2001 3/4

Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан Нижегородской области

В декабре 1998 года на основании распоряжения Администрации нижегородской области был создан Государственный архив документов социально-правовой защиты граждан Ни­жегородской области. Необходимость уч­реждения такого архива была вызвана обострившейся проблемой обеспечения сохранности документов по личному со­ставу в условиях проводимых в регионе правовых и экономических преобразова­ний.

На 1 января 2001 года сложилась структура архива в составе трех отделов: комплектования, ведомственных архи­вов; обеспечения сохранности и исполь­зования документов; материально-техни­ческого снабжения и обслуживания зда­ния.

Особое место и роль архива опре­деляет его деятельность по выполнению социального заказа общества: обеспече­нию граждан информацией, необходи­мой для подтверждения социальных прав и гарантий.

За 1999 — 2000 годы, при неболь­шом объеме документов, архив исполнил 1496 запросов. С июля 2000 года в связи с изменениями в пенсионном законода­тельстве Российской Федерации резко увеличилось поступление социально-пра­вовых запросов: так, если в первом полу­годии этого года в архив поступил 241 запрос, то во втором полугодии — 1450 запросов. На 15 мая 2001 года архив при­нял на исполнение уже 1362 запроса.

В архиве исполнение социально-правовых запросов, контроль за его ка­чеством и сроками исполнения органи­зует отдел обеспечения сохранности и ис­пользования документов, на конечном этапе — руководство архива. При боль­ших объемах работы практикуется при­влечение к исполнению запросов специ­алистов других отделов. При организации этого направления работы осуществляет­ся взаимодействие архива с органами со­циальной зашиты на уровне взаимных консультаций. Архив оказывает практи­ческую помощь работникам управлений социальной защиты при проведении про­верок правильности начисления пенсии.

С первых дней своей деятельности архив активно занимался обеспечением сохранности документов. При этом учи­тывались и факты бесконтрольного унич­тожения документов, наличия "брошен­ных" архивов, информация о которых поступала к нам от других организаций. Для повышения эффективности предпри­нимаемых усилий установлены контак­ты с органами государственной регист­рации и оформления банкротства — Ни­жегородской городской регистрационной палатой, Арбитражным судом Нижего­родской области и другими структурами.

По согласованию с регистрацион­ной палатой в памятке для предприни­мателей, определяющей порядок закры­тия предприятий, отдельным пунктом обозначен архив. Во взаимодействии с арбитражным судом создавалась база данных о предприятиях-банкротах, опе­ративная информация для арбитражных управляющих о возможности начала под­готовки документов к сдаче в архив на начальном этапе ликвидации предприя­тия. Соответствующие сведения по воп­росам подготовки и передачи докумен­тов на хранение в архив предоставляют­ся сотрудниками Нижегородского терри­ториального агентства по делам о несос­тоятельности и финансовому оздоровле­нию на курсах подготовки арбитражных управляющих в Институте экономичес­кого развития и Институте развития биз­неса.

И, наконец, урегулированы взаимо­отношения архива с Департаментом го­сударственно-правовой и контрольной службы администрации области с целью исключения возможности утраты доку­ментов по личному составу предприятий и организаций с иностранными инвести­циями.

Результаты организационной рабо­ты положительно сказываются и на обес­печении сохранности документов ликви­дируемых предприятий, и на комплекто­вании архива. С 1999 по первый квартал 2001 года в архив на хранение поступило 31 223 дела, в том числе 4810 дел по лич­ному составу, 7 109 дел временного сро­ка хранения. Значительное количество дел находится в архиве на стадии обра­ботки.

Среди принятых на хранение в ар­хив —документы органов власти, департаментов областной администрации (внешнеэкономических связей и ресур­сов, физической культуры, спорта и ту­ризма); финансово-кредитных учрежде­ний, банков ("Нижегородец", "Про­гресс"), нижегородских филиалов 'Токо­банка", "СБС-Агро", "Инкомбанка"; промышленных предприятий, заводов "Легмаш", "Орбита" и других структур. В со­ставе двух объединенных архивных фон­дов приняты документы 467 малых пред­приятий нового типа в объеме 2 104 дела.

В перспективе работа архива по комплектованию и обеспечению сохран­ности документов по личному составу будет строиться в соответствии с Про­граммой "Формирование Архивного фонда Нижегородской области на 2001 — 2004 годы". Это в конечном счете по­зволит удовлетворить информационные потребности граждан Нижегородской об­ласти, обеспечить подтверждение их со­циальных прав и гарантий нашими доку­ментами.

 

Н.Анохина,

директор Государственного архива документов

социально-правовой защиты граждан Нижегородской области