2016 1/2

Участие женщин в праздновании юбилеев газеты «Терджиман»

На рубеже XIX-XX вв. в мусульманском обществе Российской империи наблюдался процесс «пробуждения», возрождения тюркских этносов. Весьма важным явлением для этого периода была эмансипация мусульманки. Проблема раскрепощения женщины постоянно муссировалась мусульманской интеллигенцией, идеологами различных движений и даже простым народом. Вопрос эмансипации мусульманки был весьма сложным, вызывал не всегда позитивное отношение со стороны консервативного населения. В связи с этим шаги по вызволению женщин из плена архаичных традиций и устоев были осторожными, но вместе с тем решительными. В русле раскрепощения женщины-мусульманки рассматривался, прежде всего, вопрос просвещения женщины. Благодаря джадидистским реформам И. Гаспринского (1851-1914) у мусульманок появилась возможность получать достойное образование. Следующим шагом по раскрепощению женщины стало создание специализированной печати.

В начале ХХ в. периодические издания стали появляться среди мусульман Казани, Азербайджана, Туркестана1. В 1906 г. начал издаваться первый в тюрко-мусульманском обществе России специализированный женский журнал «Алеми нисван»* (Женский мир) 2. Материалы журнала являются ценнейшим источником, отражающим положение женщины в тюрко-мусульманском обществе России начала ХХ в. До появления женского журнала проблемы мусульманок периодически освещались на страницах газеты «Терджиман» (Переводчик). Этой тематике в газете был посвящен ряд статей: «Где корень зла?» (вопрос о разводе) 3, «К положению женщин-мусульманок» 4, «Шариат девочке тоже разрешает учиться» 5, «Враги женщины-мусульманки» 6, «Процесс обучения девочек» 7, «К проблеме женщин» 8, «Ислам и права женщины» 9. Редактор и издатель И. Гаспринский посредством газеты обращался ко всем мусульманам России, говоря о необходимости развития женщины. Он был убежден, что печатное слово на родном языке станет еще одной доступной формой для просвещения мусульманки. Известно, что во всех его начинаниях, в том числе и в издательской деятельности, его поддерживала сначала супруга Зухра Акчурина (1862-1903), а затем дочь Шафика Гаспринская (1886-1975). З. Акчурина была первой женщиной-мусульманкой, которая морально и материально способствовала национальному издательскому делу. Она вместе с супругом работала в типографии газеты «Терджиман», выполняя не только техническую, но и редакторскую работу. В биографических описаниях жизни З. Акчуриной говорится о том, что она лучше И. Гаспринского владела языком тюрки, поэтому очень часто занималась редакторской деятельностью. Ш. Гаспринская также с раннего детства много времени проводила в типографии «Терджимана»: наклеивала марки, подписывала адреса, складывала газеты. Затем начала пробовать свои способности в роли журналиста. Первая статья Ш. Гаспринской была напечатана в «Терджимане» в 1903 г. и посвящена женщине-мусульманке10.


* Подробнее о журнале см.: Чубукчиева Л. Женский вопрос на страницах журнала «Алеми нисван» // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2013. – № 1/2. – С. 36-43.

Терджиман. – 1893. – Приложение к № 13, апрель.

 

Кроме того, для создания в мусульманском обществе более терпимого, лояльного отношения к женскому вопросу И. Гаспринским были написаны и опубликованы несколько литературных произведений, в которых раскрывался образ женщины-мусульманки — свободной, равноправной, смелой11.

Следует отметить, что либеральные взгляды И. Гаспринского и деятельность его газеты «Терджиман» играли значимую роль в социокультурной жизни тюрко-мусульманского общества России. Для женской половины мусульманского социума «Терджиман» являлся рупором и пропагандистом идей эмансипации и раскрепощения. Так, анализируя празднования юбилейных дат газеты «Терджиман», мы постарались проследить этапы интеграции женщины в социокультурную жизнь мусульманского общества конца XIX — начала XX в. Чествование трех основных круглых дат (10, 20 и 25-летия) не являлось личным праздником издателя — скорее это было презентацией культуры, просвещения для всего тюрко-мусульманского социума России и не только для мужской части, но и для женщин.

10 апреля 1893 г. в редакции и типографии «Терджимана» стали собираться друзья и знакомые, желавшие поздравить И. Гаспринского с 10-летним юбилеем газеты. Кроме взрослых на праздник пришли ученики пяти новометодных школ г. Бахчисарая. Гостей традиционно встречали музыкой, для этого были приглашены около ста музыкантов-цыган. Праздник начался с угощения служащих типографии, которым редактор лично преподнес напитки. После чего была совершена торжественная молитва, по окончании которой присутствовавшие гости поздравили И. Гаспринского со знаменательным событием и преподнесли ценные подарки, в том числе рукописи: повесть «Ищу женщину» Хатидже Акджигитовой (г. Чембар), сочинение «Поучение для женщин» Биби Анифе Ниязовой (г. Тара), статья «Значение гигиены» Эмине Батыршиной (г. Ташкент) и др. 12 Этот факт красноречиво свидетельствует о первых шагах мусульманок на пути к интеграции в общественно-просветительскую деятельность. Бесценные работы женщин были лучшим подтверждением значимости и необходимости просветительской деятельности И. Гаспринского, которая постепенно стала давать положительные результаты.

Редактора «Терджимана» горячо поздравляли представители местной мусульманской интеллигенции. Так, почтенный городской голова и друг И. Гаспринского М. Давидович был уполномочен преподнести издателю подарок от его супруги З. Акчуриной. В честь 10-летнего юбилея она открыла бесплатную школу рукоделия для мусульманок, которой заведовала лично.

Слова благодарности и поздравления были высказаны и матери И. Гаспринского Фатме-Султан Темир-Гази кызы (в девичестве Кантакузова). Представитель от бахчисарайской молодежи и любителей печати Сулейман Байбуртлы обратился к Фатме-Султан ханым со словами: «Милостивая мать наша, приветствую тебя от имени многих, пославших меня! Выкормив и воспитав такого сына, как наш редактор, терпеливо и смиренно перенесши долгие разлуки, когда он учился и путешествовал в далеких краях, поддерживая его своим одобрением и искренней молитвой в тяжелые годы трудовой молодости и борьбы, ты дала нам общего учителя и друга… Мы не знаем, как и чем благодарить тебя; мы не имеем для того достаточно сил и слов, но мы все желаем быть твоими сынами; прими нас и будь, на счастье наше, общей нашей матерью!» 13 Поздравительный адрес был преподнесен матери И. Гаспринского. Также на адрес редакции газеты «Терджиман» поступило большое количество поздравительных телеграмм со всех уголков России. Известен список лиц, сделавших «денежные приношения» на развитие и благоустройство типографии и редакции газеты. После торжественной части для гостей в зале типографии и редакции были накрыты столы с угощениями. Праздник продолжался до поздней ночи.

Организация и проведение мероприятия, посвященного 20-летнему юбилею газеты «Терджиман», легла на плечи И. Гаспринского и его дочери Шафики. 4 мая 1903 г. И. Гаспринский и его дочь были заняты приемом гостей, прибывших на праздничное мероприятие. Ш. Гаспринская встречала женскую половину гостей, среди которых были жены тюрко-мусульманских лидеров и интеллигенции. Об этом свидетельствуют фотографии из личного архива Ш. Гаспринской, на одной из которых группа женщин в традиционных и европейских платьях. Турецкий исследователь Н. Аблямитоглу, атрибутируя данную фотографию, охарактеризовал изображенных на ней участниц как «потенциальных лидеров женского движения» 14. Общение женщин было не просто интересным, но и полезным. Они делились своими знаниями и опытом. Таким образом зарождалось свободное, раскрепощенное женское поколение, которое и создало предпосылки к формированию женского движения.

Участницы празднования 20-летия газеты «Терджиман». Ш. Гаспринская на переднем плане пятая слева. 4 мая 1903 г.

 

Ожидалось большое количество гостей из разных уголков России и Крыма. Для их приема подготовлены три палатки (шатра), одна их которых предназначалась для женщин. О праздновании юбилея газеты писал житель Оренбурга Ф. Карими. Он также упоминал о трех палатках для гостей, расположенных во дворе дома (в саду) И. Гаспринского. Одна из них была убрана в восточных традициях, пол был устлан коврами, матрацами и подушками для сидения. В ней расположились местные жители, представители духовенства, мусульмане Крыма, Туркестана, Поволжья и др. Во второй палатке для русских гостей и мусульманской интеллигенции были поставлены столы и стулья15. Между двух палаток располагался стол с поздравительной корреспонденцией из разных уголков мира. Среди авторов поздравительных писем и телеграмм было немало женских имен. Ф. Карими отмечал, что подобное активное участие мусульманок в культурно-просветительской жизни было доказательством эволюции, социального развития женского вопроса16. Традиционно праздничное мероприятие начиналось с чтения молитвы, в которой также участвовали и женщины. Это событие стало первым шагом на пути приобщения мусульманки к культурно-просветительской жизни. И. Гаспринский планомерно, деликатно, но в то же время настойчиво выносил женский вопрос на всеобщее обсуждение. Таким образом он готовил мусульманскую общественность к мысли о равенстве женщины, о ее правах и свободе.

Много слов благодарности на праздновании 20-летия «Терджимана» было высказано в адрес редактора. Говорили о вкладе И. Гаспринского в развитие национального образования и печати. Особое внимание было уделено женскому вопросу. Своеобразным постулатом звучала мысль просветителя о том, что воспитанная и образованная женщина способна воспитать достойное поколение, прогрессивную нацию, процветающее государство17. В который раз отмечалась смелость И. Гаспринского, сумевшего в глубоко клерикальном мусульманском обществе заявить о необходимости просвещения женщины.

Празднование 25-летия газеты «Терджиман». 2 мая 1908 г.

 

Праздничное мероприятие было окончено, 5 мая 1903 г. гости постепенно покидали Бахчисарай. Расставались они ненадолго, до следующего 25-летнего юбилея, празднование которого состоялось 2 мая 1908 г. За эти пять лет в жизни тюрко-мусульманского социума России произошел ряд важных политических событий. После революции 1905 г. в тюрко-мусульманской среде были проведены политические съезды, стали активно создаваться периодические издания, в том числе специализированные женские, национальное образование поменяло свои масштабы и уровень. Одним из важных достижений данного периода можно считать создание тюрко-мусульманской политической партии «Иттифак аль-Муслимин» (Союз мусульман), боровшейся за права и свободы мусульман России18. Проведение очередного 25-летнего юбилея газеты «Терджиман», на наш взгляд, было пронизано идеей объединения и сотрудничества тюрко-мусульманской интеллигенции. Мероприятие планировалось и готовилось заранее. Мужчин встречал И. Гаспринский, женской половиной гостей занималась Шафика ханым. Все присутствующие разместились в саду у дома издателя. На террасе дома расположились местные и иногородние мусульманки, около «ста ханумов», пожелавшие присутствовать на молитвословии, превратившемся в народное культурное празднество19. В адрес редакции «Терджимана» пришло большое количество поздравительных писем, в том числе и от различных общественных организаций, среди которых были и мусульманские женские комитеты. Воодушевленный этим, И. Гаспринский на страницах «Терджимана» писал: «Несмотря на непростое время, значительное количество мусульманок поддержало нас сегодня» 20. Необходимо отметить, что на праздновании живо звучал женский вопрос. Участники мероприятия, как и раньше, говорили о вкладе И. Гаспринского в развитие и пропаганду образования, равенства и свободы мусульманской женщины.

Празднование 25-летнего юбилея «Терджимана» отличалось тем, что торжественные мероприятия были устроены во многих городах России. Кроме того, ряд тюрко-мусульманских изданий на своих страницах опубликовал материалы, посвященные 25-летнему юбилею «Терджимана», жизни и деятельности И. Гаспринского, а также его произведения. Например, представители казанского общества «Арсланов Ширкети» в своем поздравлении попытались осветить основные достижения И. Гаспринского. Значительное внимание они уделили вопросам реформирования национального образования, а также тому, что первый шаг на пути раскрепощения и вызволения женщины из плена архаичных традиций был сделан И. Гаспринским21.

В память 25-летней издательской деятельности газеты «Терджиман», а также в честь ее редактора И. Гаспринского в городах и губерниях России были созданы общеобразовательные учреждения и библиотеки: школа «Исмаилие» в Уфимской губернии, бесплатная читальня общества г. Сальяны (Азербайджан), библиотека Семипалатинского мусульманского общества, женская школа Фатихи Аитовой в Казани*. Также группа мусульман г. Троицка собрала неприкосновенный капитал имени И. Гаспринского для местного приюта22.

После смерти И. Гаспринского 11 сентября 1914 г. газету «Терджиман» стал редактировать его сын Рефат Гаспринский (1884-1925). Через два дня он зарегистрировал газету на свое имя и стал полноправным обладателем и редактором-издателем. Однако уже 28 октября для редактирования «Терджимана» был официально приглашен А. Айвазов (1878-1938), классик крымско-татарской литературы, литературный критик, публицист. С этого момента Р. Гаспринский являлся соредактором, отвечавшим за второстепенные вопросы. Эта ситуация оставалась неизменной до февраля 1918 г., до конца существования газеты «Терджиман» 23.

Несмотря на то что газета «Терджиман» издавалась еще десять лет, о праздновании последующих юбилеев ничего неизвестно. Очевидно, перечисленные выше юбилейные даты были наиболее значимыми в истории становления и развития газеты. Многолетняя деятельность издательства И. Гаспринского являлась самым высоким фактором распространения и пропаганды идей просветительства, толерантности, равенства. Под их влиянием в тюрко-мусульманской среде России стали создаваться периодические издания как для мужчин, так и для женщин.

 


* На средства семьи Аитовых еще в 1897 г. была открыта бесплатная школа шитья для девочек. Затем она была преобразована в самостоятельное женское учебное заведение (см.: Милләт аналары: тарихи-документаль һәм биографик җыентык / Төз.-авт. А. Х. Махмутова. – Казан, 2012. – Б. 393).

ПРИМЕЧАНИЯ:

    1. Ганкевич В. Ю. Основнi напрямки джадидистського руху // Сходознавство. – 2000. – № 9-10. – С. 201.
    2. Hablemitoğlu, Ş., Hablemitoğlu N. Şefika Gaspıralı ve Rusyada türk kadın hareketi (1893-1920). – Ankara, 1998. – S. 359.
    3. Гаспринский И. Где корень зла? // Терджиман. – 1902. – № 36-39.
    4. Он же. К положению женщин-мусульманок // Терджиман. – 1899. – № 48.
    5. Он же. Шариат девочке тоже разрешает учиться // Терджиман. – 1899. – № 36.
    6. Он же. Враги женщины-мусульманки // Терджиман. – 1896. – № 28.
    7. Он же. Процесс обучения девочек // Терджиман. – 1901. – № 26.
    8. Он же. К проблеме женщин // Терджиман. – 1904. – № 88.
    9. Он же. Ислам и права женщины // Терджиман. – 1909. – № 35.
    10. Hablemitoğlu, Ş., Hablemitoğlu, N. Şefika Gaspıralı… – S. 36.
    11. Ганкевич В. Ю., Шендрикова С. П. Виникнення першого кримськотатарського жiночого перiодичного видання // Культура народов Причерноморья. – 2004. – № 49. – Т. 2. – С. 16.
    12. Терджиман. – 1893. – Приложение к № 13, апрель.
    13. Там же.
    14. Hablemitoğlu, Ş., Hablemitoğlu, N. Şefika Gaspıralı… – S. 417.
    15. Каримий Ф. Мырза къызы Фатиме. Къырымгъа сеяхат: повесть, сеяхатнаме / къазантат. тилинде тердж. эт. Велиев А. – Симферополь, 2001. – С. 72-73.
    16. Там же. – С. 73.
    17. Там же. – С. 82.
    18. Ганкевич В. Ю., Шендрикова С. П. Исмаил Гаспринский и возникновение либерально-мусульманского политического движения. – Симферополь, 2008. – С. 42-58.
    19. Керимов И. А. «Живая» история Гаспринского. По материалам газеты «Терджиман» 1883-1914 гг. – Симферополь, 1999. – С. 179.
    20. Гаспринский И. О праздновании 25-летнего юбилея // Терджиман. – № 33. – 1908. – 9 мая.
    21. Hablemitoğlu, Ş., Hablemitoğlu N. Şefika Gaspıralı… – S. 102.
    22. Гаспринский И. О праздновании 25-летнего…
    23. Ганкевич В. Ю. На службе правде и просвещению: Краткий биографический очерк Исмаила Гаспринского (1851-1914) / Вступ. ст. А. Р. Эмирова. – Симферополь, 2000. – С. 116.

 

Иллюстрации предоставлены автором.

 

Ленара Чубукчиева,

кандидат исторических наук