2017 1/2

Историко-этнографический очерк священника Козьмы Прокопьева «Сведения об Елышевском приходе» (1870-е гг.)

Аннотация

В публикации представлен историко-этнографический очерк одного из первых кряшенских священников, воспитанника Казанской центральной крещено-татарской школы Козьмы Прокопьева о жителях Елышевского прихода Мамадышского уезда Казанской губернии. Данный православный приход во второй половине XIX в. стал центром драматических событий, связанных с отходом так называемых старокрещеных татар из православия в ислам. Автор подробно анализирует причины и ход этого движения, мотивацию «отпавших», рассматривает их взаимоотношения с лицами, оставшимися в христианстве. Большое внимание К. Прокопьев уделяет деятельности местной церковной и губернской администрации, а также Казанского братства святителя Гурия по возвращении их в православие, развитию христианско-просветительской деятельности в регионе и формированию культурно-религиозных институтов, работавших по системе Н. И. Ильминского (начальных конфессиональных школ, миссионерских организаций). Несмотря на некоторую ангажированность автора, информация, приводимая им, дает общее представление о межконфессиональных отношениях в данной историко-культурной области в пореформенный период. Важное место в работе занимают сведения об истории возникновения населенных пунктов этого прихода – Елышево, Сатлыган-Ключ, Сосновый Мыс, Большие Савруши (современные татарские деревни Сабинского и Тюлячинского районов Республики Татарстан); приводятся родословные отдельных семей, предки которых считались основателями этих селений. Эти данные помогают раскрыть формирование поселенческой структуры кряшен Нижнего Предкамья, проследить сложные этноконфессиональные и консолидационные процессы, приведшие к формированию данной этнографической группы татарского народа. Привлекают внимание и этнографические материалы об особенностях хозяйственной культуры, системе земледелия и животноводства, кустарных и отхожих промыслах местного населения. Публикация будет интересна для ученых историков, этнографов, религиоведов, а также краеведов, интересующихся историей татарских деревень Заказанья.

Annotation

The publication presents a historical and ethnographic essay of one of the first Kryashen priests, graduate of Kazan Central Baptized Tatar School, K. Prokopyev on the inhabitants of Yelishevskiy parish of Mamadish County of Kazan Province. In the latter half of the 19th century this Orthodox parish became the center of dramatic events in connection with the moving of the so-called old-baptized Tatars from Orthodoxy to Islam. The author analyzes in detail the reasons and the development of this movement, the motivation of the separated ones, considers their relationship with the ones stayed on in Christianity. K. Prokopyev paid great attention to the activities of the local church and provincial administration, as well as Kazan brotherhood of St Gury to take them back to Orthodoxy, the development of Christian and educational activities in the region and the formation of cultural and religious institutions working according to N. I. Ilminskiy system (primary faith schools, ministries). Despite some political prejudice of the author, the information provided by him gave a general idea of inter-faith relations in the mentioned historical and cultural area in the after-reform period. An important place in the work was occupied by the data on the history of some settlements of this parish, such as Yelishevo, Satligan-Klyuch, Sosnoviy Mis, Bolshiye Savrushi (modern Tatar villages of Sabinskiy and Tyulyachinskiy regions of the Republic of Tatarstan), as well as the genealogy of the families whose ancestors were considered the founders of these villages. These data help to reveal the formation of the settlement structure of the Lower Predkamye Kryashens, to trace the complex ethno-confessional and consolidation processes having led to the formation of this ethnographic group of the Tatar people. Ethnographic materials on the peculiarities of household culture, farming and livestock management systems, homecraft and seasonal works of the local population are also in the focus of attention. The publication will be of interest for historian scholars, ethnographers, religious scholars, as well as local historians interested in the history of the Tatar villages of Zakazanye.

Ключевые слова

Елышево, К. Прокопьев, исламизация, крещеные татары, Мамадышский уезд, Казанская губерния, межконфессиональные отношения, татарские деревни.

Keywords

Yelishevo, K. Proкopyev, Islamisation, baptized Tatars, Mamadish County, Kazan Province, inter-faith relations, Tatar villages.