2002 3/4

Грамота великого хана Гуюка Папе Римскому Иннокентию IV (1246 г.)

Исследователи средневековой истории татар редко обращаются к дипломатической переписке великих ханов (каанов) Монгольской империи. Действительно, она не имеет прямого отношения к истории татарского народа. Тем не менее, этот комплекс источников дает представление о характере дипломатических отношений, оказавших влияние на монгольские государства-улусы1, образовавшиеся после распада Йеке Монгол улус («Великого государства монголов»), в том числе и на Золотую Орду2.
Одним из таких уникальных документов является грамота великого хана Гуюка, направленная Папе Римскому Иннокентию IV в 1246 году. Ее появление явилось следствием ряда важнейших событий, которыми был так богат XIII век.
Сложившаяся в результате организованных Чингис-ханом и его потомками завоевательных походов огромная Монгольская империя во второй четверти ХШ века вступила в непосредственное соприкосновение с европейскими христианскими странами. Панический страх перед неведомым народом возник в Западной Европе еще в начале столетия, когда до нее дошли слухи об обширных завоеваниях и жестокости «татар», как называли во всех источниках того времени монгольских завоевателей3. После завоеваний в Восточной Европе, а особенно после походов отрядов Бату в Польшу, Моравию и Силезию, опасность монгольского вторжения заставила европейских государей заняться усиленным сбором сведений об азиатских завоевателях - их обычаях, нравах, религии, государственном устройстве, армии и, главное — о внешнеполитических устремлениях. При этом не последнее место отводилось надежде найти на Востоке поддержку у тамошних христиан «царства пресвитера Иоанна» или хотя бы вовлечь через миссионеров какую-то часть завоевателей в орбиту католицизма4.
Папа Римский как глава католической церкви стал одним из инициаторов установления дипломатических контактов с монголами. Энергичный Иннокентий IV пытался восстановить авторитет католической церкви сильной международной политикой, одной из основных идей которой было достижение взаимопонимания с монголами, по возможности путем обращения их в христианство5. С этой целью, а также для получения разведывательной информации, папским престолом было направлено четыре миссии к монголам. Руководство самой важной из них, которая должна была достичь великого хана, было возложено на одного из основателей ордена францисканцев, опытного дипломата Джованни дель Плано Карпини6.
Миссия Плано Карпини выехала из Лиона 16 апреля 1245 года. Посольство было снабжено буллой Иннокентия IV, адресованной «царю и народу тартар». В этой булле Папа, выступая как глава христианского мира, порицал монголов за их вторжения в христианские земли и, угрожая им гневом Божьим, увещевал воздержаться от подобных походов в будущем и принять христианство7. В апреле 1246 года посольство, доехав до Волги, прибыло в ставку Бату, тогдашнего правителя Джучиева Улуса. Бату не принял послания, адресованного великому хану, и отправил миссию в Монголию. Там послы Папы стали свидетелями возведения на престол великого хана Гуюка. В ставке Гуюка они прожили почти четыре месяца и были отправлены обратно 13 ноября 1246 года.
Осенью 1247 года Плано Карпини прибыл в Лион, где и представил Папе Иннокентию IV ответ монгольского хана Гуюка и свой подробный отчет о путешествии8. Отчет папского легата вскоре распространился в списках и стал одним из важнейших источников информации о монголах и других восточных народах для европейцев того времени. Сочинение Плано Карпини и сегодня не потеряло своего источникового значения.
Плано Карпини вполне справился с поставленной перед ним разведывательной задачей. Он довольно подробно описал вооружение, войска монголов, их тактику ведения войн. Но другую важную задачу -обращение великого хана в христианство - миссии выполнить не удалось. Отказываясь рассматривать папский призыв стать христианином и отклоняя папское право цензурировать его, Гуюк в ответной грамоте предложил Папе и королям лично явиться к своему двору для изъявления покорности, поскольку «силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, кончая теми, где заходит» пожалованы Чингис-хану и его потомкам. В последней фразе нашла краткое выражение идеология чингисидов, претендовавших на мировое господство. «Непокорные» народы и государства следовало приводить к повиновению силой. Таким образом, претензии католической церкви на вселенскую власть натолкнулась на другую универсалистскую доктрину. Однако в данном случае «столкновения цивилизаций» не произошло. Относительно быстро «Великое государство монголов» потеряло свое могущество и распалось. Осколкам могучей империи, погрязшим в междоусобицах, стало не до покорения Европы...
Грамота Гуюка была обнаружена в 1920 году в архиве Ватикана. Чуть позже ее текст с переводом и комментариями опубликовал французский исследователь П. Пельо9. К сожалению, эта публикация нам осталась недоступной, поэтому мы вынуждены ограничиться информацией, содержащейся в других источниках.
Послание Гуюка написано на бумаге, состоящей из двух склеенных кусков. Размер документа 112 на 20 см. В конце грамоты и в месте склейки листов имеются красные оттиски печати. Язык послания персидский, причем, по замечанию В. В. Бартольда, «грамота... написана настолько безграмотно, что персидский язык не мог быть родным языком составлявших ее»10. Он же обратил внимание на то, что имя Гуюк-хана в грамоте не упоминается, и послание написано от имени «хана великого улуса и вселенной» (причем заглавие грамоты написано по-тюркски, а в тексте грамоты встречаются тюркские слова и выражения)11. По мнению ученого, составителями грамоты были среднеазиатские купцы тюркского происхождения, старавшиеся писать по-персидски, как на принятом в их стране литературном языке12.
Любопытно проследить эволюцию термина «великий улус». Несомненно, первоначально этот термин мог применяться только для обозначения единой Монгольской империи. Впоследствии, после ее распада, он довольно широко использовался в посланиях и жалованных актах правителями Джучиева Улуса, затем Крымского ханства для обозначения своих государств13, что, по-видимому, должно было подчеркивать претензии на великодержавность14. А уже в конце XVI века некогда грозное словосочетание в грамоте крымского хана Гази-Гирея польскому королю использовано для обозначения Польско-Литовского государства15.
Напоследок отметим, что Гуюк и Бату, фактический основатель золотоордынского государства, принадлежали к враждующим группировкам монгольской знати. Бату пользовался большим авторитетом среди аристократии и располагал значительными военными силами. Как отметил Плано Карпини, «этот Бату наиболее могуществен по сравнению со всеми князьями татар, за исключением императора, которому он обязан повиноваться»16. Бату уклонился от участия во всемонгольском курултае, в 1246 году возведшем Гуюка на великоханский престол. Гуюк продолжал настаивать на визите Бату. Как передают источники, летом 1248 году Бату направился в улус Гуюка. По пути он получил известие о недобрых намерениях Гуюка, двинувшегося ему навстречу. Бату остановился и принял меры предосторожности. Однако Гуюк умер на расстоянии недели пути до ставки Бату. Встреча не состоялась...
Перевод грамоты публикуется по изданию «Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука»17. Нами внесены необходимые поправки в орфографию и пунктуацию текста.

  ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Имеются в виду, прежде всего Джучиев Улус (Золотая Орда), империя Юань, занимавшая территорию Китая и Монголии, держава Хулагуидов в Иране и улус Чагатая в Мавераннахре. «Монгольскими» эти государства названы из-за принадлежности к монголам правящей в них династии чингисидов и части высшей аристократии, довольно быстро освоивших культуру и язык покоренных народов.
  2. Подробнее о влиянии официального делопроизводства Монгольской империи на формирование и развитие канцелярских традиций Джучиева Улуса см.: М. А. Усманов. Жалованные акты Джучиева Улуса XIV-XVI вв.-Казань,1979.
  3. В составе монгольского войска была значительная доля представителей тюркских и других немонгольских племен и народов, в иностранных источниках, наряду с монголами, получивших собирательное название «татары». (См.: М. А. Усманов. Њткђннђн — килђчђккђ.-Казан, 1990.-Б. 100; E. И. Кычанов. Сведения из «Истории династии Юань» («Юань ши») о Золотой Орде. // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556.-Казань,2002.-
    С.38; И. Мустакимов. Об особенностях использования некоторых этногеографических и этнополитических наименований Джучиева Улуса в арабских источниках ХШ-XVI вв. // Великий Волжский путь. Материалы «круглого стола» и Международного научного семинара. Казань. 28-29 августа 2000 года.-Казань,2001.-С.264-266, 271-272).
  4. Подробнее о европейских представлениях о монголах и монголо-европейских контактах в XIII в. см.: X. Гекеньян. Западные сообщения по истории Золотой Орды и Поволжья 1223-1556 гг. // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани. 1223-1556.-Казань,2002-С.82-95; Л. Н. Гумилев. В поисках вымышленного царства.-М.,1970; J. Uminski. Niebezpieczenstwo tatarskie wpolowie XIII w.: papiez Innocenty IV.-Lwow, 1922; E. Voegelin. The Mongol Orders of Submission to European Powers, 1245-1255.-Byzantion, 15 (1941).-R378-413.
  5. Г. В. Вернадский. Монголы и Русь-Тверь-М.,1997-С68.
  6. X. Гекеньян. Указ. СОЧ.-С.91.
  7. Г. В. Вернадский. Указ. соч.-С69.
  8. Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука.-М.,1957.-С8.
  9. P. Pelliot. Les Mongols et la Papaute. Documents nouveaux edites, traduits et commentes. // Revue d'Orient Chretien.-Ser.3. T.III (XXIII).-1922-1923.-№l-2.-P3-30. Подробнее об истории нахождения и исследования грамоты см.: Путешествия в восточные страны...-С.220, прим.; В. В. Бартольд. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. // Сочинения.-М.Д968.-Т.Њ-С.158.
  10. В. В. Бартольд. Указ. соч.-С158.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. См., например, послание Тохтамыша польскому королю Ягайло (Ярлык хана Золотой Орды Тохтамыша к польскому королю Ягайлу 1392-1393 года. Издан кн. М. А. Оболенским.-Казань,1850.- С.50), тарханные ярлыки Хаджи-Гирея (А. N. Kurat. Topkapi Sarayi Müzesi Arşivindeki Altin Ordu, Kirim ve Türkistan Hanlarına ait yarlik ve bitikler.-Istanbul,1940.-S.64), Саадет-Гирея (И. Березин. Тарханные ярлыки Тохтамыша, Тимур-Кутулука и Саадет-Гирея, с введением, переписью, переводом и примечаниями.-Казань, 1851 .-С. 18).
  14. По замечанию И. Н. Березина, крымские ханы «присвоили своему владению титул Великого Улуса, принадлежавший собственно Золотой Орде (т. е. Джучиеву Улусу. -И. М)» (И. Березин. Указ. co4.-C.50).
  15. Материалы для истории Крымского ханства, извлеченные по распоряжению Императорской академии наук из Московского главного архива Министерства иностранных дел. Издал В. В. Вельяминов-Зернов.-СПб.,1864.-С9, 13.
  16. Джованни дель Плано Карпини. История монголов.-М.,1997.-С71.
  17. Г. В. Вернадский. Указ. соч.-С.67-73.
  18. На третьей странице обложки журнала приводится фотография и перевод послания хана Гуюка, выполненные по другому изданию: Archivio Segreto Vaticano. (Estratto da "Archivio Segreto Vaticano"
    a cura di Terzo Natalini, Sergio Pagano, Aldo Martini. Firenze. Nardidni Editöre, 1991). Citta del \aticano, 1991.

 Грамота великого хана Гуюка папе римскому Иннокентию IV

1246 г.

Силою Вечного Неба наш, хана великого улуса и вселенной, приказ.
Это приказ, посланный великому папе, чтобы он его знал и понял.
После того, как держали совет в [...] области Kârâl, вы нам отправили просьбу о покорности, что было услышано от ваших послов. И если вы поступаете по словам вашим, то ты, который есть великий папа, приходите вместе сами к нашей особе, чтобы каждый приказ Ясы мы вас заставили выслушать в это самое время.
И еще. Вы сказали. Что если я приму крещение, то это будет хорошо; ты умно поступил, прислав к нам прошение, но мы эту твою просьбу не поняли.
И еще. Вы послали мне такие слова: «Вы взяли всю область Majar (венгров) и Kiristan (христиан); я удивляюсь. Какая ошибка была в этом, скажите нам?» И эти твои слова мы тоже не поняли. Чингис-хан и Каан послали к обоим выслушать приказ Бога. Но приказа Бога эти люди не послушались. Те, о которых ты говоришь, даже держали великий совет. Они показали себя высокомерными и убили наших послов, которых мы отправили. В этих землях силою Вечного Бога люди были убиты и уничтожены. Некоторые по приказу Бога спаслись, по его единой силе. Как человек может взять и убить, как он может хватать (и заточать в темницу)?
Разве так ты говоришь: «Я христианин, я люблю Бога, я презираю и...» Каким образом ты знаешь, что Бог отпускает грехи и по Своей благости жалует милосердие, как можешь ты знать Его, потому что произносишь такие слова?
Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам. Кроме приказа Бога так никто не может ничего сделать. Ныне вы должны сказать чистосердечно: «Мы станем вашими подданными, мы отдадим вам все свое имущество». Ты сам во главе королей, все вместе без исключения, придите предложить нам службу и покорность. С этого времени мы будем считать вас покорившимися. И если вы не последуете приказу Бога и воспротивитесь нашим приказам, то вы станете (нашими) врагами.
Вот что вам следует знать. А если вы поступите иначе, то разве мы знаем, что будет? Одному Богу это известно.
В конце (месяца) джумада-л-ахира 644 года.

Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука.-
М.Д957.-С.220-221.

 Публикацию подготовил
Ильяс Мустакимов,
главный специалист ГАУ при КМ РТ