2016 3/4

Об основных этапах преобразований системы административно-территориального устройства ТАССР в 1920-1930 гг.

Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 27 мая 1920 г.1 Начиная с этого момента, на протяжении почти всего ХХ столетия в системе ее административно-территориального устройства происходили многочисленные изменения. Такие преобразования нередко носили кардинальный характер, особенно в первые годы существования республики.

Согласно Декрету об образовании ТАССР в состав вновь образованной республики из Казанской губернии были включены Казанский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский, Тетюшский, Чистопольский уезды; частично Спасский уезд (без двух волостей) и по две волости Елабужского и Краснококшайского (до 1918 г. — Царевококшайский) уездов; из Уфимской губернии — Мензелинский уезд; 26 волостей Бугульминского уезда Самарской губернии; семь волостей Малмыжского уезда Вятской губернии; 11 волостей Буинского и три волости Симбирского уездов Симбирской губернии (в дореволюционных границах).

После образования ТАССР для подтверждения статуса национальной республики постановлениями Временного революционного комитета2 и Всетатарской (центральной) комиссией административных единиц3 уезды были переименованы в кантоны, соответствующие своим уездным названиям. В это же время Казанский кантон был переименован в Арский, в связи с переносом его кантонного центра из Казани в Арск. В результате к концу 1920 г. ТАССР состоял из 10 кантонов: Арский,  Бугульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский и Чистопольский. В республике насчитывалось 11 городов: Казань, Арск, Бугульма, Буинск, Лаишев, Мамадыш, Мензелинск, Свияжск, Спасск, Тетюши и Чистополь.

В 1920-1921-е гг. происходил процесс детализации внешних границ республики. Так, постановлением ВЦИК от 5 января 1921 г. в состав ТАССР были включены г. Елабуга, восемь волостей Елабужского и две волости Сарапульского уездов Вятской губернии4 (в дореволюционных границах), что стало самым крупным территориальным приобретением республики после ее образования. Кроме того, в этот период происходит процесс взаимных перечислений населенных пунктов и волостей из одной приграничной территории в другую, что находит свое отражение в постановлениях ВЦИК от 22 сентября 1921 г. — c Самарской, Симбирской губерниями, Марийской и Чувашской автономными областями5 и от 1 октября 1921 г. — с Вятской губернией и Вотской автономной областью6. В результате изменения пограничной линии численность населения ТАССР уменьшилась почти на 50 тысяч человек7. В последующие годы подобные перечисления производились, но уже не в таких масштабах.

И.В. Сталин с делегатами Татарской партийной организации на XV съезде ВКП(б). 1928 г.  ЦГА ИПД РТ, фотоколлекция, инв. № 67.

 

Наряду с процессом уточнения внешних границ в республике шло активное изменение внутреннего административно-территориального устройства. 10 июня 1921 г. из включенных из Вятской губернии в ТАССР волостей и г. Елабуги был образован Елабужский кантон8. В целях уменьшения территориальных границ кантонов и создания для управления ими органов самоуправления 20 июля 1921 г. из Мензелинского кантона был выделен Челнинский9, 3 декабря 1921 г. из Елабужского — Агрызский кантон10. В результате этих административно-территориальных преобразований количество кантонов достигло 13 (Агрызский, Арский, Буинский, Бугульминский, Елабужский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский, Челнинский и Чистопольский). Одновременно с этим процессом происходили  административно-территориальные изменения и на волостном уровне, которые носили разнонаправленный (создание одних и ликвидация других волостей) характер.

Начиная с 1924 г. в республике начинается сокращение количества как кантонных, так и волостных единиц. 5 апреля 1924 г. Агрызский кантон был включен в состав Елабужского кантона11. Постановлением ВЦИК от 8 мая 1924 г. в республике была проведена общереспубликанская волостная реформа12, в результате которой количество волостных образований было сокращено с 223 до 125. Оптимизация волостной сети проводилась в соответствии с новыми экономическими потребностями, а также для создания возможности введения в органах государственной власти татарского языка. Одновременно с этим были произведены перечисления ряда населенных пунктов из одного кантона в другой.

Происходили в это время изменения и в составе городов: в связи с образованием Агрызского и Челнинского кантонов в 1921 г.; их центры — Агрыз и Челны были преобразованы в города, но уже в 1926 г. они, а также Арск, Лаишево были переведены в разряд сельских поселений. В конце 1926 г. в ТАССР насчитывалось 10 городов: Казань, Бугульма, Буинск, Елабуга, Мамадыш, Мензелинск, Свияжск, Спасск, Тетюши и Чистополь.

Для оздоровления финансового положения ТАССР постановлением ВЦИК от 14 февраля 1927 г. Тетюшский кантон был включен в состав Буинского и  были образованы первые восемь районов13. Свияжский кантон был разделен на Свияжский, Теньковский, Кайбицкий (до 1 августа 1927 г. — Ульяновский) и Нурлатский (до 1 августа 1927 г. — Нурлат-Ачасырский) районы. Также был упразднен Лаишевский кантон, на территории которого были образованы Лаишевский и Рыбно-Слободский районы (часть территории Лаишевского кантона, не вошедшая в районы, была передана Арскому и Мамадышскому кантонам). Из юго-западных волостей Арского кантона был образован Казанский (до 1 августа 1927 г. — Воскресенский) район, а из северной волости Елабужского кантона — Агрызский район. Продолжая линию на сокращение убыточных кантонов, решением ВЦИК от 10 декабря 1928 г. Елабужский кантон был включен в состав Челнинского14.

В целях приближения органов власти к населению и для успешного проведения кампании по коллективизации сельского хозяйства ВЦИК своим постановлением от 10 августа 1930 г. заменил смешанное административно-территориальное деление ТАССР (состоявшее из восьми кантонов, делившихся на 106 волостей и восемь районов) полностью на районное15.

В основу нового проекта было положено максимальное приближение государственного аппарата к населению и превращение его районного звена в основной центр хозяйственно-политической жизни. При определении границ новых районов и их центров исходили из: учета национального состава населения, природных условий и особенностей сельского хозяйства, географического расположения экономических и социально-культурных центров (наличия базаров, ярмарок, потребительской и производственной кооперации, больниц, агрономических и ветеринарных пунктов, школ второй ступени), наличия средств сообщения и необходимой инфраструктуры (сообщения райисполкома с селениями и с Казанью, наличия помещений, телефонной, телеграфной и почтовой связи)16.

Согласно проекту в среднем на один район приходилось: 1 457 км2 территории, 54 220 человек населения, 46 сельсоветов, 110 населенных пунктов, 11 406 хозяйств. До реформы республика охватывала 106 волостей (в среднем приходилось 547 км2 территории), 19 200 человек населения, 16,8 сельсоветов, 36 населенных пунктов, 4 263 хозяйств, а на существующие восемь районов приходилось: 1 140 км2 территории, 47 900 человек населения, 41,8 сельсоветов, 101 населенный пункт, 10 378 хозяйств.

Таким образом, вновь создаваемые районы в среднем превосходили существующие районы и волости по занимаемой территории, по количеству населенных пунктов, сельсоветов, населения и личных хозяйств. Средняя удаленность селений от районных исполнительных комитетов составляла около 14 км, а районный радиус колебался в пределах 36-40 км.

Районные центры образовывались в малых городах, рабочих поселках, бывших районных центрах и крупных селениях с учетом их экономического потенциала и сосредоточения в них социально-культурных и хозяйственных учреждений, базаров, ярмарок, удобного территориального расположения, условий сообщения и связи.

Из 46 районных центров 11 располагались в городах, 3 — в рабочих поселках, 1 — на железнодорожной станции, 31 — в крупных селах (из которых 18 были с преобладанием татарского) и 13 — русского населения. Как и в предыдущем проекте, количество районов с доминированием татарского населения превысило более чем в два раза число районов с русским населением. Так, из 46 районов с преобладанием татар было 29 районов* (63 %), 14 районов** (30,4 %) — с большинством русских и три района*** (6,5 %) — со смешанным населением.

В условиях национальной автономной республики нельзя было забывать о проведении национальной политики, как в отношении татарского населения, так и других народов, проживающих в ТАССР. Забегая вперед, отметим, что для обслуживания жителей Татарской республики на родном языке ЦИК ТАССР постановлением от 9 октября 1930 г. возложил на все центральные и местные учреждения, предприятия и организации делопроизводства исключительно на татарском языке17. Исполкомы местных Советов тех районов, в которых большинство составляло татарское население, должны были «вести все внутреннее делопроизводство на татарском языке, обеспечив в то же время обслуживание нетатарского населения районов на их родном языке»18.

Все районы подразделялись на три категории, в зависимости от количества проживающего в них населения. К первой категории были отнесены районы с населением более 80 тысяч, ко второй — от 50 до 80 тысяч и к третьей — менее 50 тысяч человек. В ТАССР в первую категорию вошли три района**** (6,5 % от общего числа районов), во вторую — 23 района***** (50 %), в третью — 20 районов****** (43,5 %).

Отправив проект районирования на рассмотрение во ВЦИК, в Казани с большим нетерпением ждали его утверждения. 5 августа 1930 г. секретарь Татарского обкома ВКП(б) М. О. Разумов телеграфировал в Москву, что затягивание этого вопроса сильно сказывается на всей работе в республике, в частности, на заготовительной кампании и просил разрешения немедленно приступить к реализации реформы19.

Давая заключение представленному документу, Госплан РСФСР заявил о необходимости проведения «в жизнь данного проекта в кратчайший срок»20, поскольку он соответствовал директивам и установкам партийно-правительственных органов. Административная комиссия ВЦИКа была солидарна с мнением Госплана РСФСР, отмечая со своей стороны «тщательность его проработки в условиях срочности проведения реформы»21. Документ был утвержден Президиумом ВЦИКа 10 августа 1930 г.


* Агрызский, Актанышский, Алькеевский, Альметьевский, Апастовский, Арский, Атнинский (Тукаевский), Бавлинский, Бондюжский, Буинский, Дрожжановский, Дубъязский, Камско-Устьинский, Кайбицкий, Красноборский, Кукморский, Мамадышский, Мензелинский, Муслюмовский, Нурлатский, Первомайский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Сармановский, Таканышский, Тумутукский, Тюнтерский, Челнинский и Шугуровский районы.

** Акташский, Алексеевский, Бугульминский, Елабужский, Казанский, Лаишевский, Новошешминский, Пестречинский, Свияжский, Спасский, Теньковский, Тетюшский, Чистопольский и Шереметьевский районы.

*** Аксубаевский, Билярский и Октябрьский районы.

**** Буинский, Казанский и Чистопольский районы.

***** Актанышский, Акташский, Алькеевский, Арский, Атнинский (Тукаевский), Бавлинский, Бугульминский, Дрожжановский, Дубъязский, Елабужский, Кайбицкий, Кукморский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Тетюшский, Тюнтерский и Челнинский районы.

****** Агрызский, Аксубаевский, Алексеевский, Альметьевский, Апастовский, Билярский, Бондюжский, Камско-Устьинский, Красноборский, Муслюмовский, Новошешминский, Нурлатский, Октябрьский, Первомайский, Свияжский, Таканышский, Теньковский, Тумутукский, Шереметьевский и Шугуровский районы.

С осени 1930 г. республика полностью перешла на трехуровневую (сельсовет — район — центр) районную систему административно-территориального деления. Несмотря на издержки, прошедшая ликвидация промежуточного звена — кантона способствовала не только сближению управленческого аппарата с населением, но и позволила укрепить районное звено более квалифицированными работниками, что положительно отразилось на работе последнего. Кроме того, такой шаг содействовал  созданию необходимых условий для перевода сельскохозяйственного производства с единоличных на коллективные рельсы.

 

1. СУ РСФСР. – 1920. – № 51. – Ст. 222.

2. Известия ТатЦИКа. – 1920. – 9 июля – № 9; Сборник декретов и распоряжений с 25 мая 1920 г. по 25 мая 1921 г. – Казань, 1921. – С. 8-9; Образование Татарской АССР: сб. документов и материалов. – Казань, 1963. – С. 312.

3. НА РТ, ф. Р-732, оп. 1, д. 26, л. 25.

4. СУ РСФСР. – 1921. – № 3. – Ст. 22.

5. Там же. – № 66. – Ст. 501-504.

6. Там же. – № 67. – Ст. 520, 521.

7. Файзуллин С. А. Административно-территориальное устройство Татарской АССР в 1920-1930-е гг.: формирование и развитие. – Казань, 2015. – С. 48.

8. Постановление № 10 Всетатарского Центрального исполнительного комитета // Известия ТатЦИКа. – 1921. – 16 июня. – № 131; Образование Татарской АССР… – С. 414.

9. Постановление № 16 Всетатарского Центрального исполнительного комитета о разделении Мензелинского кантона ТССР // Известия ТатЦИКа. – 1921. – 26 июля. – № 163.

10. Образование Агрызского кантона // Известия ТатЦИКа. – 1921. – 8 декабря. – № 273; Образование Татарской АССР… – С. 444.

11. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. Р-5677, оп. 4, д. 381, л. 290.

12. СУ РСФСР. – 1924. – № 44. – Ст. 414.

13. Там же. – 1927. – № 26. – Ст. 177.

14. Там же. – 1929. – № 3. – Ст. 37.

15. Там же. – 1930. – № 60. – Ст. 718.

16. ГА РФ, ф. Р-1235, оп. 123, д. 501, л. 29.

17. Сoбрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства Татарской Советской Социалистической Республики. – Казань, 1930. – № 22. – Ст. 209.

18. Там же.

19. ГА РФ, ф. Р-1235, оп. 123, д. 501, л. 29.

20. Там же, л. 31.

21. Там же.

 

Станислав Файзуллин,

кандидат исторических наук