2010 1/2

«В почтовых ящиках г. Казани обнаружено 35 писем антисоветского буржуазно-националистического содержания»

Для изучения социально-политической и социокультурной истории татар и Татарстана в советский период основополагающим является факт обретения татарским народом административно-политического статуса в виде автономной республики. Конечно, по сути, государственное образование татар с самого начала имело практически декоративный характер. Но реальность этим не исчерпывалась.
В республике были все атрибуты политической власти: конституция, герб, флаг, государственные учреждения. Декретом ЦИК и СНК Татарстана от 25 июня 1921 г. татарский язык был признан обязательным во всех государственных учреждениях.
В 1920-е гг. стали развиваться профессиональная татарская музыка, живопись и театральное искусство. Создавались научные центры, способствовавшие развитию татарской гуманитарной науки. На рубеже 1920-1930-х гг. предпринимались попытки наладить собственное кинопроизводство. В 1937 г. была организована Татарская государственная филармония, создан Государственный татарский ансамбль песни и пляски, роль которого в популяризации татарского искусства за рубежом в советский период невозможно переоценить. Был открыт Татарский государственный оперный театр, создан Татарский научно-исследовательский институт языка и литературы.
В годы Великой Отечественной войны с целью поднятия патриотического духа в официальной пропаганде широко использовались героический эпос, исторические образы, укорененные в этнической памяти. Это сыграло значительную роль в оживлении национальных культур.
Первое послевоенное десятилетие было отмечено ужесточением партийно-государственного контроля над различными сферами общественно-политической и духовной жизни. Поворотным моментом стало принятие 9 августа 1944 г. постановления ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации». Начался новый этап борьбы с национализмом.
Курс на десталинизацию середины 1950-х гг. вызвал волну общественной активности, в том числе в сфере культуры. Реальностью стали письма в высокие официальные инстанции, готовность общественности к открытому публичному диалогу. Эти проявления носили легитимный и более распространенный характер. О наиболее значимых из них на примере Татарстана уже было рассказано1.

Письмо рабочего треста «Химэнергострой» Г. Хусниева в Татарский обком КПСС о проблемах развития татарской культуры. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 41, д. 221, л. 12.

Имели место и распространяемые тайно листовки. Один из документов подобного рода — письмо казанского рабочего Г. Хусниева на татарском языке — публикуется сегодня. Автор, признавая достижения татарской культуры в советский период, высказывает и целый ряд критических замечаний и негативных оценок.
Это был не единственный случай. 12 февраля 1956 г. секретарь Татарского обкома КПСС С. Батыев послал в отдел парторганов по РСФСР сопровождающую записку. В ней, в частности, говорилось: «Направляем листовку Обращение ко всем гражданам г. Казани антисоветского содержания»2. Самой листовки в республиканских архивах обнаружить не удалось.
Позднее, во время поиска этой листовки в российских архивах, удалось обнаружить документ, в котором говорилось о другой листовке. Это письмо первого секретаря Татарского обкома КПСС З. И. Муратова, которое мы также приводим в данной публикации.
 
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Галлямова А. К истории оппозиции в общественной жизни Татарстана в 50-60-е годы XX века // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2000. – № 3/4. – С. 76-89; Она же. «У нас чрезвычайно редко затеваются споры, дискуссии» (В. М. Дьяконов в общественно-политической жизни Татарстана послевоенного времени) // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2006. – № 2. – С. 100-104; Она же. Ш. Маннур: «Нам кажется, что права автономных республик за последние 25 лет все больше и больше свертываются» // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2007. – № 2. – С. 77-81; Галлямова А., Абдракипов И. «В ТАССР нет и духа от ленинской национальной политики» // Гасырлар авазы – Эхо веков. – 2007. – № 1. – С. 94-98.
2. ЦГА ИПД РТ, ф. 15, оп. 38, д. 133, л. 71.
№ 1. Информация первого секретаря З. И. Муратова в ЦК КПСС
об антисоветских листовках, обнаруженных в Казани
30 апреля 1956 г.
Татарский обком партии сообщает, что 30 апреля с[его] г[ода] в почтовых ящиках г. Казани обнаружено 35 писем, каждое объемом в 5 страниц, с воззванием антисоветского буржуазно-националистического содержания. Письма адресованы различным учреждениям и лицам Татарской и Башкирской АССР, Арзамасской, Чкаловской, Куйбышевской областей, преимущественно татарским пединститутам, училищам и школам.
Воззвание подписано от имени «комитета по организации мнений по вопросам национальной свободы» И. Бикбулатом. Текст воззвания написан на татарском языке печатными от руки буквами и размножен одним лицом при помощи копировальной бумаги.
В воззвании говорится, что татарский народ страдал в течение 400 лет. «Какие только беды не приносили нам эти кровавые века: бедность, голод страдания, ссылки, крещение силой, пытки, все было… Речь идет не только о нашем прошлом, но и настоящем. Большевики стараются показать себя освободителями угнетенных народов, но какая разница между свободой, которую они дали татарскому народу, и игом, принесенным опричниками кровавого Ивана?
Сколько ими уничтожено сынов и дочерей нашего народа за последние 30-40 лет, сколько погибло в тюрьмах, на горах Дальнего Востока, в степях Сибири, концлагерях Урала, в Воркуте, совершенно безвинных сынов и дочерей… Куда ни посмотри, всюду доля татарского народа такая, какой она была до Октябрьской революции: тяжелый подневольный труд, тяжелая бедная жизнь».
Далее автор воззвания пишет, что «в области просвещения проводится политика давления, обрусения, преследования национальных особенностей. Дети не могут получить высшего образования на родном языке, на низкое положение поставлена учеба в средних школах. Даже в Казани потихоньку сокращается число средних школ. В Уфе и в районах, где живут татары, совершенно не работают школы для татар на родном языке… Все вопросы татарской культуры невозможно свободно обсуждать. В течение последних 20-30 лет сколько сынов и дочерей татарского народа стали жертвами большевистского террора за то, что они полным голосом сказали: Я татарин. Татары, проживающие в других районах Союза, лишены чтения на родном языке книг, газет, журналов, художественной литературы… Большое время в Москве, в городах Поволжья, Урала, Сибири и других республиках выпускались на татарском языке газеты, журналы, работали клубы, библиотеки для татар, а сейчас ничего нет… В таких условиях где может найти наш народ духовную пищу, как он может обогатить свою национальную культуру? Вот те плоды ленинско-сталинской политики, которые пали на долю татарского народа. Правда, мы не пробовали тех плодов этой национальной политики, которые пробовали народы Крыма и Кавказа, но политика большевиков такая же, как в Крыму и на Кавказе… Произведения таких писателей, как Г. Ибрагимова, К. Тинчурина, Ф. Амирхана, не только не печатаются, но даже запрещено говорить их имена. Все это делается для того, чтобы впредь держать татарский народ в полной зависимости, для того, чтобы у татарского народа рождалось неверие в себя».
Воззвание заканчивается следующим: «Что же нужно делать для того, чтобы уничтожить эту несправедливую действительность? Некоторые думают, что надо обращаться в ЦК КПСС. Ждать чего-то от ЦК или их наймитов на местах является самообманом… Ныне сидящие во главе его зря сваливают на одного Сталина зверства, которые осуществлялись в течение 30-40 лет. Их руки также запачканы в крови, которая пролита за годы диктатуры Сталина. Они помогли установить кровавую диктатуру. Господство Сталина, основанное на терроре, держалось с их помощью, а для татарского народа все равно, что один диктатор стоит во главе русского правительства, что 10-15 аристократов от имени партии, что национальная политика правящих коммунистов называется ленинской или сталинской. Основа их политики — русский шовинизм… Вся надежда в народе, который пережил всякие мучения, к нему нужно обратиться, нужно организовать его чистые, свежие силы. Сейчас надо разъяснить нашему народу основы политики русских шовинистов. Надо принять меры к укреплению рядов нашего народа против этой политики. Наш народ пусть будет готов в единстве взять свою судьбу в собственные руки в день, который придет».
Автор воззвания обращается с призывом: «Для начала просим вас переписать это воззвание и распространять его. Сам подлинник запрячьте как можно подальше, он в нужное время послужит доказательством того, что вы участвовали в нашем движении. Давайте бороться за дело, родные, за будущность нашего народа! Для начала таким путем начнем обмен мнениями».
Меры по пресечению дальнейшего распространения воззвания и установлению его автора принимаются.
Российский государственный архив социально-политической
истории, ф. 556, оп. 14, д. 55, л. 15-17.
 № 2. «Химэнергострой» тресты эшчесе Г. Хөсниевнең үтенеч хаты
2 февраль 1960 ел.
Минем үтенеч.
Тиздән Автономияле республикабыз төзелүенә кырык ел тула. Шушы данлы еллар кочагында Татарстан чәчәк атучы бакчага әверелде. Партиябезнең зирәк акылы, кайгыртучанлыгы белән республика халык хуҗалыгының бөтен тармаклары кызу һәм эре адымнар белән атлый. Милли культурабыз да югары дәрәҗәгә күтәрелде. Бөек талант ияләре: Габдулла Тукай, Салих Сәйдәшев, Галимҗан Ибраһимов, Һади Такташ һәм Муса Җәлилне биргән татар әдәбияты һәм сәнгате көннән-көн яңа уңышларга ирешә.
Якынлашып килүче юбилей алдыннан, мин — гади эшче, әдәбият һәм сәнгать хезмәткәрләренә ике теләгемне белдерәсем килә. Якын арада туган республикабызда «Әдәбият һәм сәнгать» газеты чыгарылсын иде. Моны укучылар шатланып каршы алырлар иде.
Минемчә, республикабыз башкаласы — Казан шәһәрендә татарча кинофильмнар төшерү өчен киностудия төзү дә кичергесез һәм мөһим бурыч. Моны тормышка ашырырга тотынырга вакыт, чөнки миллионлаган тамашачылар милли кинолар карауны бик күптәннән зарыгып көтәләр.
Бу чараларны үткәрү, татар культурасын үстерүдә бик зур этәргеч көч булыр иде.
Гәптелхәлим Хөсниев, «Химэнергострой» трест эшчесе.
Татарстан Республикасы Тарихи-сәяси документлар
үзәк дәүләт архивы, 15 ф., 41 тасв., 221 эш, 12, 13 кгз. 
Публикацию подготовила
Альфия Галлямова,
кандидат исторических наук