2017 1/2

Николай Петрович Муньков – учитель учителей

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на сборник, посвященный памяти Николая Петровича Мунькова, замечательного историка: ученого, преподавателя, методиста и администратора. В книгу вошло эпистолярное наследие ученого, статьи и воспо-минания о нем его коллег и учеников, документы и фотоматериалы. Особенностью рассматриваемого издания служит субъективизм опубликованных материалов. И личные воспоминания Н. П. Мунькова, и статьи второго раздела книги, в которых осуществлена попытка дать оценку его деятельности его современниками, основаны на личном опыте общения с этим человеком. Авторы представляют читателям данный сборник и дают ему научную оценку. Рецензия не лишена эмоциональной окраски, поскольку авторы были лично знакомы как с главным героем книги, так и со многими личностями, упоминаемыми в его воспоминаниях. Рецензия раскрывает структуру и основное содержание сборника. Авторы выделяют наиболее значимые для историков и источниковедов материалы, фрагменты мемуаров. Научная значимость данного издания по оценке авторов статьи состоит в том, что в нем представлены документы, содержащие ценнейшую информацию по макро- и микроистории высшего образования. Указывается, что в книге превалируют материалы по микроистории. Собственно в них представлены обстоятельства жизни и многогранной деятельности Н. П. Мунькова. Документы и материалы, представленные в сборнике, помогут будущим исследователям при написании истории высшего образования в Республике Татарстан ‒ истории Казанского университета, истории Казанского педагогического института, а также при изучении исторической науки, истории педагогики. Издание может быть интересно широкому кругу читателей, а не только историкам-профессионалам.

Abstract

The article is a review of a collection of articles, dedicated to the memory of Nikolay Petrovich Munkov, a great historian, scholar, teacher, methodologist and administrator. The book includes the epistolary heritage of the scholar, articles and reminiscences of his colleagues and students of him, documents and photographic materials. The peculiarity of this publication is the subjectivity of the published materials. Both personal reminiscences of N. P. Munkov and the articles of the second section of the book, where his contemporaries effort to evaluate his activities is shown, are based on personal experience of communication with him. The authors present readers this collection of articles and give it a scientific assessment. The review is with a hint of emotional coloring, since the authors were personally acquainted both with the main character of the book and many of the characters mentioned in his reminiscences. The review reveals the structure and basic content of the collection of articles. The authors highlight the fragments of the memoirs being the most important for historians and experts in source studies. According to the authors’ evaluation, the scientific merit of the publication is that it contains the richest information on the macro- and micro-history of higher education. It is stated that materials on micro-history prevail in the book. Actually they represent the facts of life and multifarious activities of N. P. Munkov. The documents and materials presented in the collection of articles will help rising researchers at writing the history of higher education in the Republic of Tatarstan ‒ the history of Kazan University and Kazan Pedagogical Institute, as well as at studying of historical science and the history of pedagogics. The publication may appeal to a large public, not just to professional historians.

Ключевые слова

Н. П. Муньков, Казанский государственный педагогический институт, Казанский университет, воспоминания, историк, учитель, история Татарстана, гуманитарная интеллигенция.

Keywords

N. P. Munkov, Kazan State Pedagogical Institute, Kazan State University, reminiscences, historian, teacher, history of Tatarstan, Humanitarian clerisy.