2000 3/4

Первая книга о татарском национальном движении

Ф.М. Султанов. Ислам и татарское национальное движение в российском и мировом мусульманском контексте: история и современность.-Казань: РИЦ «Школа»,1999.-236 с.

 

Нa современном этапе развития отечест­венной социально-философской науки приобре­тает особое значение изучение в социально-историческом контексте национальных взаимо­отношений и взаимосвязей различных народов России в прошлом и настоящем, в частности татарского и русского народов. Это тем более важно, что оно имеет прямое отношение к бо­лее углубленному изучению сложного диалекти­ческого процесса взаимопроникновения и взаи­модействия культур народов нашей многонацио­нальной страны, развитию подлинной интерна­циональной культуры российского общества и приобщенного его лучших достижений к миро­вым общечеловеческим ценностям.

Актуальность темы монографии Ф.М.Сул­танова не вызывает сомнения. Это убедительно раскрывается во введении книги, где дается до­вольно обстоятельный критический обзор лите­ратуры по исследуемой теме. Историография проблемы и сама монография были интересны не только потому, что в ней много нового из истории татарского национального движения и его места в российском и мировом мусульман­ском контексте, но и тем, что на примере эво­люции татарского национального движения по­казываются общие проблемы философской нау­ки, отражение сложностей и трудностей станов­ления общей методологии социально-философской науки.

Работа Ф.М.Султанова, посвященная исто­рии и эволюции татарского национального движения, интересна именно плане преодоления слабостей и сложностей методологии в отноше­нии исследования «национального» и его кате­горий, имеющих тесную связь с религией. За­слугой автора, приведшего его к новым выво­дам и обобщениям в раскрытии сущности та­тарского национального движения, по-нашему мнению, является то, что он нашел более вер­ную и гибкую методологическую основу -«избегающую» крайностей как узкого национа­лизма, так и великодержавного шовинизма. Научная новизна исследования в том, что впервые в российской социально-философской науке татарское национальное движение рассмотрено монографически, причем также впервые иссле­дована специфика татарского ислама и значение этого фактора в сохранении самобытности та­тарской нации, в росте социально-политического и национального самосознания народа. По на­шему мнению, автор прав, выявляя основные тенденции в развитии национальной идеологии и исламизма в мусульманских странах XX века и аналогичные тенденции в татарском нацио­нальном движении, показывая общее и особен­ное в этих тенденциях. Это новый подход в разработке данной проблемы. Поскольку татар­ское национальное движение не изучалось в монографическом плане, Ф.М.Сул-танов впервые определяет исторические ступени становления и развития структурных элементов национального самосознания татарского народа, основные фак­торы, влиявшие на изменения структуры на­ционального сознания.

То, что татарское национальное движение было тесно связано с исламом, известно было каждому исследователю, кто соприкасался с изучением этой проблемы. Но они не смогли рассмотреть их в единстве. И разная атмосфера эпох развития татарского национального движе­ния, оказывала определяющее воздействие на исследователей, часто заставляя их противопос­тавлять национальный фактор религии. Автор смог рассмотреть существующие до настоящего времени каждый в отдельности национальный фактор и религию в их диалектическом, проти­воборствующем единстве.

Ф.М.Султанов национальное движение рас­сматривает в эволюции, начиная с 1552 года доводя социально-философский анализ до совре­менного этапа. Впервые он, соглашаясь с рас­пространением в литературе тезисом о том, что три фактора - исламизм, тюркизм, национа­лизм являются факторами, влиявшими на со­держание и форму национального самосознания татарского народа, рассмотрел эти факторы в контексте других факторов, таких как геополи­тический, географический, внутрироссийские и советский. Этот найденный автором новый под­ход  в  отношении  влияния  вышеупомянутых факторов на содержание и форму национально­го самосознания татарского народа раскрывает большие возможности, более детально исследо­вать в перспективе их взаимодействие и взаи­мопроникновение в сложном и противоречивом единстве.

В становлении, формировании, функциони­ровании татарского национального движения огромное влияние оказывал и оказывает ислам, на чем автор закономерно акцентирует свое внимание. С начала и до конца монографии эта мысль проходит красной нитью. Следует отме­тить, что и в этом аспекте - при раскрытии диалектического взаимодействия национального движения и религии - ему сопутствует немало удач. Особенно этот тезис касается современного Татарстана, в котором, как считает Ф.М.Сул­танов, может иметь перспективу «евроислам», генетически восходящей к джадидизму - новой идеологии татарской нации рубежа XIX-XX веков. Автор впервые вводит в научный оборот термин татарстанизм — как идеология стремле­ния к сбалансированности этнических и рели­гиозных отношений в современном Татарстане, что не вызывает особого возражения. Он пока­зал идеологию партии власти Татарстана по от­ношению к национальному движению и рели­гии. И определил эту идеологию как «центристскую», учитывающую интересы как татар, так и русских, составляющих почти по­ловину населения республики. Ф.М.Султанов поддерживает эту официальную национальную доктрину «партии власти» - идеологию татар-станизма, как наиболее соответствующую исто­рическим реалиям, добавляя что это идеология нуждается в последующей доработке и даль­нейшем теоретическом обосновании.

Следует отметить немалые удачи автора, которые можно определить в нескольких аспек­тах.

Во-первых, это поиски и находки источни­коведческого характера. Ф.М.Султанов вводит в научный оборот новые источники, написанные на арабском, татарском языках, а также мате­риалы татарского национального движения из личного архива, малоизвестные или неизвестные до сих пор исследователям. В свою очередь, расширение и обогащение источниковедческой базы помогло автору более конкретно и глубже раскрыть место татарского национального дви­жения в российском и мировом мусульманском контексте.

Во-вторых, находки выявляются и в изуче­нии и обобщении теоретических взглядов лиде­ров татарского национального движения.

В-третьих, находки в изучении и оценке места татарского национального движения в мировом контексте. Как мне представляется, нельзя не присоединиться к выводу автора о том, что национальные движения в России и на мусульманском Востоке в XIX-XX веках имеют типологическое сходство.

В книге более углубленно исследуется госу­дарственная религиозная политика Республики Татарстан, дается типология современных орга­низаций и партий национального движения в Татарстане. Автор выделяет секулярное, уме­ренное (Татарский общественный центр) и ан-тисекулярное радикальное («Иттифак») направ­ление современного татарского национального движения. Ф.М.Султанов во многом поддержи­вает сбалансированную политику властей Татар­стана по отношению к двум вышеназванным направлениям. При этом выделяет концепции экстерриториального суверенитета татарской на­ции и исламского государства как утопические, не основывающиеся на реалиях современной жизни республики.

Автору удалось избежать личных пристра­стий в оценке взглядов лидеров татарского на­ционального движения, партии власти и рели­гиозных деятелей. Поэтому во многом убеди­тельным выглядит объективный стиль изложе­ния книги.

Вместе с тем, есть и некоторые пожелания автору для будущей работы.

Представляется необходимым более полно осветить взгляды татарских идеологов нацио­нального движения начала XX века (С.Максуди, Г.Ибрагимова и других либералов-демократов) и показать их преемственную связь с позицией современных лидеров национального движения. Также заслуживает более подробного внимания труды современных западноевропей­ских ученых о взаимоотношении национального и религиозного факторов в жизни современного постсоветского общества.

В общем, с уверенностью можно сказать, что своими результатами книга Ф.М.Султанова вносит значительный вклад в исследование сущности татарского национального движения и будет полезна как ученым, студентам, так и всем, кто интересуется историей татарского на­ционального движения и народа.

 

Айдар Юзеев,

доктор философских наук