2006 1

Кунеевлаг

Годы пройдут, отовьются, как нити,
просьба к потомкам у сердца в обрез:
в честь неизвестного зэка зажгите
вечный огонь перед зданием ГЭС!
Стихи с картины М. В. Зотова «Строительство Куйбышевской ГЭС», 1988 г.

Решение о строительстве Куйбышевской ГЭС на Волге было принято правительством СССР в 1937 г. Еще в 1932-1936 гг. на строительстве канала «Волга — Москва» был организован большой коллектив изыскателей, проектировщиков, исследователей и строителей под руководством С. Я. Жука. После окончания строительства канала этот коллектив приступил к проектированию гидроэлектростанции в районе Куйбышева (ныне Самара). Куйбышевский гидроузел проектировался как комплексный народнохозяйственный объект, на который возлагались следующие задачи: получение максимально экономически выгодного количества электроэнергии, улучшение судоходных условий на большом протяжении Волги и ее притоках, обеспечение орошения огромных заволжских массивов засушливых земель на базе дешевой электроэнергии и зарегулированного стока, создание дополнительного магистрального железнодорожного и автодорожного переходов через Волгу.
Подготовительные работы по сооружению основных объектов Куйбышевского гидроузла начались в 1937 г., о чем говорит докладная записка Куйбышевского облплана «Об итогах промышленного развития области во второй пятилетке»1. Тогда же был дан старт проектно-изыскательским работам по сооружению двух станций: первой мощностью два миллиона киловатт в створе Жигулевских ворот у с. Красная Глинка, второй мощностью 1,4 миллиона киловатт в излучине Самарской луки, в районе д. Переволоки, с судоходным каналом, прорезающим Волго-Усинский водораздел.
В 1940 г. из проектного сектора и изыскательских отделов строительства Куйбышевского гидроузла было создано Московское проектное управление Главгидростроя, позже переименованное в Гидропроект. Также в проектировании принимали участие Гипроречтранс, Гидрорыбпроект и Гипролеспром, которые вели работы соответственно по транспортному и рыбохозяйственному освоению водохранилища, лесосводке и лесоочистке его ложа.
Немалый объем работ выполняли конструкторские бюро Ленинградского металлического завода им. И. Сталина и завода «Электросила». К проектированию привлекались Московский государственный университет, Московский инженерно-строительный институт, НИИ Водгео, Всесоюзный НИИ гидротехники имени Б. Е. Веденеева.
В отчете об итогах выполнения народнохозяйственного плана Куйбышевской области за 1940 г. указывалось, что на строительстве Куйбышевской ГЭС годовой план выполнен на 105,9 %2.
Подготовительные работы были приостановлены в связи с началом Великой Отечественной войны. После ее окончания правительство вернулось к вопросу о сооружении Куйбышевского гидроузла на Волге. Около Самары Волга делает громадную излучину, пересекая Жигулевскую возвышенность. Это место давно привлекало внимание гидростроителей. Особенно интересным казалось создание деривации (I), спрямляющее излучину. При подъеме воды в Волге по сравнению с меженью на 20-25 метров ширина водораздела между реками Усой и Волгой составила бы всего два километра. Но проведенная в этом месте разработка показала, что стоимость только первоначальных работ составит более 16 % стоимости строительства ГЭС — поэтому от прежних планов отказались.
В отличие от довоенного проекта, плотину решили перенести на 80 км выше Куйбышева по течению Волги, в окрестности небольшого районного городка Ставрополь-на Волге (ныне Тольятти).
О возрождении прежних грандиозных планов красноречиво свидетельствовало постановление Совмина СССР от 21 августа 1950 г., в котором говорилось о начале строительства Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью два миллиона киловатт3. Главным инженером проекта гидроэлектростанции стал опытный гидротехник Н. А. Малышев. В Куйбышеве был создан филиал Гидропроекта.
Страна, едва начавшая оправляться от страшных военных бедствий, потерь и разрушений, бросила все силы на гигантские стройки — главный Туркменский канал, Южно-Украинский канал, Северо-Крымский канал, Каховскую ГЭС на Днепре, Сталинградскую ГЭС и особенно Куйбышевскую ГЭС. В директивах XIX съезда КПСС (октябрь 1952 г.) по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР строительство Куйбышевской ГЭС было названо первоочередной, важнейшей стройкой пятой пятилетки. Задания на пятилетку разрабатывались Госпланом на основе указаний ЦК и Совета Министров СССР.
Надо отдать должное советскому партийно-государственному аппарату — он сумел организовать и воплотить в жизнь казавшиеся несбыточными проекты. Административные ресурсы власти тогда еще были велики!
Для строительства Куйбышевского гидроузла была создана строительная организация Куйбышевгидрострой МВД СССР (с июня 1953 г. — в подчинении министерства энергетики СССР). В августе-сентябре 1950 г. были сформированы все основные структуры и подразделения Куйбышевгидростроя: управление материально-технического снабжения, механизации, автотранспорта и управление Кунеевского исправительно-трудового лагеря.
Катастрофически не хватало квалифицированной рабочей силы, техники и средств. Поэтому на стройке широко применялся труд заключенных, развернулась масштабная пропаганда и агитация, позволившая мобилизовать необходимые трудовые ресурсы.
Многие люди до сих пор ничего не знают об истинных масштабах использования заключенных на строительстве Куйбышевского гидроузла, некоторые знают об этом факте лишь в общих чертах, и практически никто не владеет конкретной информацией по этому вопросу. Даже в современных справочниках и энциклопедиях вы не найдете, что такое Волголаг, Самарлаг или Кунеевлаг. Увы, в секретные архивы МВД я не попал, не нашел и бывших заключенных Кунеевлага, которые строили Куйбышевский гидроузел. Но кое-что я все-таки узнал.
Кунеевский исправительно-трудовой лагерь получил название от левобережной деревни Кунеевка, находившейся на месте современного Комсомольского района г. Тольятти. У Кунеевлага был предшественник — Самарлаг, заключенные которого в 1937-1940 гг. проводили подготовительные работы перед началом основного строительства Куйбышевского гидроузла. Они построили железнодорожную ветку «Сызрань — Переволоки», а также участок железнодорожной линии от станции Средневолжская до подножия Сокольих гор и многие другие объекты.
Кунеевский ИТЛ был организован в 1949 г. Местом его дислокации определили город Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти) Куйбышевской области. Существовал Кунеевский ИТЛ с 6 октября 1949 г. по 12 марта 1958 г. Первым начальником Куйбышевгидростроя, а, следовательно, и Кунеевского ИТЛ был назначен генерал-майор инженерно-технической службы И. В. Комзин.
На строительстве Куйбышевской ГЭС И. В. Комзин показал себя великолепным руководителем, хорошим организатором, очень твердым и требовательным к подчиненным. За строительство Куйбышевского гидроузла он был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
Численность заключенных в Кунеевском исправительно-трудовом лагере в разное время сильно колебалась и зависела от масштаба строительных работ. Минимальная численность была зафиксирована 1 декабря 1949 г. — 1 253 осужденных, максимальная 1 января 1954 г. — 46 507 осужденныхII. Резкое увеличение их количества произошло в период с 1 января 1950 г. (1 328) по 1 января 1951 г. (15 864), и до 1954 г. шел непрерывный рост. Тенденция к снижению численности осужденных наметилась только после завершения строительства основных объектов гидроузла в 1954-1955 гг., в декабре 1957 г. в лагере осталось 11 688 человек. В 1953 г. во всем ИТЛ насчитывалось 15 лагерных отделений, а в их составе 24 лагерных пункта. Любопытно, что в четвертом квартале 1953 г., то есть уже после «бериевской» амнистии, в Кунеевлаг прибыло дополнительно 12 998 человек. В основном это были осужденные, амнистированные в июне, но не выдержавшие испытания свободой.
По состоянию на 1 января 1954 г. в Кунеевском ИТЛ в основном находились лица, судимые за тяжкие преступления. В их числе были осужденные на срок от 5 до 10 лет — 19 308 человек, на срок от 10 до 15 лет — 11 290 человек, от 15 до 20 лет — 2 955 человек, свыше 20 лет — 838 человек. Бывший замполит колонии В. А. Токмаков вспоминал, что в колонии отбывали сроки убийцы и насильники, воры и растратчики казенных денег. Были и осужденные по печально известной 58-й статье. Они получили сроки за так называемые контрреволюционные преступления, под которые подпадали и разговоры о несогласии с политикой партии, и анекдоты про вождя. Всего таких «контрреволюционеров» насчитывалось 450 человек. Они работали в особом конструкторском бюро. В 1956 г. почти всех их освободили за отсутствием состава преступления.
За пять месяцев (август-декабрь) 1950 г. на левом берегу Волги появилось два барачных поселка заключенных. На окраине Ставрополя было образовано лагерное отделение № 1, которое занималось возведением различных объектов в Портовом поселке и в Соцгороде. Одновременно на Кунеевской строительной площадке было создано лагерное отделение № 2, заключенные из которого расчищали площадки под шлюзы и начали строительство поселка, позднее получившего название Шлюзовой. Тогда же в город стали прибывать первые вольнонаемные строители и технические специалисты. Их размещали на частных квартирах Ставрополя.
В 1951 г. в левобережье организовали лаготделения № 3 и № 4, строившие шлюзы и поселок Шлюзовой. Несколько позже появились лаготделение № 11, заключенные которого бетонировали нижние судоходные шлюзы и каналы между верхними и нижними шлюзами, лаготделение № 15, возводившее поселок Жигулевское Море, и лаготделение № 16, заключенные которого работали на строительстве водосливной плотины и верхних шлюзов.
В том же году на правом берегу Волги были основаны лагерные отделения Кунеевского ИТЛ № 6, № 7 и № 8. Для них главной задачей стало создание огромного 30-метрового котлована здания гидроэлектростанции. Примерно в то же время в селе Моркваши появилось лаготделение № 9 Кунеевского ИТЛ, прикрепленное к деревообрабатывающему комбинату. Позже в поселке Яблоневый Овраг было организовано лаготделение № 17, где заключенные работали в каменных карьерах.
В 1950-1953 гг. заключенные построили в Куйбышевской области сотни километров магистральных автомобильных дорог. Специальным приказом МВД СССР от 12 октября 1949 г. было создано управление ИТЛ Гушосдора МВД СССР.
Зимой 1950-1951 г. заключенные «автодорожных» лагерей Гушосдора приступили к сооружению моста через р. Сок недалеко от места ее впадения в Волгу. Строительство автомобильного шоссе «Куйбышев — Ставрополь» началось несколько позже. В подготовке трассы, вырубке леса, отсыпке земли, песка и щебня участвовали не только заключенные, но и вольнонаемные рабочие окрестных сел — Большой Царевщины, Курумоча, Винтая и Зеленовки.
Для успеха дела необходимо было наладить автомобильное и железнодорожное снабжение всей гигантской стройплощадки. Поэтому в 1950 г. на железнодорожную линию «Сызрань — Жигулевск» были брошены значительные силы заключенных. В сентябре 1950 г. их отряды под руководством технических специалистов начали необходимые ремонтные работы на 50-километровом участке рельсового пути между Сызранью и Переволоками. Основной задачей стала прокладка новой железнодорожной линии на отрезке от Переволок до Жигулевска. Наиболее трудным оказался участок, проходящий по склонам Отваженского оврага, где уклон местности иногда достигал 60 градусов. Несмотря на большие трудности, к середине июля 1951 г. сооружение всего 40-километрового участка пути было завершено.
Одновременно велось и строительство левобережной железнодорожной линии на отрезке от поселка Горного до Ставрополя. Благодаря усилиям заключенных нескольких лагерных пунктов железнодорожный мост через р. Сок и 90-километровый отрезок рельсового пути были полностью готовы к середине осени 1951 г., а 30 ноября официально открылось движение по левобережной железнодорожной линии «Куйбышев — Жигулевское море». В этот же день на Кунеевскую стройплощадку прибыл первый поезд из Куйбышева. Другие отряды заключенных сразу с двух сторон тянули к району гидростроительства высоковольтные линии электропередач, так как местных мощных источников энергии в Ставрополе и Жигулевске в то время не было.
В сентябре 1951 г. завершилось строительство линии электропередач «Куйбышев — поселок Комсомольск». На строительные площадки началась подача тока с Безымянской и Куйбышевской ТЭЦ. 21 декабря заработала линия электропередач «Сызрань — Жигулевск» протяженностью 96,7 км, по которой Куйбышевгидрострой стал получать энергию от Сызранской ТЭЦ.
Широко применялся труд осужденных Кунеевлага также на работах, связанных с переносом предприятий и сооружений в связи с подготовкой ложа будущего Куйбышевского моря к затоплению. Все строения, принадлежащие государству, в том числе административные здания и хозяйственные объекты, разбирались, перевозились и собирались на новом месте. Именно заключенные построили целые жилые кварталы на территории вновь образованных районов Ставрополя: Соцгорода, Портпоселка, Комсомольска, Шлюзового и около станции Жигулевское море.
Крупнейшим объектом на первом этапе гигантского строительства был котлован ГЭС, куда в первой половине 1953 г. круглосуточно, в три смены, на работу выходило от 12 до 15 тысяч заключенных, а также до 2-3 тысяч вольнонаемных рабочих и технических специалистов. Труд осужденных стимулировался прогрессивной системой зачета рабочих дней. При выполнении нормы на 121 % и выше один день ударной работы засчитывался такому передовику за три дня его заключения в лагере. В результате на строительстве росла производительность труда, на большинстве участков выполнялся производственный план. Никому неведомо, во сколько человеческих жизней обошлась эта прогрессивная система… Позднее, из скупых рассказов стариков я узнал, что особенно много заключенных погибло при строительстве гигантского котлована глубиной 30 метров (по другим данным — 45 метров) под здание ГЭС. Не зря в народе строительство Куйбышевской ГЭС называли «Братской могилой».
Самой высокооплачиваемой работой на стройке считалось замешивание бетона. За это заключенные получали не только неплохие деньги, но и дополнительный паек. Некоторые бригады осужденных при замешивании бетона за смену выполняли план на 200-250 %.
К концу 1954 г. на котловане работало около шести тысяч заключенных и примерно столько же вольнонаемных строителей, в подавляющем большинстве бывших осужденных.
Одним из важнейших объектов гидроузла была водосливная плотина, на которой в течение 1954 г. ежедневно работало от 9 до 11 тысяч заключенных и около 2,5 тысяч вольнонаемных рабочих и служащих.
Наибольшее число заключенных работало на подготовке опалубки, на армировании и укладке бетона, особенно на его уплотнении с помощью ручных вибраторов. О масштабах использования подневольного труда красноречиво говорит такой факт: в середине 1953 г. примерно 75 % гидростроителей составляли заключенные.
Многие осужденные, отличившиеся при строительстве гидроузла, специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах заключенным, отличившимся на строительстве Куйбышевской ГЭС» от 10 августа 1958 г. были освобождены от дальнейшего отбывания наказания. Нескольким сотням других сократили сроки их пребывания в лагере.
Кунеевский ИТЛ был закрыт по приказу МВД РСФСР № 069 от 12 марта 1958 г. В течение последующих месяцев восемь его лагерных отделений перешли в ведение вновь образованного Управления исправительно-трудовых колоний по Куйбышевской области. Эпопея Кунеевлага закончилась…
В заключении хочу поведать вам историю, жизни и творчества тольяттинского художника Михаила Васильевича Зотова (1923-1995). В 1941 г. семнадцатилетний парень Михаил Зотов, немец по матери, поехал из Астрахани под конвоем в сталинский лагерь на «трудовую вахту» в Казахстан. Работал хорошо, в 1943 г. ему было разрешено защищать Родину уже как русскому — по отцу. На войне он получил пять ранений. Затем Зотов трудился на строительстве Куйбышевской ГЭС.
Как-то Михаил Васильевич взял в руки кисть и начал рисовать. Сначала на темы из далекого прошлого — «Куликовская битва», «Стенька Разин», затем — «Куйбышевская ГЭС на костях зэков». В 1981 г. специальная комиссия признала его творчество вредным, а картины, рукописи и фотографии сожгли. Полгода М. В. Зотов провел в тюрьме. Затем по решению Куйбышевского областного суда его поместили в психиатрическую больницу. Только в июне 1990 г. Зотов был реабилитирован. Вскоре он предъявил счет государству, подав иск в областной суд — 200 тысяч за сожженные картины и рукописи, 1 миллион — за выбитый в психлечебнице глаз. «Компенсация должна быть показательно полной затем, — писал М. В. Зотов, — чтобы никому в будущем не пришла мысль загонять “инакомыслящих” в застенки психиатрических лечебниц, где доподлинно сумасшедшие могут сделать с ними все, что угодно».
Трагична судьба картины М. В. Зотова «Строительство Куйбышевской ГЭС» или «Куйбышевская ГЭС на костях зэков». Художник написал ее в 1965 г., а в 1981 г. она была уничтожена по решению упоминавшейся комиссии. В 1988 г. Михаил Васильевич написал ее еще раз, причем на полотне появился портрет И. В. Сталина и стихи. Насколько мне известно, это единственная картина-осмысление «великой стройки коммунизма».

I Деривация - сооружения, осуществляющие отвод воды и ее транспортировку к ГЭС.
II  Данные о количестве заключенных предоставлены автору В.А. Токмаковым - полковником внутренней службы в отставке, создателем и руководителем Музея истории Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции российской Федерации по Самарской области.

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Самарское Поволжье в XX веке. Документы и материалы. – Самара, 2000. – С. 121.
2. Там же. – С. 126.
3. Правда. – 1950. – 21 августа.

Евгений Бурдин,
краевед (г. Ульяновск)