2005 1

Из истории татарских нелегальных изданий в дореволюционный период

Из-за дискриминационной политики самодержавия до 2 сентября 1905 г. официальных газет и журналов в России на татарском языке не издавалось. Однако нелегальная национальная пресса много раньше существовала, имела определенную общественную силу и востребованность. Она продолжала «жить» и после появления «большой» прессы, вливаясь в общее русло борьбы за самоутверждение и национальное возрождение.
Нелегальная (рукописная, гектографированная, отчасти литографическая) периодика по своим функциям, масштабам и социальной значимости условно подразделялась на несколько категорий. По нашему мнению, в ее составе можно выделить следующие типы: 1) личностный, 2) литературно-кружковый, 3) школьный или медресе, 4) городской или региональный, 5) общероссийский. Среди последних типов встречаются газеты и журналы с четко обозначенной общественно-политической платформой, организаторами и руководителями которых выступали представители ряда радикальных течений или даже партий. География подобных изданий довольно широка — Казань, Уфа, Оренбург, Уральск, Симбирск, Астрахань, Пермь, Ташкент, Петропавловск, Семипалатинск, Царицын, Касимов, Ижевск и т. д. К тому же, неофициальная (нелегальная) пресса активно распространялась учащейся молодежью по многим городам и весям страны с компактным проживанием татарского населения.
Есть смысл рассмотреть каждый тип изданий в отдельности.
1. Из газет и журналов личностно-персонифицированной категории нам известны по меньшей мере следующие (в основном сатирического плана): «Бэнд» (1902-1903, Казань — Ф. Амирхан), «Яшен» (1906-1907, Уфа — Г. Ибрагимов), «Башка кия торган чолгау» (1913, Казань (?) — М. Ганберов), «Телеграф хэбэрлэре» (1915, Астрахань — А. Гумеров), «Кусэк» (1916-1917, дер. Малая Уфимской губ. — Н. Исанбет), «Авыл» (1917, Симбирск — Г. Шагиди), «Чаян» (1917, Ташкент — X. Туляков, И. Тагиров), «Борау» (1917, Уфа — С. Шарафутдинов), «Тан жиле» (1917, Ижевск — А. Искандер), «Солдат тавышы» (1917, Царицын — Г. Мусин), «Ваткыч» (1917, Пермь — В. Хангильдин), «Юл» (1917, Петропавловск — С. Сагдетдин) и др. Ближайшее участие в издании сатирических журналов «Парлак» (1913, Уфа) и «Борау» (1917, Уфа) принимал С. Кудаш, «Чалгы» (1917, Казань) — Н. Исанбет, уральских литературных изданий «Эл-Мэгариф» и «Элгасрел-жэдид» — Г. Тукай и т. д.
2. На базе различных нелегальных литературных кружков в 1901-1905 гг. при знаменитом казанском медресе «Мухаммадия» (под руководством Ф. Амирхана) выпускались такие рукописные и гектографированные издания, как «Кустэргеч», «Телчэн», «Эл-Мэгариф» как орган литературного кружка при медресе «Мутыгия» (Уральск), так же рукописная газета «Эл-Мэгариф» и др.
3. В рамках различных учебных заведений — медресе «Мухаммадия» и «Марджания» (Казань) в 1900-1905 гг. издавались газеты и журналы «Тэрэкъкый», «Иттихад», «Рэсемле милли гэзитэ», «Телескоп», «Манзарател-галэм», «Изгеч», «Ук», «Мылтык», в медресе «Галия» (Уфа) — упоминавшиеся «Парлак», «Борау», в медресе «Мутыгия» (Уральск) — «Элгасрел-жэдид» и т. д. Известно также, что в Оренбурге учащаяся молодежь в 1907 г. выпускала журнал «Чык».
Для второго и третьего типа изданий были характерны критика порядков в старометодных медресе, требования включить в учебные программы светские предметы, высмеивание невежественных преподавателей, призыв к сплочению сил для достижения общих целей, служению своей нации.
4. Региональным влиянием пользовались издания, представлявшие собой органы различных нелегальных организаций, течений и партий: «Тэрэкъкый», «Иттифак», «Хоррият», «Жомхурият». Все они имели казанскую «прописку». По некоторым сведениям, газета «Тэрэкъкый», преодолев рамки медресе, превратилась даже в орган тайного общества татарской молодежи Казани — «Шэкертелек». Претерпев организационные изменения, это общество трансформировалось в 1904 г. в партию «Хоррият» и стало в последующем издавать одноименную газету эсеровского направления. Гектографированная газета «Иттифак» (1902-1903) представляла собой объединенное издание различных сил социал-демократического и народнического толка. После раскола в рядах «иттифаковцев» начала функционировать газета «Жомхурият» (1903) преимущественно с социал-демократической ориентацией. В издании и распространении этой газеты деятельное участие принимали и шакирды «Мухаммадии» (В. Бахтияров, Г. Мустафин, Ф. Амирхан). Если в «Тэрэкъкый», «Шэкертлек», «Хоррият» тон задавали Г. Исхаки, Ф. Туктаров, Г. Терегулов, то в «Иттифак» и «Жомхурият» — М. Алмаев, Х. Ямашев, Х. Абузяров, Г. Сайфутдинов. Очевидно, что с определенными лево-радикальными силами была связана и деятельность газеты «Кызыл сонге» (1917, Астрахань).
5. Нелегальным изданием всероссийского звучания стала газета «Эл-Ислах», выходившая в Казани под лозунгом «Все татарские шакирды, объединяйтесь!» (1905-1907). Будучи органом одноименного нелегального комитета, она вела активную работу по консолидации разрозненных сил татарских шакирдов России для коренного реформирования системы школьного образования, вдохновляла их на борьбу за достойное будущее нации. Центральный комитет «Эл-Ислах», возглавляемый Ф. Амирханом и созвавший два нелегальных всероссийских съезда (1906-1907), имел филиалы в целом ряде городов, а его газета (тираж свыше 1 тыс. экз.) распространялась не только в России, но и за ее пределами (например, в Турции).
Рукописно-гектографированная периодика стала добротным фундаментом для создания мощной системы официальных изданий (свыше 120 наименований в 1905-1917 гг.), приобщения к активной общественной жизни целой плеяды молодых журналистов. Именно на ее страницах они опробовали свое перо, оттачивали литературное мастерство, которое стало важным элементом их интеллектуального роста и творческой самореализации.

Равиль Амирханов,
доктор исторических наук