2016 1/2

Список «Тарих-и гузида» Хамдаллаха Казвини в коллекции Казанского университета

Хамдаллах б. Аби Бакр б. Ахмад б. Наср Мустауфи Казвини (ок. 680/1281 г. Казвин — умер в 750/1349-50 г.) был выдающимся историком. К его профессиональному становлению приложил руку знаменитый визирь ильханов Рашид ад-Дин.

О Казвини мало что известно, кроме того немногого, что он сам сообщает в своей работе. Он был арабского происхождения, его предки издавна обосновались в г. Казвин и занимали должности по управлению финансами. Прадед Казвини — Амин ад-Дин Наср — был мустауфи (сборщик налогов) Ирака, но затем избрал аскетический образ жизни и был убит монголами во время нашествия на Иран. Брат — Зайн ад-Дин Мухаммад ибн Тадж ад-Дин — исполнял должность помощника канцелярии министра и был сподвижником Рашид ад-Дина. Вероятно, именно он ввел Хамдаллаха в тот литературный круг, которым руководил могущественный визирь. Хамдаллах Казвини стал близким другом Рашид ад-Дина и воспользовался его покровительством. Когда последний обрел независимость в делах управления, он поручил Казвини (ок. 711/1311 г.) ведать финансами Казвина, Абхара, Зенджана и Тарумов (Таримайна). Именно Рашид ад-Дину, видимо, Хамдаллах был обязан работой по составлению исторических и историко-географических описаний мусульманского мира. О дальнейшей жизни Казвини сведений не сохранилось.

Историческим трудом, принесшим Хамдаллаху известность как историку, явилась его компилятивная всеобщая история — «Тарих-и гузида» (Избранная история), законченная в 730/1329-30 г. для ходжи Гийас ад-Дина Мухаммада (при нем он служил после казни Рашид ад-Дина). «Тарих-и гузида» носит характер краткого руководства по всеобщей истории и по большей части основывается на сведениях второго тома «Джами ат-таварих» (Сборник летописей) Рашид ад-Дина, а также на некоторых оригинальных документах*. Подобно многим историографам того времени, Хамдаллах дополнил свое сочинение сведениями, заимствованными из работ других историков.

В предисловии автор перечислил около двух десятков источников: «Сират ан-Наби, или Биография Пророка» (вероятно, Ибн Хис Шамса); «Кисас ал-Анбийа» (вероятно, ат-Талабиса); «Рисала-йи Кушайрийа»; «Тазкират ал-Авлийа» (вероятно, Фарид ад-Дина’Аттара); «Тадвин» Имам ад-Дина ал-Йафи’и; «Таджараб ал-Умам» (вероятно, Ибн Мискавейха); «Машариб ат-Таджариб; «Диван ан-Насаб»; Хроника Мухаммада Джарир ат-Табари; История Хамзы из Исфахана; «Тарих ал-Камил» Ибн ал-Асира; «Зубдат ат-таварих» Джамал ад-Дина Абу-л-Касима Кашани; «Низам ат-Таварих» Кади Насир ад-Дина ал-Байдави; «Уйюн ат-Таварих» Абу Талиба ‘Али ал-Хазин ал-Багдади; «Китаб ал-Ма’ариф» Ибн Кутайба; «Тарих-и Джахангуша» ‘Ата Малик-и Джувайни; Персидский перевод Абу Шарафа Джарбадакани «Китаб ал-Йамини» ал-‘Утби; «Сийасат-нама» («Сийар ал-Мулук») Низам ал-Мулка; «Шах-нама» Фирдоуси; «Салджук-нама» Захири Нишапури; «Маджма’ Арбаби-л-Маслак» Кади Рукн ад-Дина Джувайни; «Истизхар ал-Ахбар» Кади Ахмада Дамгани; «Джами ат-Таварих» Рашиду’д-Дина Фадлу’ллаха1.

Работа состоит из предисловия, введения («фатиха»), шести больших глав («баб»), каждая из которых разделена на отделы («фасл») (некоторые отделы поделены еще на параграфы) и заключения («хатима»). Во введении говорится о возникновении вселенной и человека. Первая глава повествует о домусульманских пророках и философах (два фасла); во второй главе речь идет о четырех древнеиранских династиях (Пишдадидах, Кайанидах, парфянах, Сасанидах) (четыре фасла); в третьей главе говорится о Мухаммаде и праведных халифах, шиитских имамах, омейядах и аббасидах (введение с родословной Пророка) (шесть фаслов); в четвертой — о династиях мусульманского периода начиная с Саманидов и заканчивая монголами (Саффариды, Саманиды, Газневиды, Гуриды, Дейлемиты, Сельджукиды, хорезмшахи, атабеки, исмаилиты, кара-китаи Кермана, правители Лура, монголы) (двенадцать фаслов); в пятой главе даются биографии знаменитых людей и ученых (имамов и муджтахидов, чтецов Корана, передатчиков хадисов, суфийских шейхов, богословов и поэтов) (шесть фаслов); шестая глава посвящена истории г. Казвина (восемь фаслов). Имеется заключение.

Впоследствии Казвини продолжил изложение до 742/1341-42 г., а его сын Зайн ад-Дин (биография неизвестна) в отдельном добавлении к книге описал события в Иране за 742-794/1341-42 – 1391-92 гг. Этими данными пользовались многие последующие компиляторы, прежде всего, преемник Рашид ад-Дина Абд-ар-Раззак Самарканди и Мирхонд2.


* Как заметил В. В. Бартольд, Хамдаллах Казвини происходил из бюрократической семьи, «во владении которой, по-видимому, сохранялись некоторые документы предшествующих веков» (см.: Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. Т. VIII: Работы по источниковедению. – М., 1973. – С. 355).

Как отметил В. В. Бартольд, в 1873 г. сочинение Казвини было напечатано Г. В. Мельгуновым, но не вышло в свет. Оно «ныне опубликовано в факсимиле со старинной (XV в.), но не очень исправной рукописи проф. Э. Г. Броуном (Брауном. — А. А.) в “Gibb Memorial” Series (XIV), с сокращенным переводом и указателями» 3. Генри Эллиот писал об этой работе следующее: «Этот труд был составлен в 730 (1329) г. Хамдуллахом бин Абу Бакром бин Хамд бин Насром Мустауфи Казвини и был посвящен министру Гийас ад-Дину, сыну Рашида,.. автор у них у обоих служил секретарем. Его труд занимает место среди наилучших историй Востока. Рейно использовал его для своей “Mem.sur l’Inde”. Хаммер-Пургшталь называет его в разных местах своих работ самой лучшей, наиболее достоверной и самой прекрасной из всех историй, которые были составлены в этот период. Он отмечает, что она содержит много материала, которого нет в других источниках, и соглашается с похвалой, которую ей воздал Хаджи Халифа в отношении того, что ее утверждения заслуживают безусловного доверия. Жаль поэтому, что труд составлен в такой краткой форме и более полезен для дат, чем для фактических подробностей. Авторы всеобщей истории часто цитируют его под названием “Тарик гозиди”… Автор утверждает, что он взялся написать в стихах всеобщую историю со времени Мухаммада и уже написал 5 или 6 тысяч строк и надеется дополнить их до 75 000; однако, желая также написать труд в прозе, с той целью, чтобы как можно скорее иметь удовольствие представить его своему великолепному патрону Гийас ад-Дину, восхваления которого занимают две страницы, он составил этот труд под названием “Тарих-и гузида”, “Избранная история”, составив его из 24 различных сочинений, названия которых он дает…»4

В 1910 г. в Лондоне был издан факсимильный текст «Тарих-и гузида» с предисловием Э. Г. Брауна5. Как он заметил, это было воспроизведение довольно точной и древней рукописи, переписанной в 857/1453 г. 6 До этого исследователям были доступны лишь некоторые опубликованные части труда. Английский востоковед констатировал меньшую значимость этого сочинения по сравнению с трудами Джувейни, Рашид ад-Дина и Вассафа. В 1913 г. вышел его второй том, содержащий сокращенный английский перевод и указатели7. Как писал Э. Г. Браун, «вся работа теперь доступна ученым, которые могут составить свое собственное мнение о ее ценности» 8.

В 1913 г. М. А. Гаффаров в своей работе «Из области персидской историографии» заметил, что и после опалы и смерти Рашид ад-Дина его труд «Джами ат-таварих» был основным источником для последующих авторов, в том числе и для Хамдаллаха Казвини. «Тарих-и гузида» он считал полезной «сообщениями не только о новейших событиях, современных автору; она и в компилятивных частях, напр[имер], о саманидах, о Махмуде газневидском, о сельджуках и ассасинах, дает ценныя сведения, — правда, черпаемыя Хамдаллахом обыкновенно не из первоисточников, а чаще всего из “Свода летописей” Решидеддина. Как бы то ни было, пока не издан полный свод везиря Решидеддина, мы из “Тарих-и гозиде” можем извлекать сообщения старых авторов, среди которых иные не изданы до сих пор, иные, по-видимому, затеряны, — тем более, что иногда у Хемдаллаха есть и отличия от Решидеддина» 9.

В 1941 г. составители второго тома «Сборника материалов, относящихся к истории Золотой Орды», А. А. Ромаскевич и С. Л. Волин, безусловно, не могли обойти вниманием этот важнейший исторический источник. Они справедливо считали, что рукопись, положенная в основу факсимильного издания Э. Г. Брауна, несмотря на ее старость изобиловала лакунами и ошибками. Поэтому в своем издании текст переведенных отрывков они дали по рукописи № 153 Ленинградского государственного университета (переписана в 813/1410-11 г.*) и по рукописи под шифром С 501 (ранее 578 а**) Института востоковедения Российской Академии наук.

В 1960 г. ‘Абд ал-Хусайн Нава’и издал в Тегеране текст «Тарих-и гузида» по шести рукописям, включая рукопись, которую использовал Эдвард Браун. В обширном предисловии к этому изданию иранский ученый дает биографические сведения о Казвини и его семье, характеризует сочинения персидского средневекового историка, обстоятельства своей собственной работы над текстом, описывает использованные им рукописи.

В коллекции Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета также имеется неполный список сочинения Хамдаллаха Казвини. Он хранится здесь под шифром: Ф-338 (2456). Сочинение посвящено сыну Рашид ад-Дина Гийас ад-Дину Мухаммаду (ум. в 736/1336 г.). В нем описана всеобщая история начиная от сотворения мира до 730/1329-30 г., то есть до составления самой работы. Особую ценность представляет VI глава труда, содержащая во многом оригинальное описание родины автора — города Казвина. В данном списке отсутствует введение и начало первой главы. Он обрывается в середине 6 раздела VI главы. Переписчик списка неизвестен. Дата переписки: по-видимому, XVIII в. Почерк: слегка небрежный убористый насталик среднего размера, с листа 14 об. он более крупный, с листа 19 — другой рукой, крупный насталик с элементами полушекасте, на листах 208-214, 272-287 об. — очень четкий убористый насх среднего размера, на листах 224 об.-247 об. — очень мелкий аккуратный насталик. Бумага средней плотности, слабо лощеная, на просвет без водяных знаков. Количество листов — 296. После 47 листа следует 83. Пагинация переписчика черными чернилами (начинается с 12 листа). Текст написан черными чернилами, подзаголовки — киноварью. Количество строк на странице — 19, 24. Размеры страницы — 22×13,5 см. Размеры текста — 17×9,5 см. Поля: левое — 1,5 см, правое — 2 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2-2,5 см. Встречаются редкие глоссы.


* А. Г. Тагирджанов считал этот список самым ранним из всех известных списков, который включает три части: 1. «Тарих-и гузида» (описание событий с древнейших времен до конца первой трети XIV в., т. е. до 1330 г.); 2. Дополнение к «Тарих-и гузида» (события 1335-1344 г.); 3. «Зайл-и Тарих-и гузида» (1342-1392 г.) (см.: Тагирджанов А. Г. Описание таджикских и персидских рукописей Восточного отдела библиотеки ЛГУ. Т. 1: История, биографии, география. – Л., 1962. – С. 32; Хамдаллах Мустауфи Казвини. Зайл-и тарих-и гузида (дополнение к «Избранной истории») / Вступ. ст., пер. с перс., прим. и указ. М. Д. Кязимова и В. З. Пириева. – Баку, 1986. – С. 81).

** Н. Д. Миклухо-Маклай как о более ранней и лучшей говорит о рукописи под шифром С 503 (578b): «Список “Тарих-и гузида” (С 503, старый шифр 578 b; колл. А. Л. Куна, 1890 г., № 81; 572 л.), датированный 11 зу-л-ка’да 847/2 марта 1444 г., является одним из наиболее старых известных экземпляров этого произведения. Он украшен ‘унваном гератской школы, прекрасно оформлен и, по всей вероятности, переписан в Хорасане. Второй список (С 501, старый шифр 578 а; колл. Р. Френа, 1842 г., 217 л.) содержит чрезвычайно редко встречающееся в рукописях “Та’рих-и гузида” особое добавление к названному труду, сделанное сыном Хамдаллаха Мустаувфи Казвини Зайн ад-Дином [это добавление в данном списке было отмечено еще А. А. Ромаскевичем (см.: Материалы по истории Туркмении / Под ред. С. Л. Волина, А. А. Ромаскевича, А. Ю. Якубовского. – М.-Л., 1939. – Т. 1. – С. 54)]; в этом добавлении Зайн ад-Дин изложил события с 742 по 794 г. х. (лл. 197 б-217 б), то есть с 1341-1342 по 1391-1392 г. н. э. Список датирован 21 раби’ I 1024/21 апреля 1615 г.» (см.: Миклухо-Маклай Н. Д. Некоторые персидские и таджикские исторические, биографические и географические рукописи Института востоковедения АН СССР // Ученые записки Института востоковедения. – М.-Л., 1958. – Т. XVI. – С. 237-238). В другой работе он заметил некоторые расхождения между ней и изданной рукописью Э. Г. Брауна. «Как видно из содержания списка, VI глава в нем содержит один отдел (“Предания, относящиеся к городу Казвину”), опущенный в рукописи, изданной Брауном. Кроме того 3-й отдел (“Важнейшие постройки, находящиеся в Казвине”) той же VI главы в списке примерно вдвое больше этого же отдела в издании (лл. 240 а-241 а, ср. издание, стр. 830-832); наконец, есть некоторые расхождения, иногда довольно существенные, между текстом V главы, в частности текстом отдела этой главы, посвященного поэтам, и текстом того же отдела в издании (лл. 225 б-234 а, ср. издание, стр. 812-829)» (см.: Миклухо-Маклай Н. Д. Описание персидских и таджикских рукописей Института востоковедения АН СССР. Вып. 3: Исторические сочинения. – М., 1975. – С. 60-61).

Список «Тарих-и гузида» (Избранная история) Хамдаллаха Казвини. Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского КФУ, шифр Ф-338 (2456).

 

Переплет из толстого картона, обтянутого плотной хлопчатобумажной тканью темно-синего цвета в очень мелкую поперечную полоску. С внутренней стороны крышек ткань со всех сторон стянута множеством скрепляющих толстых ниток синего цвета. Ширина корешка — 4,5 см.

Рукопись ветхая, тетради блоком отходят от верхней крышки и корешка. Многие листы разрознены и сильно поедены «книжным жучком», имеется дырка на листе 31. Рукопись реставрировалась: имеются множественные подклейки. В середине листа — маленький прямоугольный штамп фиолетового цвета с легендой: «Проверено 1954», под ним — «338 ф». Еще ниже — в правом нижнем углу — большой штамп фиолетового цвета с легендой «Научная библиотека Т[атарского] Н[аучно]-и[сследовательского] э[кономического] и[нститута] № 2456» (дубль на л. 296 об.).

Список упоминается в трудах Ч. А. Стори и Ю. Э. Брегеля10.

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Brown, E. G. A Literary History of Persia. Vol. III: The Tartar Dominion (1265-1502). – Cambridge, 1951. – P. 88.
  2. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – М.-Л., 1941. – Т. II. – C. 91.
  3. Бартольд В. В. Сочинения в 9 т. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. – М., 1963. – Т. 1. – С. 98.
  4. Sir H. M., Elliot, K. C. B. The History of India, as told by its own historians. The Muhammadan Period. – London, 1869. – Vol. II. – P. 60-61.
  5. The Ta’rikh-i-guzida or «Select History» of Hamdu’llah Mustawf-i-Qazvini. Composed in A. H. 730 (A. D. 1330) and now reproduced in fac-simile from a manuscript dated A. H. 857 (A. D. 1453) with an introduction by E. G. Brown. Vol. 1: Containing the text. – Leiden, 1910.
  6. Ibid. – P. 88.
  7. The Ta’rikh-h-guzida or «Selected History» of Hamdullah Mustauwfi-i-Qazwini, compiled in A. H. 730 (A. D. 1330) and now abridged in English from a manuscript dated A. H. 857 (A. D. 1453) by Edward G. Brown, with indices of the fac-simile Text by R. A. Nicholson. Part II: Сontaining the abridged translation and indices. – London, 1913. – 237+286 p.
  8. Brown E. G. A Literary History of Persia. Vol. III: The Tartar Dominion (1265-1502). – Cambridge, 1951. – P. 88.
  9. Гаффаров М. А. Из области персидской историографии монгольского периода // Древности Восточные. Труды Восточной комиссии Императорского Московского археологического общества. – М., 1913. – Т. 4. – С. 40.
  10. Стори Ч. А. Персидская литература: Био-библиографический обзор / Пер. с англ., перераб. и доп. Ю. Э. Брегель. – М., 1972. – Ч. I. – С. 331[245]; Брегель Ю. Э. Восточные рукописи в Казани // Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. 1969. – М., 1972. – С. 370.

 

Алсу Арсланова,

кандидат исторических наук