2002 3/4

Очерк по истории общественного и революционного движения мусульман РоссииI

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Февральская революция

Февральская революция 1917 г. застала мусульман врасплох, и этим объясняется тот неорганизованный характер участия мусульман в деле укрепления завоеванного положения первых дней революции, когда каждому осталось действовать по личной инициативе. Учащаяся молодежь Петроградских высших учебн[ых] заведений приняла участие лишь в качестве милиционеров и сестер милосердия. Только 4-го марта было решено созвать общее собрание петроградских мусульман, в котором было решено объединиться вокруг какого-либо учреждения, приступить к изданию «Известий» на татар[ском] языке, организовать лекции, митинги и т. д. Характерно то, что собрание вынесло с первых же дней изгнать муфтия Баязитова и назначить на его место другого.
Здесь и вообще в других местах нам придется наталкиваться на первенство во всех делах мусульман России до Октябрьской эпохи религиозного вопроса, что напоминает вышеприведенные слова Сайдашева: «нам нужна религия, а не земля». Только 15-16 марта в Петрограде произошло совещание мусульманской фракции 4-й Госу[дарственной] думы и бюро при ней с приехавшими делегатами с мест, посвященное задачам, стоящим перед российским мусульманством в связи с происшедшим переворотом и созывом Учредительного собрания: в совещании приняли участие члены: мусульман[ской] фракции Г. К. ЕникеевII, К. Те[в]-келе[в], члены бюро фракции 3. Валидов, А. X. Укейханов, С. М. Джантюрин, Н. Курбангалеев и Леманов, А. Т. Цаликов, М. Чакаев, делегаты с мест: г. Москвы Р. А. Теряков, Г. Исхаков, К. Хасанов, Уфы С. Шамгулов, Екатеринбурга Гафуров, Петропавловска - Ярулин, Туркестана (живущих в крае татар) И. С. Хагиахметов, а также из г. Троицка Максудов, председатели 2-х мусульманских] приходов Петрограда - М. Игеев, и К. Фахретдинов, Петроградской Крымской колонии С. Алимоллаев, У. Оданинский, А. Джемилов, М. Куртиев, киргизы - Д. Сейдалин, Агатаев и Дулатов представитель газеты «Кояш» и «Еззим-Иль» К. Сагитов, прапорщик флотского экипажа О. Токумбетов, представители Петроградского мусульманского студенчества С. Мамлеев, Г. Обызов, и Г. Шараф, представитель солдат мусульман 180 пехот[ного] запасного полка фельдфебель А. Ягудин, туркмен Закаспийской области студент К. Бердиев, председателем совещания был избран член Государственной] думы И. А. Ахтямов, при секретаре И. Леманове.
На обсуждение этого первого после революции совещания были поставлены вопросы мусульман России. Совещание приняло следующее постановление.
1. Организовать в Петрограде Временное центральное бюро Российских мусульман, которому представляется право ко[о]птации. На бюро возлагаются следующие задачи: 1) Созывы Всероссийского] мусульманского съезда, 2) выполнение подготовительных для съезда работ, 3) приведение в исполнение принятых на совещании решений организационного характера, 4) осведомление населения о своей деятельности, 5) текущие дела, выдвигаемые ходом событий.
2. Признав необходимым возможно в скором времени созвать Всеросс[ийский] мусульманский съезд, совещание наметило следующие общие принципы, которыми должно руководствоваться при созыве съезда:
1) К участию на предстоящем съезде должны быть привлечены все мусульманские народности.
2) ПосколькоIII то окажется возможным при созыве съезда, придерживаться пропорционального представительства.
3) К участию на съезде были бы привлечены представители мусульманских общественных] организаций: культурно-просветительных, благотворительных обществ, кооперативов, обществ мелкого кредита, студенческих организаций и т. д.
В отношении программы съезда совещание, представив разработку и пополнение ее Временному центральному бюро, со своей стороны высказало пожелание, чтобы на обсуждение съезда были поставлены следующие вопросы:
а) общеполитического характера:
1) образ государстве[нного] правления;
2) колонизационная политика;
3) аграрный вопрос;
4) рабочий вопрос;
5) организация вооруженных сил страны ;
6) отношение к войне;
б) культурно-национ[ального] характера:
7) культурно-национальное самоопределение, просвещение, организация суда, религиозная организация, местных самоуправлений, право языка и др.
3. Съезд должен быть созван не позднее 1-го мая. По соображениям практического характера (помещений, проезда, пропитание), местом созыва намечен г. Москва.
4. Признано необходимым, чтобы Времен[ное] центральное] бюро в видах осведомления населения и русской печати о своей деятельности и деятельности мусульманской фракции, о ходе подготовительных для съезда работ и др. делах и мерах, вызываемых ходом событий, выпускало бюллетени под названием «Известия Времен[ного] центрального бюро российских мусульман».
5. Приняв во внимание, что выполнение возложенных на бюро задач равно соответствующие этим задачам и составу Бюро, расширение помещения и организация работ будут находиться в зависимости от материальных средств Бюро. Совещание высказалось за необходимость поддержки Бюро материальными средствами и поручило самому Бюро обратиться к мусульманам с соответствующим воззванием.
Кроме этих решений совещанием высказаны были пожелания, чтобы к участию на съезде привлечены были:
1) Представители воинов мусульманского Петроградского гарнизона, так без аннексий и контрибуций на основах самоопределения народностей Европы, Азии и Африки, также съезд высказывался за необходимость защиты России от всяких вражеских посягательств и принесения в жертву во имя свободы всех сил и всего достояния. Съезд приветствовал историческое обращение к трудящимся всего мира и требовал опубликования договора и соглашений, поскольку в этих договорах нет военной тайны и ан[н]улирование тех из них, которые предусматривают аннексии и раздельеIV в Европе, Азии и Африке.
По женскому вопросу съезд решает о 1) мусульманских, как о политических, так и гражданских правах должны быть равноправны с мужчинами и о 2) многоженстве, ввиду того, что оно противоречит принципу человечности и справедливости, должно быть совершенно искоренено.
По военному вопросу - воинская повинность должна быть уничтожена и в случае надобности регулярной армии, таковая должна быть национальной с национальным же командным составом. Что касается существующей армии, то немедленно из ее состава выделить мусульманские войсковые части, что и требовать от Военного министерства.
По аграрному вопросу - все земли без выкупа должны перейти во всенародное достояние, которым может воспользоваться всякий без наемного труда. Пострадавшим от перехода без выкупа всей земли в руки народа должна быть оказана поддержка на время, определяемое местным самоуправлением. Должно быть оказано всемерное содействие со стороны государства и местного самоуправления подъему сельского хозяйства открытием сельскохозяйственных школ, расширением сельскохозяйственного] кредита. Окончательное разрешение аграрного вопроса должно последовать в Учредительном собрании. Мусульмане-крестьяне должны объединиться вокруг Мусульманского крестьянского союза.
По рабочему вопросу 8-ми часовой рабочий день. Охрана труда детей и женщин. Государственное страхование. Институт фабричных инспекторов. Устройство н[а] средства хозяев при фабриках и заводах мечетей и школ для рабочих. Кроме этого, выражено пожелание создать Всероссийский съезд организованных рабочих мусульман.
По культурно-просветительскому вопросу - обучение на татарском языке. Совместное обучение. До разрешения вопроса в центральном собрании о национально-культурной автономии и федерации необходимо образовать временно, для управления земскими и городскими школами, особые национальные учреждения.
По духовному вопросу организовать Духовное правление в составе муфтия и 6 казыев, (причем одно лицо из казыев должно быть из женщин), которые избираются настоящим съездом. Выработана смета содержания Духовного правления - расход сто восемьдесят пять тысяч четыреста рублей, а приход 200 тысяч рублей (сборы по совершению брака, [в]акуфные имущества, обложение деревенских приходов и т. д.).
О тактике предвыборной компании Учредительное собрание постановлено - создание демократического мусульманского блока, возможность тактического соглашения с другими партиями (немусульманскими) не правее трудовиков.
Всероссийский мусульманский съезд заканчивает свои работы выборами в центральные мусульманские учреждения.
Создать Всероссийский мусульманский совет, которому возлагается руководство мусульманами до учредительного собрания. Число членов Совета — 31. Места распределяются следующим образом: а) Туркестан - 7, Кавказ - шесть, Крым - 2, Казакстан - 5, Литва- 1, Внутренняя Россия - 10.
Кроме того, необходимо войти в сношение с Хивой и Бухарой, чтобы они также прислали своих делегатов.
Каждая группа выборы производит самостоятельно. Помимо этого должно быть также представлено местом в Совете по возможности от каждой группы и женщинам.
Всероссийский мусульманский совет избрал следующий состав членов Всероссийского мусульманского совета:
От Поволжья до Сибири: Ахмед Цаликов (Москва); 2) Фатих Каримов (Оренбург); 3) Ибрагим Ахтямов (Уфа); 4) Захид Шамиль (Петроград); 5) Муса Бигеев (Петроград); 6) Ильяс Алкин (Казань); 7) Мустафа Тюменев (Петропавловск); 8) Шакир Мухамедиаров (Арск); 9) Садры Максудов (Казань); 10) Гаяз Исхаков (Москва).
Кандидаты: 1) Султан-Бек Мамлеев (Петроград); 2) Вениамин Актямов (Уфа); Фуад Туктаров (Казань).
4) От Туркестана (временно) 1) Убайдулла Хаджаев (Ташкент); 2) Ахмед-Заки Валидов (Ташкент); Колбай Тогусов (Ташкент); 4) Ибрагим Джайнаков (Алмата); 5) Кукунбай Абдул-Халыков (Самарканд); 6) Мулла Камалетдин Рахман Бердиев (Коканд); 7) Мулла Султан Урманбиев (Ходжент).
От Казакстана (временно): 1) Курбан-Галий Кушегулов (Акмола); 2) Кул Мухамед Уразаев (Семипалатинск); 3) Джаганша Дос-Мухамедов (Урал); 4) Валид-Хан Таначев (Букеевская орда); 5) Аккягаз Досщанова (Тургай).
От Крыма (временно): 1) Измаил Леманов (Бахчисарай); 2) Хусаин Боданинский (Бахчисарай).
Кавказ и Литва никого не делегировали, отложив выборы до поездки на места. Что касается до выборов в Магометанское духовное собрание, то оказались избранными: муфтием
- Алимджан Галеев - имам 5-й Соборной мечети г. Казани.
Членами Духовного собрания:
1) Салихджан Урманов - член Оренбургского духовного собрания; 2) Абдулла Сулейманов - имам Нижегородской мечети; 3) Кашафутдин Терджиманов - имам мечети Ново-Татарской слободы г. Казани; 4) Худжатул-Хаким Махмудов - имам г. Тургая той же области; 5) Мухлиса-Ханум Бобинская; 6) Гумар-Карашев - имам (Букеевской орды).
Таким образом, [в]первые во все существование нашей планеты в высшую духовную должность мусульман вступила женщина, в особенности тогда, когда даже посещение мусульманских храмов было запрещено для женщин.
На другой день после окончания работ съезда, Всероссийский мусульманский съезд приступил к работе. 12-го мая Совет производит выборы Исполнительного комитета, причем выборы постановляется произвести следующим образом: 3-х членов от туркестанцев, 2-х от киргиз, 1-го — от Крыма, 2-х - от Кавказа и от мусульман Внутренней России - 4-х членов. Выбраны следующие лица: от киргиз - Валид-Хан-Таначев, Абдулла и Джаганша Дос-Мухамедов, от туркестанцев Заки-Валидов, Абдулла Ходжае[в] и Колвай Тогусов, Крыма - Измаил-Лемано[в], Кавказа - Акбер-Садыко[в] и Внутренней России - Ахмед-Цаликов, Захид Шамиль и Шакир Мухамеджаров.
Из выборных лиц в следующем заседании председателем Совета избраны: А. Цаликов и секретарем Ш. Мухамедиаров.
Таким образом, образовался Всероссийский мусульманский совет, представлявший из себя чисто соглашательский коалиционный орган эпохи Керенщины рядом с кадетом Садры Максудовым и Укиейхановым и «мусса[в]атистом» Фаттали Ханом сидели правые эсеры Гояз Исхаков, Тоначев и Ш. Мухамедиаров и из меньшевиков - А. Цаликов, Мамлеев и А. Оикин, узкие национал-шовинисты О. Тукутбетов, Дос-Мухамедов и другие.
В деятельности икомуса (исполком Мусульманского] совета) мы можем проследить два периода: первый до 2-го Всероссийского мусульманского съезда и второй после 2-го Съезда до разгона Совета 1918 года.
Мы рассмотрим подробнее лишь 1-й период работ от икомуса, и только в этом периоде он являлся единственным Всероссийским мусульманским органом, а уже во второй период первенствующую роль берет т. н. «Миллет-Меджлиси» (Национальное собрание) и «Милли Идара» (Национальное управление).
С первых же дней своего существования икомус постановляет принять участие в работах правительственных комиссий. В комиссию по выработке положения о выборах в Учредительное собрание делегировать Али Ш. Мухамедиарова и Тоначева. Ахмеду Цаликову поручают войти в Совет рабочих и солдатских депутатов. И. Леманов и М. [...]V намечаются в Комиссию по вероисповедным делам.
13 мая икомус начинает заседать в Петрограде, перед ним выступает вопрос: ограничивается ли Совет только политическими делами или управляет и культурно-просветительными. После обсуждения икомус постановляет, что берет на себя всю полноту руководства национально-политическими делами мусульман.
Икомус по своей организации же сталкивается с Советом р[абочих] и с[олдатских] депутатов. Было вынесено постановление о делегировании на Всероссийский съезд Советов рабоч[их] и солдатских депутатов трех своих представителей А. Цаликова, К. Тогумсова и С. Мамлеева, но мандатная комиссия съезда отказала [в] допущении на съезды с правом решающего или совещательного голоса по тем соображениям, что съезд является советом и потому допущение с каким бы то ни было голосом представителей икомуса, даже не являющихся представителями национальных социалистических партий, невозможно. Икомус в ответ на отказ опубликовывает процесс, он защищает себя, пытаясь доказать органом демократическим, опираясь на постановление мусульманского съезда по рабочему и земельным вопросам, которые с «небольшими поправками» подходят к программам «минимум» социалистических партий и выражает протест, что органы революционной демократии в вопросах политики по отношению к мусульманскому населению не оказались достаточно чутки к интересам обездоленной многомиллионной массы мусульманского населения России.
Вторым крупным конфликтом является конфликт с департаментом духовных дел. Причиной конфликта было назначение департаментом «верного слуги» Николая II - С. Баязитова (муфтий) на должность помощника ахуна Петроградского военного округа. По этому поводу икомус обратился к товарищу министра внутренних дел по департаменту духовных дел С. А. Котляровскому с официальным письмом (от 24 июня за № 142), в котором он просил назначить расследование, по чьей вине деятель реакции был назначен помощником на пост ахуна, «имеющего не маловажное значение в настоящее время продолжающегося народного движения и смуты общей». Икомус требовал расследования и устранения виновных от занимаемых должностей. С[о] своей стороны икомус винил по этому делу и. о. директора департамента Г. Н. Тарановского. На письмо икомуса департамент ответил письмом (от 26 июня за № 53) в котором он оправдывал действия Г. Н. Тарановского и объяснял назначение Баязитова недоразумением. Расследование обвинения по адресу Тарановского департамент считал излишним, мотивируя это тем, что он пользуется доверием временного правительства. Икомус по этому поводу выпустил воззвание-протест, выражающееся в том, что он до удаления Г. Н. Тарановского [от] занимаемой им должности прерывает всякие сношения с департаментом духовных дел, о чем доводит до сведения Временного правительства и мусульман России.
Конечно, буржуазный мусульманский совет не мог идти против Временного правительства, и скорее же этот протест-воззвание был забыт им, и он, как ни в чем ни бывало, снова приступил к сношениям с департаментом духовных дел, хотя Тарановский и не был удален, и даже вел переговоры с самим Тарановским.
Хотя икомусу и с другой стороны было невыгодно пойти на конфликт с Временным правительством, но он проектировал войти в состав коалиционного правительства, о чем даже были ведены переговоры с Временным правительством и Центральным комитетом совета рабочих и солдатских депутатов, о включении представителей мусульман в состав коалиционного правительства. Хотя сперва кн. Львов и наше[л] требование мусульман [неприемлемым, но когда делегация икомуса стала объяснять о справедливости этого требования, кн. Львов заявил, что он принципиально согласен и что возбудит вопрос об этом. В Совете Министров по этому поводу даже состоялось специальное заседание икомуса, ночью 4-го июля, где после долгих прений было решено большинством, что надо занять место министра с портфелем потому, что министр без портфеля не будет участвовать в управлении, а потому никакого значения не будет иметь. Были выдвинуты места: министра общественного призренияVI и «если же это не пройдет» (по выражению Г. Исхакова) товарища] министра внутренних дел, земледелия или юстиции. После долгих дебатов было вынесено постановление: настаивать на предоставлении поста министра общественного призрения и постов тов[арища] министра народного просвещения и земледелия, хотя Леманов И. и предупреждал, что Министерство общественного презрения еще не налажено как следует, а потому «можно взять и запутаться». На пост министра общественного презрения была выдвинута ; кандидатура И. Ахтямова, тов[арища] министра народ[ного] просвещения С. Максудова и тов[арища] министра земледелия А. Букейханова.
«Конечно, эта попытка вхождения в коалиционное правительство не прошла» (по выражению Исхакова) и этот вопрос «принципиально решенный Временным правительством» остался без последствий как и масса других решений последнего. Причиной такого быстрого согласия правительства, конечно, было усилившееся в то время антиправительственное движение в широких слоях населения, когда правительству приходилось искать опору в буржуазных слоях других национальностей и ему было невыгодно обострять отношения и с мусульманской буржуазией. Конечно, правительство, почувствовав кажущуюся твердую почву под своими ногами, быстро забывало все свои обещания и продолжало вести национальную политику а-ля П. Н. МилюковаVII.
Вообще все отношения правительственных органов по отношению к мусульманским организациям представляло собой барометр политического благополучия текущего момента. Иначе говоря, оно играло с мусульманами, как кошка с мышкой. Мусульманские же организации, являющиеся прихвостнями русской буржуазии, конечно, не оказывали ему решительное активное противодействие.
Что сделал икомус для мусульман России. Почти ничего, если не считать усиленные хлопоты по улучшению Духовного Правления, улучшению быта духовенства и улучшения условия торговли Уильских купцов кожи, шкуры...
Если взять во внимание, продолжавшиеся киргизские резни в Семиречьи, избиение младо[б]ухарцев и т. д., которые простирали свои руки, ища помощи икомусу, и которых вместо ликвидации погромов снабжали различными утешительными телеграммами и никаких решительных мер не принимали перед Временным правительством, то мы можем смело утвердить, что на совести членов икомуса лежат тысячи и тысячи жертв и что они заклеймили себя кровавым пятном перед судом истории.
Пользовался ли икомус авторитетом среди широких слоев мусульманского населения. Здесь мы опять должны дать отрицательный ответ. Уже по одним только социальным условиям и классовым интересам пролетарий не мог следовать по стопам буржуазии, но зато икомус пользовался большим авторитетом среди мусульманской буржуазии и интеллигенции, последняя из которых пыжилась, как крыловская лягушка, чтобы идти по стопам российских социал-предателей. Хотя и были случаи, когда икомус сталкивался с целыми мусульманскими народностями, каковое имело место с киргизами пред 2-м Всероссийским мусульманским съездом по вопросу о месте и времени созыва последнего.
Прежде чем закончить обзор деятельности икомуса за первый период считаю нужным сказать два-три слова о проекте создания «инородческого политического блока».
Идея инородческого политического блока возникла на заседании комитета бурят, тунгусов, якутов, где было решено войти в политический блок с инородческими организациями и создать в ближайшем будущем инородческую конференцию для выяснения вопроса о созыве обще-инородческого съезда. При рассмотрении] этого вопроса вначале предполагалось создать обще-инородческий съезд, но потом решили объединить вначале народности монгольского племени, т. к. они скорее поймут друг друга. По этому вопросу состоялось специальное заседание икомуса 3-го июня 1917 года, где кроме членов последнего присутствовали представители якутов, бурят и калмыков - Н. Н. и Г. Н. [...]адмаевы и Г. Никифоров. Заседание должно было решить вопрос о том, следует ли образовать в начале блок монгольских и тюркских народностей, или же создать обще-инородческую конференцию. Задачей этого блока должна была являться защита интересов азиатских народностей. Заседание постановило образовать для выяснения и выработки культурно-экономических и политических основ создания инородческого политического блока народностей монголо-тюркских племен России смешанную комиссию в составе четырех представителей по два от икомуса и Комитета бурят и якут.
Конечно, постановление осталось на бумаге, да и осуществить его было бы при буржуазном строе невозможно, и вот тут со стороны Временного правительства играло роль опасения политического характера, боязнь разделения России на Азиатскую и Европейскую и того антагонизма, который может развиться между ними.
Здесь я думаю закончить обзор деятельности икомуса, и в дальнейшем он ничем себя особенным не проявил и дальнейшая его роль была лишь в разъезде среди мусульманских центров и ведении контрреволюционных агитаций.
События в России разгорались и разгорались... Обманутый пролетариат требовал мира и хлеба, чего, конечно, не могло дать Временное правительство, которое сознательно вело страну к разрухе, к экономическому краху и даже наоборот все более и более тянуло войну под лозунгом: «Война до победного конца».
Маски были сорваны, и пред обманутым народом стал контрреволюционный кулак, вооруженный всеми средствами царизма, как-то: военно-полевыми судами, контрразведкой и т. д. Начались восстания, забастовки и расстрелы трудящихся масс.
Перепутанный всеми этими событиями икомус постановил создать 2-й Всероссийский мусульманский съезд на 20 июля 1917 года. Особенно волновало мусульманскую буржуазию появление большевиков среди самих мусульман, вернее их усилением влияния среди широких слоев мусульман. Лидер мусульманских большевиков Мулла-Hyp Вахитов образовал в центре мусульман социалистический комитет, вел агитацию против национальной буржуазии. Появились даже и большевистские газеты на тюркских языках.
Буржуазное небо покрылось тучами и всем этим жалким холопам приходилось дрожать за свои шкуры. Момент был важен и тем, что приближались выборы в Учредительное собрание, в которое наравне с буржуазными партиями готовились и мусульмане-коммунисты, и последние собирались дать буржуазии решительный отпор.
Если коммунисты мобилизовали все свои силы, то мусульманская буржуазия не осталась в долгу, и в последней в июле 1917 г. происходит смотр, единовременно заседают три съезда: мусульманский, военный и духовенства.
В Мусульманском съезде центральное место занимают выборы в Учредительное собрание. Докладчиком от икомуса выступает А. Цаликов - меньшевик, который в своем пространном докладе пытается связать одного волка с овечкой, капиталиста с пролетариатом. Цаликов пускает в ход все свои меньшевистские ухищрения, чтобы доказать пользы для блага мусульман, если пролетарии мусульмане не выставляя отдельный список пойдут рука об руку (читай на хвосте) с буржуазией, которая дескать является его другом и доброжелательницей. Цаликов даже пытался, опираясь на Маркса и Энгельса, попади они в иные своеобразные, свойственные тем или иным мусульманским личностям производственные условия, то конечно и сознание этих людей и их идеология соответствующим образом были бы изменены. Естественно, что их идеология в мусульманской среде получила бы некоторые НОВЫЕ ОТТЕНКИ И КРАСКИ (курсы оратора) Энгельс (может быть как Цаликов), но грозит кому-то. Если рабочий мусульманин будет оторван от общеполитического движения мусульман, то самому этому движению будет нанесен непоправимый ущерб, т. к. из этого движения будет ИЗЪЯТА САМАЯ РЕШИТЕЛЬНАЯ САМАЯ МОГУЧАЯ ИНИЦИАТИВНАЯ СИЛА (курсы оратора). Здесь уже меньше, и Цаликов пытается запугать рабочих, трудящихся мусульман, что, дескать, Вы подумаете отделиться от своей буржуазии, то, мол, мы (читай меньшевики) Вас покинем, ибо мы [на]всегда останемся верными своим повелителям. Дальше Цаликов со всем заговаривается, что, мол, у нас и рабочих то почти нет, а так себе «мелкий буржуа рабочей среды». Так, мол, лучше, лучше всего идти вместе с нашими покровителями, чем ответить им черной неблагодарностью. Вообще в своем позорном для истинного марксиста докладе А. Цаликов выразил идеологию не только присущую только себе, но и всей меньшевистской России взятой вместе. Но гвоздь съезда был еще впереди: 22-го июля состоялось объединенное собрание всех трех заседавших в Казани съездов. Собрание открылось торжественно - чтением Корана и после собрание часто прерывалось фанатическими восклицаниями «Аллах эк [б]ер».
Собрание вынесло постановление об объявлении культурно-национальной автономии мусульман Внутренней России и Сибири. В дальнейших своих заседаниях 2-й Всероссийский мусульманский съезд обсудил и принял по докладу Садри Максудова (кадет) общие положения о культурно-национальной автономии мусульман Внутренней России и Сибири. Для проведения этих положений в жизнь съездом были избраны исполнительные органы в лице трех ведомств: Духовного, Просвещения и Финансов, а также особая коллегия, по осуществлению автономии.
Теперь перейдем к разбору деятельности 1-го Всероссийского мусульманского съезда (Военного) и оставленного им Всероссийского мусульманского шуро (Совета), который играл немаловажную роль реакционера в дни развития пролетарской революции. С первых же дней мусульманскому воинству пришлось столкнуться с временным Правительством, у которого политическое настроение было резко направлено против ведения национальных частей армии, в лице которых оно уже видело вооруженную опасность для всей буржуазии «единой и неделимой» России. События 3-5 июля резко повернули курс правительственной политики вправо, вернее маски были сорваны, и правительству не для чего было скрывать и было невозможно скрывать истинную цель своей политики. Над всеми революционными организациями темные тучи густели, на национальное движение смотрели как на измену.
Когда был поднят вопрос о созыве Всероссийского мусульманского военного съезда, Временное правительство в самой оскорбительной форме запретило созывать съезд и тогда военный съезд был созван заочным порядком. Съезд вынес три важных постановления: 1) создал Всероссийский мусульманский военный шуро (Совет), 2) создал национальные войсковые части, 3) выработал план организации воинов-мусульман, объединяя их в тесную семью [для] подготовки их к выборам в Учредительное собрание.
По вопросу формирования отдельных мусульманских войсковых частей Временному правительству была подана докладная записка от имени трех Всероссийский съездов, в которой они защищали свою идею об образовании мусульманских частей, говоря: «Правильная организация представительства мусульманских частей в военно-демократических войсковых организациях даст возможность вести культурную и просветительную работу среди воинов мусульман, что важно для усвоения в рядах армии понимания начал истинного демократизма. Распыление мусульман среди чуждой ему по культуре и пониманию солдатской массы другой народности, фактически лишает воинов мусульман желательного для их представительства в Учредительном собрании, а отсутствие организованных мусульманских войсковых ячеек устраняет всякую возможность сколько-нибудь планомерной и единственно доступной для солдат-мусульман именно мусульманской агитации, да, кроме того, «[для] поддержания духа армии играет известную роль момент религиозный, напутствие, благословение войск духовенством, воодушевление последним солдат в критические военные минуты». Докладная записка, также заверяет Временное правительство о благонадежности мусульманских войсковых частей, приводя примером мусульманскую туземную дивизию, и предупреждает, что «страна в мусульманах солдатах лишается многих возможных туземных дивизий, из которых существующая занимает в армии почетное место».
Но все призывы к Временному правительству не получили должного о[т]клика, а наоборот правительством было выдано распоряжение счесть членов Военного шуро (Совета) дезертирами и, арестовав их через милиции, препроводить по своим войсковым частям, а на счет организации мусульманских войсковых частей правительство не пожелало даже войти в переговоры, ибо видело в этом существующую опасность для себя.
Таким образом, представители мусульманского воинства - члены Мусульманского военного шуро очутились на положении дезертиров. Такое ненормальное положение, безусловно, не могло продолжаться долго, и его во что бы то ни стало нужно было выяснить. С этой целью 2-го августа особая делегация в составе трех лиц: Илиасавея, Кугушева, Усмана ТокумветоваVIII и Ильяса Алкина выехала в Петроград. К этой делегации присоединились еще три представителя от Милли Шуро (Национальный совет) на основании постановления 2-го Мусульманского съезда. Вот что рассказывает один из участников этой делегации: «Более четырех суток мы добивались приема главы Временного правительства - Керенского и не добились. Нас удостоил своим приемом Некрасов. Вы не можете представить то оскорбление, которое я испытал, как представитель 30-ти миллионного мусульманства. Безусловно, в таком к нам отношении вина всего мусульманства, в том числе и нас - мы не умели держать себя так, как подобает 30-ти миллионному народу. Гражданин Некрасов наше заявление выслушал и предложил повременить. В это время в Москве созывалось государственное совещание и поэтому все вопросы, связанные с национализацией и прочее, должны разрешаться после него. И так до конца совещания мы ответа на наши законные требования получить не могли».
Конечно, Государственное совещание не помогло бы, если не случилось событие, где Военное шуро и вообще мусульманские организации не сумели доказать преданность Временному правительству.
Этим событием явилось контрреволюционное выступление генерала Корнилова. Военное шуро по поручении первых же сведений о выступлении Корнилова заявило, что мусульмане воины, как один человек, станут на защиту интересов революции и с оружием в руках не допустят Корнилова совершить свое преступное дело. Петроградская делегация своими усилиями отстояла Петроград от нашествия, втянутой обманным образом Корниловым, туземной «дикой» дивизии. Перепуганное Правительство не оставило без своего внимания роль делегации в ликвидации Корниловской авантюры. Вообще все органы России обратили свое внимание на Шуро. Правительство вспомнило, что не так давно Шуро являлся просителем перед ним о мусульманизации армии. Правительственная политика опять резко меняется и уже Керенский сам принимает делегацию и заявляет о введении мусульманских войсковых частей, о создании мусульманских полков, дивизий, корпусов и армии со стороны Правительства нет принципиального противодействия. Уже представители Шуро выходят из положения дезертиров и имеют возможность участвовать в демократическом совещании.
Итак, лишь через два месяца Шуро получает юридическое право и имеет возможность приступить к осуществлению постановления 1-го Всероссийского мусульманского военного съезда. Но здесь Шуро сталкивается с двумя весьма серьезными препятствиями: отсутствием работников и средств.
Положение Шуро показывает, что оно не пользуется доверием широких слоев населения, что в особенности ярко характеризуется результатом «Дня солдата-мусульманина», которая, не взирая на все надежды Шуро, собирает со всего мусульманского населения всего 60 000 руб.
Были даже места, где Шуро называлось органом самозванным, и совершенно не желали признать его высшим органом для мусульман-воинов, как, например: таковое имело место в Сибири.
Но политическая атмосфера в России все сгущаются, уже в воздухе начинает пахнуть пролетарской революцией. Приближался Октябрь. Буржуазия России не очень доверяла солдатским массам - русским, стала обращать все более и более внимания на Шуро, откуда она вполне справедливо надеялась получить должную поддержку в случае опасности.
Но все-таки Правительство, хотя «принципиально» и согласившееся, с трудом - давало возможность мусульманизировать войсковые части.
Сперва пришлось столкнуться с военным министром генералом Верховским, затем Политическим Управлением при Военном министерстве, которое все время боялось национальных штыков, затем с главным управлением Главного штаба, со ставкой, наконец, с различными дивизионными, полковыми и другими комитетами.
Так, с большими мытарствами Шуро принимается сперва за мусульманизацию только 95, 144 и 32[-го] пех[отного] зап[асного] полков и 75, 77 и 13 дивизий.
При таком положении дел над Россией разыгрывается Октябрьская революция.
Трудящиеся массы, обманутые солдаты и рабочие, два-три дня мощным пролетарским кулаком разносят в прах осиное гнездо контрреволюции. Для мусульман России начинается новая эпоха.

I Окончание публикации, см.: И. Тагиров. Запоздалое издание // Гасырлар авазы - Эхо веков.-2002.-№ 1/2.-С.30-41.
II Стилистика и орфография документа сохранены. Пунктуация приведена в соответствие с современными нормами.
III Так в тексте, следует: насколько.
IV Так в тексте, следует: разделы.
V Неразборчиво.
VI Так в тексте, следует: министра государственного призрения.
VII Так в тексте.
VIII Так в тексте, следует: Токумбетова.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

 Период Пролетарской революции

После Октябрьского переворота мусульманские буржуазные учреждения продолжают вести свою работу и при этом даже показали себя с самой лицемерной стороны. Так, например, Военное шуро во время переворота в Казани усиленно помогало юнкерам и офицерщине, а уже на другой день на торжественном заседании Казанского Совета представитель Военного шуро — Багаутдинов - заверял верность Шуро революции.
Вскоре после переворота, а именно, 20 ноября 1917 г., открывается Миллят-Меджлиси (Национальное собрание), которое заседает по 11-е ноября 1918 г., где и была выработана в окончательной форме Конституция о «Национальной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири», которая 16 января была опубликована в официальном органе Национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири, некоторые статьи которого привожу ниже:
1. Мусульмане тюрко-татары Внутренней России и Сибири образуют добровольный личный союз - (нацию), обладающий в отношении своих членов принудительной властью.
4. Мусульмане тюрко-татары Внутренней России и Сибири в сфере своих дел: религиозных, культурно-национальных, общественного призрения и налогового национального положения автономии.
7. Высшим органом самоуправления является Национальное собрание Миллят-Меджлиси, которое в области религиозных и культурно-национальных дел, также в деле общественного призрения и национального налогового обложения обладает законодательными правами. Национальное собрание в лице его исполнительных органов назначается представителем нации в сношениях с государством.
8. Дела, перечисленные в первой части и ст. 7 изъемляютсяI из области общегосударственного (областного, краевого, земского и городского) законодательства и управления и подлежат исключительно ведению органов Национального самоуправления.
9. Для осуществления религиозных и национальных нужд тюрко-татарская нация имеет право облагать своих членов специальным налогом.
13. Все письменные и устные сношения органов управления (центральных и местных) и органов самоуправления (земского и городского) с учреждениями и отдельными членами тюрко-татарской нации равно с общими учреждениями, когда они состоят целиком из членов тюрко-татарской нации, а также последних с первыми ведутся на тюрко-татарском языке.
15. Конструкция правительственной и судебной власти государства должна быть построена на таких началах, чтобы гарантированной основными законами религиозной и национальной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири не наносилось ущерба и при проведении ее в действительность. Право пользования родным языком и в судебных и административных местах, а также органах самоуправления должно быть обеспечено особым устройством означенных учреждений.
16. В мировых участках с более чем 50 % тюрко-татарским населением судьи должны избираться [из] лиц, говорящих на местном тюрко-татарском языке.
В состав центральной правительственной власти должно входить одно лицо тюрко-татарской нации, облевенноеII правами министра для непосредственных сношений с тюрко-татарской нацией с государством.
18. Для разрешения дел, касающихся взаимоотношений между тюрко-татарской и другими нациями или между первой и государством, Национальное собрание имеет право устраивать среди членов тюрко-татарской нации референдум. Условия, способы и порядок осуществления референдума устанавливаются Национальным собранием в общем законодательством порядке.
Ст. 1. Национальное собрание состоит из членов избранных мусульманами, тюрко-татарами Внутренней России и Сибири, на основании общего, прямого, равного и тайного избирательного права. Каждые 50 000 душ должны быть представлены в Национальном собрании депутатом.
Положение о выборах в Национальное собрание издается последним в общем законодательном порядке.
Ст. 3. Ведению Национального собрания подлежит: издание закона по делам религиозным, культурно-национальным, общественного призрения и национального налогового обложения, а также изменение, дополнение и отмена означенных законов: рассмотрение и утверждение годового бюджета, избрание членов Национального управления. Рекомендация тех агентов, общегосударственных учреждений, кои назначаются на должности по указанию тюрко-татарской нации, избрание представителей тюрко-татарской нации в общемусульманские организации, общий надзор за служебной деятельностью всех выборных членов исполнительных органов и назначенных по указанию Национального собрания агентов правительственной власти.
Ст. 7. Право законодательной инициативы в Национальном собрании принадлежит членам последнего и Национальному управлению.
Каждая тысяча правомочных членов нации имеет право вносить на рассмотрение Национального собрания законодательные предположения.
Законодательные предположения членов Национального собрания и членов нации, если они удовлетворяют всем необходимым условиям, рассматриваются в порядке, указанном [в] регламенте Национального собран[ия].
Ст. 10. Обыкновенные сессии Национального собрания созываются один раз в год. Срок начала сессии и ее продолжительность устанавливаются самим Национальным собранием.
Ст. 12. Члены Национального] собрания выбираются [на] три года.
Ст. 26. Национальное управление есть Центральный исполнительный орган Национального собрания, ведающий всеми национальными делами тюрко-татарской нации.
Ст. 27. Национальное управление состоит из председателя и трех ведомств: духовного, просвещения и финансов.
Ст. 28. Духовное ведомство ведает нижеследующие дела: издание фетфа, рассмотрение и разрешение вопроса веры и богослужения, наследственное и семейное ШаратскоеIII право, утверждение акуфных дарственных и завещательных актов, учреждение приходов, разрешение и постройки мечетей; утверждение в должности и удаление с нее имамов и муазинов, опротестование выборов окружных и районных мухтасибов, подготовка лиц на духовные должности преподавателей духовных учебных заведений, общий надзор за постановкой преподавания вероучения во всех учебных заведениях, цензура Корана и Афтнак, управление духовными школами (медресе).
Ст. 29. Ведомство просвещения ведает нижеследующие дела: надзор и управление делами образования и воспитания, поощрение наук, искусств и ремесел, распространение и развитие педагогической литературы, управление делами общественного призрения.
Ст. 30. Ведомство финансов ведает нижеследующие дела: надзор и управление финансовыми делами, сбор национального налога, согласно утвержденным Национальным собранием законам и правилам, расходование, согласно утвержденным сметам, средств на нужды Национального управления и подчиненных ему органов, управление акуфами, приходо-расходная отчетность, надзор за финансами окружных национальных учреждений, управление согласно утвержденному Национальным] собранием уставу, национальным фондам, национальная статистика.
Ст. 33. Общее собрание Национального управления в составе трех ведомств под председательством председателя Национального управления, созывается для обсуждения и разрешения дел, имеющих общее для всех ведомств значение.
Ст. 34. Общее собрание Национального управления ведает следующие дела: наблюдает за тем, чтобы ведомства неуклонно выполняли постановления Национального собрания, согласует деятельность отдельных ведомств, издает между двумя сессиями Национального собрания временные законы и правила по важнейшим не терпящим отлагательства национальным делам, обсуждает законопроекты, вносимые отдельными ведомствами в Национальное собрание.
Ст. 45. Территория России, на которую распространяется настоящий Закон о национальной автономии мусульман, тюрко-татар Внутренней России и Сибири, делится на основании особого положения на округа.
Ст. 46. В означенных (ст. 45) округах все религиозные и национальные дела находятся в ведении Окружных Меджлисе.
Окружные Меджлисы состоят из членов, избираемых Меджлисе по особому закону по принципу всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права.
Ст. 48. Окружные Меджлисы имеют право издавать Национальным собранием законы, налагать на членов нации, живущих в данном округе, особые, помимо национального налога, денежные сборы, принимать согласные с законами и инструкциями, изданными Национальным собранием, меры для правильного поступления национального налога, составлять и утверждать для данного округа приходо-расходную смету, управлять религиозными и национальными делами данного округа, выбирать членов окружных управлений и надзирать за их служебной деятельностью.
Ст. 49. Очередные собрания Окружных Меджлисе созываются не менее одного раза в год.
Ст. 52. Окружные Национальные] управления -суть исполнительные органы окружных Меджлисе и выбираются последними в составе одного председателя и нескольких не менее двух членов.
Окружные Национальные управления разрешают дела религиозные, народного образования, общественного призрения и финансовые согласно изданным Национальным] собранием законам и принятым Окружными Меджлисами постановлениям.
Ст. 60. В национальных округах все дела религиозные, народного образования, финансовые, общественного призрения разрешаются на основании устава инструкций, изданных Национальным собранием.
Ст. 61. В округах, где проживает значительное число Членов нации, для ведения, на основании особого для сего изданных законов и правил, национальных и религиозных дел, учреждаются городские меджлисы.
Ст. 65. В каждой деревне для ведения национальных дел учреждаются сельские меджлисы.
Ст. 68. Ведению сельских меджлисе подлежат нижеследующие дела: народное образование, сбор национального налога, материальное обеспечение религиозных и национальных организаций.
Ст. 69. Постановление сельских меджлисе по делам, перечисленным ст. 68 не должны противоречить законам и постановлениям, изданным Национальным собранием и окружными меджлисами.
Ст. 71. Из ведения сельских меджлис изъемляютсяIV: дела веры, богослужения, браки и разводы, [в]акуфы, дарственные] завещания и другие подобные шариатские акты.
Ст. 72. В местностях с незначительным числом членов нации (городах, фабриках, заводах, приисках, рудниках и пр.), по указанию и усмотрению соответствующих окружных Меджлисе, учреждаются местные меджлисе и национальные управления. Права, обязанности, компетенция и организация означенных местных учреждений суть одинаковы с таковыми же сельских меджлисе и управлений.
Ст. 73. Право пересмотра и изменения основных законов о национальной автономии, тюрко-татар Внутренней России и Сибири принадлежат Национальному собранию.
Уже к моменту Октябрьской революции стало ясно, что мусульманскому пролетариату не по пути с этими организациями. Столкновение мусульманского пролетариата и Советской власти с этими национальными организациями была неизбежна.
Особенно ясно это положение стало чувствоваться после Октябрьской революции.
До созыва Учредительного собрания икомус, Военное шуро и Национальное собрание путем всяких хитросплетений и лавирований кое-как сохранили себя. Мусульманский пролетариат был еще слаб и неорганизован и потому не мог вступить со всей буржуазией [в] решительную борьбу.
Этот момент настал лишь после разгона Учредительного собрания, когда [...] мусульманских пролетарских масс окончательно прояснилось, укрепив тем самым их ряды и спаяв между собой внутренней революционной дисциплиной.
По поводу роспуска Учредительного собрания икомус издал протест-воззвание, обращенное ко всем мусульманам России с призывом защитить Учредительное] собрание и свергнуть «насильников рабочего класса» большевиков. Члены икомуса разъезжали по всем населенным мусульманским пунктам России и там агитацией среди мусульман призывали их к свержению Советской власти.
Конечно, и Военный шуро не отстал от своего собрата икомуса, и тоже по роспуску Учредительного собрания объявили, что он двинет против Советской власти мусульманские войсковые части.
Мусульманская буржуазия начинает лихорадочную подготовку к борьбе с Советской властью, Военный шуро вступает в сношения с русскими белогвардейцами и с буржуазной Украинской Радой, с которыми предполагает выступить рука об руку против «нашествия» ненавистных им большевиков.
Конечно, не был оставлен в покое и мусульманский мир России и среди них начинается большая организационная работа. Мусульманская мелкая буржуазия, соединенная в своих национальных советах, представляла немаловажную опасность для Советской власти, как орган антисоветской пропаганды среди сознательных крестьянских масс.
Наряду с пропагандой усиленно начинается военная подготовка для борьбы с Советами. Объявляется созыв второго Всероссийского мусульманского военного съезда. В мусульманских центрах начинают концентрироваться мусульманские войсковые части. Так, в Казани было сосредоточено до 20 000, Уфе - 15 000, Оренбурге - 10 000 мусульманских солдат и масса отдельных мелких войсковых соединений по другим городам Поволжья и Сибири, как-то: Астрахани, Екатеринбурге, Иркутске, Омске, Самаре и т. д.
В этой горячке во время подготовки антибольшевистского выступления, в Уфе открывается Национальный парламент, который тотчас же встает в оппозицию с Советской властью. Когда левое крыло Национального парламента, руководимое татаро-башкирскими левыми эсерами, предложило Национальному парламенту послать приветственную телеграмму Совету народ[ных] комиссаров, то это предложение было отвергнуто большинством. Также парламент официально запретил председателю икомуса - А. Цапикову «вступать в переговоры с большевиками», в ответ на его вопрос, можно ли ему согласиться на пост комиссара по делам мусульман, «предложенный ему большевиками». Мусульманская буржуазия совместно со своими русскими собратьями выставляет требование о создании Южно-Уральского и Средне-Волжского штата.
К этому моменту возникает Центральный Комиссариат по делам мусульман, который берет в свои руки руководство над начавшейся на местах и с ожесточавшейся революционной борьбой мусульманского пролетариата.
Этому первому мусульманскому революционному органу пришлось столкнуться со всеми этими осинами гнездами мусульманской контрреволюции с прилипшей к ним русской буржуазией, белогвардейщиной.
Как бы не была трудна борьба молодому мусульманскому комиссариату бороться с организованной силой буржуазии, но он все-таки вышел победителем из этой борьбы и своей победой он, конечно, обязан своему вождю Мулла-Hyp Вахитову, который талантливо соединил в себе революционность, энергию, решительность характера, ясность ума и редкие ораторские способности.
Мулла-Hyp Вахитов являлся лидером мусульманских большевиков и организатором Казанского мусульманского социалистического комитета, который сыграл не маловажную роль в последствии во время борьбы и ликвидации шуристов. Из других лидеров мусульманского пролетариата мы можем упомянуть Галимзяна Ибрагимова, являющегося лидером татаро-башкирских левых эсеров, главным революционным штабом которых являлся г. Уфа, и Шариф Монатов, представлявший собой революционную ориентирующуюся на Советскую власть, часть башкирских народных социалистов.
Создание Центрального мусульманского комиссариата является призывом к объединенному выступлению всех революционных сил мусульманского пролетариата против организующейся мусульманской контрреволюции. Один за другим возникают на местах областные и губернские мусульманские комиссариаты в городах: Казань, Оренбург, Уфа, Астрахань и т. д. Икомус разгоняется, члены Военного шуро арестовываются, созванный последним съезд распускается. Та же участь постигает и Мусульманский парламент. Мусульманская буржуазия не успевает захватить область в свои руки. Мусульманские национальные войсковые части оказываются зараженными большевизмом. Величайшими усилиями и организационной работой мусульманских большевиков войсковые части переходят в сторону Советской власти.
Мусульманская буржуазия, видя всю катастрофичность своего положения, пускается на последнюю отчаянную авантюру. Она собирает последние остатки своих сил в Казани, где в начале 1918 г. образовывается так называемая] пресловутая «Забулачная Республика», но мусульманская революционная] организация, отряды красной гвардии и моряков почти бескровно ликвидируют последнюю затею контрреволюции. Таким образом, власть окончательно переходит в руки трудящихся мусульманских масс.
Организационная работа Центромускома в первый период его существования выразилась в следующих основных моментах: во-первых, в организации и руководстве деятельностью местных мусульманских комиссариатов. Возникшие в Казани, Оренбурге, Уфе, Астрахани др. городах мусульманские комиссариаты сильно нуждались в руководстве. Необходимо было организовать такие же комиссариаты и в других городах с мусульманским населением. Постепенно все Поволжье покрывается сетью губернских и уездных мусульманских комиссариатов. И в деле закрепления завоевания Октябрьской революции среди темного и забитого мусульманского крестьянства и рабочих мусульман, они сыграли громадную роль и значение. В первый период установления Советской власти, когда многое делалось чисто анархически, и когда еще не были определены в точности конкретные формы отдельных сторон советского строительства, мусульманские комиссариаты являлись всем для пробудившихся мусульманских масс. При них было концентрировано все: и административное управление и народное образование, и суд, и военное дело. И лишь после окончательного конструирования аппаратов общих советских органов они постепенно передали им эти свои функции.
Второе, что сделал Центромуском, это было начало организации мусульманских красноармейских частей. Эта работа Центромускомом целиком была возложена на его военный отдел, преобразованный позднее в Центральную мусульманскую военную комиссию при народ[ном] комиссариате по военным делам.
В Москве из добровольцев создается татаро-башкирских два батальона. Организуется мусульманский добровольческий социалистический полк в Казани. Создаются революционные] татарские и татаро-башкирские отряды в Астрахани, Уфе, Перми и Оренбурге. Все они в истории развития революции в Поволжье имели громадное значение. При ликвидации левоэсеровского мятежа и при отдельных попытках контрреволюции] поднять восстания в отдельных крупных городах Поволжья, Казани, Астрахани и т. д. мусульманские красноармейские части показали себя с наилучшей стороны. Благодаря стойкости и преданности мусульманских частей и только этих частей, в свое время было ликвидировано восстание спровоцированных гарнизонов Казани и Астрахани, вскоре после перехода Самары в руки чехословаков. Если бы восстание в Казани своевременно не было ликвидировано мусульманскими частями, то, безусловно, Казань гораздо раньше перешла бы в руки контрреволюции, чем это было на самом деле.
Громадную роль эти части сыграли и при ликвидации чехословацкого движения. Из одной лишь Казани на чехословацкий фронт было отправлено до 12-ти маршевых мусульманских рот. Посланные из Астрахани татарские отряды, отправленные из Уфы татаро-башкирские батальоны в последствии образовали вокруг себя целые отряды, втягивая в ряды Красной Армии лучшие элементы татаро-башкирского пролетариата, и не удивительно, что в последствии на Восточном фронте число красноармейцев татаро-башкир достигало до 50 % и местами даже превышало это число. Мусульманские войсковые части показывали пример неустрашимости и в тоже время политического такта.
Вспомним геройский подвиг военкома 3 татарского полка т. Касымова, который с малочисленным отрядом ликвидировал Уральский фронт, разбил Уральский корпус и заставил Алаш-АрдынекоеV Правительство сдаться Советской власти.
Третье, на что обратил свое внимание Центромуском, - это было народное образование, еще весной 1918 года созывает в Казани Всероссийский съезд деятелей просвещения среди мусульман.
Съезд выносит ряд постановлений в области улучшения постановки дела народного образования среди мусульман.
По постановлению Съезда образовывается Центральная мусульманская научная коллегия, которой передается научная разработка всех вопросов народного образования мусульман и изыскание способов практического их осуществления.
Научной коллегией разрабатывается проект мусульманского университета, а также намечается целый ряд мероприятий в отдельных отраслях деятельности просвещения мусульман. Открывается ряд учительских семинарий и педагогических курсов, которые впоследствии передаются в ведение общих органов народного образования на местах.
Самым главным и значительным, что было сделано Центромускомом в этот период его существования в области чисто политической работы, это объявление положения о татаро-башкирской республике и созыв совещания о ней, но об этом рассмотрим в следующей главе.
Центромускомом была положена основа к развитию профессионального движения среди рабочих-мусульман. На первой конференции рабочих-мусульман, состоявшейся в Москве вскоре после организации Центромускома, был вынесен ряд постановлений, определявших направление всей дальнейшей деятельности Центромускома в этой области.
Серьезное внимание было обращено Центромускомом на пропаганду среди оставшихся в России турецких военнопленных. Отделом международной пропаганды, который для этой цели был организован, издавалась специальная газета «Ени Дунья», а также велась во всех ее формах агитационно-пропагандическая работа: выпускались воззвания, посылались агитаторы, организаторы и т. д. Летом 1918 г. была созвана в Москве первая конференция турецких социалистов, положившая начало созданию Турецкой коммунистической партии.
Очень большое внимание было уделено Центромускомом и на издательскую работу. Издавалась газета «Чулпан» на татарском языке с тиражом 40-50 тысяч экземпляров. В первый период существования комиссариатом были изданы до 12-15 различных брошюр и др[угих] изданий от 20 до 200 тысяч экземпляров] каждое издание и масса изданий в таком же количестве экземпляров.
После объявления положения о Татаро-Башкирской Республике Центромуском преобразовывается в Центральный Татаро-Башкирский комиссариат. Но вскоре его вновь переименовывают в Центромуском, т. к. к этому времени при нем создаются Туркестанский, Закавказский и Горский отделы. Через эти отделы Центромуском устанавливает живую связь между восточными мусульманскими окраинами России. А связь эта была чрезвычайно необходима. Под влиянием национально-шовинистических элементов туземской интеллигенции, с одной стороны, и под влиянием контрреволюционной] агитации укрывшихся в ней русских меньшевиков и эсеров - с другой, окраины проявляли ярко выраженную тенденцию к отделению от Центральной России.
Задачей Центромускома было удержать их за Советской Россией. Если в 20-ти миллионном Туркестане «шуром исламцами» был выдвинут лозунг Автономного Туркестана, то Центромуском в противовес им выставил лозунг автономной Туркестанской Социалистической Советской] Республики, причем, конечно, привлекает в свою сторону трудящихся масс.
Живая и плодотворная работа Центромускома нарушается чехословаками. Агенты Антанты захватывают в Казани в плен комиссара по делам мусульман Мулла-Hyp Вахитова, поспешившего на Восточный фронт восстановить против чехословаков татаро-башкир, и расстреливают его. Ввиду неожиданного падения Казани, там остаются и некоторые другие члены Коллегии комиссариата, приехавшие туда вместе с тов. Вахитовым, которым с большим трудом удается проникнуть обратно в наш лагерь.
Оставшийся в центре член коллегии, замещающий комиссара, заболевает и на довольно продолжительное время Центромуском остается без руководителя.
Второй период работы Комиссариата начинается с обратным переходом Казани в наши руки, когда удается сгруппировать [...]VI основной задачей Комиссариата в этот период явилось восстановление разрушенных чехословаками всех центральных] и местных гражданских и воен[ных] мусульманских организаций.
По соглашению Наркомнаца, Наркомвоена и ЧК создается особая комиссия под названием: «Чрезвычайная комиссия по восстановлению мусульманских пролетарских организаций и борьба с контрреволюционерами] среди мусульман».
Комиссия во главе с комиссаром по делам мусульман выезжает на Восточный фронт и принимается за работу.
Пред комиссией предстояла трудная задача: Из центральных органов Центральная] мусульманская научная коллегия была совершенно парализована. Многие из мусульманских частей были ликвидированы в боях. Губернские и уездные мусульманские комиссариаты были поголовно разрушены. Ответственные работники их были перебиты или расстреляны.
Несмотря, однако, на все трудности, все эти организации в короткое время были восстановлены и разбиты в боях с чехословаками 1-й Мусульманский социалистический полки 1-й Татаро-Башкирский батальон, а также отряд турецких военнопленных, сражавшихся в начале на Восточном фронте, а затем переброшенный на Южный фронт, Центромус военколлегия была пополнена новыми членами и переведена в Москву.
Восстановление деятельности Научной коллегии было трудно, большинство из более или менее видных научных сил были «эвакуированы» с чехословаками в Сибирь.
Тем не менее, и эта организация благодаря усилиям Чрезвычайной] Комиссии была восстановлена. К концу 1918 г. ею было созвано Всероссийское совещание по упрощению татарского правописания, давшее очень хорошие результаты.
Коллегия проделала ценную работу по пересмотру всех существующих учебников на татарском языке и определению их пригодности к употреблению в трудовых школах и ряд других довольно значительных научных работ.
По восстановлению на местах мусульманских комиссариатов и других мусульманских организаций Чрезвычайная комиссия была упразднена.
После первого съезда коммунистов мусульман и заседания центрального бюро мусульманских организаций Российской Коммунистической] партии Центральный мусульманский] комиссариат коренным образом реорганизовывается. Партийно-политические его функции переходят целиком Ц . Туда же переходит и все партийное издательство. Постановлением ценбюро ликвидируется ряд отделов Центромускома: отдел труда, социального обеспечения, международной пропаганды и научная коллегия.
Комиссариат переименовывается в Татаро-Башкирский комиссариат. Закавказский и Горский отделы выделяются в Закавказский мусульманский комиссариат и Горский отдел Наркомнаца. Туркестанский отдел ликвидируется и переходит целиком в ведение представительства Туркестанской Республики.
Поднимается вопрос о ликвидации Центральной мусульманской военной коллегии, но по настоянию тов. Сталина она остается. Устанавливается лишь персональное прикрепление Центромускомколлегии к татаро-башкирскому комиссариату путем назначения татаро-башкирского комиссара председателем коллегии.
Почти весь 1919 год и половина 1920 г. в татаро-башкирском комиссариате проходит в области военной работы.
В период наступления Колчака на Поволжье все живые силы комиссариата были брошены на Восточный фронт, начиная комиссаром и кончая заведующими] отделами и секретарями, они работали в политотделах и штабах армии и мусульманских частях.
Ими была проделана громадная работа в среде красноармейцев-мусульман. Очень большая агитационная работа была проделана и среди мусульманских солдат белой гвардии, особенно среди башкир. Посылались подпольные работники, которые агитировали среди башкирских солдат за переход их на сторону Советской власти. В очень большом количестве посылалась и литература. Несомненно, что переходу башкир на сторону революции Советская власть главным образом обязана была татаро-башкирскому комиссариату.
Много живых сил поглотила Центромус коллегия, переведенная в момент отступления Колчака обратно в г. Казань для поднятия духа красноармейцев мусульман. В последующий период очень много работников комиссариата было переброшено в Туркестан и на другие фронта.
Армия и фронты требовали массы политических и военных руководителей из среды самих мусульман.
Все эти требования ложились на плечи Центромусвоенколлегии.
Необходимо было быстро подготовить красных командиров. Усилиями Центромусколлегии удается создать в Казани мусульманские пехотные и кавалерийские курсы командного состава. Создается мусульманский эскадрон при 2-х Московских кавалерийских курсах.
В 1920 году организуются мусульманские пехотные курсы с кавалерийским и пулеметными отделениями в Баку. Со дня своего существования одни только казанские муспехкурсы дали более 300 красных командиров.
Политический отдел Центромусвоенколлегии ведет культурно-просветительную и политическую работы не только среди войсковых частей, но и среди мирных граждан.
Политотделом открываются в Казани политические курсы для подготовки армейских политработников, посылаются агитаторы, организаторы, издаются газеты «Кзыль Армия» на татарском языке и с 1920 г. «Красная Армия» на русском языке, посылаются передвижные группы, издаются масса книг и брошюрок, которые целыми библиотечными комплектами рассылаются в части Красной Армии.
В конце 1920 г. Центральная мусульманская военная коллегия ликвидируется. Военный отдел коллегии переименовывается в Восточный отдел Всероссийского главного штаба, а политический отдел востока политического управления реввоенсовета Республики.
Перепечатан верно: подпись (неразборчиво).

I Так в тексте, следует: изымаются.
II Так в тексте, следует: наделенное.
III Так в тексте, следует: Шариатское.
IV Так в тексте, следует: изымаются.
V Так в тексте, следует: Алаш - Ордынское.
VI Неразборчиво.