2017 1/2

Татар дәүләт җыр һәм бию ансамбленә 80 ел

Аннотация

В статье анализируется 80-летний творческий путь многократного лауреата всесоюзных и всероссийских смотров, международных фольклорных фестивалей, лауреата Государственной премии им. Г. Тукая Республики Татарстан, кавалера ордена Дружбы народов ‒ Государственного ансамбля песни и танца Республики Татарстан. Ансамбль был создан в 1937 г. Главной целью творческого коллектива являлось сохранение и развитие традиций татарского вокального и хореографического искусства. Первым художественным руководителем и главным хормейстером была З. Ахметова. В формирование творческого коллектива большой вклад внесли компо-зитор А. Ключарев, балетмейстер Ф. Гаскаров и Г. Тагиров. Первый концерт ансамбля состоялся 30 апреля 1938 г., первые гастроли прошли летом 1939 г. по республикам Закавказья. Репертуар составляли обработки татарских и русских народных песен, песни татарских и советских композиторов на татарском языке, танцы разных народов мира. Активное участие в творческой жизни коллектива принимали композиторы М. Музаффаров, Дж. Файзи, З. Хабибуллин и другие. В годы Великой Отечественной войны ансамбль дал многочисленные концерты для бойцов фронта и прифронтовой зоны, а также для тружеников тыла. После войны ансамбль расширил свою географию гастрольных поездок: Средняя Азия, Казахстан, города Урала и Сибири, Украина, Молдавия и другие. В 1957 г. ансамбль принял участие в Декаде татарского искусства и литературы в Москве. Коллектив представил жителям столицы несколько программ. В целом Декада продемонстрировала духовное богатство татарского искусства. В 1960-1990-е гг. появились новые обработки татарских народных напевов и авторской песни, танцевальные постановки; были созданы вокально-хореографические постановки и концертные программы: «На посиделках», «Сабантуй», «Цветы мои», «Гости Казани», «Сармановский хоровод» и многое другое. В последние десятилетия репертуар ансамбля пополнился новыми высокохудожественными программами. За 80 лет своего существования Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан создал свою исполнительскую школу, внес большой вклад в развитие татарского фольклора. Коллектив ансамбля всегда шел в ногу со временем и творческая деятельность ансамбля является неотъемлемой частью культурной жизни татарского народа.

Abstract

The article analyzes the 80-year artistic career of the multiple winner of the all-Union and all-Russian contests and international folk music festivals, an award winner of the State prize named after G. Tukay of the Republic of Tatarstan, the Recipient of the Order of  Friendship of Nations the Tatarstan State Song and Dance Ensemble. The Ensemble was founded in 1937, the main purpose of which was preservation and development of the traditions of the Tatar vocal and choreographic art. The first Artistic Director and Chief Chorus Master was Z. Akhmetova. Much was contributed by composer A. Klyucharev, ballet-masters F. Gaskarov and G. Tagirov to the formation of the on-stage performance group. The Ensemble's debut concert took place on April 30, 1938 and the first tour was performed in summer 1939 in the republics of Trans-Caucasian region. The repertoire consisted of the adaptation of Tatar and Russian folk songs, songs of Tatar and Soviet composers in Tatar and dances of different nations of the world. M. Muzaffarov, J. Fayzi, Z. Habibullin and others took active part in the creative life of the group. During the Great Patriotic War the Ensemble gave numerous concerts for soldiers of the front and the frontline, as well as  homefront workers. After the War the Ensemble expanded its geography of tours: Central Asia, Kazakhstan, cities of the Urals and Siberia, Ukraine, Moldova and others. In 1957 the Ensemble participated in the Decade of Tatar Art and Literature in Moscow. The team presented several programs to Moscovites. In whole the Decade showed how much Tatar Art had changed and what kind of rich folk material was the foundation of it. In 1960-1990s new adaptations of Tatar folk melodies, art songs and dance performances appeared; vocal and choreographic performances and concert programs were created, such as ‘‘Get-together’’, ‘‘Sabantuy’’, ‘‘My Flowers’’, ‘‘Guests of Kazan’’, ‘‘Sarmanovo round dance’’, etc. Over the last decades the Ensemble's repertoire has been enriched with new highly artistic programs. Over the 80 years of its existence the Tatarstan State Song and Dance Ensemble has created its performing school and contributed much to the development of the Tatar folklore. The Ensemble has always been up-to-date and the creative activity of the Ensemble is an integral part of the cultural life of Tatar nation.

Ключевые слова

Ансамбль, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, танцевальные постановки, татарский фольклор, вокально-хореографические постановки, концертные программы.

Keywords

Ensemble, the Tatarstan State Song and Dance Ensemble, dance performances, Tatar folklore, vocal and choreographic performances, concert programs.