2017 1/2

Роль татарских тафсиров в развитии исторических и культурных традиций татар (конец XIX – начало XX в.)

Аннотация

В статье освещается специфика и содержание тюрко-татарских тафсиров конца XIX – начала XX в., оценивается наследие тафсиров, затрагиваются вопросы их влияния на развитие татарской культуры, приводятся сведения о наиболее распространенных сочинениях. Дан краткий обзор идей и мыслей религиозных и философских реформаторов, которые в той или иной мере присутствуют в комментариях и переводах Корана. Актуальность изучения татарских тафсиров очевидна, поскольку выявление и введение в научный оборот письменных источников относится к числу актуальных задач гуманитарной науки. К сожалению, Коран в той или иной мере предстает в искаженном свете в трудах некоторых комментаторов. Этим обстоятельством определяется необходимость детального изучения письменных источников. Пережив сложный период радикальных перемен в ценностных ориентациях по отношению к религии (XVIII – начало XX в.), богословие у мусульман Поволжья и Приуралья получило новый виток развития. Наступило время пробуждения общественной мысли татар. К концу XIX в. существовало два направления философской мысли: реформаторское и традиционалистское. В этот период появилось большое количество работ, посвященных религиозно-философской мысли татар. Хронологические рамки работы охватывают период с конца XIX по начало XX в. Географические рамки исследования ограничены в основном Волго-Уральским регионом и феноменом формирования и развития традиции изучения ислама и основных источников в данном регионе. Использование цивилизационного подхода позволяет рассматривать татар-мусульман России как часть арабо-мусульманской цивилизации. Рассматривая татарское российское сообщество с позиций данного подхода, мы имеем возможность выявлять процессы и закономерности, являющиеся общими и для этого сообщества, и для исламской цивилизации в целом. Таким образом, исторический период конца XIX – начала XX в. отмечен кардинальными изменениями в политической и социокультурной жизни татарского народа. Именно противостояние джадидистов и кадимистов, фактически расколовшее татарское общество на две части, стало основным пунктом в изучении наследия татарских богословов XIX-XX вв. Благодаря рукописной книге у татар сохранились язык, религия и национальная культура.

Abstract

The article deals with the specific feature and content of the Turk-Tatar Quranic exegesis in the late 19th and the early 20th centuries, evaluates Tafsirs’ ancestry, touches upon the issues of their influence on the development of Tatar culture and provides data on the most wide-spread essays. A brief review of ideas and thoughts of religious and philosophic reformers, being present to various extents in Quranic commentaries and translations, is provided. The relevance of studying Tatar Tasfirs is obvious, since written sources’ identification and introduction to scientific use is one of the relevant objectives for a human science. Unfortunately, Quran to a certain extent is represented in a distorted way in the works of some glossarians. This issue defines the necessity of detailed studying of the written sources. Having faced a difficult period of radical changes in the system of values towards the religion (18th and early 20th centuries), theology at the Muslims of Volga and Transurals regions passed to a new development stage. The time of Tatars’ social thought awakening came. By the end of the 19th century there were 2 trends of philosophical thought – reformatory and traditional one. During this time period a lot of works devoted to the religious and philosophical thought of Tatars appeared. The chronological framework of the article covers the period starting the late 19th up to the early 20th centuries. The geographical framework of the research is mainly limited with the Volga-Ural region and the phenomenon of establishment and development of Islam and its main sources studying tradition in the region. The use of a civilized approach enables considering Muslim Tatars of Russia as a part of the Arabian Muslims civilization. Considering Russian Tatar Society from that viewpoint, we can reveal processes and patterns being common both for this society and Islamic civilization as a whole. So, the historical period of the late 19th and early 20th centuries was marked with profound changes in the political and sociocultural life of the Tatar people. The confrontation of Jaddidists and Kadimists, having splitted the Tatar society into two parts, became the main point of studying of the heritage of the Tatar Muslim theologians of the 19-20th centuries. Owing to the manuscript, Tatars preserved their language, religion and national culture.

Ключевые слова

Духовное наследие татар, мусульманская экзегетика, татарская философская мысль, богословская литература, наследие арабо-мусульманской цивилизации, восточные сочинения.

Keywords

Spiritual heritage of Tatars, Muslim exegetics, Tatar philosophical thought, theological literature, the heritage of the Arab-Muslim civilization, Eastern essays.