стороны булгар и были тюркизированы5.

Кроме того, нужно отметить продвижение в Поволжье иранского населения. Ал-Масуди утверждал, что они вместе с булгарами и хазарами разгромили русов, которые до того воевали против мусульман на Каспийском море. Хронист называл булгар сакалибами. Ибн Русте, Гардизи, Тахир ал-Марвази указывали, что буртасы враждовали с булгарами и печенегами, то есть были врагами противников хазар. Ибн Хаукаль, ал-Истахри, Йакут считали буртасов соседями хазар. В русских летописях они были отмечены как ясы. Ибн Хаукаль указывал, что буртасы не народ, а народы. Вероятно, они были опорой хазар в Поволжье. С ними связаны памятники так называемого армиевского типа6.

К. Багрянородный упоминал страну Мордия как соседнюю печенегам. Г. Литаврин и А. Новосельцев отождествляли Мордию с мордвой. Однако если сравнить данные Константина Багрянородного со сведениями арабских и персидских источников, то на месте Мордии должны быть буртасы, которые названы врагами печенегов и подданными хазар. Анонимный персидский географ указывал, что буртасы исповедуют веру гузов и сжигают своих умерших, имеют двух правителей и подвластны хазарам. На юге от них жили хазары, на севере — тюркские печенеги, на западе — оногур, т. е. булгар. Их страна — равнина с деревьями. Гардизи указывал, что буртасы нападают на печенегов и булгар каждый год. Они были вооружены луками со стрелами и топорами. У них не было кольчуг и панцирей, а кони были только у самых богатых. Ибн Русте отмечал, что земля буртасов находилась между булгарами и хазарами. Буртасы подчинялись хазарам, а управлял ими в поселении старейшина. Вера буртасов похожа на веру гузов. Они сжигали или хоронили своих мертвых. У них существовала кровная месть. Женщины у них пользовались свободой воли. Буртасы были земледельцами и главное их богатство — мех. Также у них было много скота и меда. Страна в ширину простиралась на 17 дней пути. Ал-Бекри сообщал, что между буртасами и хазарами 15 дней пути. Вера буртасов похожа на веру гузов, между страной волжских булгар и буртасов три дня пути. Страна вширь составляет 1,5 месяцев пути. Девушки у них пользуются свободой выбора. Главное их богатство — мех и скот. Тахир ал-Марвази указывал, что территория буртас была частью хазарского государства. Он относил их к тюркам. Их страна — равнина, где были леса. Они поддерживали хазар конницей в 10 тысяч всадников, нападали на булгар и печенегов. Каждое поселение управляется старейшиной. Они разводят свиней и добывают мед. Буртасы состоят из двух групп, одна из которых сжигает своих мертвых, а вторая погребает. Их женщины пользуются свободой7. Ал-Истахри писал, что буртасы — соседи хазар. Буртас — имя страны, а буртасы разбросаны вдоль реки Атиль. Ал-Балхи сообщал о том же8. Низами Гянджеви упоминал о буртасах как о врагах Искандера Зулькарнайна (Александра Македонского), что, конечно, является вымыслом поэта9. Ал-Масуди сообщал, что из страны буртас поступают шкурки черных и красных лисиц. Одна шкурка ценой в 100 дирхемов была дороже шкурки соболя. Буртасов хронист относил к тюркам и отмечал, что в 913 г. они разбили русов10.

В постхазарское время о буртасах сообщалось мало, так как они перестали играть значительную роль в истории Восточной Европы. По мнению Д. Расовского, из района Хопра и Медведицы их вытеснили кыпчаки. О. Бубенок указывал, что давление на буртасов оказывали еще печенеги. Скупые сведения о городе Буртас есть у Ибн Саида ал-Магриби и Абу-л-Фиды. Ал-Идриси говорил о земле Буртас. Рихард сообщал о городе Бундаз в стране сарацинов Вела. Йакут ал-Хамави отмечал, что Буртас — это город. Рашид ад-Дин упоминал о буртасах как о народе, соседствующем с мухшой и арджанами, то есть мокшей и эрзей. С городом Буртас Г. Белорыбкин сопоставляет Золотаревское городище. Поселение этого города было полиэтничным и, естественно, среди него были буртасы. В предмонгольское время кочевники вытеснили буртасов из лесостепей. Они вынуждены были переселиться в Волжскую Булгарию и в качестве федератов сражаться против врагов булгар. В Лаврентьевской летописи сказано о Ясыне (княжне-буртаске) и Анбале, приведеных из похода на Волжских Булгар. Нужно отметить, что там не упоминалось о мусульманстве местных ясов-буртасов. Возможно, это объясняется тем, что буртасов было несколько групп. Этноним буртас в русских источниках впервые упомянут в «Слове о погибели Русской земле». Древнерусский автор поселил их между булгарами и черемисами (марийцами). Кроме того, о них упоминают и более поздние русские источники, отмечая, что в Мещере они чужаки. Этноним буртасы к этому времени потерял свое первоначальное значение11.

Г. Афанасьев отметил сложность локализации владений буртасов, указывая, что есть 64 варианта их местоположения. Буртасы были оседлым животноводческим и земледельческим населением. Жили они западнее Волги в бассейне Дона в лесостепной зоне в 375-500 км от хазар. К западу от Волги граница со степью проходила по линии Балаклея — Валуйки — Россошь — Новохоперск и далее к Самарской Луке. Их соседями были славянские племена вятичей и северян. Буртасам соответствуют археологические памятники аланского лесостепного варианта салтовской культуры. Антропологические характеристики буртасов аналогичны антропологии аланов. Г. Афанасьев связывал с буртасами гидроним Оскол. С аланским происхождением племени аскел согласился и И. Добродомов. О. Бубенок видел в аскелах этническую группу финно-угорского происхождения. Д. Хвольсон отождествлял их с секеями, этнической группой венгерского происхождения. С. Кляшторный считает их чигилями. Последний вариант более вероятен. Поход Святослава против хазар в 965 г. нанес серьезный удар буртасам, однако как народ они сохранились на Среднем Дону. Часть их ушла на северо-восток в Среднее Поволжье и принесла с собой иранский язык. Г. Афанасьев пришел к мнению, что сведения ал-Исхари и Ибн Хаукаля отражали реалии VIII — начала IX в. О. Бубенок и Д. Радивилов предполагают существование двух групп буртасов, одна из которых жила в районе волжско-донской переволоки, а другая — ниже волжских булгар по течению Волги. А. Тортика локализовал буртасов в Поволжье12.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам. В мусульманских источниках термин «сакалиба» обозначал разное в этническом плане население Восточной Европы. У арабских географов не было иных терминов для обозначения финских и балтских народов. Сакалиба — это финны, балты и славяне Восточной Европы. Буртасы — это ираноязычное население Поволжья, находящееся в зоне влияния первоначально хазар, а затем волжских булгар. Они не были автохтонным населением края, а являлись переселенным хазарами в лесостепной регион аланским населением. Буртасы активно участвовали в международной торговле. Они ощущали тюркское влияние на протяжении всего раннего Средневековья. Под давлением кочевников они мигрировали на территорию Волжской Булгарии и до монгольского завоевания были одним из этнических компонентов населения этого государства.

ПРИМЕЧАНИЯ:

      1. Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII века до конца Х века). – СПб., 1870. – 308 с.; Мишин Д. Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в Раннем Средневековье. – М., 2002. – 368 с.
      2. Гаркави А. Я. Указ. соч. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis; Ибн-Фадлан «Записка» о путешествие на Волгу. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm; Йакут ал-Хамави. Алфавитный перечень стран // История татар с древнейших времен: в 7 т. Т. 2: Волжская Булгария и Великая Степь. Казань, 2006. – С. 817-818; Прiцак О. Походження Русi. Стародавнi скандинавськi саги i Стара Скандинавiя. – Кiïв, 2003. – Т. 2. – С. 863-871; Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/Rest/rest0504b.htm; Ахунов А. Этноним «ас-сакалиба» в трактате «Тарих ар-русул ва-л-мулук» арабского историка Табари // Актуальные проблемы истории государственности татарского народа. – Казань, 2000. – С. 27-42; Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. – М., 1986. – 428 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Hordabeh/frametext8.htm; Абу Мухаммад Ахмад ибн Асам ал-Куфи. Книга завоеваний. – Баку, 1981. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Kufi/frametext2.htm.
      3. Напольских В. В. Балто-славянский языковой компонент в Нижнем Прикамье в сер. I тыс. н. э. // Славяноведение. – 2006. – № 2. – С. 3-19; Приходько В. В. К вопросу о этноязыковой принадлежности именьковской археологической культуры // Симбирский научный вестник. – 2011. – № 2 (4). – С. 42-47; Кулешов В. С. О происхождении этнонима мурома и о топонимах Муромской округи // Уваровские чтения – V. Материалы конференции 14-16 мая 2002 г. – Муром, 2003. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.museum-murom.ru/uvarovskie-chteniya-v; Бубенок О. Б. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI — начало XIII вв.). – Киев, 1997. – С. 70-77; Ахунов А. Указ. соч. – С. 27-42; Мишин Д. Е. Указ. соч. – 368 с.; Жих М. И. Арабская традиция об ас-сакалиба в Среднем Поволжье и именьковская культура: проблема соотношения // Страны и народы Востока. – СПб., 2012. – Вып. 34. – С. 165-186; он же. Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников). – СПб., Казань, 2011. – 90 с.; он же. К вопросу о отражении проживания славян в Среднем Поволжье в I тыс. н. э. в письменных источниках // Труды первой Международной научной конференции «Начала Русского мира». – СПб., 2011. – С. 121-138; Бейлекчи В. О финно-угорских топонимах в Верхнем Поочье // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2008. – Т. 10. – № 4. – C. 1270-1274.
      4. Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. – СПб., 2005. – С. 68-72; Жих М. И. Арабская традиция об... – С. 165-186; он же. Ранние славяне в Среднем…; он же. К вопросу о отражении... – С. 121-138; он же. Проблема локализации «славянской реки» арабской историко-географической литературы раннего Средневековья и вопрос о расселении славян в Поволжье в VI-IX вв. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hrono.ru/statii/2010/zhih01.php; Гаркави А. Я. Указ. соч. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/3.htm; Извлечение из сочинения Гардизи «Зайн ал-ахбар». Приложение к «Отчету о поездке в Среднюю Азию с научной целью. 1893-1894 гг.». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Gardizi/frametext_1.htm; Лифанов Н. А. Еще раз о славянах на Волге и арабском походе на Хазарию // Археология Нижнего Поволжья: проблемы, поиски, открытия. Материалы III Международной Нижневолжской конференции. – Астрахань, 2010. – С. 305-309; он же. Рецензия на: Жих М. И. «Ранние славяне в Среднем Поволжье». – СПб., Казань, 2011. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.archaeology.ru/Download/Lifanov/Lifanov_2011_Zich.pdf; он же. От гипотезы к фантазии (Жих М. И. Ранние славяне в Среднем Поволжье. – СПб., Казань, 2011. – 90 с.) // Российский археологический ежегодник. – 2012. – № 2. – С. 809-817; Халиков А. Х. Об этнокультурной ситуации в Поволжье и Приуралье в I тыс. // Культуры Восточной Европы I тысячелетия. – Куйбышев, 1986. – С. 73-89; Матвеева Г. И. Памятники именьковской культуры на Самарской Луке // Самарская Лука в древности. – Куйбышев, 1975. – С. 105-118; она же. Этнокультурные процессы в Среднем Поволжье в I тысячелетие нашей эры // Культуры Восточной Европы I тысячелетия. – Куйбышев, 1986. – С. 158-171; она же. К вопросу об этнической принадлежности племен именьковской культуры // Славяне и их соседи. Место взаимных влияний в процессе общественного и культурного развития. Эпоха феодализма. – М., 1988. – С. 11-13; Старостин П. Н. Именьковские могильники // Культуры Восточной Европы I тысячелетия. – Куйбышев, 1986. – С. 90-104; он же. Именьковская культура. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.kpfu.ru/archeol/srednev.htm; Седов В. В. Симпозиум «Проблема именьковской культуры» (Болгары, 1993) // Российская археология. – 1994. – № 3. – С. 236-238; Овчинников А. Славянское присутствие. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusk.ru/st.php?idar=114192; он же. Новый подход к изучению феномена современной «национальной историографии» (на примере «Истории татарского народа») // Вестник Удмуртского университета. – Ижевск, 2010. – Вып. 1. – С. 79-85; Жих М. И., Овчинников А. В. Поликультурный мир Среднего Поволжья: социально-антропологические и исторические аспекты. – Казань, 2014. – Т. 1. – 264 с.; Т. 2. – 279 с.
      5. Golden, P. B. The peoples of the Russian forest belt // The Cambridge History of Early Inner Asia. – Cambridge, 1990. – P. 248-249; Алихова А. Е. Материальная культура средне-цнинской мордвы VIII-XI вв. – Саранск, 1969. – 129 с.; Бубенок О. Б. Проблема походження буртасів у дослідженнях О. Й. Прiцака i схiдноєвропейських вчених другоï половини ХХ ст. – Кiïв, 2008. – С. 5-10; Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1991. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text37.phtml?id=6396, http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/frametext42.htm; Klima, L. The linguistic affinity of the Volgaic Finno-Ugrians and their ethnogenesis (early 4th millenium BC — late 1st millennium AD). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mek.oszk.hu/01700/01794/01794.pdf; Белорыбкин Г. Н. Монголы в землях обулгаризованных буртасов // Волжская Булгария и монгольское нашествие. – Казань, 1988. – С. 82-87; Афанасьев Г. Е. Донские аланы: Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения бассейна Среднего Дона. – М., 1993. – 183 с.; он же. Исчезнувшие народы. Буртасы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/burtas/burtas.htm; Бубенок О. Б. Вiд Аттiли до Чингiз-хана. Алани i тюркомовнi номади Євразiï. Бiла Церква: Видавець Олександр Пшонкiвський, 2012. – C. 303-304.
      6. Гаркави А. Я. Указ. соч. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/8.htm; http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Garkavi_mus_pis/9.htm; Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Bekri/frametext.htm; Извлечение из сочинения Гардизи…; Коковцов П. К. Указ. соч.; Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах, русах Абу-Али Ахмеда Бен Омар Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века. – СПб., 1869. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chwolson_Dast/text4.htm; Анiкєєв Д. О. Мiграцiя i розселення печенiгiв за повiдомленнями вченних Арабського халiфату IХ-Х ст. // Сходознавство. – Кiïв, 2009. – № 48. – С. 9; Каплун Н. М. Арабськi та перські джерела про печенігів IХ-ХI ст. // Атуальнi питання вiтчизняноï, свiтовоï iсторiï та iсторiï науки: пошуки, роздуми, знахiдки. Матерiали мiжнародноï науково-практичноï конференцiï. – Луганськ, 2008. – Ч. 1. – C. 42-44; Бубенок О. Б. Ясы и бродники… – С. 67-77, 125-130; Ибн Русте. Книга драгоценных ожерелий // История татар с древнейших… – С. 702; Тахир Марвази. Природа животных // История татар с древнейших… – С. 708.
      7. Константин Багрянородный. Об управлении… [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus11/Konst_Bagr_2/text37.phtml?id=6396; Hudud al-Alam. The Regions of the World. A Persian Geography 372 A H. — 982 A. D. / Tr. and expl. by V. Minorsky. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://odnapl1yazyk.narod.ru/bulkar.htm; Извлечение из сочинения Гардизи…; Хвольсон Д. А. Указ. соч.; Известия ал-Бекри…; Minorsky, V. Sharaf al-Zaman Tahir, Marvazi on China, the Turks and India. – London, 1942. – P. 33-34; Ибн Русте. Книга драгоценных ожерелий… – С. 702; Тахир Марвази. Природа животных… – С. 708.
      8. Ал-Истахри-Ибн Хаукаль. Книга путей и стран // История татар с древнейших… – С. 751; Бубенок О. Б., Радiвiлов Д. А. Свiдчення ал-Масудi та Худуд ал-Алам про двi групи буртасiв // Схiдний свiт. – Кiïв, 2009. – № 3. – С. 19.
      9. Низами Гянджеви. Касыды. Газели. Хамсе (поэмы). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azeribooks.narod.ru/poezia/nizami/poemy.htm.
      10. История Ширвана и Ал-Баба. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Sirvan_Derbend/pril3.phtml?id=1900; Прицак О., Голб Н. Хазарско-еврейские документы Х века. – М., Иерусалим, 2003. – 240 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/frametext7.htm.
      11. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. II: Извлечения из персидских сочинений, собранных В. Г. Тизенгаузеном и обработанные А. А. Ромаскевичем и С. Л. Волиным. – М.-Л., 1941. – С. 36; Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. – М., 2006. – С. 120; она же. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII-XIV вв.: текст, перевод, комментарий. – М., 2009. – С. 32, 114; О существовании Великой Венгрии, обнаруженной братом Рихардом. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Ungarn/XIII/1220-1240/Izv_veng_missioner/text1.phtml?id=3949; Бубенок О. Б. Ясы и бродники… – С. 74-78, 122-124; Расовский Д. А. Половцы, III. Пределы «поля половецкаго» // Анналы Института им. Н. П. Кондакова «Seminarium Kondakovianum». – Прага, 1937. – Вып. 9. – С. 81; Афанасьев Г. Е. Буртасы // Исчезнувшие народы…; Белорыбкин Г. Н. Западное Поволжье в средние века. – Пенза, 2003. – 199 с.; он же. Золотаревское поселение. – СПб., 2011. – 190 с.; Джиованни дель Плано Карпини. История монгалов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/carpini.htm; Путешествие в Восточные страны Вильгельма де Рубрук. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/rubruk.htm; Бубенок О. Б. Вiд Аттiли до Чингiз-хана… – С. 307; Слово о погибели русской земли. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old-ru.ru/04-2.html.
      12. Афанасьев Г. Е. Донские аланы: Социальные…; он же. К проблеме локализации Хазарии и Фурт-асии (о противоречии данных археологии и письменных источников) // Форум Идель-Алтай. Тезисы докладов. – Казань, 2009. – С. 7-17; он же. Поиск страны фурт-ас // Достояние поколений. – М., 2007. – № 1 (2). – С. 74-79; он же. Исчезнувшие народы. Буртасы…; Бубенок О. Б. Радiвiлов Д. А. Указ. соч. – С. 18-34; Бубенок О. Б., Вiд Аттiли до Чингiз-хана… – С. 295-297.

Ярослав Пилипчук,
кандидат исторических наук