2011 3/4

Дозорная книга Григория Кузьминского из фондов Российского государственного архива древних актов

 
Изучение проблем средневековой истории Поволжья затруднено узостью круга источников, малочисленностью письменных свидетельств эпохи. В этой связи важнейшее направление дальнейших исторических исследований — выявление и введение в научный оборот комплекса новых письменных и археологических источников эпохи средневековья.
В Поместном фонде (или Фонде старых вотчинных дел) Российского государственного архива древних актов (РГАДА) сохранились подлинники и поздние копии (как правило, XVIII в.) материалов писцового делопроизводства по уездам Среднего Поволжья второй половины XVI-XVII вв. В числе неизданных — дозорная книга 1619 г. дозорщика Григория Кузьминского, зафиксировавшая состояние Чаллынского городища в бассейне р. Шумбут в начале XVII в.
Дозорные книги являлись одной из разновидностей писцового делопроизводства в Русском государстве XVI — первой четверти XVII вв. В отличие от периодически проводившихся писцовых описаний земель и подворных переписей населения в общегосударственном масштабе, дозорные книги фиксировали промежуточные изменения в хозяйствовании, землевладении и землепользовании различных категорий населения.
В целом, дореволюционная историография изучала дозорные книги в общем массиве делопроизводственных документов. В конце XIX — начале XX вв., в связи с повышенным интересом к истории отдельных регионов материалы дозорных книг частично использовались местными историками-краеведами.
Историки XX — начала XXI вв. сумели расширить возможности использования документов писцового делопроизводства: они не останавливались на изучении традиционной для XIX в. проблематике — истории феодального землевладения и социально-экономического быта средневековой России. Данная тенденция особенно усилилась в 90-е гг. ХХ в. Материалы писцовых, дозорных и переписных книг стали привлекаться в качестве источника по исторической географии и демографии, по проблемам генеалогии, эволюции типов поселений, развития рентных отношений, налогообложения, истории городов, ремесел и торговли и т. д.
Из дозорных книг земель бывшего Казанского ханства сохранилось несколько книг конца XVI — первой четверти XVII вв. (1599, 1617-1621 гг.). Помимо того, имеется целый ряд дозоров первой четверти XVIIв., описывающих отдельно взятые селения и землевладения (вотчины, поместья и т. д.).
В архивной описи книги 153 Поместного фонда РГАДА дозорная книга 1619 г. Григория Кузьминского не обозначена в отдельности, а зафиксирована в старой описи бывшего Московского архива Министерства юстиции (МАМЮ) (л. 1349-1354) под следующим заголовком: «7127 [1619] г. Подлинная дозорная книга поместных земель служилых татар Ишеи Хозяшева и Килея Монашева в пустоши, что было Чаллынское городище (по Зюрейской дороге), письма и дозора Григория Кузьминского».
Текст дозорной книги — полуустав XVIIв., выполненный канцелярским почерком черными чернилами, хорошо поддающийся прочтению. Документ имеет скрепу по листам самого писца Григория Кузьминского («к сем книгам Григорей Кузьминской руку приложил»), что свидетельствует о его подлинности.
Первое упоминание документа содержится в труде исследователя XIX в. С. М. Шпилевского1, позднее в работах историка-востоковеда Ш. Ф. Мухамедьярова2.
Сведений о средневековом Чаллынском городище в бассейне р. Шумбут известно немного. Все они приведены в сборнике «Древние Чаллы»3 и научно-популярных изданиях Н. Г. Гарифа4.
Археологические раскопки разных лет позволили ученым прийти к выводу о существовании городища еще с XI-XII вв., т. е. с эпохи Волжской Болгарии. В период Казанского ханства Чаллынское городище, наряду с такими его крупными центрами, как Арск, Алат, Алабуга, — центр вассального княжества, сыгравшего заметную роль в политике средневекового государства. В частности, в летописных преданиях говорится о походе казанского хана на рубеже XVI в. на земли непокорного княжества, упоминаются некоторые его правители (Хаджи Гирей или Гази Гирей, Хафиз Гирей), которые, возможно, имели отношение к ханской династии Гиреев. По одной из гипотез, Чаллынское городище выступило последним укреплением восставшего местного населения против завоевателей в 1552 г. Во всяком случае, хронология существования городища, как жилого поселения, археологами прерывается в 1556 г.
Публикуемый документ является дозором земель по челобитью казанских служилых татар Ишея Хозяшева и Килея Монашева на имя государя с прошением, «чтоб государь их пожаловал двих оклады в поместье в Казанском уезде по Зюрейской дороге, что бывало изстари городисще Чаллынское на речке на Чаллынской вверх Мамы речки по обе стороны». По содержанию документа, последствия челобитья остаются нам неизвестными. Однако, учитывая, что подвергшиеся дозору властей земли в бассейне р. Шумбут (Чаллы) в конечном итоге оказались бесхозной пустошью, можно предположить их передачу в скором времени в поместное владение челобитчикам Ишею Хозяшеву и Килею Монашеву.
Документ интересен среди прочего и тем, что в нем, кроме пустоши, «что бывало Чаллынское городисще», фигурирует целый ряд татарских поселений округи — Чаллы, Шигизда (Шигазда), Пимер, Налгози, Мосляк (Машляк), Би-Юрт, Верхние Чаллы, Новые Чаллы Нижние (Нижние Чаллы), а также реки Чаллы (ныне р. Шумбут) и Мамит. Кроме того, зафиксированы имена более двадцати жителей окрестных деревень с обозначением их родовых тамг. Есть основание полагать, что некоторые из этих ясачно-татарских имен в дальнейшем нашли свое отражение в названиях некоторых населенных пунктов округи. В этой связи, можно предположить, что от имени упомянутого в источнике жителя д. Налгози Кучука Мамышева в дальнейшем произошло название д. Кучуковы Челны в бассейне р. ШумбутI.
Таким образом, дозорная книга Григория Кузьминского, датируемая 1619 г., является важнейшим источником изучения исторической географии, топонимии и антропонимии населенных пунктов Среднего Поволжья эпохи позднего средневековья.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Шпилевский С. М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники Казанской губернии. – Казань, 1877. – 585 с.
2. Мухамедьяров Ш. Ф. Социально-экономический и государственный строй Казанского ханства (XV— первая половина XVI вв.). – М., 1950. – 381 с.
3. Древние Чаллы = Борынгы Чаллы / Отв. ред. Ф. Ш. Хузин. – Казань, 2000. – 320 с.
4. Гариф Н. Г. Казан ханлыгы: оешу тарихы, идарә системасы һәм феодал вассаллык мөнәсәбәтләре. Чаллы олысы мисалында. – Казан, 2006. – 175 б.
 
1619 г. Подлинная дозорная книга пустоши, что было Чаллынское городище (по Зюрейской дороге), письма и дозора Григория Кузьминского
7127 г.I июня в 29 день подал в Григорьево место Кузьминского Лука Жолнырев да площадной подьячей Дмитрей Кривочуров пустоши, что бывала Чаллынское городище.
№ 539II
[…]IIIЛета 7127 г. июня в 16 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указу и по наказу боярина и воеводы, князя Ивана МихайловичаВоротынского да диаков Федора Лихачева, Ивана Васильева ездил Григорий Кузьминской по Зюрейской дороге на пустошь, что бывало Чаллынское городисщо, блиско деревни Чаллов для того: в прошлом во 126-м годуIV июня в 28 день в государеве цареве и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте писано в Казань к боярину и воеводе, ко князю Володимеру Тимофеевичу Долгорукому с товарыщи. Били челом государю казанские // (л. 391 об.) служилые тотаровя Ишей Хозяшев да Килей Монашев, чтоб государь их пожаловал двих оклады в поместье в Казанском уезде по Зюрейской дороге, что бывало изстари городисще Чаллынское на речке на Чаллынской вверх Мамы речки по обе стороны. А та де пустошь тотарская изстари, от казанского взятья лежит впусте. В поместье и на ясак не отдана никому. А пашни де на ней будет на двести чети. А в ясачных хлебных книгах написано прошлого 121 годуV — дана грамота Зюрейские дороги деревни Чаллов чувашенину Сатышу Урузову. А велено ему жити по той же Зюрейской // (л. 392) дороге на пустоши, что конец деревни Чаллов, на целом ясаку. И служилые тотаровя Ишей Хозяшев да Килей Монашев сказали, что тот Сатыш живет на той же пустоши. А земли за ним порожние сверх де ево дачи много. А Григорей, приехав на ту пустошь, взяв с собою тутошних и сторонних всяких людей-старожильцов деревни Шигизды Сатлыгана Байгильдеева, Тлевберду Бегишова, деревни Пимер Тюнека Баксубина, деревни Налгози Теника Насырева, Кучука Мамышева, деревни Мосляк Кебеша Шикземалова, Биюргана Янгизигитова // (392 об.), Ишкильду Мамезерева, Байтемиря Псеева, Каипперду Качкенеева, деревни Би-Юрт Чураша Шихназимова, Емикея Кадышева, деревни Верхних Чаллов Тагая Тохтамышева, Бокаша Шихназимова, Янкшея Тевкелева, Тоная Тохташева, Урусая Нагайчурина, деревни Новые Чаллы Нижние Чютея Косарова, Чураша Сююндюкова, Бекбулата Бегишова, деревни Нижних Чаллов старосту Тавгеня Тлевлеева, Карабая Байсарина, Батмана Кадышева, Бурнаша Кулбакшандина, Тохтамыша Урузова, Досая // (л. 393) Кулбакшеева, Кунтугана Тлевшеева, Менглиша Баукеева, Аметейка Дылеева, Теребердея Уразлыева, Иштюлетя Девлезерова, Ишея Кулбакшина, и теми людьми про тое пустошь, что бывало изстари городищо Чаллынское на речке на Чаллынской вверх Мамит речки, изстари тотарское бывало и от казанского взятья впусте лежит, и к государевым дворцовым селам и к монастырским вотчинам и к ясачным землям не приписана ли. И в с[к]аску сказали чуваша деревни Шизды // (л. 393 об.) Сатлыган с товарыщи, кои в сех книгах имяны написаны, по своей вере по шерти: исстари де то Чаллынское городисще лежит впусте, от казанского взятья, и не владеет им нихто. И к государевым дворцовым селам и к монастырским вотчинам и к ясачным землям не прилегла. Подошла блиско Нижних Чаллов деревни. К той деревне Нижней Чалле не приписана и на ясак не отдана никому. А пашут де тое пустошь Нижних Чаллов деревни чуваша — староста Тавгень с товарыщи. А грамоты на тое Чаллынскую пустошь у них нет. И Григорей // (л. 394) с тами ж сторонними людьми пустоши смечали накрепко — сколько на той пустоши по смете паш[ни] паханые и перелогу и дикого поля и сена и рыбных ловель и всяких угодей.
И по дозору и по смете на том Чаллынском городисще пашни паханые по дватцати чети в поле, а в дву потому ж, да перелогу на двести чети да зарослей и дубров пашенных на сто на пятьдесят чети во всех трех полях. Сена на речке на Чаллынской и вверх Мамит речки и по дубровам на пятьсот копен. А иных никаких угодей и рыбных ловель нет. Лесу непашенново по смете // (л. 394 об.) в длину на четыре версты, а поперег на две версты.
А чувашенин Сатыш Урузов живет на целом ясаке деревни Чаллов, не на той Чаллынской пустоши за речкою за Мамитом.
З[н]амена сторонних людей:
 
РГАДА, ф. 1209, оп. 1, ч. 1, кн. 153, л. 390-396.
 
Публикацию подготовил
Рашид Галлям,
кандидат исторических наук


I. Ныне д. Биектау Рыбно-Слободского района Республики Татарстан.
II. Дата приведена по летосчислению по эре от сотворения мира и в пересчете на время по эре от рождества Христова (от РХ) соответствует 1619 г. (здесь и далее подстрочные примечания автора вступительной статьи).
По-видимому, канцелярский номер документа.
III.  Л. 390 об. — текст отсутствует.
IV.  Дата соответствует 1618 г. от РХ.
V.  Дата соответствует 1612/1613 г. от РХ.