2017 1/2

Социальная миссия медицинского факультета Казанского университета в годы Первой мировой войны

Аннотация

Система медицинского образования по своему внутреннему содержанию тесно связана с процессом обеспечения физического и социального благополучия человека. Образовательная и лечебная деятельности, осуществляемые в высших учебных заведениях медицинского профиля, находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем качественнее поставлена в учебном заведении образовательная деятельность, тем более высокие результаты могут быть достигнуты в лечении пациентов. И наоборот, высокие показатели излечения больных, достигаемые с непосредственным участием студентов, свидетельствуют о сбалансированности учебно-воспитательного процесса. Особенно остро эта зависимость проявляется в кризисные годы и периоды войн в истории человечества. В этой связи очень важным и интересным представляется изучение ресурсного профессионального и гражданского потенциала преподавательского состава медицинского факультета Казанского университета в период Первой мировой войны, который в разные годы дал стране целую плеяду выдающихся организаторов здравоохранения. Архивные материалы, использованные при подготовке статьи, позволили на конкретных примерах раскрыть усилия профессорско-преподавательского состава, направленные на организацию высококвалифицированной помощи раненым воинам, а также на сохранение достойного уровня профессиональной подготовки врачей. Профессора-медики Казанского университета исследуемого периода своим примером воспитывали студенческую молодежь, демонстрируя образцы социальной ответственности и гражданского мужества, работая в военных госпиталях и учреждениях Красного Креста.

Abstract

Medical education system in terms of its inner content is closely connected with the process of providing a person’s physical and social well-being. Educational and treating activities conducted in higher medical educational institutions are directly proportional, i.e. the higher quality of educational activity is supplied, the better results can be achieved in patients’ treatment. And vice versa. High patient cure figures achieved with direct participation of students, indicate sustainability of teaching and educational process. This dependence is particularly acute in the years of crisis and periods of wars in human history. In this regard the study of resource professional and civil potential of Kazan State Medical University staff during the First World War is very important and interesting. Over the years our University has given the country a number of outstanding healthcare professionals. The archival materials used during the preparation of the article have allowed to show certain examples of efforts of the teaching staff to organize highly-qualified care for wounded soldiers, as well as preserving of a high level of doctors technical training. Kazan University medical professors of the war time were an example for bringing up students, showing the examples of social responsibility and civil courage, working in military hospitals and the Red Cross institutions.

Ключевые слова

Первая мировая война, Казанский университет, медицинский факультет, социальная миссия, подготовка врачей.

Keywords

The First World War, Kazan University, faculty of medicine, social mission, doctors' training.