2012 1/2

«Всемилостивейше назначен попечителем Казанского учебного округа…»: П. Д. Шестаков

П. Д. Шестаков. Рождествин А. П. Д. Шестаков. Очерк жизни и педагогической деятельности. – Казань, 1907. – С. 1.

Пётр Дмитриевич Шестаков родился 27 июня 1826 г. в с. Алферьеве Масальского уезда Калужской губернии, в семье священника. Благодаря поддержке своего дяди А. Я. Смирнова, служившего в Тверской казенной палате, получил хорошее образование1. Сначала поступил в Тверское уездное училище, где прилежно проучился два года. Потом перешел в Тверскую мужскую гимназию, которую окончил с серебряной медалью. Высшее образование П. Д. Шестаков получил в Московском университете на историко-филологическом факультете. Впоследствии он вспоминал о том, что университет не готовил преподавателей средних учебных заведений в практическом плане, тогда как учителю нужно было овладеть еще и искусством классного преподавания, объяснять материал и держать дисциплину в классе2.
В 1846 г. Пётр Дмитриевич был назначен старшим учителем греческого языка в Смоленскую мужскую гимназию3. Чтобы быть ближе к семье, П. Д. Шестаков в 1847 г. «просил у С. Г. СтрогановаI о переводе… на открывшуюся вакансию учителя греческого языка в Тверь»4. «Странно мне как-то было, — писал он, — очутиться в кругу бывших моих учителей и уже не учеником, а учителем… Директор и инспектор были те же; те же, значит, были и порядки»5. В 1849 г. он стал старшим учителем русской словесности в 4-й московской гимназии, где в течение трех лет преподавал русский и греческий языки, не оставляя своих литературных занятий. Служба в столице дала ему возможность обратить на себя внимание С. Г. Строганова, и уже в конце 1852 г., несмотря на свои молодые годы, Пётр Дмитриевич был назначен инспектором Смоленской мужской гимназии. Прослужив здесь три года, около двух лет он исполнял в той же гимназии должность директора, продолжая по-прежнему заниматься наукой и литературой. К этому времени относится издание его труда «География Смоленской губернии»6.
В 1855 г. П. Д. Шестакова избирают членом-корреспондентом Смоленского губернского статистического комитета и назначают директором народных училищ Смоленской губернии. В июле 1860 г. его переводят в Москву исправляющим должность инспектора студентов Московского университета, а 29 июля 1861 г. назначают инспектором народных училищ Московского учебного округа7. Командированный затем на четыре месяца за границу для ознакомления с иностранными учебными заведениями, П. Д. Шестаков побывал в Швейцарии, Германии и Франции, где изучал постановку учебного и воспитательного дела. Вскоре по возвращении Пётр Дмитриевич 17 апреля 1863 г. был определен помощником попечителя Казанского учебного округа и вскоре по болезни самого попечителя Ф. Ф. Стендера стал управлять округом8.
С этого времени начинается 20-летняя служба П. Д. Шестакова в Казанском учебном округе. Уже 5 февраля 1865 г. он был назначен его попечителем «для наведения порядка» в Казанском университетеII, так как считался последовательным монархистом и консерватором, вполне заслуживающим прозвище, данное ему современниками, — «второй Магницкий». Здесь Петру Дмитриевичу пришлось принять самое деятельное участие сначала в обсуждении, а затем и в проведении в жизнь реформ в области народного образования. Его друг историк Н. А. Фирсов писал: «Это была блестящая пора в истории России, не только в царствование императора Александра II, но и вообще в нашей истории»9. Речь шла о серии реформ 60-х гг. ХIХ в.
Буржуазные преобразования оказали воздействие на учебно-воспитательное дело в России, повлекли за собой важные нововведения в этой области. В 1863 г. университетам при содействии либерального министра народного просвещения А. В. Головнина императором Александром IIбыл дарован новый устав, предоставивший высшим учебным заведениям самоуправление и более значительные, по сравнению с прежним временем, средства для учебно-педагогической деятельности. Устав открыл широкие возможности для обучения в университетах всем выпускникам гимназий, освободил студенчество от контроля университетской инспекции. Именно тогда в Казанском университете возникают естественно-историческое научное общество, научное общество врачей, научное общество археологии, истории и этнографии; учреждается благотворительное общество вспомоществования недостаточным студентам. Устав, став самым либеральным за историю, положил первый крупный шаг в направлении к полному самоуправлению в университетах России10. В 1873 г. в Казани открывается новое высшее учебное заведение — Ветеринарный институт.
П. Д. Шестаков в отчете за 1865 г. писал: «Я заботился и забочусь по возможности о восстановлении нарушенной в действительности связи между всеми учебными заведениями округа: между университетом и гимназиями, гимназиями и уездными училищами, этими последними и приходскими»11. Будучи отличным знатоком древних языков, Пётр Дмитриевич был горячим сторонником классической системы среднего образования и немало потрудился при проведении разработанной новым министром народного просвещения графом Д. А. Толстым гимназической реформы. В 1866 г. гимназии были разделены на классические и реальные.
Тогда же П. Д. Шестаков поднял вопрос об учреждении в подведомственном его округе нескольких учебных заведений для инородцев. По его представлению в Казани были открыты учительская крещено-татарская школа, инородческая учительская семинария и несколько инородческих школ, причем для наблюдения за ними были введены особые должности инспекторов. Вот как писал об этом сам попечитель: «Школы чисто чувашские требуют деятелей, основательно знакомых с языком своих учеников,.. школы со смешанным составом учащихся следует подчинить в педагогическом отношении влиянию инспектора чувашских школ, который обязан объезжать школы и знакомить преподавателей с улучшенными и более рациональными методами первоначального обучения»12.
В Казани открываются Высшие женские курсы, в городах и селах — множество начальных школ для мальчиков и для девочек. Уездные училища постепенно уступают место учебным заведениям нового типа — городским училищам.
Однако, нововведения привели к тому, что учащиеся высших и средних заведений лишались многих прав. Категорически запрещались любые студенческие организации, особые библиотеки, читальни, кассы взаимопомощи. Фактически устав 1863 г. усилил власть попечителя в управлении университетом. По новому уставу в Казанском университете осталось четыре факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В 1865 г. был упразднен камеральный разряд, а юридический факультет был разделен на разряды собственно юридических и государственных наук (кафедры технологии и сельского хозяйства камерального разряда были переведены на физико-математический факультет)13.
Стремление Министерства народного просвещения заместить преподавательские должности в Казанском университете иностранцами встретило дружный отпор всех факультетов, а прогрессивные отечественные ученые неизменно подозревались попечителем в «неблагонамеренности».
Кроме административно-педагогической деятельности, П. Д. Шестаков в Казани по-прежнему продолжал вести научные и литературные исследования. К этому периоду относятся его работы о св. Стефане Великопермском и о созданной им пермской азбуке, а также ряд статей по вопросам инородческого образования в «Журнале Министерства народного просвещения»14.
В дальнейшем научно-литературная деятельность П. Д. Шестакова сосредоточилась главным образом в Обществе археологии, истории и этнографии. В протоколе общего организационного собрания членов-учредителей общества читаем: «По окончании чтения Устава председательствующий С. М. Шпилевский… предложил избрать П. Д. Шестакова в председатели общества без голосования, путем аккламации. Предложение С. М. Шпилевского было сочувственно поддержано и единодушно принято всеми присутствующими»15.
На заседаниях общества Пётр Дмитриевич выступал с сообщениями и статьями, среди которых: «Несколько слов о могильнике, находящемся близ деревни Ананьиной, в 4-х верстах от г. Елабуги» (1879)16, «По поводу сообщения Н. И. Золотницкого: Лингвистическая заметка о названиях Булгар, Биляр и Морквашы» (1880-1882)17, «Кто были древние булгары?» (1883)18 и др.
Прослужив в должности попечителя Казанского учебного округа ровно 18 лет, в 1883 г. П. Д. Шестаков ушел в отставку. 16 января того же года он записал в своем дневнике: «Теперь профессора говорят, начинают жить, что я выхожу и характеризуют мое управление университетом как конституционное, опирающееся на Устав 1863 г.»19 В это время в Петербурге полным ходом шла подготовка нового, консервативного по своему духу университетского устава и, естественно, такой убежденный сторонник прежнего царствования, каким являлся Пётр Дмитриевич, уже не был нужен ни Александру III, ни министру народного просвещения И. Д. Делянову20. Поэтому в июне 1883 г. император подписывает указ об отставке П. Д. Шестакова.
Находясь не у дел, Пётр Дмитриевич продолжал жить в Казани. 26 марта 1883 г. он получил от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете уведомление по поводу его отказа от должности председателя общества: «Ваша полезная деятельность на поприще изучения местной истории и этнографии, неустанная энергия, с какою вы руководили обществом с самого основания, состоя его председателем, оживление, которое вы умели вносить в занятия руководимого вами общества, наконец, ваши постоянные заботы о расширении деятельности общества и привлечения большого числа сотрудников — все это не могло не вызвать единодушного желания всех членов почтить понесенные на пользу общества труды. В силу этого члены общества, явившись в VI годичное собрание 18 марта сего года, решили единогласно избрать вас почетным членом общества»21.
Однако П. Д. Шестаков покинул службу и категорически отказался от предложения занять место в Сенате. Кроме того, он сложил с себя полномочия председателя Общества вспомоществования недостаточным студентам Казанского университета.
Начав деятельно сотрудничать с газетой «Волжский вестник», он напечатал ряд статей, касавшихся преимущественно разных педагогических вопросов, а также воспоминания «Первый год моей учительской службы». В публикации «Против экзаменов» Пётр Дмитриевич писал: «Ни со стороны сообщения прочных, основательных знаний, ни со стороны воспитательной — трудно сказать что-нибудь в пользу переводных экзаменов… Экзамены уместны лишь при окончании курса учебных заведений; затем экзамены на ученые степени и звания, на получение льгот по воинской повинности. В низших и средних учебных заведениях желательна замена (экзаменов. — И. К.) годичными занятиями и репетициями. Отмена переводных экзаменов, кроме избавления учащихся от переутомления и вредного для здоровья напряжения нервов, принесет две главные выгоды; во-первых, увеличит учебное время до мая месяца, — май же месяц может быть посвящен репетициям; во-вторых, даст возможность несколько продолжить столь необходимое для восстановления после годичной работы и укрепления сил время вакационного отдыха: вакацию можно назначить с 1 июня по 16 августа»22.
Несколько статей были опубликованы уже после кончины П. Д. Шестакова. Большой интерес представляют также его дневники, в которых скрупулезно описаны важнейшие события его личной и общественной жизни.
П. Д. Шестаков скончался в Казани 24 ноября 1889 г. и был погребен на Куртинском (ныне Арском) кладбище г. Казани.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Русский биографический словарь. – СПб., 1911. – С. 238.
2. Шестаков П. Д. Первый год моей учительской службы // Волжский вестник. – 1889. – № 277. – С. 1.
3. Там же.
4. Там же. – № 283. – С. 2.
5. Рождествин А. С. Пётр Дмитриевич Шестаков: Очерк жизни и педагогической деятельности. – Казань, 1907. – С. 27.
6. Шестаков П. Д. География Смоленской губернии. – Смоленск, 1857. – 63 с.
7. Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А., Ефрона И. А. – СПб., 1894. – Т. 39. – С. 532.
8. Казанский университет, 1804-1979: Очерки истории. – Казань, 1979. – С. 25.
9. Фирсов Н. А. Памяти П. Д. Шестакова. Мысли его об общественном воспитании в России вообще и о просвещении инородческого населения Северо-Восточной России в частности. – Казань, 1891. – С. 2.
10. История Казанского университета. – Казань, 2004. – С. 129.
11. Шестаков П. Д. Первый год моей учительской службы // Волжский вестник. – 1889. – № 292. – С. 1.
12. Отчет попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова. – Казань, 1865. – С. 4.
13. Казанский университет. – Казань, 1979. – С. 25.
14. Шестаков П. Д. К вопросу об устройстве училищ для инородческих детей Казанского учебного округа. – СПб., 1867. – С. 31-32.
15. Устав Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. – Казань, 1878. – С. 12.
16. Шестаков П. Д. Несколько слов о могильнике, находящемся близ деревни Ананьиной, в четырех верстах от Елабуги // Известия Общества археологии, истории и этнографии. – Казань, 1879. – Т. 2. – С. 72-73.
17. Указатель к «Известиям Общества археологии, этнографии и истории при Императорском университете» за 1878-1905 гг. – Казань, 1906. – С. 57.
18. Там же. – С. 45.
19. Дневник П. Д. Шестакова // ОРРК НБЛ К(П)ФУ, ед. хр. 7620, л. 958.
20. Шмелева Л. М. Семья казанских ученых Шестаковых и развитие антиковедения и византиноведения в России. – Казань, 2010. – С. 30.
21. Рождествин А. С. Указ. соч. – С. 137.
22. Там же. – С. 139.
 
Из формулярного списка попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова
1883 г.III
I. Чин, имя, отчество и фамилия, должность, лета от роду, вероисповедание, знаки отличия и получаемое содержаниеIV.
Тайный советник П. Д. Шестаков. Попечитель Казанского учебного округа, пятидесяти четырех лет. Православного исповедания.
Имеет ордена: Белого Орла, Св. Владимира 2 ст[епени], Св. Анны 1 ст[епени], Св. Станислава 1 ст[епени], Св. Владимира 3 ст[епени], Св. Анны 2 степени с императорскою короною, Св. Станислава 2 ст[епени], Персидского Льва и Солнца 1 степени, бронзовую медаль в память войны 1853-1856 годов на Владимирской ленте.
II. Из какого звания происходит?
Сын священника. []V
IV. Есть ли имение: благоприобретенное.
В г. Казани каменный дом. В Казанском уезде в селе Борисоглебском 40 десятин земли и деревянный дом. []
VII. Где получил воспитание и окончил ли в заведении полный курс наук, когда в службу вступил, какими чинами, в каких должностях и где проходил оную; не было ль каких особенных по службе деяний или отличий; не был ли особенно, кроме чинов, чем награжден, и в какое время; сверх того, если находясь под судом или следствием, был оправдан и признан невменяемым, то когда и за что именно был предан суду и чем дело кончено?VI
VIII. Годы.
IX. Числа.
По окончании курса наук в Императорском Московском университете со степенью кандидата, в 1846 г. определен старшим учителем греческого языка в Смоленскую гимназию тысяча восемьсот сорок шестого года июня тридцатого (1846, июня 30).
При определении получил третное не в зачет жалованье.
Поручено исправление должности секретаря совета гимназии (1846, ноября 27).
Перемещен к таковой же должности в Тверскую гимназию (1847, июня 20).
С разрешения г[осподина] министра народного просвещения поручена должность комнатного надзирателя гимназического пансиона с производством жалованья по обоим должностям (1849, февраля 3).
Перемещен старшим учителем русской словесности в Московскую 4 гимназию ([1849,] сентября 1).
С оставлением при должности учителя поручена должность комнатного надзирателя гимназического пансиона, с производством жалованья по обоим должностям (1849, октября 6).
По распоряжению начальства поручено исправление должности секретаря совета гимназии (1849, сентября 13).
Высочайшим приказом 10 марта 1851 г. утвержден в чине титулярного советника со старшинством с тысяча восемьсот сорок шестого года июня тридцатого (1846, июня 30).
По прошению перемещен старшим учителем греческого языка той же гимназии (1851, августа 31).
По случаю уничтожения преподавания греческого языка 12 августа 1852 года остался за штатом и перемещен младшим учителем русского языка в ту же гимназию (1852, августа 12).
Попечителем Московского учебного округа назначен исправляющим должность инспектора Смоленской гимназии (1852, октября 6).
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству 25 февраля 1853 г. произведен в коллежские асессоры со старшинством с (1852, июня 30).
Утвержден в должности инспектора Смоленской гимназии (1853, февраля 26).
При обозрении г[осподином] попечителем Московского учебного округа Смоленской гимназии за найденный во всех частях порядок объявлена благодарность Его превосходительства (1853, ноября 9).
Награжден обыкновенным подарком в 350 р. на счет экономической суммы гимназии.
Г[осподином] министром внутренних дел утвержден членом-корреспондентом Смоленского губернского статистического комитета (1855, июня 4).
За отсутствием директора исправлял должность его безвозмездно с 15 декабря 1853 г. по 8 февраля 1855 года, а за перемещением исправлял его должность с получением содержания (1855, декабря 6).
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству 3-го апреля 1856 г. № 66 произведен за выслугу лет в надворные советники со старшинством с (1855, июня 30).
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству № 235 назначен исправляющим должность директора училищ Смоленской губернии (1855, декабря 6).
Таковым же приказом за № 84 назначен директором училищ Смоленской губернии (1856, апреля 20).
Высочайше утвержден директором Смоленского губернского попечительного комитета о тюрьмах (1857, ноября 22).
Высочайшим приказом по гражданскому ведомству 6-го января 1859 г. № 1 произведен за отличие в коллежские советники со старшинством с (1858, июля 30).
Приказом г[осподина] министра народного просвещения от 3 августа 1860 года № 22 перемещен исправляющим должность инспектора студентов Императорского Московского университета с (1860, июля 21). []
Приказом г[осподина] министра народного просвещения от 29 июля 1861 года за № 24 перемещен инспектором казенных училищ Московского учебного округа (1861, июля 29).
По высочайшему повелению, состоявшемуся в 5 день мая 1862 года командирован за границу на четыре месяца для ознакомления с иностранными учебными заведениями, с производством единовременно из сумм Министерства народного просвещения на путевые издержки и на заграничное содержание 750 руб. []
Высочайше определен помощником попечителя Казанского учебного округа с жалованьем по 1 500 руб. и столовых 1 000 руб. в год (1863, апреля 17).
По случаю отъезда г[осподина] попечителя Казанского учебного округа для обозрения учебных заведений управлял округом с 26 мая по 3-е октября 1863 года.
По представлению г[осподина] министра народного просвещения всемилостивейше разрешено производить добавочных столовых денег по 800 руб. в год (1863, июля 17).
Указом Правительствующего Сената 30 сентября 1863 года за № 207 произведен за выслугу лет в статские советники со старшинством с (1862, июня 30).
Высочайшим приказом по Министерству народного просвещения за № 8 произведен за отличие по службе в действительные статские советники (1864, февраля 27).
Именным высочайшим указом, данным Правительствующему Сенату, всемилостивейше назначен попечителем Казанского учебного округа (1865, февраля 5). []
Высочайшим приказом по Министерству народного просвещения за № 7 произведен за отличие в тайные советники (1869, апреля 20).
Государь император по всеподданнейшему докладу г[осподина] министра финансов и ходатайства г[осподина] министра народного просвещения всемилостивейше соизволил на отпуск из Государственного казначейства на добавочное содержание по должности попечителя Казанского учебного округа 1 800 руб. (1870, февраля 13).
Государь император по всеподданнейшему докладу г[осподина] товарища министра государственных имуществ, ходатайства г[осподина] министра народного просвещения всемилостивейше повелеть соизволил в 17 день августа производить вместо аренды из государственного казначейства в продолжение двенадцати лет по две тысячи руб. ежегодно (1872, августа 17). []
[18 июня 1883 [г.] уволен от служ[бы].]VII
XIV. Холост или женат, на ком, имеет ли детей, кого именно; год, месяц и число рождения детей, где они находятся и какого вероисповедания?
Женат на Анне Яковлевне, имеет детей: сыновей: Сергея, родившегося 20 июля 1864 г., и Дмитрия, родившегося 29 октября 1969 г., и дочерей: Александру, родившуюся 3 июля 1863 г., Надежду, родившуюся 8 января 1866 г., и Наталию, родившуюся 9 октября 1848 г., которые находятся при нем.
Жена вероисповедания евангелическо-лютеранского, а дети православного.
НА РТ, ф. 92, оп. 1, д. 9129, л. 4-22.
 
Публикацию подготовила
Илиза Каримова,
аспирантка Института Татарской энциклопедии АН РТ


I. Строганов Сергей Григорьевич (1794-1882) — граф, российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1827), попечитель Московского учебного округа (1835-1847), член Государственного Совета (с 1856), московский генерал-губернатор (1859-1860).
II. Из-за разногласий Ученого совета Казанского университета с прежним попечителем Ф. Ф. Стендером, последний вынужден был оставить свой пост и покинуть Казань. Несколько ранее по этим же причинам подал в отставку с должности ректора знаменитый химик А. М. Бутлеров.
III. Дата определена по последней записи в формулярном списке. В деле содержится также еще один формулярный список П. Д. Шестакова, датированный 1 мая 1879 г. с дополнениями. Судя по тому, что в I графе указан возраст — 54 года, приведенный нами формулярный список является дополненной копией списка 1879 г. (здесь и далее подстрочные примечания составлены редакцией).
IV.
Формулярный список составлен в виде таблицы на типографском бланке. Римскими цифрами обозначены столбцы. Заполнен чернилами от руки. Названия граф выделены нами курсивом.
V. Опущены незаполненные графы, повторы и другие незначительные подробности.
VI. Столбцы VII, VIII и IX связаны между собой по смыслу. Даты, указанные в столбцах VIII и IX, даны нами в круглых скобках.
VII. Дописано карандашом от руки.