2017 1/2

Воссоздавая историко-культурную «биографию Алифбы»

Аннотация

В статье анализируется монография доктора исторических наук А. А. Сальниковой и кандидата исторических наук Д. М. Галиуллиной «Татар “Әлифба”сы: үткәне hәм бүгенгесе» / «Татарская “Алифба”: история и современность» (Казань, 2016), посвященная изучению истории издания татарских букварей, анализу их вербальных, визуальных текстов и трансформации букваря на протяжении веков. Авторы исследуют структуру, содержание, методический аппарат, оформление татарских букварей, изданных с конца ХVIII в. по настоящее время. Впервые в отечественной историографии татарский букварь рассматривается как культурно-исторический феномен, национально-культурное наследие. Комплексный подход, примененный авторами в процессе исследования, заключающийся в анализе специфических особенностей букварей не только татар-мусульман, но и крещеных татар, помогает проанализировать национальный букварь как единый, ценный исторический источник по истории татарского народа и важный носитель национальной памяти и идентичности. Накопленный за долгие годы исследовательской работы теоретический и фактический материал по теме исследования позволил авторам показать особенности развития и место татарского букваря в системе национального образования татарского народа. В то же время монография может способствовать введению татарского материала и в контекст международных исследований по букваристике. Несомненно то, что она получит свое место среди классических работ видных зарубежных ученых, посвященных данной проблеме. Исследование выполнено на основе коллекции татарских букварей из фондов Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета, Национальной библиотеки Республики Татарстан и фондов музея букваря – музея «Алифбы» (г. Арск). Изложенный в доступной форме исторический материал, понятный литературный язык делает книгу доступной для широкой читательской аудитории. Она может быть полезной не только для ученых, занимающихся изучением истории Татарстана, но и для всех, кто интересуется историей татарской книги, культуры и образования.

Abstract

This article analyzes the monograph of Doctor of Historical Sciences A. A. Salnikova and Candidate of Historical Sciences D. M. Galiullina ‘‘Tatar “Alifba”: history and modernity’’, devoted to the history of Tatar ABC book publications, analysis of their verbal and visual texts, and transformation of the book during the centuries. The authors have studied the structure, content, methodological instruments and layout of Tatar ABC books published from the late 18th century up to the present day. For the first time in the national historiography the Tatar alphabet book is considered a cultural and historical phenomenon, and a part of national and cultural heritage. The comprehensive approach applied by the authors during the research, including the analysis of specific peculiarities of Tatar ABC books both for Muslim Tatars and baptized Tatars, helps to analyze Tatar ABC books as a single valuable historical source on Tatar nation history and an important bearer of national memory and identity. The theoretical and factual material on the research topic, collected during the years of research work, have enabled the authors’ showing of peculiarities of development and the role of Tatar ABC book in the system of Tatar national education. At the same time the monograph may promote introducing Tatar material to international research works on ABC book studies. It’s doubtless that it will take its place among the classical works by prominent foreign scholars devoted to this issue. The research is based on the collection of Tatar ABC books from the fonds of Lobachevsky Research Library of Kazan Federal University, National Library of the Republic of Tatarstan and ‘‘Alifba’’ Museum in Arsk (a unique museum of literacy tools in Russia). The historical material delivered in accessible language and comprehensible literary language makes the book clear for wide readership. It may be helpful not only for scientists, studying the history of Tatarstan, but for everyone interested in the history of the Tatar book, culture and education (both Russian and Tatars).

Ключевые слова

Образование, просветительство, обучение грамоте, национальный букварь, детские буквари, буквари для взрослых, национальная идентичность, диалог культур, татары, тюркские народы.

Keywords

Education, enlightenment, literacy, national ABC books, ABC books for children, ABC books for adults, national identity, dialogue of cultures, Turkic people, Tatars.