2017 1/2

«Некоторые соображения о постановке образования у восточных инородцев России» (Взгляды Я. Д. Коблова на образование нерусских народов России в начале ХХ в.)

Аннотация

Статья подготовлена на основе неопубликованного архивного документа Российского государственного исторического архива «Некоторые соображения о постановке образования у восточных инородцев России» – записки окружного начальника Киевского учебного округа, магистра богословия, статского советника Якова Дмитриевича Коблова, датируемой 1916 г. Введение в научный оборот этого источника позволяет более полно представить взгляды Я. Д. Коблова на «инородческое» образование. В начале ХХ в. государственная образовательная политика в отношении нерусских народов России была важной составной частью внутренней политики, а проекты реформирования «инородческого» образования оказались в центре внимания общественности и подчас подвергались острой критике. В статье дается характеристика основных разделов аналитической записки Коблова, которые посвящены миссионерско-просветительской деятельности среди нерусских народов Поволжья и Сибири, представляющим собой одну из сложных страниц истории образовательной политики Российского государства, детальному анализу педагогической системы Н. И. Ильминского и вопросу постановки образования мусульман, крещеных инородцев и язычников. Особое внимание в статье уделяется взглядам Коблова на реализацию образовательной политики в отношении нерусских народов восточноевропейской части России. В этом вопросе педагогический деятель придерживался доктрины государственно-охранительного просвещения. Современный взгляд на образовательный проект Коблова не только позволяет обозначить важнейшие тенденции, проявившиеся в начале XX в., но и обнаружить моменты, актуальные для анализа образовательной ситуации дня сегодняшнего.

Abstract

The article is based on previously unpublished document of the Russian State Historical Archive “Some considerations on the education arrangement for the eastern non-Russians of Russia”, dated back to 1916. It is a letter of a district official of Kiev educational district, Master of Theology and State Council’or Ya. D. Koblov. The scientific introduction of this resource allows to understand Ya. D. Koblov’s views on “non-Russians” education more thoroughly. In the early 20th century the state educational policy related to non-Russians in Russia was an important integrated part of domestic policy, and the projects of “non-Russians” education reformation were in the center of the community’s attention and were often criticized. The article gives the characteristics of the main parts of Koblov’s letter, which are devoted to missionary and educational activities among non-Russians of the Volga region and Siberia, one of the most difficult aspects in the educational policy of the Russian State. The author presents a detailed analysis of N. I. Ilminskiy pedagogical system and considers the issues of education for the Muslims, the baptized non-Russians and the Pagans. Special attention is focused on Koblov’s opinion on the educational policy related to the non-Russians of Eastern and European Russia. Upon this issue the pedagogical leader held the views of the doctrine of state protective education. The modern view on Koblov’s educational project enables specifying the most important trends appeared in the early 20th century, and discovering some actual ideas for the further analysis of the current educational situation.

Ключевые слова

Я. Д. Коблов, государственная образовательная политика, народы Поволжья и Сибири, миссионерско-просветительская деятельность, школы Братства святителя Гурия, инородческое образование, педагогическая система Н. И. Ильминского, русско-татарские училища.

Keywords

Ya. D. Koblov, state educational policy, nations of the Volga region and Siberia, missionary and educational activities, St. Gury Brotherhood Schools, non-Russians education, N. I. Ilminskiy pedagogical system, Russian-Tatar colleges.