2003 3/4

Ш. Ахметшин, Я. Гришин, Ш. Насеров - Генерал-майор И. И. Ислямов

Исхак Ибрагимович Ислямов родился 27 июня 1865 г. в Кронштадте, в семье унтер-офицера 1-го флотского экипажа. Учился в Кронштадтском реальном училище, где показал свой недюжинный талант. В дальнейшей судьбе мальчика участие принял родной брат матери, отставной коллежский секретарь Н. А. Измайлов, помогший ему поступить в 1881 г. в Техническое училище Морского ведомства по штурманскому отделу. Через девять месяцев его переводят в младший специальный класс. По истечении двух лет Ислямова производят в кондукторы1.

В ходе учебы во время летних практических занятий на корвете «Богатырь», плавая по Финскому заливу и Балтийскому морю, участвовал в «съемках и промере на мысе Вахтола» около Выборга.

Осенью 1885 г. И. И. Ислямов получает погоны подпоручика «корпуса флотских штурманов» и зачисляется в I Его императорского высочества генерал-адмирала Константина Николаевича экипаж. Спустя год прикомандировывается к 8-му флотскому экипажу для занятий в Главном морском штабе. После возвращения из командировки И. И. Ислямов назначен «младшим штурманским офицером на клипер2 «Разбойник» с переводом из 1 -го в 6-й флотский экипаж». На нем, под командованием капитана II ранга Вульфа, он совершил плавание по Балтийскому морю, а затем — и кругосветное. Во время последнего команда корабля исследовала залив Петра Великого. Один из его мысов, находящийся в бухте Новик, в 1887 г. получил имя нашего героя. На этом же судне с тем же командиром3 он в 1888-1889 гг. совершает очередное кругосветное плавание. Придя из него, Ислямов вновь уходит в следующую годичную кругосветку, а позже — в 126-тидневную.

В октябре 1890 г. Ислямов становится старшим штурманом клипера. Вскоре его прикомандировали к 8-му флотскому экипажу для занятий в Главном морском штабе по 1 апреля 1891 г. Однако срок пребывания здесь ему продлили, произведя в поручики.

28 апреля 1892 г. Ислямова переводят в 9-й флотский экипаж и утверждают старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец4 «Наварин». С июля по октябрь он на портовом судне «Лоцман» под руководством подполковника Соловьева участвует в гидрографических работах по лоции Кронштадского порта.

Затем Ислямов становится слушателем Николаевской морской академии по гидрографическому отделению. Через два года он ее оканчивает и продолжает службу в своем экипаже, затем в 1-м экипаже Главного морского штаба, в Главном гидрографическом правлении помощником заведующего метеорологической частью. Находясь на последней должности, Ислямов производится в штабс-капитаны.

В 1897 г. он находился в командировке на Каспийском море для исследования Карабугазского залива. Через год был переведен во флот лейтенантом, участвует в работе комиссии для производства практических испытаний. В 1899 г. его награждают орденом Св. Станислава 3-й степени.

В 1900-1904 гг. Ислямов в должности вахтенного начальника5 находился во внутреннем и заграничном плавании на минном транспорте «Амур» под командованием капитана II ранга Борща. В марте 1904 г. его назначают вначале старшим штурманским офицером на эскадренный броненосец «Севастополь» Тихоокеанского флота, чуть позднее — флагманским штурманом6.

В период русско-японской войны броненосец «Севастополь» под командованием капитана 1-го ранга Н. О. Эссена (будущего командующего Балтийским флотом) совершил семь боевых походов, участвовал в обороне Порт-Артура и бое с японским флотом в Желтом море 28 июля 1904 г. Дважды корабль подрывался на минных заграждениях противника, но оставался на плаву и после заделки пробоин вновь выходил в море. Лейтенант И. И. Ислямов участвовал во всех боевых походах, как старший штурман он отвечал за навигационную безопасность плавания броненосца, прокладывал боевые курсы и помогал командиру выполнять маневрирование в боях с японским флотом. За мужество и храбрость 5 июля 1904 г. он был награжден орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом.

В ночь на 3 декабря 1904 г. при стоянке в бухте Белый Волк броненосец «Севастополь» подвергся атаке девяти миноносцев противника. После попадания трех торпед он, во избежание гибели, приткнулся к берегу, где лег на грунт. Утром 20 декабря 1904 г. накануне капитуляции Порт-Артура броненосец был взорван экипажем по приказанию командования крепости.

В мае 1905 г. по распоряжению Главного морского штаба И. И. Ислямова отправляют в распоряжение Министерства путей сообщения «для помощи экспедиции к устью реки Енисей». Путь он начал из г. Гамбурга в должности помощника начальника экспедиции, причем до Мурманска самостоятельно вел караван из 18 судов, а в дальнейшем командовал отрядом пароходов и лихтеров. Почти пятимесячный переход был завершен 16 ноября. После выполнения порученного дела Ислямов получает очередное звание капитана II ранга и два ордена: Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и Св. Станислава 2-й степени с мечами. В 1906 г. ему предоставили «право ношения за участие в войне 1904-1905 гг. в Порт-Артуре серебряной медали на ленте».

В 1907-1908 гг. Ислямов служит на Балтийском море, награждается очередным орденом Св. Анны 2-й степени с мечами. По ходатайству Министерства торговли он несколько месяцев находился в Англии. Довелось ему быть и посредником на морских маневрах, и членом военно-морского суда в Петрограде, и членом комиссии «для окончательного решения дел в Главном Управлении кораблестроения и снабжения, возникших по обстоятельствам военного времени», и исполнять должность старшего корпусного офицера Морского корпуса при занятиях с гардемаринами7, председателя экипажного суда.

Поражение России в войне 1904-1905 гг. дало мощный толчок дискуссиям во флотских кругах о дальнейшем развитии флота. В них участвует и И. И. Ислямов. Об этом свидетельствуют его статьи под общим названием «Где и какой флот нам необходим», опубликованные в 1908 г. в нескольких номерах газеты «Котлин». В них он вносит вклад в разработку морской концепции Российского государства на ближайшие годы, обосновывает важность и необходимость морских сообщений и морской торговли. Государство, не имеющее флота, полагал автор статей, не может считаться великим. И. И. Ислямов писал о необходимости создания сбалансированного флота, в котором наряду с тяжелыми броненосными кораблями должны быть и легкие крейсера и миноносцы. Его слова о воссоздании флота как никогда актуальны.

В начале 1909 г. И. И. Ислямов получил под свое начало транспорт «Бакан», на котором совершил внутреннее и заграничное плавания. Через год его переводят командовать речной канонерской лодкой8 «Вихрь». Летом 1910 г. поручают временно заведовать Хабаровской провизной базой Амурской

речной флотилии, затем назначают на другую канонерку «Шквал», на которой он с 5 апреля по 5 августа 1911г. находился в плавании по р. Амур, являясь помощником капитана I ранга. После плавания исполнял обязанности начальника штаба Амурской речной флотилии.

В 1912 г. И. И. Ислямов переводится на Балтийский флот, в Либавский полуфлотский экипаж. Здесь его назначают председателем комиссии по внезапным и периодическим поверкам всех портовых содержаний и временным членом Временного военно-морского суда в порте. В конце года ему присваивают звание капитана I ранга.

В начале следующего года И. И. Ислямов заведует мобилизационной частью порта, затем строевым отделом конторы порта. Кроме того, он председательствует в комиссии по проверке сумм, обращающихся по конторе найма мастеровых и рабочих порта.

В марте 1914г. его зачисляют в 20-й Балтийский флотский экипаж и назначают начальником экспедиции для розыска экспедиции старшего лейтенанта Г. Я. Седова, отправившегося к Северному полюсу на судне «Св. Фока». При отплытии экспедиции носились упорные слухи, что И. Ислямов везет с собой приказ министра вернуть Г. Я. Седова в Россию, а в случае неповиновения — подвергнуть его аресту. В газете «Архангельск» была напечатана заметка, подтверждающая эти слухи. Опровержения она не вызвала9.

Зная местонахождение «Св. Фоки», ислямовская экспедиция его не нашла. Все три судна, посланные за Седовым — «Андромеда», «Печора» и «Герта» — опоздали. Выяснилось, что «Св. Фока» с Новой Земли ушел. Когда И. И. Ислямов на «Герте» прибыл к мысу Флоры, он нашел там только записку седовцев. «Св. Фока» в это время выбирался из льдов своими силами. За отличную организацию поисков и самоотверженность в апреле 1914 г. Ислямов был награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

С началом Первой мировой войны И. И. Ислямов отличился при мобилизационных мероприятиях, за что был награжден светло-бронзовой медалью «За труды по отличному выполнению всеобщей мобилизации 1914 г.».

В феврале 1915 г. И. И Ислямов находился в командировке в составе комиссии по расширению и углублению входов на Свеаборгский рейд. Осенью того же года его направляют на Черное море, где он занял должность коменданта пункта высадки войск, а затем начальника базы высадки войск. С 24 октября по 1 декабря 1915 г. он находился в плавании на борту транспорта «Григор» по Черному морю, а со 2 декабря по 15 февраля 1916г. – на транспорте «Владислав».

Небезынтересна информация, присланная директором Российского государственного архива Военно-Морского Флота В.С.Соболевым. Из нее следует, что 3 июля И.И.Ислямов был назначен начальником Иокоганской базы. 15 мая следующего года общее собрание личного состава базы выразило ему недоверие за халатное отношение к своим обязанностям и потребовало его удаления. В июле И.И.Ислямова избирают членом Гельсинфорского мусульманского исполкома армии, флота и рабочих. 11 сентября 1917 г. И.И. Ислямов приказом морского министра был произведен в генерал-майоры с увольнением от службы по болезни, с мундиром и пенсией.

В годы гражданской войны И.И. Ислямов служил на Черноморском флоте белых. После их разгрома покинул пределы России и обосновался в Турции, в Константинополе. Здесь его знания и опыт были востребованы в турецком морском училище. Он занимался научно-просветительской деятельностью, являясь автором словаря татарских корней в русском языке. Писал труды по мореплаванию. Умер И.И. Ислямов 4 июне 1929г. в возрасте 58 лет.

Генерал И.И. Ислямов был женат на дочери губернского секретаря, дворянке-лютеранке Вере Александровне Панаш. У них было двое детей Яков (1897 г.р.) и Илья (1899 г.р.), исповедовавшие православие. Сам же он был мусульманином.

 ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Воинское звание унтер-офицеров. Присваивалось после сдачи соответствующих экзаменов, на флоте — корабельным специалистам (ст. боцманам, рулевым, сигнальщикам, минерам и др). См.: Военно-энциклопедический словарь.-М., 1983 .-С.351.
  2. Парусный корабль XIX в. Водоизмещение — до 1500 т, скорость — до 15 узлов (28 км/ч), вооружение — до 24 орудий, экипаж — до 200 человек. См.: Там же.-С.336.
  3. Вульф стал капитаном I ранга.
  4. Надводный корабль второй половины Х1Х-нач. XX вв. с мощным артиллерийским вооружением и сильной броневой защитой, предназначен для ведения морского боя. Водоизмещение — 10-15 тыс. т, скорость — 16-18 узлов (30-35 км/ч), дальность плавания — 6-8 тыс. миль (11,1-14,8 тыс. км), бортовая броня — 254-450 мм. Кроме орудий различных калибров, имелось 4-6 торпедных аппаратов. См.: Там же.-С.1О2.
  5. Данный офицер возглавляет вахтенную службу на корабле, отвечает за поддержание установленной боевой и походной готовности корабля, его внешнюю безопасность на ходу и простоя на якоре, правильное несение личным составом вахтенной службы. См.: Там же.-С. 113.
  6. Должностное лицо, отвечающее за штурманскую службу на корабле.
  7. Звание в русском военно-морском флоте в 1716-1917 гг. присваивалось воспитанникам старших классов Морского кадетского корпуса, выпускавшихся в чине мичмана.
  8. Артиллерийский корабль, предназначенный для ведения боевых действий на реках, озерах и в прибрежных районах морей. Речные канонеры — водоизмещение — до 1,2 тыс. т, скорость — 8-15 узлов (15-28 км/ч), вооружение — 1-4 орудия, пулеметы.
  9. В. Пинегин. Полярный исследователь Г. Я. Седов.-Ростов-на-Дону,1940.-С.452-453.

ИСТОЧНИКИ:

  1. РГА ВМФ, ф.249, оп.1, д.105, 224, 352; ф.418, оп.1, д.5179; ф.434, д.497, 777; ф.1329, оп.1, д.19.
  2. Военно-энциклопедический словарь.-М., 1983.
  3. И. И. Ислямов. Где и какой флот нам необходим.-Котлин,1908.
  4. Мартиролог русской военно-морской эмиграции / Ред. В. В. Лобыцын.-М.; Феодосия,2001.
  5. Б. Масленников. Морская карта рассказывает.-М.,1986.
  6. С. Морозов. Офицерский корпус России на рубеже XIX-XX веков // Морской сборник,2001.- №4.-С85.
  7. Общий морской список.-1916.
  8. В. Пинегин. Полярный исследователь Г. Я. Седов.-Ростов-на-Дону,1940.

Шамиль Ахметшин,
постоянный представитель РТ в Санкт-Петербурге и
Ленинградской области, кандидат военных наук,

Яков Гришин,
доктор исторических наук,

Шамиль Насеров,
секретарь Союза ветеранов войны,
военной службы и правоохранительных органов при
Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга