1917 год в жизни университетского сообщества Казани

Аннотация

В статье рассмотрена университетская корпорация Казани в год Великой революции 1917 г. Революционные события этого времени вызвали кардинальную перестройку многих сфер жизни страны; они привели к серьезным изменениям и в высшей школе. В данном исследовании предпринята попытка показать, каким образом новая политическая ситуация повлияла на различные группы корпорации Казанского университета, а именно: на преподавателей, студентов, университетскую администрацию. Практически сразу после прихода к власти Временное правительство приняло ряд мер, направленных на демократизацию высших учебных заведений. Так, среди первых шагов Министерства народного просвещения можно назвать передачу управления университетами профессорским советам, возвращение в вузы «политически неблагонадежных» профессоров и преподавателей, уволенных министром Л. А. Кассо, а также постановку вопроса о расширении социального состава поступающих в государственные университеты и институты. В статье прослеживается отношение профессорско-преподавательского состава и студенчества Казанского университета к новшествам. Автором отмечается различное восприятие преобразований. Если «учителя» считали демократизацию университетской жизни закономерным итогом борьбы не одного поколения ученых за внутреннюю самостоятельность университетов, то «ученики», как никогда ранее, также почувствовали свое право на активную роль в судьбе своей alma mater. В центре внимания исследования находится конфликт между профессорским советом и студенческими организациями, боровшимися за представительство в общеуниверситетском совете и советах факультетов. Автором также затронут вопрос о переменах в личном составе казанских преподавателей, инициированных министром народного просвещения А. А. Мануйловым. Отдельно рассмотрено состояние Казанского университета накануне октябрьских событий 1917 г., а также прослеживается реакция университетского сообщества на свершившийся октябрьский переворот 1917 г.

Abstract

The article considers the university corporation of Kazan in the year of the Great Revolution of 1917. The revolutionary events of that time caused radical reorganization of many spheres of the country's life and led to serious changes in higher schools as well. This research contains an effort to show how the new political situation influenced various groups of the corporation of Kazan University, namely: teachers, students and University administration. Almost immediately after coming to power the Provisional Government took a number of measures aimed at democratization of higher educational institutions. So, among the first steps of Ministry of Education there were the transfer of university managements to professorial councils, the return of “politically unreliable’’ professors and teachers, having been dismissed by Minister L. A. Kasso, back to universities, and also raising the question of the social structure expansion for students entering universities and institutes. The article traces the attitude of professors, teachers and students of Kazan University towards those measures. Various visions of the transformations by teachers and students are noted by the author. The “teachers’’ considered the democratization of university life a natural result of the struggle of several generations of scientists for the internal independence of universities, and students, like never before, felt their right for an active role in the fate of their Alma Mater. The study’s focus of attention is the conflict between professorial council and the students’ organizations struggling for their representation in all-university council and councils of faculties. The author touches upon the question of changes in the staff of Kazan lecturers initiated by Minister of Education A. A. Manuylov. The condition of Kazan University prior to the October events of 1917 has been separately considered, and the reaction of the university community to the October Revolution of 1917 has been traced.

Ключевые слова

Казанский университет, Казань, 1917 г., Временное правительство, Министерство народного просвещения, профессора, студенты, младшие преподаватели.

Keywords

Kazan University, Kazan, 1917, Provisional Government, Ministry of Education, professors, students, assistant lecturers.