2002 1/2

Шарафутдин Шагидуллин - издатель и редактор

В истории татарского книгоиздательского дела, развернувшегося на рубеже XIX-XX веков, широко известны имена братьев Каримовых, Ахмадуллиных, Хусаиновых... Весомый вклад в него внесли и другие деятели из татар, среди них популярная в свое время в кругах татарских интеллектуалов, предпринимателей фигура — Шарафутдин Кашафутдинович Шаги дуллин.

Он родился в 1870 году в селе Шемяково Мамадышского уезда (ныне — Мамадышский район Республики Татарстан) в семье владельца небольшого кожевенного завода и купца Кашафутдина Шагидуллина1. Казалось, что по традиции сын продолжает дело отца, но Шарафутдин избрал другую стезю и с головой окунулся в набирающий темпы татарский книжный бизнес.

Карьера издателя Ш. Шагидуллина началась в конце XIX века в казахском городе Иргизе. Спектр издательской продукции был весьма разнообразен. Ш. Шагидуллин выпускал в свет книги известных в то время авторов. Так, он издал несколько книг татарского писателя Фатиха Карими, включая переводы с русского и других языков2. К изданиям Ш. Шагидуллина также относятся некоторые произведения просветителя, составителя календарей Шигабутдина Рахматуллина3. Наряду с книгами, он выпускал и другие виды полиграфической продукции, например, столовый прейскурант гостиницы "Сарай"4.

Дальнейшая судьба Ш. Шагидуллина связана с Оренбургом — одним из центров общественной и культурной жизни татар. Здесь у Ш. Шагидуллина была собственная издательская компания и книжный магазин.

Издания Ш. Шагидуллина распространялись по всей Российской империи. Их можно было приобрести в торговом доме братьев Каримовых, а также через общественного деятеля А. Максуди, издателя И. Идрисова и книготорговца М. Бакирова. В Астрахани — у книготорговцев Г. Халидова и М. Тагирова, в Баку — у будущего азербайджанского писателя, публициста и государственного деятеля Н. Нариманова, а также предпринимателя М. Задэ, в г. Кашгаре — у религиозного деятеля Д. Абызгильдина, в Алма-Ате — у книготорговца А. Зайнуллина, в Орске — у Н. Нигматуллина, в Агрызе — у ахуна Суюндукова, в Оренбурге — у книготорговца 3. Габдерафикова, а также в собственном книжном магазине5. Распространение изданий в Бахчисарае осуществлялось через посредничество с редактором тюркско-мусульманской газеты "Тарджеман" ("Переводчик") И. Гаспринским. Непосредственные контакты с издателем имел известный историк, ученый и религиозный деятель Р. Фахретдин, который также способствовал продаже его изданий.

Первоочередной целью издателя было, видимо, просветительство, обеспечение татарского населения качественной разноплановой литературой. Посредством своих изданий Ш. Шагидуллин стремился расширить кругозор читателя, поднять культурный и общественно-политический уровень родного народа и разнообразить ассортимент татарских полиграфических изданий. В оренбургский период деятельности Ш. Шагидуллин в сотрудничестве с будущим писателем Ф. Карими издавал брошюры по народоведению в переводе с русского языка для народного чтения6.

В начале XX века, приобретя опыт работы и первоначальный капитал, Ш. Шагидуллин решается выпускать несколько изданий календарно-справочного характера, в том числе календарь "Заман" ("Эпоха"). Календарь начал выходить в свет в Оренбурге в типографии Бреслина, позже в г. Казани — центре татарского книгопечатания, и быстро обрел популярность. В рекламных проспектах, публикуемых на страницах газет "Тарджеман", "Вакыт" ("Время"), "Юлдуз" ("Звезда"), календарь "Заман" часто характеризовался как альманах.

Настольное издание в виде журнала состояло из нескольких частей: непосредственно сама календарная таблица и информация различного характера, начиная со статистических данных и заканчивая статьями. Наличие рекламного блока вызвало интерес к календарю со стороны промышленников, ремесленников, купцов. Люди просвещенные также могли найти на страницах издания интересующую их информацию. В каждом из календарей печатались статьи о жизни и деятельности выдающихся писателей, поэтов, общественных деятелей. Среди них встречаются имена Ш. Марджани, К. Насыри, Г. Тукая, Дэрдменда (Закира Рамиева), 3. Бигиева, Ф. Карими, Г. Камалова, Г. Исхаки, И. Гаспринского, Р. Фахретдина, А. Максуди, И. Терегулова. Не менее интересны и занимательны статьи о жизни и деятельности русских ученых, писателей, издателей, таких, как В. В. Радлов, Л. Н. Толстой, И. Н. Харитонов.

Классик татарской литературы, ученый, публицист Г. Ибрагимов в одной из своих работ называл Ш. Шагидуллина преемником видного татарского просветителя-ученого Каюма Насыри в деле составления и издания календарей7. Аналогичные высказывания о деятельности Ш. Шагидуллина можно встретить в работах книговеда А. Каримуллина и писателя А. Еники8. А библиограф И. Рамиев включает его в число известных издателей татарских календарей.

Однако в некоторых произведениях классика татарской поэзии Г. Тукая можно встретить саркастические высказывания в адрес Ш. Шагидуллина и его календаря "Заман". Тукай пренебрежительно называет его лишь "собирателем объявлений", что, естественно, далеко не полностью характеризует многогранную деятельность Ш. Шагидуллина9. Это и естественно: Тукай не воспринимал меркантильную при роду календарей, без чего, впрочем, календари потеряли бы свое значение вообще...

Учитывая возрастание удельного веса в татарском обществе предпринимательской прослойки, с 1899 года Ш. Шагидуллин начал выпускать "Торгово-промышленный календарь мусульман России". Издание знакомило потребителей и производителей с состоянием внутреннего рынка страны. Согласно рекламе, все издания календаря выпускались на русском и татарском языках с роскошными иллюстрациями и картой.

Годом позже издатель выпустил "Торгово-промышленный адрес календарь мусульман Восточно-Приуральского края"10. Справочник с календарной таблицей содержал много полезной информации. В нем приведены сведения о переписи населения, проводившейся в 1897 году в России, метрические данные, таблица с расстояниями между городами России, жилищные расценки, реклама газет "Тарджеман" и "Каспий" и другая информация. Это издание по праву можно считать новшеством в книгопечатании татар. Справочник составлен по аналогии с "Уральским торгово-промышленным адресом календаря за 1899 год", выпущенного под редакцией известного русского издателя и публициста А. С. Суворина (1834-1912).

В некоторых изданиях опубликована реклама "Мусульманского календаря" на 1901 год, выпускавшегося Ш. Шагидуллиным. К сожалению, данный календарь еще не обнаружен11.

Ш. Шагидуллин выпустил также "Сђњдђгђр календаре 1911 сђнђгђ" ("Торговый, промышленный календарь на 1911 год")12. Издание представляет собой краткое пособие для коммерсантов, промышленников.

Помимо настольного календаря, Ш. Шагидуллин издавал и карманные календари13. Один из них сохранился до наших дней. В нем содержатся табель-календарь, перечень мусульманских и христианских праздников, ярмарок, метрические сведения, меры весов, почтовые сведения, практические советы по ведению домашнего хозяйства, адреса врачей-профессоров, практиковавших в то время.

Один из немногих указателей по Казани на татарском и русском языках "Безнећ Казан" ("Указатель г. Казани и сведения о выставке")14 также был составлен и издан Ш. Шагидуллиным. Издание вышло в свет в связи с проведением в 1909 году Казанской областной выставки кустарной промышленности начального профессионального обучения. Ш. Шагидуллин являлся активным организатором этой выставки, участвовал в ее информационном обеспечении. В справочном указателе представлены объявления и реклама товаров и услуг, а также излагается краткая история, цели и задачи выставки.

На счету издателя еще один оригинальный справочник — "Идел нђџерендђ юлдаш" ("Спутник по р. Волге")15. Иллюстрированный альбом снабжен двумя картами местности. Справочник предоставляет подробные сведения о поволжских губерниях и городах. Особое внимание уделяется истории Казани и татарского народа. Приводятся легенды о городе в повествовании ученого К. Насыри, очерк о татарской литературе тюрколога Н. Ф. Катанова и небольшая статья о казанских татарах С. Монастырского, взятая из русского "Иллюстрированного спутника по Волге" за 1884 год, аналогом которого является этот справочник. Выпуск был приурочен к празднованию 25-летия газеты "Тарджеман", с издателем которого Ш. Шагидуллин взаимовыгодно сотрудничал.

Издательская деятельность Ш. Шагидуллина с каждым годом набирала обороты. 22 января 1909 года в Казани под его редакцией начала выходить газета "Игъланат" ("Русско-мусульманский вестник") на татарском и русском языках16. Следует отметить, что это была первая рекламная газета на татарском языке. Выявлено всего три ее номера. В основном в ней печатались различного рода объявления и сведения о торговле.

Желание помочь мусульманам России в деле предпринимательства не оставляет в покое издателя Ш. Шагидуллина. Он становится редактором одного из немногих мусульманских торгово-промышленных журналов на татарском языке "Русия сђњдђсе" ("Торгово-промышленная Россия")17. Первый номер журнала вышел 15 октября 1912 года, однако в некоторых публикациях началом выхода журнала указывается 1914 год18. Исследование показало, что в 1912 году вышел только один номер, а за 1913 год не было выпущено ни одного. Только с 1914 года журнал начал издаваться регулярно вплоть до 1917 года.

С момента выхода в свет первых номеров журнала в татарской периодической печати появляются одобрительные отзывы в ее адрес19. Впрочем, тематика журнала была не нова, так как с 1908 по 1913 годы в Самаре издавался журнал "Икътисад" ("Экономика") на татарском языке20. Содержания двух журналов в определенной степени перекликаются (см. приложение.) Целью данного издания, по словам редактора, было оказание помощи мусульманам России в делах торговли и промышленности, служение накоплению национального капитала21. Журнал получил положительную оценку в работе библиографа И. Рамиева и исследователя татарской экономической мысли Ф. Газизуллина22.

В начале XX века Ш. Шагидуллин становится одним из основоположников национальной информационной системы у татар, являющейся необходимым условием развития рыночных отношений. В течение всей издательской деятельности он активно работал в сфере татарской рекламы. Он являлся одним из первых мусульман России, специально занимавшихся сбором и изданием объявлений, что способствовало более быстрому приобщению мусульман к общероссийскому рынку. В мусульманском деловом мире начала XX века ему не было равных в области рекламной деятельности, что отмечалось еще в дореволюционной татарской прессе. Ш. Шагидуллина по праву можно назвать первооткрывателем татарской рекламы.

Активная деятельность издателя пришлась на тот период, когда среди передовой части татарской нации широко распространялись просветительские идеи. Это культурное реформаторство, ядром которого первоначально выступало преобразование учебного процесса, зародилось еще в XIX веке. В дальнейшем оно вылилось в более широкое движение, охватившее все стороны общественной жизни татар — джадидизм, основателем которого был реформатор И. Гаспринский. Ш. Шагидуллин был также одним из сторонников этого прогрессивного движения, о чем свидетельствуют статьи, опубликованные в его же изданиях23. Он тесно сотрудничал со многими джадидистами, вел пропаганду их идей на страницах календаря "Заман".

После февральской революции 1917 года начинается новый этап в общественно-политическом движении татарского народа. 23 марта 1917 года группой татарских деятелей было образовано Общество мусульманских издательских работников, одним из организаторов которого стал, естественно, Ш. Шагидуллин24.

Последнее известное нам упоминание об издателе относится к 1925 году. Известный татарский писатель А. Еники писал в своих мемуарах о том, что в этом году видел Ш. Шагидуллина в Казани25. Он работал в книжном магазине. Дата его смерти не установлена.

Ш. Шагидуллин предстает перед нам как человек, активно трудившийся на благо своего народа. Его издательская, редакторская и общественная деятельности оставили заметный след в истории татарской культуры конца ХIХ-начала XX веков.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. НА РТ. Ф.420. Оп.1. Д.146. Л.2-3; Шђџидуллин Ш. [Кђшђфетдин Шђџидуллин] // Заман календаре.-1907.-19 б.
  2. Кђрими Ф. Салих бабайныћ љйлђнње.-Оренбург,1901.-16 б.; Коробов Л. Гарђп туе: Русчадан тђрќ. / Мљтђрќиме Ф. Кђрими.-М.,-1901.-18б.; Тљрек ханымнары / Французчадан мљтђрќиме Ф. Кђрими.-Оренбург,1901.-36 б.
  3. Рђхмђтуллин Ш. Г. Чын ђкият хикђялђре.-Оренбург, 1901.-52 б.
  4. "Сарай" мосафирханђсенећ аш прейскуранты.-Казан,1912.-22 б.
  5. Тљрек ханымнары / Французчадан мљтђрќиме Ф. Кђрими.-Оренбург, 1901.-36 б.
  6. Тђрќеман.-1901.-6 февраль.
  7. Ибраџимов Г. Ђсђрлђр. Т.5.-Казан,1978.-341 б.
  8. Каримуллин А. Г. Татарская книга начала XX века.-Казань,1974.-СЛ36.; Еники A. Соћгы китап.-Казан, 1987.-127 б.
  9. Тукай Г. Ђсђрлђр. Т.4.-Казан,1985.-107, 228, 254, 313, 338 б.; Т.5.-1986.-287 б.
  10. Шђрык вђ Урал тарафыныћ алыш-биреш вђ кђсеб адрес календаре 1901 елга / Тљз. Ш.Шђџидуллин .-СПб., 1900.-56 б.
  11. Шђрык вђ Урал тарафыныћ алыш-биреш вђ кђсеб адрес календаре 1901 елга / Тљз. Ш. Шђџидуллин.-СПб.,1900.-56 б.
  12. Тљрек ханымнары / Французчадан мљтђрќиме Ф. Кђрими.-Оренбург, 1901.-36 б.; Заман календаре.-1903.-47 б.
  13. Сђњдђгђр календаре 1911 сђнђгђ / Тљз. Ш. Шђџидуллин.-Казан,1910.-359 б.
  14. Кесђ календаре / Тљз. Ш. Шђџидуллин.-Казан, 1910.-46 б.
  15. Шђџидуллин Ш. Безнећ Казан.-Казан, 1908.-52 б.
  16. Шђџидуллин Ш. Идел нђџерендђ юлдаш.-Казан,1908.-110 б.
  17. Игъланат / Русско-мусульманский вестник.-Казан, 1909-1910.
  18. Русия сђњдђсе.-Казан,1912-1917.
  19. Русия мљселманнары тарафыннан чыгарылган газета џђм журналлар // Вакыт.-1916.-19 гыйнвар.
  20. Русия сђњдђсе // Шура.-1914.-№3.-86 б.; Вакыт.-1914.-29 октябрь.
  21. Газизуллин Ф. Г. Дорогой к правде.-Казань, 1979.-С.45.
  22. Шђџидуллин Ш. К. Ђњвђл заманда џђм хђзер // Русия сђњдђсе.-1912.-№ 1.-19-20 б.
  23. Рђмиев И. Татар вакытлы матбугаты: Альбом: 1905-1925.-Казан,1926.-56 б.; Газизуллин Ф. Г. Дорогой к правде.-Казань,1979.-С48.
  24. Шђџидуллин Ш. К. Ђњвђл заманда џђм хђзер // Русия сђњдђсе.-1912.-№ 1.-19-20 б.
  25. Еники Ђ. Соћгы китап.-Казан, 1987.-403-404 б.

 

Свидетельство, выданное Казанским временным комитетом по делам

 печати кр[естьяни]ну Шарафутдину Кашафутдиновичу Шагидуллину о

дозволении издавать журнал на татарском языке "Русия сђњдђсе"

 ("Торгово-промышленная Россия")

февраль 1917 г.
 г. Казань

Начало: 1 мая 1914 г.

Дано на основании 17 ст[атьи] приложения] к ст[атье] 114 Уст[ава] о ценз[уре] и печ[ати] Св[ода] Зафнов] T.XIV по прод[...] 1906 г. проживающему в г. Казани по Тихвинской ул[ице], в доме Мамяшевой, крестьянину дер[евни] Шемяковой, Кабыкъ-Куперской волости, Казанского уезда. Ш. К. Шагидуллину в том, что, как видно из поданного заявления, он, Шарафутдин, намерен продолжать издание в гор. Казани, под своей личной ответственностью в качестве редактора-издателя журнала на тат[арском] яз[ыке] под названием "Русия сђњдђсе" ("Торгово-промышленная Россия") по следующей программе: 1. Руководящие статьи по вопросам торговли; 2. Правительственные распоряжения; 3. Корреспонденция внутренняя и заграничная; 4. Статьи по вопросам экономическим, хозяйственным, педагогическим, юридическим и др.; 5. Политическое обозрение; 6. Романы, повести, рассказы, описания, стихотворения, научные статьи, новые открытия и изобретения; 7. Обозрение русских и татарских газет; 8. Критика литературная и художественная; 9. Внутренняя хроника, законодательство, краткие известия из разных мест России; 10. Из прошлого, материалы по истории; 11. Судебные дела; 12. Смесь, мелкие известия из газет, анекдоты, куплеты, курьезы и др.; 13. Справочно-коммерческий отдел, курсы, фонды, ипотечные бумаги и др. процентные бумаги и акции, товарный рынок, железные дороги, пароходы, лечебницы; 14. Спорт; 15. Картины, иллюстрации, портреты; 16. Письма в редакцию; 17. Советы и ответы подписчикам о правах, законах, судах, болезнях, о сельскохозяйственных вопросах, домашнем хозяйстве и др. Подписная цена на журнал назначена 4 руб. в год. Журнал имеет право печататься в тип[ографии] торгового дома бр[атьев] Каримовых в г. Казани и будет выходить от 2-х до 3-х раз в месяц. Изложенное удостоверяется надлежащим подписем и приложением казенной печати. Гербовый сбор уплачен.

Публикацию подготовила
Лейсан Миннуллина,
аспирант КГУ