2008 1

«Женский взгляд» на историю


Сальникова А. А. Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования. – Казань, 2007. – 256 с.
Вышедшая недавно в издательстве КГУ книга доктора исторических наук, профессора А. А. Сальниковой «Российское детство в XX веке: история, теория и практика исследования» открывает совершенно новое направление в современном историко-культурном знании. «Женский взгляд» на историю в данном случае не идентичен модному понятию «женская литература». Это не дамское рукоделие, не жанр исторической беллетристики, это исследование женщины, профессионально занимающейся историей, которая доказала свое право на обращение к подобным сюжетам. «Мужская концепция» истории, долгое время доминировавшая в нашей исторической науке, не допускала возможности серьезной постановки вопроса: «А какую историю XXв. могли бы написать дети? Как они относились к прошлому, как воспринимали настоящее и что думали и думают сейчас о будущем?». Именно женская интуиция помогла автору книги представить историю «большой страны» через «маленькую» историю детей.
Первое знакомство с содержанием книги вызывает массу самых разнообразных ассоциаций, размышлений об особом мире детства, из которого все мы вышли. Автор впервые подверг системно-культурному анализу представления, наблюдения и восприятие детей, зафиксированные в различных видах мемориальных текстов в эпоху «российских катастроф» — Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Такой выбор источников позволяет создать совершенно неизвестный образ русской девочки 1914-1918 гг. Оказалось, что эти весьма юные особы (от гимназисток до первых советских школьниц) были охвачены патриотическим настроением, стремились на фронт. В «романтизированной» атмосфере войны выросло «милитаризированное» поколение советских девочек, подготовленное к проведению самых неожиданных экспериментов в гендерной сфере. Жизненный опыт военных лихолетий заложил основы новой модели внутрисемейных отношений, новую систему воспитательных практик. Эти наблюдения автора позволяют иначе объяснить появление в нашей стране не только полувоенных детских организаций — пионерских отрядов, лагерей и других, но и новой генерации советских женщин — летчиц, альпинисток, танкистов, дипломатов, политиков, быстро освоивших лидерские функции в профессиях, требующих высокого эмоционального напряжения и умения быстро принимать ответственные решения. Эти профессии часто были связаны с риском для жизни. Такое психогенетическое объяснение генезиса нового типа советских женщин впервые встречается в научной литературе.
В последней главе книги, посвященной поколению «Next» — детям 1990-х гг., проанализировано их восприятие современной действительности с ее бесконечной чехардой социальных и образовательных «реформ». Выводы детей, беспощадные и бескомпромиссные, полезно было бы узнать авторам «национальных проектов» и политическим лидерам. Коллективная биография «внуков Советской империи» весьма поучительна. Хотя, надо отметить, автору удалось избежать назидательно-нудных интонаций. Оригинальная концепция получила достойное художественно-лингвистическое оформление. Все мысли и даже самые сложные теоретические выводы поданы ярко, красиво и убедительно, что позволяет надеяться на внимание к книге широкого круга читателей.
Проблемы, поднимаемые автором, близки и понятны не только специалисту, но и любому человеку, который непроизвольно мысленно будет экстраполировать все описанные эпизоды советской истории на судьбы своих родителей, родственников, вызывая в памяти события своего, не такого уж далекого детства. Роль своеобразного стимула к этой весьма полезной рефлексии выполняет увлекательный иллюстративный ряд из фотографий и образцов советского полиграфического искусства. Сам принцип подбора изобразительных документов, таких привычных, как будто выпавших из наших семейных альбомов, но представленных в контексте данного исследования, позволяет автору выходить на качественно иной уровень их осмысления. Буквально на кончике пера зарождается еще более захватывающая и абсолютно неизученная тема — о правилах и нормах визуализации детских образов в советском изобразительном искусстве, о способах художественной и документальной интерпретации детской проблематики в советском кино.
В заключение хотелось бы сказать, что книга оставляет сильное впечатление не только потому, что автору удалось продемонстрировать высочайший уровень профессионального мастерства и эрудиции, но и потому, что она не скрывает личностного отношения к изучаемому предмету. Автору дороги все герои книги: «метущиеся» гимназистки, «яростные» пионерки, обиженные «буржуйки», малолетние проститутки, патологические павлики морозовы, дети эмигрантов и поколение девяностых. В исследовании А. А. Сальниковой нет попыток осуждения своих героев, но присутствует горячее желание поделиться собственным открытием их мира и рассказать нам правду, которая так долго была затуманена мифами и идеологическими вымыслами.

Лидия Сыченкова,
доктор исторических наук