2001 1/2

Новый труд выдающегося чувашского этнопедагога

В конце 2000 года увидело свет 2-е, исправленное и дополненное, издание книги "Эгнопедагогика" известного учено­го-педагога, академика Российской акаде­мии образования Геннадия Никандровича Волкова.

Она была рекомендована Министер­ством образования Российской Федера­ции в качестве учебника для студентов средних и высших учебных заведений. В нем характеризуется национально-регио­нальная и этническая культура воспитания, освещаются важные темы этнопедагогики: этнопедагогическая система как нацио­нальный и общечеловеческий феномен; пе­дагогическая эволюция; факторы, методы, средства и приемы народного воспитания. Лейтмотивом книги является мысль о том, что народная педагогика не представляет воспитание совершенного человека вне ак­тивной деятельности. Комбинированные меры воздействия на сознание и чувства подрастающего поколения всегда находи­лись в соответствии с комплексными фор­мами организации его жизни и деятельно­сти, такими, как обычаи, традиции, обряды и праздники. Одно из первых мест в этом ряду у всех народов занимают те из них, ко­торые сформировались в результате тру­довой деятельности человека. Например, помочь (у русских), хошар и хашар (у уз­беков и таджиков), талкае, талгут и тол­ка (у латышей, эстонцев и литовцев), толо­ка (у украинцев и белорусов) — обычай взаимопомощи односельчан, когда соседи объединялись на выполнение сложной ра­боты, по окончании которой следовало обильное угощение.

По мнению Г.Н.Волкова, многочис­ленные весенние молодежные праздники были своеобразными формами эстетичес­кого воспитания и самовоспитания, средством проверки уровня и результатов этого вос­питания. Например, изумительные девичьи хороводы носили характер ежегодных ве­сенних и летних "певческих фестивалей". Акатуй у чуваш, сабантуй у татар, каргатуй у башкир преследовали цели обще­ственного смотра физического развития мо­лодежи; осенние вечорки - цель развития и проверки эстетических вкусов и навыков в рукоделии. Без бережного отношения к этим духовным сокровищам народа немыслимы прогресс в общественной жизни, формиро­вание исторического самосознания и миро­понимания народа.

Скажем несколько слов о самом Г.Н.Волкове. Он — автор более 50 книг — известен в нашей стране и за рубежом как основатель нового направления в педа­гогической науке — этнопедагогики. Пос­ле окончания Чебоксарского государствен­ного педагогического института и аспиран­туры в Казанском государственном педа­гогическом институте он работал учителем физики в 78-ой школе Казани, учителем математики в 6-ой школе в Чебоксарах. За свободомыслие был вынужден, как се­годня шутя говорит он сам, "эмигрировать в Москву". Многие годы он трудится в на­учно-исследовательских институтах систе­мы образования. На сегодняшний день Г.Н.Волков возглавляет лабораторию эт­нопедагогики Государственного научно-ис­следовательского института семьи и воспи­тания Российской академии образования и Министерства социальной защиты.

Его имя стало широко известно чу­вашскому читателю после издания в Че­боксарах в 1970 году книги "Трудовые тра­диции чувашского народа", в которой он одним из первых глубоко проанализировал эволюцию трудовых традиций и праздни­ков и предложил свою методику использо­вания народных традиций в воспитании тру­долюбия. А его труд "Эгнопедагогика чу­вашского народа" был удостоен премии имени К.Д.Ушинского. В этом исследова­нии, привлекшем внимание ученых к этно-педагогическим проблемам, Г.Н.Волков рас­смотрел связь культуры чувашского народа с культурой всех народов страны и рас­крыл прогрессивное значение этого духов­ного единства.

Предложенный Г.Н.Волковым тер­мин "этнопедагогика" получил широкое рас­пространение после выхода в свет в 1973 году в Чебоксарах одноименной моногра­фии. Член-корреспонденг АПН СССР, зас­луженный деятель науки РСФСР, профес­сор И.Т.Огородников, давая оценку этому объемному труду, писал, что попытка воз­рождения народных традиций, осуществлен­ная автором, несомненно, привлечет внима­ние широкого круга не только специалис­тов, но и всех тех, кто имеет непосредствен­ное отношение к воспитанию подрастаю­щего поколения. Время показало, что, не­смотря на происшедшие изменения в эко­номической и политической жизни страны, труды Г.Н.Волкова не теряют своей акту­альности. И наглядное тому подтвержде­ние — учебная книга по этнопедагогике, созданная Г.Н.Волковым впервые не только в нашей стране, но и во всем мире.

 

Николай Степанцев,

председатель Чувашского обще­ственного культурного центра имени П.Хузангая г.Казани,

заслуженный работник культуры РТ