«Много церквей, он стоит на возвышении» (Свияжск на рисунках братьев Чернецовых)

Аннотация

В 1838 г. три молодых художника, братья Григорий, Никанов и Поликарп Чернецовы, совершили известное путешествие по Волге. На судне «Тихвинка» была оборудована мастерская, что позволяло им делать зарисовки с натуры прямо по ходу судна. Плавание началось 22 мая и продолжалось до 19 ноября 1838 г., когда барка была затерта льдами. За полгода художниками были зарисованы многочисленные виды обоих берегов Волги. Всего, во время путешествия и в последующие годы, ими были выполнены 1 982 рисунка, 80 этюдов маслом и множество планов и набросков берегов Волги. Это богатое наследие художников до сих пор фрагментарно введено в научный оборот, хотя представляет большой интерес для историков, краеведов, сотрудников музеев. В статье представлены результаты обследования художественного наследия братьев Чернецовых на предмет выявления изображений г. Свияжска. Выявленные П. Е. Корниловым в конце 1920-х гг. два изображения города продолжают храниться в Государственном Русском музее. Благодаря электронному каталогу удалось выявить еще два рисунка г. Свияжска, выполненные Никанором Чернецовым. Причины малочисленности изображений устанавливаются при прочтении «Путевых записок по Волге», сохранившихся в Отделе рукописей Государственного Русского музея. Они заключались в специфических погодных условиях, которые не дали художникам возможности сделать большее число зарисовок, несмотря на их интерес к Свияжску.

Abstract

In 1838 three young painters, the brothers Grigory, Nikanor and Polikarp Chernetsov, made their famous travel along the Volga. On the ship Tikhvinka there was equipped a studio, which allowed the travellers to draw sketches from nature directly during the ship’s way. The cruise started on May 22 and continued till November 19, when the wooden barge became ice-covered. For half a year the painters drew sketches of numerous views of both banks of the Volga. In total they made 1 982 drawings, 80 studies in oils and many plans and sketches of the Volga banks. This rich heritage of the painters has been partially introduced for scientific use, although it is of interest for historians, local historians and museum workers. The article presents the results of an investigation on the artistic heritage of Chernetsov brothers’ works to identify images of Sviyazhsk. Two paintings of Sviyazhsk town, found in the 1920s by P. E. Kornilov, are being kept in the State Russian Museum. The electronic catalogue has helped to find two more drawings of Sviyazhsk made by Nikanor Chernetsov. The reasons for a small number of pictures can be understood at reading of ‘‘Travel essays along the Volga’’ kept in Department of Manuscripts of the State Russian Museum. It resulted from specific weather conditions which prevented the artists from drawing more sketches, despite their interest in Sviyazhsk.

Ключевые слова

Антон Иванов-Голубой, братья Чернецовы, Государственный Русский музей, путешествие по Волге, Свияжск, XIX век, пейзаж.

Keywords

Anton Ivanov-Goluboy, the Chernetsov Brothers, the State Russian Museum, the cruise along the Volga, Sviyazhsk, the 19th century, landscape painting.