2001 1/2

Это не только об Апастове

Недавно произошли два события, которые при всей несравнимости своих масштабов имеют между собой глубокую внутреннюю связь. На состоявшемся в Москве съезде Российского общества историков-архивистов (председатель — академик А.О.Чубарьян, первый заместитель — М.В.Стеганцев) — пожалуй, самой авторитетной в стране организации, стоящей на страже интересов общества в деле сохранения его исторической памяти, — Татарстан, в лице его организации историков-архивистов, был признан одним из лучших регионов в этой области духовной жизни. На конкурсе, в котором участвовало около 40 республик и областей, нашей организации было присуждено почетное второе место — после Санкт-Петербургской. Таким образом, мы опередили ряд самых авторитетных центров историко-архивоведческой мысли.

На съезде, где приняли участие видные историки — академики Н.А.Поляков и С.О.Шмидт, затрагивался ряд важных проблем как собственно архивоведения, так и его связи с исторической наукой, и воздействия на формирование исторического сознания общества и особенно молодежи. Последняя задача признана приоритетной во многих цивилизованных странах. Не случайно, например, в США полагают, что одним из главных условий стабильности и процветания является минимизация разрыва в оценке исторических событий между старшим поколением и молодежью. Опыт историков-архивистов нашей республики, активно участвующих в издании документов, создании учебников и пособий по истории, выпускающих историко-документальныи журнал "Гасырлар авазы — Эхо веков", помогающий учителям истории, был рекомендован всем регионам. В этой связи возникает ряд вопросов. Вот только один из них.

Известно, что во время перестройки и слома некоторых отживших структур были, к сожалению, выброшены за борт и многие оправдавшие себя формы работы с молодежью, в том числе и со школьниками. Это касается в первую очередь патриотического воспитания. Ни с Иванами, ни с ахметами, не помнящими родства и прошлого, мы из кризисной ситуации не выйдем. Поэтому наряду с учебниками и вообще исторической литературой в широком понимании этого слова необходимы издания, дополняющие их на материалах своего города, села, района, всего того, что мы зовем малой родиной. Уже есть интересные примеры издания таких книг и других материалов, правда, еще немногочисленные. Заслуживает внимания и начатая по инициативе мэрии подготовка пособия по истории Казани — для младших классов средней школы.

Одной из удачных попыток создания такого "субрегионального" пособия является, на наш взгляд, апастовский сборник "Земля предков — колыбель моя", только что вышедший в свет. Он подготовлен известным журналистом Халимом Гайнуллиным при содействии редакционного совета, в который вошли видные ученые, политические и общественные деятели, журналисты — уроженцы района. В начале книги дается обзор основных историко-географических и экономико-статистических сведений о прошлом и настоящем этого края, известного по многим событиям, происходившим на этой территории в раннем средневековье. Именно здесь находились окраинные укрепленные рубежи легендарного Булгарского государства. Приводится ряд интересных фрагментов из исторических источников, повествующих о событиях, происходивших на территории теперешнего Апастовского района — от времен колонизации до современности. О вкладе, внесенном жителями района в победу над фашистской Германией, можно судить по такому примеру: из деревни Ябалаково на фронты Великой Отечественной ушли 166 человек, и 89 из них навсегда остались на огромном пространстве от "белоснежных полей" Подмосковья до берегов "сонной" Вислы и стен Берлина... А сколько таких сел и деревень!

Не проходят авторы книги и к мимо лихолетья середины 30-х годов, у Как и во всех уголках необъятной страны, в Апастове находили своих троцкистов, агентов международного империализма, вредителей и диверсантов... Да и попробовали бы не найти!

Особое место занимает в книге раздел о людях заметных и известных в своей профессии, ставших интеллектуальным достоянием страны. Приходилось иногда слышать такое барско-пренебрежительное выражение — "аульная аристократия". Да, немало выходцев из сотен и тысяч сел стали горожанами и преуспели в своей профессии! И это естественно — ведь и Тукай родился не в Суконной слободе Казани, и Гаяз Исхаки сделал первые шаги на этой земле не под Казанским Кремлем... Это в полной мере относится и к апастовцам.

Возьмем на выборку несколько фамилий из кратких биографических очерков о знаменитых земляках. Дважды Герой Социалистического Труда Владимир Садовников был директором знаменитого Боткинского завода. Именно его ракеты СС-20 во многом заставили Запад пойти на серьезные уступки в деле разоружения. Рашит Исламшин стал заслуженным учителем РТ и РФ, доктором наук и возглавляет крупнейший в республике центр повышения квалификации и переподготовки работников образования. Асхат Галимзянов, возчик из Казани, отдал всю жизнь оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. Список можно продолжить. Отличает этих людей высокая нравственность, умение делать свое дело без громких слов и личной корысти.

Хорошо, что в книге не забыты имена секретарей обкомов, председателей исполкомов, председателей колхозов — всех, кто обеспечивал выполнение трудовых планов. Их мизерные привилегии кажутся по теперешним меркам смешными, работали они на износ и нередко сгорали на работе.

Думаю, что хорошим дополнением к тексту служат стихи об апастовских краях, включая даже трогательный "Апастовский вальс". Завершает книгу раздел, посвященный апастовцам, удостоенным высоких наград и званий, чьи имена включены в энциклопедии и словари. Да и сама книга — это, по сути, небольшая энциклопедия — "апастика".

Книга наводит на раздумья о назначении таких изданий. Полагаю, что сейчас, когда уже накоплен некоторый опыт преподавания истории Татарстана в школах республики и написаны учебники и учебные пособия, следует начать создание различных книг для использования, в первую очередь, в школах и других учебных заведениях районов и городов. Ибо история наиболее эффективно воспринимается через местный материал. Вот, например, в республиканских учебниках о событиях гражданской войны или коллективизации, Отечественной войны даются в основном обобщающие цифры, конкретные примеры часто берутся произвольно, и нередко "обойденными" оказываются целые регионы, не говоря уж о районах и отдельных, даже больших, селах и деревнях. А люди этого района, села и особенно молодое поколение, хотят знать, а как все это отражалось на их малой родине.

Очевидно, настало время создания в дополнение к утвержденным Министерством образования учебникам и программам небольших пособий в соответствии с их содержанием и хронологическими рамками. Причем нереально все это делать через Минобразования и утверждать там же. Эти пособия, книги для чтения, материалы по истории (названия могут быть различными) должны помогать учителю, учащимся, да и всем интересующимся историей узнать о самых знаменательных событиях, происходивших на местах. В первую очередь надо бы создать такие книги в крупных исторических районах, тяготеющих к Чистополю, Бугульме, Альметьевску, Мензелинску, Елабуге, Мамадышу, где в свое время были центры уездов и кантонов. Авторов можно найти из местных энтузиастов-краеведов, привлекая в необходимых случаях и казанских ученых. Большую помощь в создании такой литературы могут оказать и уже оказывают организации историков-архивистов, как правило, базирующиеся в местных архивных отделах, музейные работники, учителя, да и не только. Так, например, создание таких пособий вполне возможно на базе организаций историков-архивистов в Менделеевске, Нурлате и других городах и районных центрах.

Об этом направлении работы тоже говорилось на съезде историков-архивистов, с упоминания о котором начинается статья. Полагаем, что по мере накопления опыта Татарстанское общество историков-архивистов совместно с Минобразования РТ, институтами АН РТ и КРУ может провести конференцию-семинар по методическим и методологическим проблемам создания таких "местных" историко-географических пособий с элементами экономической и статистической информации о районе или городе, как это сделали в Апастове. Возможно, надо через журнал "Магариф" опубликовать приблизительный проспект и структуру подобных изданий. Тем более что в Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан накоплен богатый опыт работы с учителями истории и других гуманитарных дисциплин по созданию авторских программ, в числе которых есть и прототипы таких пособий.

Такие вот размышления вызывает ознакомление с книгой об истории, делах и жизни апастовцев. Полагаем, что эта книга — хороший подарок для жителей района и особенно молодежи, которая будет создавать и развивать его экономику и культуру в XXI веке. Уроки прошлого, как позитивные, так и негативные, не помешают никогда.

Булат Султанбеков,
председатель правления
Общества историков-архивистов РТ